В Госдуму внесен законопроект, по которому губернаторы смогут переизбираться вечно

Каждое утро известный публицист Сергей Мардан заряжает информацией на весь день! В его эфире найдется место как лучшим спикерам страны, так и диванным экспертам. Мардан даёт высказаться каждому, но и сам за словом в карман не лезет!
Сергей Мардан и Дарья Платонова обсуждают с политологом Максимом Жаровым закон Клишаса-Крашенинникова

С. Мардан:

- К нам присоединяется политолог Максим Жаров. Максим, здравствуйте.

М. Жаров:

- Доброе утро.

С. Мардан:

- Мы продолжим обсуждать закон Клишаса-Крашенинникова, который, с одной стороны, отменяет ограничения в два срока для губернаторов, с другой стороны, дает дополнительные полномочия - или не дает - президенту уволить любого губернатора, точнее, главу региона, как теперь это будет называться, в любой момент. И еще одна вещь, которая здесь же рядом присоседилась и мне кажется, что это тоже довольно важно, потому что речь идет о переустройстве всей политической системы Российской Федерации - четыре члена из пяти вот той самой федеральной пятерки "Единой России" победоносной возглавят теперь специальные комиссии внутри "Единой России". У меня-то аналогии понятные - это комиссия ЦК КПСС, которые существовали до 1991 года и аналогии такие неприятные, потому что мы все ж помним, чем все закончилось в 1991 году. Максим, как вы думаете, это все явление из одной конструкции? Или это просто разные политические решения? Я имею в виду закон Клишаса и вот эти комиссии пока что в меру себе бессмысленные?

М. Жаров:

- Я думаю, что вы правы, что это решение одного порядка, вот идет цементирование политической системы и, собственно, эти комиссии партийные как раз привязаны к тому, чтобы перезапустить, так скажем, процесс исполнения национальных целей, которые стоят перед правительством, поэтому эти комиссии как нужны для того, чтобы через Думу, через «Единую Россию» дать правительству организующего пинка для того, чтобы оно работало эффективнее. А что касается законопроекта Клишаса-Крашенинникова, то это тоже в общем-то стимулирование определенных действий по исполнению национальных целей, потому что показатели эффективности высших должностных лиц субъекта Российской Федерации - это так длинно называются губернаторы в этом законопроекте - они как раз привязаны к исполнению национальных целей и этим законопроектом вводится достаточно такая новация, которой не было раньше. Вот вводится институт так называемой независимой оценки эффективности высших должностных лиц. И эта независимая оценка должна ценить качество услуг, оказываемых учреждениям здравоохранения, образования и т.д. в данном субъекте Российской Федерации. Вот как эта независимая оценка будет происходить, пока непонятно, но новации интересные, возможно, нам что-то в процессе рассмотрения этого законопроекта в Госдуме господа Клишас и Крашенинников скажут дополнительно об этом.

С. Мардан:

- А вам не кажется, что какой-то опять бухгалтерский подход? Какие-то инновации, какие-то KPI, качество услуг. То есть, применительно вообще-то к избираемым людям. На сегодняшний момент выборы в субъекты федерации никто не отменял. Эти губернаторы избираемы всем народом местным, так сказать.

М. Жаров:

- Я согласен. Потому что оценка качества услуг - формулировка как раз исходя из концепции так нпазываемого сервисного государства, которое оказывает гражданам услуги. То есть, здесь идет уже как бы определенное дистанцирование, собственно, чиновников от интересов людей, потому что оказывать услуги - это не то, что имеется в виду, когда вот Путин ставил эти национальные цели и запускались национальные проекты. Там тоже была, скажем так, финансовая больше всего оценка эффективности, но не было вот таких как бы заходов по поводу оказания услуг. На мой взгляд, этот бухгалтерский подход может сейчас очень дурную шутку сыграть с властью, потому что этот законопроект делает выборных губернаторов фактически наместниками.

С. Мардан:

- Да, именно так.

М. Жаров:

- Соответственно, если будут дальше сделана реформа, скажем так, изменения административного территориального отделения у нас в федерации, то фактически мы можем вернуться во времена очень далекие, во времена феодальные, когда отдельным элитным группам и их представителям будут нарезаны так сказать наделы вот внутри федерации. И я хотел бы так же обратить внимание, что в этом законопроекте Клишаса-Крашенинникова статья 60 фактически выводит из действия этого закона федеральные территории - столицы, города федерального значения и административные центры субъектов федераций. То есть, там используется непонятная формулировка, что они будут управляться федеральным законом. Непонятно, этим федеральным законом или отдельным федеральным законом? Но уже создаются определенные неравенства в регионах. То есть, вот есть обычные субъекты федерации, есть федеральные территории, в них есть, соответственно, в субъектах федераций административные центры, и есть города федерального значения, то есть, Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. То есть, эти города, если говорить об интересах Сергея Собянина, допустим, в обнулении губернаторских сроков, очевидно, эти города будут отдельными законами управляться и я считаю, что это тоже неправильно. Если идет унификация законодательства по управлению внутри федерации, то закон должен быть един для всех, он должен быть один и никаких вот таких отдельных законов, как у нас сейчас существует - уже есть же закон под федеральную территорию «Сириус», да. То есть, подразумевается, что все остальные федеральные территории, если они появятся, будут так же отдельным федеральным законом управляться. Я считаю, что это неправильно и надеюсь, что в ходе рассмотрения этого законопроекта в Государственной Думе, как и в прошлом году по поправкам в Конституцию, будут приняты определенные изменения и дополнения в этот законопроект, который его приблизит к реалиям нашей Российской Федерации.

С. Мардан:

- Максим, как вы думаете, эти вероятные изменения в законодательстве, - это исполнение мечты Жириновского 30-летней об отмене национально-территориального деления России или нет? Это отмена федерации в конечном счете, как цель?

М. Жаров:

- Ну, если у нас уже есть федеральные территории, то это фактически переход от федерации к конфедерации. Потому что есть, как говорится, субъекты федерации, которые главнее - вот они в рамках, собственно, одного субъекта этой федеральной территории, но у них есть полномочия, регулируемые отдельными законами. То есть, это фактически уже конфедеративное устройство и действительно Жириновский, когда 30 лет назад об этом говорил, вот он подразумевал нечто подобное. А мы помним, что это 1991 год, попытка сохранить каким-то образом Советский Союз через уже не просто содружество независимых государств, а через некую конфедерацию. И тогда конфедерация не получилась, потому что интересы субъектов, собственно, советских республик бывших тогда были диаметрально противоположными. Я уверен, что и сейчас, если вот так будут происходить во время транзита власти изменения административно-территориального деления и элитам, чтобы они, скажем так, согласны были либо с преемником Путина, либо с продлением его полномочий будут нарезаны по отдельному такому куску федерации, я думаю, что это, к сожалению, может очень плохо кончиться. Кончится так, как, собственно, происходило все 30 лет назад.

С. Мардан:

- А почему вы думаете, что это должно плохо кончиться?

М. Жаров:

- Потому что будут не согласны отдельные элиты, элитные группы…

С. Мардан:

- Национальные вы имеете в виду?

М. Жаров:

- Да. А в нем, по их мнению, мало ресурсов. Вот природных ресурсов, этих самых пронациональных проектов, крупных инфраструктурных проектов, как их называют. То есть, им будет мало и они будут бороться друг с другом…

С. Мардан:

- Я уточню. То есть, давайте возьмем простой пример. Вот, допустим, территории Якутии, где копают алмазы, они будут выведены в статус федеральных, допустим, земель, а вся остальная сгоревшая тайга - она останется вот для Николаева или там для другого политического якутского лидера. Мы об этом же говорим?

М. Жаров:

- Да, да. Я говорю об этом. Собственно, интересы национальных элит, региональных элит будут ущемлены тем, что будут выделяться этим федеральным территориям самые жирные куски и это может привести как раз к очень печальным последствиям. Я надеюсь, что этот эксперимент с федеральными территориями он на «Сириусе» и остановится.

С. Мардан:

- То есть, вы видите в этом больше опасностей и лучше все оставить пока как есть, а там как-нибудь оно само и образуется?

М. Жаров:

- Да, я считаю, что действующая структура административно-территориального деления, федерации наши, оно оптимально под нынешние задачи и не стоит заниматься вот, скажем так, наделением этих вот феодов, да, выделением их, точнее, в отдельные феоды, потому что это приведет к обострению внутриэлитной борьбы, а она и так у нас достаточно серьезна, и вот эти попытки уже укрупнения регионов, агломерирования, они тоже связаны же с этими со всеми процессами.

С. Мардан:

- Спасибо вам большое. Максим Жаров, политолог, был с нами.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Google Podcasts или Apple Podcasts, ставьте оценки и пишите отклики!