Александра Александрова, первый замруководителя Департамента труда и соцзащиты Москвы: «Работодатели хотят брать готовых специалистов»
Что лучше для выпускника школы: получить высшее образование или средне-специальное? Как совершить выбор профессии осознанно? Сколько зарабатывают сварщики или прорабы на стройке? В интервью Игорю Виттелю на «Радио «Комсомольская правда» рассказала первый заместитель руководителя Департамента труда и соцзащиты Москвы Александра Александрова.
ТРЕБУЮТСЯ ЛЮДИ, УМЕЮЩИЕ РАБОТАТЬ РУКАМИ
- Александра Борисовна, проблема среднего профессионального образования актуальна для страны последние лет 30 с лишним. Помню, меня в свое время, то есть очень давно, пугали: будешь плохо учиться в школе, не получишь высшее образование, после 8 класса пойдешь в ПТУ. Так пугали многих. Потом наступила перестройка, система среднего профессионального образования была разрушена. Сейчас выясняется, что система, наоборот, вроде как воскресла, и я даже услышал цифру, что из нынешних выпускников школ 74% хотят идти не в вузы, а именно в систему СПО. Правда, говорят, что это не про рабочие руки, а про сферу услуг, программирование и т.д. Расскажите, что на самом деле происходит?
- Действительно, среднее профессиональное образование сейчас переживает настоящий ренессанс. Происходит это по целому ряду причин. Первая причина в том, что во всем мире, не только у нас, есть огромная необходимость в людях, которые умеют что-то делать руками и могут быстро научаться новым практическим навыкам. И среднее профессиональное образование – это тренд, популярный во всем мире. В нашей стране он имеет особую актуальность, прежде всего потому, что локализация производств, необходимость развития экономики приводит страну к тому, что нужны профессиональные руки, умеющие быстро выходить на рынок труда и хорошо делать свою работу. А это может делать очень быстро только среднее профессиональное образование. XXI век отличается от ХХ тем, что устаревание знаний в любой индустрии происходит намного быстрее.
- Когда речь заходит о станках с числовым программным управлением нередко говорят: вы думаете, это просто руки, здесь уже требуется мозг. Сейчас к рабочим профессиям причисляют даже те направления, где используется искусственный интеллект. Хотя мне кажется, что это уже не относится к объему знаний среднего профессионального образования.
- Понимание профессии очень сильно изменилось. Оператор станков с числовым программным управлением – сейчас это как раз профессионал со средним профессиональным образованием. Оператор, монтажник – это то, что делают современные специалисты рабочих профессий. И именно в них огромная потребность.
«ПОЯВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ ПРОФЕССИИ И ЦЕЛЫЕ ОТРАСЛИ»
- Когда мы говорим о рабочих профессиях, кого мы в основном имеем в виду? Оператор станков с числовым программным управлением – понятно, это рабочая профессия. Но ведь и просто рабочие на стройке – это профессия. Но не будем лукавить, ведь стройотрасли выгоднее нанимать гастарбайтеров. Это серая зона, куда действительно требуются руки. Система может предложить хорошие рабочие руки, но рынок сам не возьмет.
- Знаете, Игорь, есть очень много заблуждений по поводу профессий. В том числе и строительство требует очень много квалифицированного персонала. Мастер участка как правило имеет среднее профессиональное образование, и это очень квалифицированный специалист. Плюс строительство почему хорошо? Ну, потому что огромный бум строительства в Москве. Возьмите огромную программу реновации, которая на самом деле с каждым годом набирает свои темпы.
Появляются новые профессии и целые новые отрасли. Например, люди, которые устанавливают лифты, налаживают. Это как раз то, что делают люди со средним профессиональным образованием. Что очень важно понять, скажем, нам с вами, людям скорее ХХ века? Мы считаем, что есть лишь одна стратегия успеха – высшее образование…
- Или два высших!
- Так вот, сейчас очень важно понимать, что человек, который будет заниматься ремонтом и установкой лифтов, работать сварщиком или наладчиком станков с ЧПУ, будет зарабатывать больше…
- Чем журналист. Я посмотрел, сколько сейчас зарабатывают сварщики - полмиллиона.
- Сварщики зарабатывают действительно много. Но я вам хочу сказать, что так зарабатывают практически все рабочие. Сейчас понимание рабочей профессии изменилось. Они стали действительно очень технологичными.
«120 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ПОСЛЕ КОЛЛЕДЖА»
- Подождите, вы хотите сказать, что любой мастер участка тоже зарабатывает по полмиллиона?
- Не полмиллиона, но 120-150 он зарабатывает. Причем, уже через два года после выпуска из колледжа.
- Сейчас в колледж после 8 класса уходят или 9-го? Я слишком давно заканчивал школу.
- В основном в колледжи поступают после 9 класса. Но также в колледж можно поступить и после 11-го. В чем разница? Когда человек думает, какую стратегию выбрать - колледж или вуз, очень важно понимать, что вы хотите, в чем ваш талант?.. Необходимо учитывать стратегию выбора у человека – что важно, каким мышлением ты обладаешь: практическим мышлением, и ты талантлив в том, что ты умеешь делать руками? При этом у тебя есть мотивация быстрее стать самостоятельным. Почему молодые люди хотят идти в колледж? Потому что колледж через 2 года дает возможность выйти на рынок труда очень серьезным специалистом.
- Я не спорю, но мы не получаем другой перекос? «В интернетах» обычно говорят: заводы стоят, одни гитаристы в стране. Так сейчас наоборот, рабочие руки востребованы, но при этом существует огромная нехватка инженеров, для которых требуется высшее образование. И самая главная проблема – проблема преемственности поколений, преподавательского состава. И я с вами согласен, все эти бессмысленные орды пиарщиков, журналистов, которые заполонили рынок, никому не нужны.
- Игорь, у меня три новости. Первая. В Москве востребованы специалисты практически во всех направлениях: огромный рынок труда - миллионный, очень диверсифицированный... И профориентация, и выбор для сегодняшнего 9-классника своего пути, хорош тем, что он может выбирать свою модель успеха. Если он выбирает рабочие профессии, важно сказать, какие это профессии, что он будет зарабатывать, выходить на рынок и иметь квалификацию лучше, чем он будет из вуза, где будет 5 лет учиться только потому, что об этом сказали любимые родители, а он не очень хотел туда поступать.
Второй тезис, по поводу того, что не хватает мастеров. Это так, и это действительно очень большая проблема. Потому что научить профессии может только человек, глубоко понимающий эту профессию. Сейчас город очень серьезно вкладывается в развитие инфраструктуры колледжей - это большая правда и огромный проект. Строятся новые колледжи. Практически во всех колледжах поменяли программы обучения и сделали это вместе с работодателями. Что важно, потому что работодатели хотят брать готовых специалистов, а не тратить еще полгода на то, чтобы их чему-то научить. Тогда можно сразу платить специалисту, вышедшему из колледжа, достойную зарплату.
И третье направление – это, конечно, преподавательский состав, это, конечно, те самые мастера, те самые золотые руки, которые ценились, как в ХХ веке, так и в нашем XXI. Нам очень важно сейчас собирать этих людей.
«СШИТЬ» КОЛЛЕДЖ И РАБОТОДАТЕЛЯ
- На каком-то из вражеских телеканалов есть прекрасная программа – MythBusters. Это те люди, которые разрушают мифы. Мы с вами сегодня, похоже, в эту сторону идем. Давайте посмотрим на такую ситуацию. У меня есть друг, который генеральный директор сети медицинских клиник, крупнейшей в стране. Я ему говорю: «Слушай, а сколько студентов могут работать после выпуска из вуза?» Он говорит: «80% никуда не годятся, а с 20 можно работать». Это трагедия. В пору моей юности это была не очень престижная профессия – медсестра. Я много бывал (и жил) за границей. Там это огромная, важная профессия, хорошо оплачиваемая, со всей социальной защитой. Изменилось в этом направлении что-то?
- Конечно. Сейчас все, что касается профессий среднего профессионального образования, востребовано и действительно хорошо оплачивается. Это касается и рабочих профессий, про которые мы говорили. Это касается и профессий, связанных с социальной сферой. И медицинская сестра, и уходовые профессии в социальной сфере, и профессия учителя – это то, что реально может быть подготовлено в рамках среднего профессионального образования, и хорошо оплачиваемо. Вот вы привели пример, что можно долго учиться, но если работодатель не включен в процесс обучения с самого начала, то специалист, который выйдет через 5-6 лет, не будет устраивать работодателя. Безусловно, это именно так.
Среднее профессиональное образование хорошо тем, что оно может быстрее и гибче адаптироваться к потребностям организации. Это то, что уже сделано в Москве. Потому что вот эти два года как раз были потрачены на то, чтобы «сшить» работодателя и колледжи и быстро изменить программы обучения.
- Александра Борисовна, я понимаю, что вы занимаетесь городом под названием Москва. Меня, как коренного москвича, очень радует, что сейчас происходит с городом (не всё, но значительная часть). Однако, Россия – это не только Москва. Я понимаю, что вы пришли рассказать о столице, но мы не забываем, что Москва – пылесос. Москва в себя втягивает лучшие кадры, в Москве и учиться престижно. В результате остальная страна пытается копировать Москву, но не хватает кадров, не хватает высокоинтеллектуальных систем обучения. Какой бы вы совет дали?
- Ситуация в регионах даже в отношении правильной пропорции рынка труда и соответствия системы образования требованиям рынка труда, лучше, чем в Москве. Миф о том, что высшее образование – это единственная стратегия успеха, особо доминирует только в Москве. Вот как раз в регионах соответствие пропорции среднего профессионального образования гораздо выше. В среднем это где-то процентов 60 в регионах.
- Главный вопрос, который я вам не задал… Я многодетный отец, хорошо знаю детей. Принимать решение, кем ты хочешь быть и куда ты хочешь пойти, практически невозможно. Плюс есть мнение родителей. Как сейчас называется, «вертолетные родители», которые над тобой кружат, выносят тебе весь мозг, это тоже фактор. Ребенок часто ошибается, просто ничего не хочет. Родители говорят: мы за тебя примем решение, мы лучше знаем, что тебе нужно. И это приводит тоже к неприятным моментам.
- Действительно, сам процесс выбора профессии для человека в 9-м классе – это очень тяжело. У тебя нет опыта, есть лишь какое-то понимание себя, но оно – тоже вопрос изучения. Поэтому очень важно, чтобы тебе кто-то помог: чтобы не сделали выбор за тебя, а помогли. И в этом отношении в городе уже с прошлого года существует программа профориентации. 60 тысяч 9-классников в прошлом году пришли в центр «Профессии будущего», который открыл мэр, для того чтобы воспользоваться лучшей в стране программой профориентации.
ВЫБОР БЕЗ КОНСУЛЬТАНТА – БУДУЩЕЕ НА ВЕТЕР
- Ваши коллеги из правительства Москвы (по-моему, это департамент инноваций или инвестиций), организуют экскурсии на предприятия города. Я на эти экскурсии сам с удовольствием ходил. Потому что то, что в детстве было неинтересно, сейчас фантастически интересно смотреть. Особенно как работают заводы и фабрики.
- Конечно, это интересно. Современная система профориентации, которая в Москве предложена 9-классникам, заметьте, в очень важный период их выбора – колледж или вуз - это очень важное решение. При этом вы как многодетный родитель понимаете, что у вас абсолютно разные дети, и у каждого должен быть свой выбор. Программа профориентации включает целый большой пласт шагов. Первый шаг – мы приглашаем всех в наш центр профориентации «Профессии будущего» на улице Щепкина, 38, куда можно прийти самостоятельно…
- Это там, где 5D-кинотеатр?
- Да. Это такой центр, который заставляет тебя погрузиться в мир профессии и настроить себя на волну изучения профессии. Там первое, что можно сделать, это удивиться, что такое профессии.
Второй этап состоит в том, что вам будет предложено тестирование. Но тестирование само по себе не даст результата, если с вами не поговорит карьерный консультант. И это одна из главных особенностей нашего центра. У нас великолепные профессиональные карьерные консультанты, которые знают про профессии всё. И когда человек выбирает, очень важно ему объяснить: не поставить диагноз, не сказать «вот вам туда - быть журналистом»… Когда человек насыщается каким-то пониманием, что такое профессия, проходит тестирование, проходит диалог с карьерным консультантов, и следующим его этапом прямо в нашем центре – возможность встретиться с сотрудниками колледжа. И очень часто это такие же молодые люди, как тот будущий студент колледжа. Они могут честно, со всеми деталями рассказать про колледж. Либо это молодые преподаватели, которые вчера были студентами. Они действительно живут этой жизнью. И если ты разговариваешь с первоисточником, ты можешь осознанно сделать какой-то выбор.
А дальше выясняется, как показали исследования, что молодые люди действительно хотят выбирать колледж. В решении очень важную роль стали играть не только родители, а именно возможность встречи, тестирование, диалог с консультантом. Дальше юный человек приходит на день открытых дверей в колледже. Потому что, когда ты видишь таких людей, мы все равно выбираем, не всегда понимая профессию в деталях, мы выбираем людей, которые нам нравятся. Мы выбираем ту атмосферу, тот коллектив, который будет тебя окружать. И это очень важно. Поэтому мы зовем прийти в колледж на день открытых дверей, поговорить со студентами и преподавателями, прийти на фестиваль. И лишь на следующем этапе ты приходишь на производство.
- А раньше нельзя начинать, с детства? Доктор Бенджамин Спок в свое время был очень популярный. Его спрашивали: «Когда надо начинать воспитывать ребенка?» Он говорил: «Сколько вашему ребенку?» - «Год». – «Вы уже опоздали на год».
- Конечно, нужно погружать в профессии - чем раньше, тем лучше. Потому что выбор профессии первоначально строится от того, что дайте, я посмотрю карту выбора. И жизненный опыт родителей прекрасен, но это личный опыт родителей. И, возможно, ребенок выберет какую-то свою, другую стратегию. Дайте ему возможность выбрать эту модель. Но сопроводите его на этом пути, не говорите, что есть только одна карта – высшее образование. Есть великолепная стратегия - среднее профессиональное образование. А вот в вуз он пойдет тогда, когда сам решит, а не когда его поместят туда родители.
- Ну, за вашу отрасль я спокоен, потому что я вижу ваши горящие глаза. Это не так часто случается, чтобы в наше время человек был прямо заражен своей идеей. И это очень хорошо. Спасибо вам, Александра Борисовна, что вы за нее так болеете.