Татьяна Журавлева, директор центра практик качества жизни Агентства стратегических инициатив: «При помощи креативной экономики мы хотим навести порядок в городах»

Фото: Предоставлено Агентством стратегических инициатив
Как АСИ обучает талантливых людей в регионах создавать красоту вокруг себя

Уходящий 2021-й - это Международный год креативной экономики. Около 80 стран мира, включая Россию, считают, что креативные индустрии являются приоритетным направлением. Как развивается оно в России? И что могут дать креативные индустрии экономике страны? Об этом в эфире радио «КП» рассказала Татьяна Журавлева, директор центра практик качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ).

«ДАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ ЗАБРОШЕННЫМ МЕСТАМ»

- Креативные индустрии мы часто обсуждали в нашем эфире. Жители Москвы, наверное, с ними уже знакомы. Но сейчас начался процесс их перемещения в регионы. Как он происходит?

- Это отчетливая тенденция. Креатив из Москвы и Санкт-Петербурга приходит в регионы, в маленькие города и даже поселки. Приходит понимание, что в любом месте нашей необъятной страны человек может заниматься творчеством, интеллектуальной деятельностью. За последние шесть месяцев мы сделали практически невозможное. У нас запустилось 12 креативных площадок в 10 регионах. В следующем году готовятся к запуску еще 18. На этих площадках концентрируется большое количество творческих людей, которые создают новый креативный продукт.

- Что собой представляют эти творческие площадки или, как их еще называют, креативные кластеры? Можете рассказать подробнее?

- Задача была такая: мы хотели показать, что при помощи креативной экономики можно навести порядок в городах. То есть, взять «заброшки» и пустыри, как я люблю их называть, и дать им новую жизнь. Это называется ревитализация...

- То есть, даете новую жизнь таким площадкам?

- Да. Берем какой-нибудь старый заброшенный полуразвалившийся завод, или промышленную зону, или объект культурного наследия (часто такое у нас бывает). И при помощи команд на местах пытаемся сделать так, чтобы там забурлила новая жизнь, чтобы там появился бизнес, желательно креативный.

«КАЖДЫЙ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР УНИКАЛЕН»

- Получается, вы берете старую промзону, каким-то образом ее ремонтируете. На чьи деньги, кстати?

- Вот тут тонкий нюанс. Мы не ремонтируем. Наша задача – показать технологию той команде, которая к нам приходит. Это люди с горящими глазами. Предприниматели, представители некоммерческих организаций. Иногда они объединяются с государством. Если у них не получается, мы им помогаем. В этом, собственно, одна из задач АСИ – снимать барьеры между разными секторами экономики и объединять их между собой. Каждый креативный кластер уникален. Нет такого - давайте сделаем по стране миллион «Artplay» или «Флаконов».

- А в чем заключается ваша технология?

- Мы даем методологию запуска креативного пространства – как собрать деньги, как сделать быструю активацию без финансов, как навести порядок, как сделать ремонт с минимальными вложениями, как сделать так, чтобы к вам пришли люди, как сформировать сетку мероприятий, как найти тот самый уникальный продукт, который будет востребован не только в России, но и, например, на глобальном рынке. То есть, учим, как правильно собрать эту машину, чтобы она заработала. А дальше уже идет наполнение. Кто-то делает ставку на музыку. Так, в Свердловской области создается целых четыре креативных пространства с музыкальной тематикой, и в перспективе их будет еще больше. Или в Тюмени, например, делают ставку на архитектуру и дизайн. В Иркутской области - на медиа: там начали с создания «ТикТок Хауса», а теперь на старой промышленной территории появляется полноценный media production.

«ЭТО ИЛЛЮЗИЯ, ЧТО НУЖНО 100 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

- Технология - хорошо. Но все-таки откуда брать деньги?

- Это большая иллюзия, что для того, чтобы создать креативный кластер, вам сразу нужно 100 миллионов рублей. Такого не бывает. Есть небольшие проекты, например, такие, как пространство «Фактура» в Тюменской области. Там ребята собрали несколько предпринимателей и начали проводить мероприятия: платные и со свободным входом. Так сформировался поток людей, которые оставляли там деньги, покупали отдельные дизайнерские товары, приходили на pop-up market и т.д. Таким образом, тюменская команда отбила первоначальные небольшие инвестиции, вложенные в ремонт. Всего для запуска креативной площадки в регионе достаточно 1,5 - 2 млн рублей. К примеру, в городе Сысерть Свердловской области с командой сотрудничают частные инвесторы, которые дают благотворительные деньги на развитие кластера. Или очень часто с нами работают компании, которые говорят: ребята, вы делаете классные вещи, мы вам принесем краски и кисточки со склада. Тогда у нас получается крутой архитектурный кэмп. В этом смысле все возможно.

- Нас слушают почти во всех регионах России. Если там собирается какая-то креативная ячейка, каков их алгоритм действий, чтобы получить поддержку от Агентства стратегических инициатив?

- Во-первых, у нас есть методичка, которую мы сделали совместно с «Флаконом» еще год назад, о том, как правильно создать креативное пространство. Точнее, там прописаны основные ошибки, которые мы проанализировали на основании и российского, и международного опыта. То есть, некий набор лайфхаков, каким образом создавать подобное пространство. Это абсолютно доступная информация, которую в любой момент можно скачать здесь: https://clck.ru/T4n6s

- Насколько регионы активны в этом процессе?

- Очень активны. С самого начала мы, честно говоря, в очередной раз не ожидали… Потому что, когда мы запускали программу для городских лидеров, к нам пришло около 600 заявок, то есть, 600 городских проектов. В то время, как мы ожидали максимум проектов 40. В этом году, когда мы запустили программу по креативным кластерам, мы тоже думали, что мало кто придет: это ведь сложная тема - работа с «заброшками». Но к нам пришли больше 5 тысяч человек из 64 регионов. Мы не ожидали. Был большой образовательный этап, когда мы проводили марафон для всех желающих. И сейчас многие регионы просят нас его повторить. Думаю, что мы это сделаем в начале следующего года.

- То есть, какая-то часть отсеялась, дальше не пошла…

- Да. К нам пришли 64 региона, из них мы отобрали всего 10. То есть, это 10 уже готовых команд. Сейчас из этих 10 мы отберем 4, и будем их сопровождать до апреля 2022 года.

«НАША ЗАДАЧА - ЧТОБЫ В ГОРОДЕ ВЫРОС ПРОДЮСЕРСКИЙ ЦЕНТР»

- А по каким принципам вы отбираете эти команды?

- Все очень просто. Первое, что нам нужно, это четкое понимание того, что люди готовы создавать продукт. Это проверяется в ходе первого большого этапа, когда мы даем тестовые задания. Мы говорим: ребята, попробуйте провести внутреннюю стратегическую сессию и объединить вокруг себя несколько индустрий. Насколько они способны, насколько они могут это сделать. Второе - их умение работать с объектом, потому что это все-таки девелопмент. Должно быть хотя бы небольшое понимание того, каким образом эти процессы устроены. Мы просим, чтобы они либо договорились с объектом, либо нашли объект и провели первичную оценку: насколько она детализирована, насколько много у них возникает вопросов. И третий шаг – смотрим, насколько они готовы к сотрудничеству. Потому что бывает очень часто, когда у нас приходит команда и говорит: «Знаете, только мы и никто другой». Так не получится. Нужно уметь договариваться, нужно уметь находить соратников и союзников, особенно в таком деле, как зарождающаяся креативная индустрия. И наша задача – чтобы из них вырос такой продюсерский центр для всех креативных индустрий, чтобы они могли привлекать на площадку как можно больше талантливых молодых, немолодых, разновозрастных художников, артистов и других творческих личностей.

- Интересно. Такой комплексный подход. Видимо, потому что идея - это, как говорят, всего 5% успеха. Остальные 95% - это пахота.

- Да, именно так.

«РЕГИОНЫ КОНКУРИРУЮТ НЕ ЗА ДЕНЬГИ, А ЗА ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ»

- Насколько регионы к этому, на ваш взгляд, готовы? Хватает ли там человеческих ресурсов для развития подобных проектов?

- Регионы сейчас конкурируют не за инвестиции, а за креативных, талантливых людей, за тех, кто готов вкладываться в развитие места, где он живет. И здесь очень серьезная конкуренция как между регионами, так и между городами. Наши программы позволяют людям либо вернуться в свой родной город, либо остаться там. В тот же город Сысерть в Свердловской области, где живет всего 20 тысяч человек, возвращаются люди, начинают там обустраиваться, восстанавливать домики, которые им достались от бабушек и дедушек. А все потому, что там теперь есть площадка, где можно классно проводить время, где можно работать удаленно и где можно создавать какой-то новый продукт. И при этом приносить пользу городу. Такая тенденция «возвращенцев» усилилась на фоне пандемии, и, мне кажется, все больше и больше будет нарастать.. Креативные площадки - это особая атмосфера, особая среда. И нужно понимать со стороны и местных властей, что это та самая точка притяжения, за которой пойдут люди. А пойдут люди, значит, пойдут и инвестиции.

- Насколько здесь сильна связь между количеством людей и качеством продукта, который они выдают?

- Вы знаете, год назад я бы сказала, что очень сильна. А сейчас скажу, что это совсем не связано. Потому что у нас есть кейс под названием «Поселок городского типа Черноисточинск». Он находится под Нижним Тагилом, там живет всего 4 тысячи человек, но проходимость площадки бывшего Демидовского завода - около 10 тысяч человек в месяц. То есть, в два с лишним раза больше, чем самих жителей поселка. Потому что теперь туда приезжают со всего региона…

- А что там? Расскажите.

- Там театральная студия, гончарная мастерская, производство натуральной косметики и крафтовой мебели, скоро запускается производство гитар: Вадим Самойлов, сооснователь группы «Агата Кристи» восстанавливает там вместе с собственником помещения бренд «Гитары Урала». Всего на площадке семь резидентов, которые постоянно создают либо какой-то продукт, либо мероприятие. И люди туда приезжают, скупают у них все. Поэтому чем круче концепция на старте, тем больше вероятности, что вы выстрелите. Первое, с чего мы начинаем работать с командами – это концепция: они должны понимать, про что это место.

ТРИ ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА

- Звучит все хорошо. Но наверняка есть какие-то трудности и нюансы, с которыми приходится сталкиваться...

- Да, конечно. Первое и самое главное – это, конечно, работа с площадками. Потому что от очень большого количества симпатичных историй приходится отказываться. Например, частные собственники, если площадка находится в их руках, смотрят и говорят: ребят, какая у вас классная концепция, но теперь эта площадка стоит не миллион, а десять миллионов.

- Кстати, большая проблема!

- Это самый главный барьер, который мы видим, когда частная собственность работает в обратную сторону. Вторая проблема – объекты культурного наследия. С промышленными площадками, в принципе, понятно, как с ними работать и как их запускать. Там нам очень сильно помогает Минпромторг. А с объектами культурного наследия очень тяжело, потому что есть барьер входа, ты ничего там не можешь сделать без согласования, ничего не можешь поменять. Плюс реставрационные работы всегда раза в два-три дороже. Поэтому мы будем продолжать эту тему обсуждать с Минкультом. И третья история – эффект быстрых побед. С одной стороны, это всегда очень хорошо, когда люди начинают верить в себя и бегут дальше, но всегда есть те, у кого очень быстро вырастает корона. Они говорят: «Классно, у нас все получилось! Мы теперь звезды креативных индустрий нашего региона!» И в этот момент приходится пересобирать команду, потому что очень сложно объяснять людям, что это еще только полшажочка, который вы сделали. А впереди еще путь в тысячу миль, который нужно преодолеть. Но такое очень часто бывает.

- Жители вот этих маленьких и не очень маленьких городов. Как они реагируют на появление вот таких площадок?

- На моем опыте всегда все было очень позитивно. Потому что вокруг этих площадок сразу возникает благоустройство, мы всегда стараемся сделать комплексный подход. Появляются парки, скверы, прогулочные зоны. Во-вторых, у жителей появляется то место, куда они могут прийти вечером провести время, погулять с детьми или вдвоем. Мы пока слышим только положительные отзывы.

«МАНИКЮР - БЫТОВАЯ УСЛУГА ИЛИ ДИЗАЙН НОГТЕЙ?»

- Вы в Агентстве стратегических инициатив создали Атлас креативных индустрий. Что это такое? И какая информация удивила вас при работе над этим документом?

- Нам нужна была точка «А» год назад. Мы должны были понять и посмотреть на креативную индустрию с точки зрения экономики. Сейчас появилась концепция и дорожная карта. Работаем с коллегами по федеральным законам. Самое главное - у нас не было понимания, какие именно бизнесы относить к креативным индустриям. Потому что, например, дизайн как отрасль разбивается на много разных подвидов, и что-то из них можно отнести к креативным индустриям, а что-то никак нельзя. Мой любимый пример, который мы обсуждаем в Минэкономразвития постоянно, – это маникюрный салон. Девочки же делают дизайн ногтей. И часть из них настаивает на том, что они креативная индустрия, потому что производят творческий продукт и участвуют в международных конкурсах. Но с другой стороны мы понимаем, что есть салоны, которые просто предоставляют базовую услугу. Очень сложно подойти к тому, как посчитать. Мы очертили границы – 14 отраслей экономики, понятный спектр видов деятельности. Определились, что креативный продукт – это тот продукт, в котором доля интеллектуальной деятельности составляет больше 50%.

- Зачем нужен атлас?

- Чтобы точнее сформулировать меры поддержки для отдельных индустрий. Потому что невозможно обеспечить всем дешевые кредиты или другие льготы. Иногда индустриям нужна совсем другая поддержка. И для разных отраслей она будет своя. И для начала нам важно понять, что это за люди, чтобы адресно им помочь.

- А что касается конкретного влияния на экономику? Рабочие места, налоги, еще что-то.

- Для каждого региона будет свой эффект. Я могу привести конкретные примеры и кейсы. Посмотрим на Самару, где созданы два креативных пространства. Это около 30 рабочих мест и 20 предпринимателей, которые создают эти рабочие места. Та же самая история с Черноисточинском - там 7 резидентов и создано дополнительно 20 рабочих мест для поселка городского типа на 4 тысячи человек. Это очень много. Так что эффект есть, но все считается индивидуально.

- Какие у вас планы на 2022 год?

- Сейчас мы начинаем отбор на третий этап нашей лаборатории по созданию креативных пространств Rurban Creative Lab. В ней участвовало 10 регионов, теперь мы отбираем из них четыре, которые максимально готовы продолжать развивать свои пространства, в том числе выводить их на международный уровень. За них мы сейчас проведем голосование. Нам важно, чтобы их поддержали и креативные индустрии, и местные жители - сказали, что мы с вами. Конечно, мы приглашаем к голосованию всю страну! Если вам интересно, и вы хотите развиваться в креативной отрасли, то вот они, эти четыре точки, на которые можно делать ставку. Далее мы с ними будем работать до апреля. А потом, возможно, если будет такой запрос нарастать, повторим наш большой марафон креативных индустрий, когда любой житель нашей страны может погрузиться в эту тему и понять, как это работает. Причем не важно, в каком городе или поселке он находится.

- Где можно проголосовать?

- По ссылке: https://rurban.space/rcl-3, в Instagram - Rurban.space (https://www.instagram.com/rurban.space/) или на сайте Агентства стратегических инициатив (https://asi.ru).

Татьяна Журавлева