Автокредиты: какие ставки и на каких условиях дают
- Здравствуйте, дорогие друзья. Радио «Комсомольская правда» продолжает свою работу, меня зовут Евгений Беляков и в ближайшие 11 минут поговорим про автокредиты. Что с ними сейчас происходит, по каким ставкам их можно взять и все вопросы, связанные с этим финансовым продуктом.
У нас в гостях Евгений Дячкин, вице-президент, руководитель департамента продаж в партнерских каналах ВТБ, Евгений, здравствуйте.
- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.
- Евгений, расскажите, в принципе, как сейчас ситуация? То есть, понятно, что ставки сейчас высокие по всем видам кредитов, по автокредитам тоже, соответственно, не исключение. Вот сейчас какие ставки на рынке?
- Вы абсолютно правы, сказав о том, что в целом на кредитном рынке сейчас достаточно высокий уровень ставок. Но это не в полной мере отражает картину на рынке автокредитования. В частности, банк ВТБ реализует с автопроизводителями специальные программы, которые позволяют клиентам приобрести автомобиль по достаточно комфортной ставке. Средняя ставка сейчас находится на уровне 14%. Есть ставки и пониже, и повыше, тем не менее, они относительно комфортные. Можно сказать, что мы сейчас являемся достаточно понятным банком для жителей Российской Федерации. Почему? В этом году наша мечта осуществилась – мы стали банком номер один на рынке автокредитования. Это говорит о том, что мы предоставляем лучшую продуктовую линейку - я сейчас говорю про покупку автомобилей - с самыми оптимальными ценовыми параметрами и характеристиками. Ну и надеемся, что предоставляем лучшие клиентские сервисы.
- У вас, кстати, ставки почти как льготная ипотека, получается, да, семейная, точнее.
- Да, мы молодцы. Вместе с автопроизводителями пытаемся дать жителям Российской Федерации очень комфортные условия.
- Много ли людей сейчас берут автокредиты и что выбирают больше? Новые или подержанные?
- Берут много. Суммарный объем рынка автокредитования в объемных показателях достиг 1.4 триллионов рублей. Это практически в два раза больше, чем за семь месяцев прошлого года. Это действительно очень большие объемы. В первую очередь, растет рынок новых автомобилей. Банк ВТБ по сравнению с прошлым годом выдал в 3.5 раза больше автокредитов на новые автомобили. С чем это связано? Вы помните, мы столкнулись с пандемией коронавируса, тогда были нарушены логистические цепочки, в результате чего в Россию не поставлялись в должном объеме автомобили. А потом с нашего рынка ушли корейские, европейские автопроизводители, и сформировался дефицит. Сейчас эту пустую нишу заняли китайские автопроизводители, которые наряду с отечественными автопроизводителями сегодня превосходно себя чувствуют. Что интересно, в структуре продаж автокредитов уже около 70% - это автомобили из КНР.
- А была же еще какая-то льготная программа, по которой можно было отечественные автомобили покупать. Вот сейчас она действует?
- Она есть, но сейчас по ней есть лимиты только на покупку электроавтомобилей отечественного производства. Мы надеемся, что программа снова начнет работать в полном объеме, и мы снова будем предоставлять льготные автокредиты и на бензиновые машины.
- Есть такое мнение, что значительную часть автокредитов, когда приходишь и берешь его, там уже много всяких дополнительных услуг еще зашивается – всякие страховки, подписки на различные сервисы и т.д. Вот как сейчас с этим?
- Да, некоторые дилеры и банки могут включать дополнительные услуги в автокредит. ВТБ, я думаю, предлагает наиболее оптимальные варианты с точки зрения выбора самого автокредита и возможных дополнительных расходов. У нас, например, на сегодняшний момент даже необязательно оформлять КАСКО. Это говорит о том, что в целом мы даем максимальную свободу нашим клиентам. А так в среднем в сегменте новых машин дополнительные расходы у нас составляют 2.5% от размера кредита.
- То есть, не критично получается.
- Нет, не критично. Ну и я повторюсь, что, сейчас на авторынке интересы клиента – на первом месте, и они, конечно, вправе требовать высокого качества сервиса, оптимальной цены и получения того продукта, который их полностью удовлетворит.
- Банк ВТБ сейчас перешел к активной фазе интеграции с банком «Открытие» - то есть, два банка из десятки, по сути, объединяются и получается такой огромный банк. Собственно, для клиентов, у которых были автокредиты в «Открытии», что для них, как им пройти этот путь? Или, может быть, многие уже прошли?
- Давайте сначала про огромный банк. Мы в этом году, я говорил, стали первыми на рынке по портфелю автокредитов, и это без учета присоединяемого банка «Открытие». Если присоединить портфель банка «Открытие», то нас просто невозможно догнать. О чем это говорит? Это говорит о том, что ВТБ обладает хорошей продуктовой линейкой и качественным обслуживанием. И банк «Открытие» за много лет сформировал очень серьезные компетенции на этом рынке. Наше объединение позволит создать синергию наработок, сильных сторон двух банков. Поэтому, конечно, клиенты как банка «Открытие», так и ВТБ в этой ситуации только выиграют.
Сейчас мы в активной фазе интеграции, первый этап уже прошли. Он предполагал выстраивание диалога со всеми партнерами, это автопроизводители, дилеры. Банком «Открытие» была сформирована достаточно хорошая база. Мы передоговорились со всеми автопроизводителями, дилерами.
Сейчас клиенты, которые оформлялимавтокредиты в банке «Открытие», получают уведомления о переходе в ВТБ. Сделать это они могут, придя в офис нашего банка ВТБ или «Открытия», или дистанционно, онлайн, не тратя свое время на передвижения. Поэтому отвечая на ваш вопрос, конечно же, в целом процесс идет достаточно хорошо.
Условия по автокредитам, которые были у клиентов банка «Открытие», не изменятся, даже несмотря на то, что ключевая ставка выросла. Те договора, которые они обслуживали по низкой процентной ставке, они останутся ровно такими же. Не изменятся и другие параметры этих кредитов – ни срок, ни сумма или дата ежемесячного платежа. А качество обслуживания только улучшится.
- Много ли клиентов уже перешли на обслуживание в ВТБ ?
- Уже 65%. Мы идем с опережением. До конца года все клиенты банка «Открытие» будут уже обслуживаться в объединенном банке – в банке ВТБ.
- Что нового в части автокредитования сейчас в ВТБ, что вы предлагаете?
В этом году нашей задачей было выстроить диалог с автопроизводителями. И мы договорились фактически со всеми. ВТБ значительно расширил свое присутствие на территории всей Российской Федерации. И, как я говорил, значительно улучшил свою продуктовую линейку. Сегодня автокредиты ВТБ доступны жителям всех российских регионов. Купить машину с нами можно не только у юридического лица, но и «с рук», из-за границы или с аукциона. Вот, собственно, то, что и позволяет нам сейчас сохранять лидерство на рынке.
- Центробанк по всем видам кредитования периодически ужесточает условия, особенно что касается закредитованности. Собственно, есть изменения в политике ЦБ в автосегменте – вот что это означает для обычных потребителей?
- Центральный банк обеспокоен высокими темпами роста рынка. Не только автокредитования, но и рынка потребительского кредитования. И вводит надбавки к коэффициентам риска при выдаче таких кредитов высокозакредитованным клиентам. То есть Центральный банк заботится о тех заемщиках, которые на сегодняшний момент уже имеют высокую долговую нагрузку. И для того, чтобы они продолжали платить и дальше исправно по своим обязательствам, Центральный банк регулирует этот рынок.
Если говорить о цене автокредитов, то ее достаточно высокий уровень на сегодняшний день связан с макроэкономическими факторами, из-за которых Центральный банк вынужден был повысить ключевую ставку. И регулятор обозначил, что пока высокая ключевая ставка будет сохраняться. Но в целом это не беда. Объясню почему. Во-первых, как я говорил, на рынке автокредитования действуют специальные программы автопроизводителей, которые позволяют снизить ставку. Во-вторых, даже если клиенты взяли кредит по высокой процентной ставке, нужно понимать, что в среднесрочной перспективе они смогут сократить свою долговую нагрузку. Ключевая ставка рано или поздно пойдет вниз, и банки перезапустят программы рефинансирования, предложив заемщикам снизить ставки по ранее полученным автокредитам.
- Ясно. Спасибо вам большое. Я нашим радиослушателям напомню – недавняя статистика, что новые автомобили уже за первые полгода подешевели процентов на 6, судя вот по данным, так что в этом плане здесь тоже уже есть возможность совершить более выгодную сделку.
Спасибо вам большое. А я напомню, что у нас в гостях был Евгений Дячкин, вице-президент и руководитель департамента продаж в партнерских каналах ВТБ.