Вытирать ноги о Россию не получится: Петр Толстой предложил выйти из ЮНЕСКО

Депутат Госдумы Петр Толстой
Организация, которая должна защищать культурные ценности, начала подыгрывать террористической деятельности киевского режима. В эфире Радио «Комсомольская правда» Михаил Антонов обсуждает вместе с депутатом Госдумы Петром Толстым, должна ли Россия в ответ выйти из ЮНЕСКО

- Антироссийская истерия с отменой концертов наших артистов, языка, культуры уже даже не вызывает удивления. Попытки максимально преуменьшить роль России в истории, во Второй мировой войне, в современном мире – на Западе это точно не новость, это правила игры, по которым все играют. И теперь в эту игру включилось ЮНЕСКО - организация, призванная охранять культуру, природу планеты. Настолько очевидна их политизированность, что в Госдуме предложили выйти России из состава ЮНЕСКО для защиты собственных интересов. Такое мнение высказал депутат Госдумы Петр Толстой.

Почему не поговорить? Не слишком ли круто взяли – сразу выйти, чтобы без всяких экивоков?

- К сожалению, такая тенденция существует сегодня во многих международных организациях. Политизация деятельности, проклятья в адрес России звучат и в Международном олимпийском комитете, и во Всемирной организации здравоохранения, даже в ЮНЕСКО, казалось бы, организации, которые не политикой занимаются, а другими вещами, тем не менее, они эту общую линию Запада на противостояние с Россией очень активно поддерживают. Почему не поговорить? Потому что Россия в этой международной организации одна, вокруг нее 40, 50 или 190 стран, которые так или иначе, молчаливо или активно, эту антироссийскую линию поддерживают. Какой смысл в этой организации оставаться? Выйти из нее и вернуться тогда, когда это будет отвечать нашим национальным интересам. Вот в чем предложение. И предложение подумать хотя бы в этом направлении. К сожалению, пока мы ради того, чтобы там находиться, пытаемся идти на какие-то фигуры умолчания в этой дискуссии. И свою позицию отстаиваем крайне мягко. А стоило бы уже проявить принципиальность и показать этому сообществу, что об Россию ноги вытирать не получится.

- ЮНЕСКО осудила бомбардировки исторического здания в буферной зоне – ансамбль исторического центра Львова. Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле назвала Россию виновной в обстреле исторического центра Одессы. При этом атаки беспилотников на Кремль не вызвали вообще никакой реакции, так же как и действия киевских властей в Киево-Печерской лавре. Зато, как заявлял глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, о вывозе в музеи Европы христианских ценностей Киево-Печерской лавры ЮНЕСКО с Киевом договорились. Весь этот беспредел продолжался до тех пор, пока на него не ответили в российском МИДе. Официальный представитель ведомства Мария Захарова обвинила генерального директора ЮНЕСКО в превышении полномочий.

Захарова Мария Владимировна
Мария Захарова
Директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ, официальный представитель МИД

- Мы с крайним недоумением увидели опубликованный на сайте ЮНЕСКО пресс-релиз, где речь идет о, как там написано, «осуждении российских атак, нанесенных по буферной зоне объекта всемирного наследия «Исторический центр Одессы». Гендиректор ЮНЕСКО госпожа Азуле, она же гражданка Франции, в очередной раз превысила свои полномочия, назначив Россию виновной в «актах агрессии» и «умышленном уничтожении объектов культуры». А до этого десять лет где была госпожа Азуле, ее секретариат и предшественники? Не видели, ничего не замечали на Украине? Сколько можно нам перечислять, какое количество памятников было уничтожено и продолжается уничтожаться? Придумали же еще – буферная зона исторического центра. А сам исторический центр, настоящий центр, а не придуманный, в котором была статуя Екатерины Великой, которая основала этот город, госпожу Азуле никаким образом не трогает?

И вот еще об историческом центре Одессы. Мы что, не понимаем, что принятое наспех и с нарушением правовых процедур и правил ведения решение о его включении в список всемирного наследия преследовало только одну цель – прикрыть механизмами ЮНЕСКО военную деятельность киевского режима на территории этого города? Это так. И мы в этом обвиняем секретариат ЮНЕСКО – в подыгрывании террористической активности киевского режима. Вы именно этим и занимаетесь. О реальной заботе об объектах культуры здесь едва ли можно говорить.

- Но ведь внутри нашей страны они тоже в ЮНЕСКО пытаются командовать.

- Конкретно с ЮНЕСКО это история, связанная с развитием туризма в России. И попытки представителей ЮНЕСКО сказать, что вы строите туристические кластеры рядом с природными заповедниками, а это как бы нельзя. Конечно, нельзя. С их точки зрения, мы должны по-прежнему куда-то там ездить в Альпы или на итальянское побережье, несмотря на санкции, которые они против нас ввели. А те красоты, которые существуют в России, должны оставаться недоступными для большинства наших граждан.

- А что ЮНЕСКО может нам сделать? В нашей стране есть большое количество зданий и мест, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. Что они могут сделать?

- Результата у этих решений, как правило, не бывает. Тем не менее, шум на эту тему в прессе поднимается. И еще один повод обвинить Россию в каких-то смертных грехах у них появляется. Они же сейчас любые поводы ищут. Во времена Ельцина с разными трудами входили в эти организации. Выяснилось, что из этой форточки дурно пахнет. Прикрыть ее и просто показать, что Россия – не та страна, которой можно дать уроки, мне кажется, было бы очень своевременно.

- Так ли мы нуждаемся в их защите? По мнению лидера Российской экологической партии «Зеленые» Андрея Нагибина, в настоящее время вот этой защиты как таковой даже нет.

лидер Российской экологической партии «Зеленые» Андрей Нагибин
Андрей Нагибин
лидер Российской экологической партии «Зеленые»

- Это условно какой-то рейтинг. Если что, вот это место охраняется ЮНЕСКО. Но ЮНЕСКО никак не охраняет, конечно же. Просто это такая престижная история с каталогом. Причем еще нужно сбрасываться на всю эту историю. И ты берешь на себя повышенные обязательства. Ситуация неоднозначная. Иногда объект ЮНЕСКО – разрушилось здание, что-то еще, но мы вынуждены все равно его содержать в порядке и еще за это платить деньги, содержать его сами. Мы носимся с этими объектами ЮНЕСКО и счастливы, что вот международное сообщество нас признало. А сейчас в принципе никто никого не признает. И это нам только мешает. И мы еще за это должны платить какие-то деньги. Мы можем обойтись без ЮНЕСКО. Как мы сейчас спокойно обошлись без ВТО и так далее.

- Если в формулировках быть точнее, мы сами уходим или мы их выгоняем?

- Мы не можем никого попросить выйти. Мы можем сами не участвовать в работе организации. Это решение, которое принимает после консультаций МИД. Потому что ЮНЕСКО – одно из подразделений ООН. Этот шаг должен быть просчитан, продуман соответствующими экспертами. С этим надо какую-то ясность иметь. Наши пути разошлись и с ПАСЕ, наши пути много с кем разошлись. Но это не значит, что жизнь на этом заканчивается. Наша реальность никак не соприкасается с их выдумкой по поводу ужасной России, где нарушаются все правила. Мы живем по тем правилам, которые мы считаем для нас справедливыми. И хотим, чтобы граждане нашей страны имели доступ ко всей территории России, чтобы отдыхать, ездить с детьми на горнолыжные курорты и так далее. В данном случае попытки этому помешать явно носят ангажированный характер.

- Некоторые люди нарисовали картину: застроенный частными особняками, гостиницами Байкал, заповедники Камчатки и прочее. Оказывается, ЮНЕСКО это все хранит, а если его не будет, все радикально поменяется.

- Во-первых, ЮНЕСКО ничего там не хранит. У нас достаточно жесткое природоохранное законодательство внутри страны. У нас есть целый ряд требований к особым природоохранным территориям, заповедникам. И никто эти требования не снимет, никто ничего не застроит, ничего не изменится. Просто, может быть, не будет такой красивой вывески – «Охраняется ЮНЕСКО».

Когда начинался процесс взятия под охрану объектов со стороны ЮНЕСКО, это было как охраняется седьмое чудо света. А на самом деле они расширили этот список до такой степени, пытаясь свое влияние упрочить на все процессы, которые идут в стране, что без их ведома, без их разрешения, без их согласия ничего нельзя нигде делать. Но в целом сохраняется это благодаря нашему национальному законодательству.

- Мы живем как жили? Или мы ждем, что они поменяют отношение?

- Живем как жили. Поменяют они отношение или не поменяют – это их дело. Главное, чтобы мы сделали то, что должно. А дальше уже к этому свое отношение они будут подстраивать. Не мы должны под них подстраиваться, а они должны иметь в виду, что Россия не та страна, которая допустит такое политизированное отношение к сфере культуры. Нам не надо ждать ни от кого реакции. Нам нужно заниматься своей страной – нашей любимой Россией.