Семен Багдасаров: Эрдоган вонзил столько ножей в спину России, что мы уже похожи на ёжика

Каждое утро известный публицист Сергей Мардан заряжает информацией на весь день!
Сергей Мардан обсуждает вместе с востоковедом, директором Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семеном Багдасаровым визит Эрдогана в Киев и другие антироссийские шаги Турции за последнее время

С. Мардан:

- Товарищ Эрдоган съездил в Киев с официальным визитом. Сам факт визита вот в такое время критическое, то есть на повестке дня украинский кризис полномасштабный, с октября прошлого года. Соответственно, официальный визит первого лица много значит. Туда съездил товарищ Джонсон, туда ездил Блинкен многократно. И вот туда приехал Эрдоган. Товарищ Эрдоган, вроде бы как наш партнер и союзник. Я бы хотел, по крайней мере, по ключевым точкам обсудить, что это значит, изменит ли это наши отношения с Турцией. По крайней мере, риторику. Поменяет ли это как-то диспозицию вот в противостоянии России и Украины.

С нами на связи Семен Багдасаров, востоковед, директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии. Как вы оцениваете визит Эрдогана в Киев в нынешней ситуации? Это вызов России или нет? Или это продолжение многовекторной турецкой политики?

С. Багдасаров:

- Да нет никакой многовекторной турецкой политики. Турция – член НАТО. То, что они делают, они согласуют с союзниками по НАТО. Да, есть расхождения по каким-то вопросам. Но в целом это единое целое.

Что касается политики Турции по Украине, ну, тут все же не перечислишь. Один из вопросов, который он будет поднимать, это строительство дополнительных заводов, там уже один завод чуть ли не функционирует, по Bayraktar. Причем будут собирать уже и Bayraktar ТВ2 знаменитый, а в перспективе – Bayraktar Akıncı, это более такой усовершенствованный, более мощный беспилотник. Как вы думаете, Bayraktar для какой войны предназначены? Для локальных войн, в том числе которые на Донбассе. Я уж не говорю о том, что поставки Bayraktar уже вовсю идут.

Турция помогает Украине в военно-техническом плане вооружаться для войны на Донбассе. Как мы можем к этому относиться?

С. Мардан:

- Мы с вами можем к этому относиться исключительно плохо. Я предполагаю, мы можем сказать, что было бы неплохо нанести удар «Калибрами» по этой фабрике, на которой собираются беспилотники, я не знаю, в Киеве или под Киевом, не имеет значения. Но вот если мы посмотрим на риторику российских официальных лиц, то она благостная. У нас по-прежнему Эрдоган партнер, друг. И мы строим там атомную электростанцию. Вот у меня это в голове не укладывается. А у вас?

С. Багдасаров:

- Я больше скажу, мы строим не просто атомную электростанцию, а строим за свои деньги – за 20 млрд. долларов. Я, будучи депутатом Госдумы, просто разгромил эту позицию и сказал: чего мы делаем там? Мало того, Эрдоган говорит, что мы еще две станции построим. То есть еще 40 миллиардов мы туда вложим. Сейчас невозможно перечислить все, что сделал Эрдоган за это время, то, что мы называем «удар ножом в спину». Мы уже на ежиков похожи с этими ножами. Мы все делаем вид, что с Турцией все нормально.

Все объясняется достаточно понятно. Потому что мы вложили туда огромные деньги. Государственные, я подозреваю, и не только государственные. И терять их как бы не хочется. Хочется дальше там чего-то зарабатывать. Вот где интересы государства и где интересы отдельных структур, скажем так, это уже другой вопрос. Турция нас теснит по полной программе на Южном Кавказе. По сути, Турция станет доминирующим государством. Сейчас вот идут эти армяно-турецкие переговоры, это вообще театр абсурда. Мне кажется, что то, как у нас освещают турецкое направление, у нас занимаются внешнеполитическим садомазохизмом.

Первые переговоры прошли в Москве. Кто там участвовал? С турецкой стороны это бывший посол Турции в Соединенных Штатах, а с армянской стороны – человек, который закончил один из университетов в Турции, который готовит агентов влияния, скажем так, на гранты защищал чего-то там, как общественная организация с красивым названием, и так далее. А в 2018 году активно участвовал в тех событиях, которые привели к власти Пашиняна. Вопрос у нас еще есть?

С. Мардан:

- А вы не думаете, что здесь Россия является своего рода таким логистическим заложником Турции? Представьте, мы продолжаем операцию по поддержке Асада, так или иначе наши корабли двигаются через Босфор. Малейшее обострение отношений нашу группировку делает полностью изолированной. Поэтому приходится терпеть. Может быть, там основной выигрыш?

С. Багдасаров:

- Я вам более того скажу, что есть вопрос времени, когда все это закроют. Вы не забыли о канале Стамбул, строительство которого началось? Так вот, после окончания строительства канала Стамбул, боюсь, Босфор будет закрываться очень и очень часто. Потому что соглашение Монтрё на канал Стамбул не будет распространяться вообще. И они нас закроют в Черном море. Это чтобы вы понимали, о чем речь идет.

С. Мардан:

- Собственно, как это было и в 1914 году, когда Россия была заперта просто.

С. Багдасаров:

- К сожалению, если бы не революция 1917 года, сейчас бы хозяевами Босфора, Дарданелл и Константинополя было российское государство.

С. Мардан:

- Как вы видите выход из этой ситуации? Она не патовая, на мой взгляд, она грозит России объявлением шаха и мата.

С. Багдасаров:

- Все к этому идет. Это абсолютно бездарная политика на этом направлении. Не выдерживает никакой критики.

С. Мардан:

- Кто виноват?

С. Багдасаров:

- Периодически мы чего-то там какие-то вводим запреты на лимоны и мандарины и прочие анансы, и это называется наша политика на этом направлении. Мы каждый год вкладываем в Турцию 6,5 млрд. долларов. Для сравнения, турки вкладывают 1,5 млрд. долларов. Большинство турецких компаний, работающих на территории России, работают на наши бюджетные деньги. Вопросы есть?

С. Мардан:

- Да, у меня есть вопрос. А Путин всего этого не понимает?

С. Багдасаров:

- Вы меня спрашиваете? Я не помощник Путина. Когда был помощником больших руководителей, я мог отвечать. А я сейчас не помощник.

С. Мардан:

- Активность Эрдогана на Украине – это личная его инициатива? Это политика Турции? Или за всем этим стоит Британия?

С. Багдасаров:

- За этим стоит Британия и Соединенные Штаты Америки. Когда говорят: ой, Эрдоган… Помните, у нас есть такой политический деятель, который орал, что сегодня-завтра Турция выйдет из натовского блока чуть ли не в ОДКБ, целовался с Эрдоганом и так далее. Ну, что я могу сказать? Я всегда говорил: никогда такого не будет. Ни одна база, ни одна малейшая инфраструктура НАТО, а их десятки на территории Турции, не была убрана оттуда. Это все координируется этими государствами. Принцип: не мытьем, так катаньем.

Что такое: давайте я выступлю посредником. Это что, он за один стол посадит Зеленского и Путина, что ли? Вы можете себе представить? Без комментариев.

С. Мардан:

- Это выглядит как такой троллинг на грани оскорбления.

С. Багдасаров:

- Это не на грани, это оскорбление нашего главнокомандующего, нашего президента. И всей нашей внешней политики. У нас нет никаких противодействий. Я приведу исторический пример. В 70-х годах Советский Союз сотрудничал с Турцией, мы строили там Искендерунский металлургический комбинат. Но одновременно чудесным образом приблизительно в это время на территории Турции появилось три крупных левых организаций – это та же чуть позже Рабочая партия Курдистана и Коммунистическая партия Турции/Марксистко-ленинская, у которой, кстати, флаг один в один Советский Союз. То есть мы торговали, но мы и кое на что нажимали. Сейчас мы вообще ничего не делаем.

Мы позволили, чтобы американцы приватизировали и РПК, и Коммунистическую партию Турции/Марксистско-ленинскую, которая участвовала в боевых действия против Исламского государства вместе с филиалом РПК в Сирии.

С. Мардан:

- В какой исторической перспективе может произойти прямое военное столкновение между Россией и Турцией?

С. Багдасаров:

- Слушайте, а зачем туркам вступать в прямое военное столкновение? Они нас выталкивают с Южного Кавказа без всякого военного противостояния напрямую с нами.

С. Мардан:

- Пока – да.

С. Багдасаров:

- А зачем им? Они нас выталкивают из Средней Азии. Вы такое позорище видели, когда два государства ОДКБ – Казахстан и Киргизия – одновременно входят в Тюркский союз, который имеет все перспективы для военно-политического союза? Еще какие примеры привести?

С. Мардан:

- Азербайджан, который ратифицировал союзный договор с Турцией, прямо устами своего президента угрожал Армении. Армения является официальным военным союзником России. Алиев угрожал союзнику России. На это тоже никакой реакции не было. В этом есть логика?

С. Багдасаров:

- Это слабость нашей политики на Южном Кавказе. У власти в Армении находится совершенно прозападное руководство. Мы забываем, что тот же Пашинян теснейшим образом работал с Соросом. Сорос – это МИ6, это спецслужбы США и Великобритании. Это все завязано. Я вам привел пример, кого они выделили на переговоры с турками. Армения как государство после заключения соглашения с Турцией прекратит свое существование по факту, не юридически, через пять-десять лет. А наши военные структуры – Гюмринская база, всего пять или семь тысяч человек, напротив стоит 3-я полевая армия Турции трехкорпусного состава. Без комментариев дальше. А также наше небольшое авиационное присутствие в аэропорту Эребуни и наши пограничники на границе Турции с Ираном, они оттуда будут вытолкнуты в течение этого времени. Можете даже не сомневаться. Вот и вся политика наша.

С. Мардан:

- Спасибо.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Google Podcasts или Apple Podcasts, ставьте оценки и пишите отклики!

Мардану это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.