Политолог Марат Баширов: Координация нападений в Казахстане происходит из Киева
М. Баченина:
- В эфире Радио КП Марат Баширов, политолог, автор Телеграм-канала «Политджойстик». Марат, я прочитала ваш канал и вижу: «Корреспондент «Политджойстика» передает из Алма-Аты: «Никто не может сосчитать количество убитых террористов и состава силовиков». А почему об этом речь? Это необходимость, первым номером идет, что нам нужно сосчитать количество пострадавших, а не то, как разрулить эту ситуацию?
М. Баширов:
- Сейчас появилось сообщение МВД республики, они указывают, что погибло 8 силовиков. Вместе с тем, силовики, которые работают в Алматы, сообщили, что при атаке здания полиции было уничтожено несколько десятков террористов. Поэтому и идет речь о том, что точное количество никто не знает, но по силовикам более-менее ситуация определилась, стало ясно, что 8 погибло и несколько десятков ранены, находятся в больницах.
М. Баченина:
- Из неподтвержденной информации. «Террористы управляются какими-то «офицерами» в особой одежде». Прокомментируйте, пожалуйста, эту информацию.
М. Баширов:
- В Инстаграме очень много так называемых стримов или, как их еще называют, сторис, где люди снимают, как несколько человек координируют свои действия, потом они расходятся или атакуют. Они захватывают машины, в частности, те, которые принадлежат силовикам, и направляются в определенные места, где расположены госорганы. Я думаю, в первую очередь сейчас задача тех сил ОДКБ, которые уже, как мы увидели из сообщения Секретариата, появились уже на территории Казахстана, они будут защищать именно эти ключевые стратегические объекты.
То, что там идет координация, это видно, еще раз подчеркну, по сторис. Сейчас же очень много в соцсетях видеозаписей.
М. Баченина:
- Да, передовые подразделения миротворцев уже приступили к выполнению задач в Казахстане. Как вы считаете, скоро ли мы услышим о «российской оккупации»?
М. Баширов:
- Ну, мы уже услышали. Уже начали отрабатывать, уже появились методички в Сети, что, ребята, пишите, что это российская оккупация. Хотя на самом деле там будут участвовать представители всех стран ОДКБ. Это и Киргизия (уже решения принято), Армения направит свои подразделения, белорусы отправят туда свои подразделения. Ну, и как мы знаем, наши десантники уже туда вылетели, а передовой отряд из 60 человек высадился еще вчера.
М. Баченина:
- То есть миротворцы, прилетевшие на место, будут по периметру охранять какие-то важные объекты, разруливать какие-то стычки, защищать людей – это не то, именно объекты какие-то?
М. Баширов:
- Да, мандат ОДКБ предполагает вмешательство в трех ситуациях: от внешних военно-политических агрессоров, от международных террористов (что и определил президент Казахстана господин Токаев) и от природных катастроф крупного масштаба. Вот это решение Секретариата ОДКБ после обращения господина Токаева вызвано именно вторым пунктом (то есть международные террористы). Соответственно, задача миротворцев – защищать объекты, например, тот же Байконур, откуда взлетают космические корабли. Ну и, соответственно, все объекты, которые связаны с оружием, склады, ГСМ. Все, что требуется для наведения внутреннего порядка, будут осуществлять уже только казахские силовики. То есть их задача – обеспечить правопорядок на улицах своих городов.
М. Баченина:
- Марат, на сегодняшний день как назвать то, что происходит в Казахстане? Потому что звучат разные мнения: нет, это не «цветная революция», нет, это революция.
М. Баширов:
- Это все-таки попытка организовать «цветную революцию». Мы это с вами видим по тому, как уже включились в комментарии - господин Ходорковский дал свою оценку, господин Саакашвили назвал это борьбой за свободу, беглый банкир Аблязов, который создал штаб координации, находящийся в Киеве, и оттуда управляя, в частности, этими группами. Так просто это не происходит, это заранее скоординированная, организованная акция. Я думаю, что это напрямую попытка попробовать нас на зуб. Мы же слышали, что президент Путин говорил, что не надо пересекать «красные линии». Вот эти «красные линии» почему-то все рассматривали только на Украине и в Белоруссии, а оказалось, что наши коллеги нам это приготовили в Казахстане.
М. Баченина:
- Да, это и есть решительный ответ, о котором говорил президент Путин. А чья это попытка?
М. Баширов:
- Мы с вами знаем, что в Казахстане и вообще в Средней Азии очень активно работают неправительственные организации, которые финансируются западными фондами. Это в первую очередь США и Великобритания. Конечно, там какую-то косвенную роль играла и Турция, но думаю, что они непричастны к организации вот этих действий. Думаю, в первую очередь, конечно, это эти организации из-за океана и с нашего любимого острова – Великобритании.
М. Баченина:
- Допустим, вы правы. Тем не менее, охват и масштабы, они в какой-то момент могут стать неуправляемыми. Я смотрю, «по требованию митингующих президент Касым-Жомарт Токаев уже отправил в отставку правительство, но это не помогло разрядить обстановку в стране». Чем это все закончится? Такое ощущение, что толпа становится совершенно неуправляемой, и правит тот, кто стоит в центре данной группы людей в этом месте, а там – другой человек.
М. Баширов:
- Конечно, в первую очередь надо обратить внимание, что среди погромщиков очень много молодых людей. Я думаю, что всегда в такие ситуации включается криминал. Посмотрите, у меня в Телеграм-канале есть ссылка на один из аккаунтов в Инстаграм, там несколько десятков съемок, что происходило вчера днем и сегодня, как громят магазины. Конечно, криминал присоединяется. Но те, кто это провоцирует, кто это начинает, это, конечно, заранее подготовленные отряды. Мы с вами это видели в Москве два года назад, когда на Тверской и Страстном бульваре атаковали наших силовиков. Потом всех этих ребят вычислили и показали, что они на самом деле были скоординированы. Часть из них уже осуждена, кстати сказать. То же самое произойдет и в Казахстане. Все эти видеозаписи будут проанализированы, людей вычислят. В конечном итоге месяц-полтора уйдет, конечно, но думаю, что за это время уложатся силовики.
М. Баченина:
- То есть вы считаете, что это не потому, что правительство провело неудачный эксперимент с населением и 1 января ввело рыночную цену на сжиженный газ, не потому, что правительство не анонсировало это решение, насколько я понимаю. Я напомню, что цена на моторное топливо (а это, собственно, сжиженный газ) выросла вдвое, с 60 до 120 тенге (с 10 до 20 российских рублей) за литр, и сразу же стало дорого возить товары, возить пассажиров, поэтому протесты и стартовали 2 января на юго-западе страны. Вот это причина? Или совершенно искусственно это сделано некими кураторами, некими нашими «друзьями» из-за океана и с «нашего любимого острова» (цитируя вас)?
М. Баширов:
- Конечно, ошибки во внутренней политике есть. Потому что ввод такого решения, повышение цен в два раза – это непродуманное решение. Именно поэтому президент и отправил правительство в отставку, подозревая некую некомпетентность этих людей. То есть все-таки, когда ты такие ценовые мероприятия вводишь, то должен оценивать социальные последствия. Но еще раз подчеркну, обыватель на улицы не вышел. А эти решения бьют именно по среднему классу. То есть вышли молодые люди, у которых и бизнеса своего еще нет. Поэтому сказать, что они так сильно возмутились вот этим решением – конечно, нет. Поэтому повышение – это повод, это не причина.
М. Баченина:
- Но разве это не было популистским решением – отправить правительство в отставку? Со стороны было впечатление (может быть, неверное), что это от непонимания, что же делать.
М. Баширов:
- Ну, по крайней мере, это демонстрирует решимость президента Токаева. Мы же знаем, что в подобных ситуациях очень многие главы стран бежали из своих государств (вспомним того же Януковича). Господин Токаев с первых же дней начал очень решительно принимать действия и в части кадровых решений, и в кадровых замораживания этих цен. Мы же сейчас слышим, что на 180 дней заморозка цен. И, тем не менее, протесты продолжаются. Так что с этой точки зрения он, конечно, пока эту повестку выигрывает. Вот что будет дальше происходить, посмотрим. Его задача сейчас – не допустить кровопролития. Именно поэтому силовики чаще блокируют бунтующих, нежели оказывают какое-то вооруженное сопротивление или подавление.
М. Баченина:
- В общем-то, кровопролитие уже случилось.
М. Баширов:
- Вопрос масштабов. Пока неизвестно, сколько людей погибло. Вот это очень важно будет.