Как начать бизнес на экспорте из России

Зампред правления Росэксимбанка, советник генерального директора Российского экспортного центра Татьяна Сахарова
В эфире Радио «Комсомольская правда» зампред правления Росэксимбанка, советник генерального директора Российского экспортного центра Татьяна Сахарова рассказывает подробности

Е. Беляков:

- Здравствуйте, дорогие друзья! В студии Евгений Беляков. Сегодня будем обсуждать женскую повестку в бизнесе, в экономике и в нашем обществе. Тема сейчас достаточно актуальная, очень много мероприятий на эту тему проходит. Но мы решили одну из частей нашей жизни взять, одну из частей бизнеса. И роль женщин в этой сфере.

У нас в гостях Татьяна Сахарова, зампред правления Росэксимбанка, советник генерального директора Российского экспортного центра. Татьяна, здравствуйте!

Т. Сахарова:

- Добрый день!

Е. Беляков:

- Давайте для наших слушателей поясним, почему женской повестки сейчас, то есть, роли женщин в различных сферах нашей жизни уделяется такое повышенное внимание. Особенно в последние несколько лет, мне кажется.

Т. Сахарова:

- Я думаю, что общество пришло к пониманию того, что активная роль женщины в экономике – это не просто задача каждой конкретной женщины и каждой конкретной семьи, а есть задача общества, потому что это увеличение ВВП, это улучшение уровня жизни. И когда общество пришло к этому пониманию, каждый в своей части сейчас старается заниматься женской повесткой для того, чтобы вовлечь максимальное количество женщин в экономическую деятельность.

Е. Беляков:

- Да, так как у нас есть задачи, есть национальные приоритеты повышения объемов и долю не сырьевого неэнергетического экспорта, собственно, женщины тут влияют на ассортимент этих товаров, например, может, упаковка красивее, чтобы продавать нашу продукцию. Что здесь может быть такого, как вы думаете?

Т. Сахарова:

- Если говорить про экспорт, то, конечно, женщины играют в экспорте важную роль, но, собственно, эта роль пропорциональна той, которую женщина играет в экономике. К сожалению, пока женщины – это менее экономически активная часть населения, поэтому Российский экспортный центр как проводник государственной политики страны в области экспорта, взялся за тему развития женского экспорта, ну, условно женского экспорта.

Е. Беляков:

- Ну, женщины-предприниматели.

Т. Сахарова:

- Да, женщины- предприниматели. Одна из главных задач – это показать, что экспорт – это возможно, что экспорт – это доступно, это интересно и это правильно. Этим нужно заниматься. И помочь женщинам поверить в себя, развеять стереотипы о том, что там экспорт – это не женское дело, это сложно, поэтому вот задача Российского экспортного центра в рамках тех мероприятий, которые мы для женщин проводим, дать им как веру в себя, что они могут победить в этой деятельности, так и инструментарий, который поможет им, действительно, добиться успехов.

Если женщина для себя выбирает, что она хочет заниматься чем-то другим или это не интересно, ну, никто ее заставить не может и не хочет, нет в этом смысла. Но, как раз, рассказать, как это делать, показать историю успеха, как это сделали другие практически иногда, из ничего сделали историю успеха, на котором развили успешный экспортный бизнес, вот это наша задача. И мы для этого разрабатываем различные мероприятия, делаем различные программы, чтобы вот это донести до наших женщин.

Е. Беляков:

- А что касается помощи, то есть, то, что вы говорите, в принципе, подходит и для мужчин, и для женщин, всем нужны истории успеха, какие-то алгоритмы действий, информация, консалтинг и так далее. Вот ну, получается, к женщинам нужен какой-то особый подход, да, то есть, или нужна какая-то дополнительная большая поддержка. Вот в чем разница?

Т. Сахарова:

- Мужчины в большинстве своем более самоуверенны. В женщине есть элемент неуверенности, что у меня не получится, что, наверное, это не для меня.

Конечно, мы, как Российский экспортный центр, у нас нет повестки исключительно «помогаем только женщинам». Мы помогаем экспортерам. Наша задача, главная задача, чтобы наш российские не сырьевой неэнергетический экспорт развивался, чтобы мы выходили, шире география у нас была. Здесь нет задач, чтобы это делали только женщины. Ни в коем случае. Но мы понимаем, что вот именно с точки зрения помощи, обучения, мотивации мы, наверное…

Е. Беляков:

- На начальном этапе.

Т. Сахарова:

- Да, на начальном этапе мы, наверное, больше можем дать нашим девушкам. Понятно, что женщина уже состоявшийся экспортер, наверное, она сама может уже помогать. У нас, на самом деле, в нашей «Школе экспорта» российской есть наставники, которые сами уже успешные экспортеры. И они помогают молодым экспортерам, начинающим, скажем, может, они не такие молодые, но начинающим помогают пройти вот этот вот начальный экспортный путь, чтобы избавить их от неизбежных ошибок, чтобы поделиться с ними опытом. Поэтому, в принципе, наверное, наша программа – это для начинающих или для тех, кто, наверное, хочет освоить какие-то новые географии. Для тех, кто уже уверенно шагает в экспорте, в общем-то, для мужчин и для женщин меры поддержки, которые мы все равно оказываем, они, в принципе, одинаковые.

Е. Беляков:

- А вот что касается, как раз, нынешней ситуации – поворота на Восток, у нас переориентация происходит нашего экспорта на восточные направления. И, соответственно, на восточном направлении, в Азию, отношение к женщинам, оно, все-таки, еще больше патриархальное. Мы, все-таки, привыкли ориентироваться на западные европейские ценности, когда вот эта демократизация всеобщая…

Т. Сахарова:

- Равенство полов, да.

Е. Беляков:

- Равенство полов и так далее. То сейчас как бы у нас с точки зрения экономики идет перенаправление туда. Вот, на ваш взгляд, как-либо это повлияет вот на эти процессы, которые сейчас происходят вот в бизнесе, в экспорте, в том числе.

Т. Сахарова:

- Есть, конечно, различия. И вот я уже раньше упомянула, что мы подготовили пособие, которое называется «Деловая коммуникация в экспортной деятельности. Гендерные особенности». И там, помимо геднерных особенностей, есть особенности поведения в различных странах: как одеваться, как дарить подарки, как разговаривать, как…

Е. Беляков:

- То есть, да, когда руководитель приезжает, чтобы напрямую с клиентом договориться, допустим, в восточной стране.

Т. Сахарова:

- Конечно, да. Даже если вы опытный экспортер, но если вы выходите в новую какую-то географию, то вы можете наделать ошибки просто своим неправильным поведением, сформировать о себе неправильное представление. И вот в этом пособии очень подробно расписывается, что не надо делать, а что надо делать обязательно, например, в каких-то странах нужно дарить подарки, в каких-то не нужно дарить подарки. И, конечно, вроде как очевидная вещь, но, опять же, если ты собираешься ехать в Арабские Эмираты, в Иран или еще в какие-то страны, и договариваться о каких-то новых там бизнес-сделках и так далее, лучше взять и это пособие изучить. Потому что предупрежден, значит вооружен. И хуже не будет от того, что вы еще раз прочитаете и для себя сделаете заметки, что вот допустимо, что не допустимо. И я надеюсь, что это реально поможет в коммуникациях. Особенно в тех юрисдикциях, в которых раньше данный экспортер не работал.

Е. Беляков:

- А что делать в тех странах, где, например, по крайней мере, есть рассказы, где с женщиной вообще не общаются? Где вот мужчины разговаривают только с мужчинами, да, женщины за рамками находятся. Просто я помню рассказ одного своего знакомого, когда вот общались все люди в той стране только с ним, несмотря на то, что язык знала жена. Она выступала, по сути, только в роли переводчика. Вот как здесь быть?

Т. Сахарова:

- Ну, задача экспортера достичь бизнес-договоренности, поэтому если вы приезжаете в страну, например, в этом же гендерном пособии я прочитала, что в Саудовской Аравии переговоры должен вести только мужчина.

Е. Беляков:

- Вот!

Т. Сахарова:

- Значит, назначь мужчину переговорщиком.

Но большинство стран, все-таки, уже и арабские страны вполне принимают женщину как переговорщика. Есть правила по одежду, есть правила по поведению, но при этом это не значит, что ты не можешь вести переговоры.

Е. Беляков:

- Кстати, да, там уже некая либерализация гендерная происходит постепенно.

Т. Сахарова:

- И я вот всем привожу пример, у нас в январе-феврале этого года была бизнес-миссия из Арабских Эмиратов. Ездила по Чечне и Дагестану. Встречалась с предпринимателями нашими российскими. И возглавляла ее женщина. А делегация была почти сплошь из мужчин.

Е. Беляков:

- Да. А что касается программ. Можем ли мы сейчас перечислить , какие есть программы для женщин-экспортеров в Российском экспортном центре для такой общей картинки, скажем так.

Т. Сахарова:

- Я, наверное, еще раз хочу затронуть вопрос обучения. Я вот сказала про пособие, но кроме этого пособия огромное количество обучающих материалов, в том числе, онлайн- обучающих материалов, то есть, не надо никуда ехать, не надо платить, они все бесплатные. Надо просто зайти на сайт «Школы экспорта» или у нас есть еще другие источники информации, сейчас я о них упомяну тоже, зарегистрироваться и просмотреть эти курсы. Для начинающих это просто необходимо. Я хочу вот еще раз подчеркнуть, что экспорт – это как любая деятельность, ему нужно учиться. Вот недостаточно просто хотеть. Недостаточно иметь хороший продукт. Ты должен учиться экспорту. Если ты не научишься, как делать экспорт, ты, может быть, достигнешь успеха, но путь будет очень длинный и дорогой. И если уже кто-то этот путь прошел, кто-то обобщил информацию, то зачем игнорировать возможности, которые, собственно говоря, нам дает государство в лице Российского экспортного центра, нашей «Школы экспорта»? Заходите, смотрите курсы, курсы разделены на модули, то есть, можно смотреть интересующие проблемы.

Второй не менее важный источник информации – это цифровая платформа «Мой экспорт». Это государственная платформа, которую разработали специального для того, чтобы экспортерам было удобно получать информацию, получать различные меры господдержки. Реально я лично не понимаю, почему еще каждый экспортер Российской Федерации не зарегистрировался на этой платформе! Потому что это очень полезная платформа, которая существенно облегчит тебе жизнь.

Е. Беляков:

- В общем, сайт Российского экспортного центра и…

Т. Сахарова:

- Платформа «Мой экспорт» она даже самостоятельная, надо набрать слова «мой экспорт» и сразу выскакивает первая ссылка, да.

Е. Беляков:

- В конце октября у нас пройдет международный экспортный форум «Сделано в России», собственно, что там будет и будет ли там какая-то женская повестка?

Т. Сахарова:

- Да, первый раз мы отдельно выделяем на форуме женскую повестку. Что там будет? Я когда говорила про те меры, которые мы разрабатываем для привлечения женщин в экспортную деятельность, не упомянула еще о ряде конкурсов, которые мы объявили для того, чтобы мотивировать женщин для того, чтобы они приходили в экспорт. Вот первый конкурс – это конкурс, который мы объявили среди центров поддержки экспорта, который существует в регионах Российской Федерации, не во всех, но более 50 этих центров поддержки экспорта и соглашение об учреждении конкурса было подписано на Питерском форуме Советом Федерации, со стороны Совета Федераций подписала Валентина Ивановна Матвиенко, с нашей стороны генеральный директор. Суть этого конкурса в том, что на следующий год мы подведем итог, какой экспортный центр больше всего вовлек женщин, привлек, к экспортной деятельности. Почему именно…

Е. Беляков:

- Мотивация появится у всех?

Т. Сахарова:

- Да, да. Почему мы и хотим среди регионов этот конкурс провести? Потому что мы больше говорим про малый и средний бизнес, а малый и средний бизнес – это регионы. Если регионы не будут помогать предпринимателям, им трудно начинать вот эту деятельность. Соответственно, мы хотим мотивировать регионы через данный конкурс, но, соответственно, вин-вин будет у всех, да. Девушки получат новую сферу деятельности, регионы получат новых экономически активных субъектов на своей территории. Это один конкурс. Другой конкурс непосредственно для девушек – это конкурс на лучшую женщину-экспортера. У нас есть конкурс «Экспортер года» и вот номинация «Женщина-экспортер» - это первый раз будет фигурировать в нашей повестке.

И еще одно важное направление, мы проводим мероприятие, которое мы назвали «почему женщины экспортируют?», девушки-экспортеры рассказывают, там каждую неделю по девушке, рассказывают свою историю успеха, но не с точки зрения того, что вот только я молодец, я добилась успеха, а как она к этому шла. Какие проблемы у нее были, как она преодолела?

Е. Беляков:

- О, это, кстати, самое важное, да.

Т. Сахарова:

- Да. И к чему в результате она пришла, и девушки дают советы начинающим, что надо предусмотреть, чего нужно избежать, и вот победители этого нашего мероприятия так же будут представлены на нашем мероприятии в октябре этого года, и мы , если вот вы интересуетесь экспортом, если хотите поддержать наших девушек, я предлагаю голосовать в нашем Telegram-канале за наиболее интересную и полезную историю.

Надо набрать экспорткоммерц, там у нас пять историй и вот надо выбрать ту историю, которая вам больше всего понравилась и за нее проголосовать. Победительница выступит у нас на форуме на нашем «Сделано в России» и расскажет уже на форуме о том, как она добилась своего успеха.

Е. Беляков:

- Какой-то пример можете привести вот на вашей памяти, например, какой-то самый запомнившийся, например?

Т. Сахарова:

- Ну, вот одна девушка рассказывала, как они начали формы гипсовые отливать на кухне с мужем, а теперь у них хороший экспортный бизнес.

Е. Беляков:

- Муж помогал, кстати, заметьте.

Т. Сахарова:

- Да, да. Нету чисто женского или чисто мужского там экспорта, бизнеса, потому что во всех компаниях работают и мужчины, и женщины, если семейный бизнес, там вообще все работают. Да, отливали гипсовых нумиков, а потом развили такой уже устойчивый бизнес, который сейчас во многих странах представлен, и делают световые фигуры, которые реально украшают многие страны и многие города. Другая девушка нам рассказывала, как они варили варенье по бабушкиным рецептам, а потом подумали – а почему бы нам не сделать из этого бизнес? И сейчас они поставляют в Китай, разработали бренд специальный, соответственно, под китайскую аудиторию.

Е. Беляков:

- А вот интересно, да, у нас, мне кажется, десятки миллионов людей варят варенье, да, а вот о том, чтобы сделать из этого бизнес, задумываются действительно единицы.

Т. Сахарова:

- Да, и опять же, нельзя просто сварить варенье и продать его на экспорт, да. Для этого нужно сделать большую подготовительную работу. Почему я про учебу говорила? Про то, что нужно понять, что нужно сделать. И вот если возвращаться к Китаю, очень успешный кейс, очень успешная история – это Елена Крыгина, визажист, производитель косметики, буквально за месяц от момента идеи выходить в Китай до формирования уже товарных позиций, которые она будет продавать, с нашей помощью, правда, хочу немножко похвастаться, ей удалось сделать. И мы помогли брендировать для Китая, потому что очень важно, конечно, для каждой страны есть свой вид и упаковки, и название, и даже цвета какие используются…

Е. Беляков:

- …чтобы

Т. Сахарова:

- Да, да, чтобы они не вызывали никаких негативных впечатлений. Так что вот Елена Крыгина, кстати, участвует в нашем мероприятии, которое мы назвали «Почему женщина экспортирует» и она тоже рассказывает свою историю успеха. Но действительно это большой успех, потому что говорят, что на китайские рынки всегда очень долго выходить. Вот Елене удалось это сделать за месяц.

Е. Беляков:

- За месяц?

Т. Сахарова:

- Да, да, за месяц. Поэтому много интересных историй. Я думаю, что еще огромное количество историй, которые, до которых мы не дошли, которых мы не знаем. Поэтому мы и хотим, чтобы женщины-экспортеры более активно включались как в экспортную повестку, так и во взаимодействие с нами, через конкурсы, через вот эти вот мероприятия, которые мы объявляем. Для того, чтобы мы могли максимально широко их опыт распространять на других девушек, которые еще не успели далеко продвинуться в своей экспортной деятельности.

Е. Беляков:

- Если резюмировать, да, то есть, заканчивая нашу программу, вот, на ваш взгляд, какие сейчас вот во время санкций особенно, вот что сейчас в первую очередь нужно, чтобы стимулировать вот этот несырьевой экспорт, который у нас сейчас должен быть ну какой-то некоей заменой, да, сырьевому экспорту, который рано или поздно все равно он все-таки так подешевеет, мне кажется.

Т. Сахарова:

- На самом деле, конечно, непростое время для экспорта, потому что очень быстрые, стремительные изменения, которые в общем-то заранее не могли экспортеры предугадать, но надо сказать, что, наверное, первый шок прошел, экспортеры принимают правильные усилия для того, чтобы перестроить свой экспорт, переориентироваться на других покупателей, на другие регионы. Безусловно, остается большое количество там задач, проблем, которые необходимо решить. Государство помогает экспортерам, помогает как финансовыми мерами поддержки, так и нефинансовыми мерами поддержки, которые, собственно говоря, оказывает российский экспортный центр и еще есть такой важный момент, что государство облегчает сейчас механизмы получения господдержки. Поэтому мы максимально стараемся облегчить доступность услуг, опять же, извините, что я повторюсь, приходите на платформу «Мой экспорт», она для того, чтобы облегчить доступ к услугам. И я надеюсь, что с учетом помощи государства и с учетом того, что наши экспортеры – это люди талантливые, сильные, смелые, мы преодолеем эти негативные эффекты, которые получили от введения санкций и сможем развивать и дальше наш не энергетический экспорт, несырьевой, на новых территориях.

Е. Беляков:

- Ясно. Спасибо большое. Но правительство сейчас действительно, да, очень много реверансов в сторону бизнеса делает, как импортеров, так и экспортеров, но будем надеяться, что помощь эта будет увеличиваться и, собственно, надежды правительства оправдаются. Спасибо вам большое и, естественно, чтобы было больше у нас женщин-предпринимателей и женщин-экспортеров, в том числе.

Т. Сахарова:

- Спасибо.

Е. Беляков:

- Спасибо вам большое. Татьяна Сахарова, зампред правления Росэксимбанка, советник генерального директора Российского экспортного центра. Спасибо вам большое. До свидания.