Глава ДНР Денис Пушилин: Мы готовы принять любое решение Путина
С. Мардан:
- В эфире радио «Комсомольская правда» Сергей Мардан. Я надеюсь, вы сегодня не спали? Ведь на эту ночь была назначена война. Но война не получилась. Я сразу вас разочарую, чтобы не было ложных надежд. Сегодня не будет никакой хроники, сегодня не будет сообщений Совинформбюро про то, что наши войска вышли на линию Коростень – Умань. Нет, пока никуда не вышли. Вместо этого – обращение Джозефа Байдена к российскому народу прозвучало.
Но начать я хотел бы не с этого. Вчера состоялось заседание Государственной Думы Российской Федерации, на котором было принято обращение к президенту России о немедленном признании независимости ДНР и ЛНР, которые пока что официально именуются непризнанными донецкими республиками.
С нами на связи Денис Пушилин, глава Донецкой народной республики. С Денисом Владимировичем мы и обсудим происходящее с октября 2021 года и вчерашнее событие, естественно, тоже. Мне кажется, оно вполне историческое.
Д. Пушилин:
- Здравствуйте.
С. Мардан:
- Сразу вопрос: сегодня спокойно спали? Вы в Донецке ждали войну?
Д. Пушилин:
- Мы более адекватно реагируем на происходящую ситуацию. И вся эта нелепость по поводу вторжения России так и осталась нелепостью. Для нас это предсказуемо. Поэтому мы сегодня выспались.
С. Мардан:
- Это вопрос шутливый. Естественно, в Москве тоже никто всерьез никакую войну не ждал. Вчерашний день принес некоторое облегчение. Давайте обсудим вчерашнее голосование в Госдуме России. Я знаю, что многие граждане России воспринимают парламент просто как некий атрибут государственной власти. Его решения многим кажутся символичными. Но символизм здесь очень уместен и правилен.
Решение принято. За него проголосовало абсолютное большинство. Что бы вы сейчас хотели сказать гражданам России? Потому что сегодня весь день будет обсуждаться именно вчерашнее принятое обращение депутатов к президенту о немедленном признании ДНР и ЛНР.
Д. Пушилин:
- В первую очередь, я хочу повторить то, что вчера уже сказал. Я от имени Донбасса приветствую такое решение подавляющего большинства депутатов Госдумы Российской Федерации об обращении к президенту Российской Федерации по поводу признания Донецкой и Луганской народных республик. Что это значит для нас? Это, действительно, уже историческое событие. Это то, что позволяет нам дальше именно верить в Россию. Это то, что в принципе для нас стало главенствующим в 2014 году, после государственного переворота. Именно поддержка простых людей России в социальных сетях, в комментариях и прочем, когда мы делали наш непростой на тот момент выбор. Выбор – оставаться самими собой. Выбор – дальше говорить и думать на русском языке. Дальше продолжать чтить историю, в том числе касательно Великой Отечественной войны. Почитать ветеранов и не стесняться этого, а гордиться этим.
Это то, во что вылилось. Мы же знаем, что депутаты очень тонко чувствуют своих избирателей. Об этом сказал и президент Российской Федерации вчера. Поэтому в какой-то степени это стало даже не удивительным, а больше ожидаемым. И здесь от нас искренняя благодарность за данное решение. А мы ждем решения президента Российской Федерации. Уверен, что это решение будет верным, обдуманным, исходя из той геополитической ситуации. А мы готовы принять любое решение. Мы доверяем России. Мы верим в Россию.
С. Мардан:
- Денис Владимирович, в каком контексте вчера обсуждалось это обращение депутатов Госдумы, точнее, за него проголосовало большинство Нижней палаты парламента. Тема минских соглашений. Вчера уже прозвучали комментарии и из Украины, и из НАТО, и с Запада о том, что это будет означать выход России из минских соглашений, в принципе аннулирует весь восьмилетний переговорный процесс. На мой взгляд, правда, за восемь лет никуда мы особо не продвинулись. Что вы думаете по этому поводу? Вы возглавляете ДНР. Признание ДНР означает окончание и выход из того процесса, старт которому был дан в феврале-марте 2015 года?
Д. Пушилин:
- Стоит отметить, почему депутаты вынуждены были вчера идти по пути принятия решения об обращении к президенту Российской Федерации. Они в своих выступлениях вчера это все буквально разжевывали. Потому что именно Украина на протяжении семи лет не удосужилась выполнить ни одного пункта из минских соглашений. А сейчас, как никогда, обострилась ситуация, с учетом того, что огромная концентрация сил и средств у линии соприкосновения на Донбассе со стороны Украины. Большое количество оружия, летального оружия, боеприпасов, исчисляющееся сотнями и сотнями тонн, уже десятками самолетов из стран Запада, которые уже поставлены в адрес Киева и перемещены на данный момент на территорию Донбасса, в ту его часть, которая пока еще подконтрольна Украине. Это все же те триггеры, которые не позволили остаться в стороне.
А тем, кто из западных лидеров пытается заявить, что это может быть выходом России из минских соглашений, хотелось бы задать вопрос. А вот это противодействие Украины по выполнению минских соглашений, этот саботаж на минской площадке, который длится с 2015 года, хотя, я хочу подчеркнуть, если мы читаем минские соглашения, то конечная дата или, скажем так, важные этапы выполнения минских соглашений датируются как раз концом 2015 года, когда взятые на себя Киевом обязательства должны быть уже реализованы. Но я хочу заметить, уже 2022 год.
Поэтому здесь все же стоит учитывать тот факт, что Украина является виновником происходящих процессов. И выход ли на данный момент из минских соглашений или нет? На данный момент я не вижу, что это выход из минских соглашений. Остается лишь шанс, что Киев одумается и все же в самый последний момент попытается реализовать взятые на себя обязательства. Этот шанс крайне иллюзорен.
Я вам просто хочу напомнить, что, помимо того, что Киев не выполнял в рамках минских соглашений, есть еще более широкий пласт проблем. Украина за этот период напринимала еще кучу, именно кучу нормативно-правовых актов, которые противоречат и логике минских соглашений, и логике нашего восприятия Украины как государства. Потому что, во-первых, мы не согласимся с тем, что Украина стремится в НАТО. Украина с нами обязана была бы в рамках минских соглашений это согласовывать, консультироваться с нами. Мне теперь хотелось бы понять, в силах ли сейчас Зеленский и его команда реализовать тот процесс, чтобы из конституции уже убрать этот момент по стремлению в НАТО? Сомнительно.
Готов ли сейчас Зеленский взять на себя, в противовес мнению и позиции радикалов, то, что нужно убрать вот эту инсинуацию по поводу ущемления прав русскоговорящих, русскоязычных жителей оставшейся части Украины? Сомнительно. А готов ли Зеленский перечеркнуть все остальные нормативно-правовые акты, которые принимали последний период времени, после 2015 года, которые ущемляют права широких групп населения? И я говорю даже не только о русских. Увы, мы в этом очень сильно сомневаемся.
Поэтому кто виновник и кто по факту своими заявлениями официальных лиц и своими действиями, в том числе на линии соприкосновения, выходит или же вышел из минских соглашений, это большой вопрос.
С. Мардан:
- Вы несколько раз упомянули Зеленского. А насколько он вообще может хоть что-то принять? Насколько он является человеком, принимающим решение?
Д. Пушилин:
- Украина после 2014 года, после государственного переворота потеряла свою субъектность. Те люди, которые пришли к власти, они абсолютно управляемые и абсолютно зависимые, будь это первый президент постмайданный Украины, я говорю о Порошенко, будь это Зеленский, будь это кто-то другой. Это люди, которые не могут идти вопреки позиции Запада.
С. Мардан:
- Понятно, что после 2014 года Украина лишена субъектности. Зеленский во многом ограничен в решении. Но их же так или иначе придется к какому-то конструктиву подталкивать – дипломатическими методами, недипломатическими методами. А там с кем придется договариваться, вести переговоры, убеждать?
Д. Пушилин:
- Это самый большой вопрос – с кем разговаривать. Нормандский формат на протяжении всех этих лет не оказывал должного влияния на Украину. Теоретически мог бы, чтобы Украина все же выполняла минские соглашения. Вчерашнее заявление президента Франции в адрес России, что не нужно признавать Донецкую и Луганскую народные республики, выглядит нелепым в плане того, что лучше бы он советы все же в предыдущие годы адресовал себе, в адрес Франции, как страны – гаранта выполнения минских соглашений. Но почему-то этого не происходило и не происходит, как мы видим по действиям Киева, сейчас.
Можно сказать про второго гаранта выполнения минских соглашений – про Германию, про Шольца, который опять заявлял по поводу того, заметьте, не Зеленский заявлял, а Шольц заявлял, что Зеленский готов сейчас наконец-то выносить на рассмотрение контактной группы несколько законов из комплекса мер. То есть те законы, которые Украина должна была вынести, обсудить и уже принять еще в середине 2015 года, вот якобы Зеленский сейчас готов. Но что мы видим? МИД Украины уже заявил, что Киев не намерен выполнять минские соглашения по правилам России, подразумевается – так, как это прописано в комплексе мер черным по белому. Поэтому сейчас все же стоит концентрироваться на том, кто что реально делает, а кто что по факту просто может говорить и рассуждать только об этом.
С. Мардан:
- Посмотрим, как будет развиваться ситуация. А если все же ДНР и ЛНР будут признаны Россией, как вы предполагаете, в каких отношениях они будут с Российской Федерацией? И можно ли рассчитывать на то, что безопасность ДНР будет защищать российская армия?
Д. Пушилин:
- Я не стал бы забегать так далеко вперед. Имеется в виду, что непонятно, как будет развиваться ситуация. Если республики Донбасса будут признаны Россией, то далеко не факт, что Киев пойдет на такой уже точно отчаянный шаг и будет пытаться уничтожать гражданское население республик. Я напомню про больше чем 800 уже тысяч граждан России, которые проживают на территории Донбасса. Я не уверен, что Зеленский все же предпримет такой убийственный для себя в каком-то смысле и для Украины, для ее государственности шаг. Поэтому, конечно, у нас любое взаимоотношение в случае признания будет все же развиваться и будем реагировать на ситуацию. Я уверен, что и Россия будет исходить из того, как будет развиваться ситуация.
С. Мардан:
- У меня тут интерес вполне себе эмоциональный и личный. Мои предки родом из Донецка, а не просто даже из Донбасса. Мы последние годы говорим о том, что все социально-экономические системы непризнанных республик так или иначе встраиваются в ткань, в тело России. Это и социальная поддержка, и пенсии, и поддержка экономик непризнанных республик, и так далее. Тем не менее, абсолютно простой жизненный вопрос, который касается сотен тысяч, миллионов людей, имеющих в том числе родственные связи с людьми, которые на территории Донбасса живут. Когда исчезнет граница? Когда люди спокойно смогут в Донецк, Луганск, в Макеевку ездить?
Д. Пушилин:
- В допандемийный период перемещение граждан России было беспроблемным, за исключением, наверное, тех очередей, которые присутствовали. А очереди присутствуют из-за того, что контрольно-пропускные пункты просто не были предназначены изначально для такого потока граждан, автомобилей. А как началась пандемия, то Россия вынужденно ограничила перемещение своих граждан.
Что касается того, когда это все же закончится, здесь могу сослаться на слова депутата Госдумы Виктора Водолацкого, который эти сроки примерно называл как весна нынешнего года. А что касается наших границ, нашей таможни, нашей погранслужбы, то мы и были открыты для наших братьев, наших родственников из России, так и продолжаем оставаться открытыми. Никаких ограничений с нашей стороны не существует уже сейчас.
С. Мардан:
- Мы в курсе того, что Украина сосредоточила на линии соприкосновения более ста тысяч своих военных. Напряжение, обстрелы есть?
Д. Пушилин:
- Могу сказать, что цифра, по нашим данным, уже увеличилась до 150 тысяч человек личного состава. Техники, действительно, достаточно много. Но что удивительно, активных боевых действий пока нет. Есть какие-то отдельные обстрелы, есть отдельные провокации, но они ниже какого-то среднестатистического уровня в целом на линии соприкосновения. В каком-то плане мы это расцениваем как затишье перед бурей. Потому что то количество личного состава и того оружия, и наемников, и инструкторов западных, оно просто зашкаливает. Такого количества не было никогда. А вот в свете последних возможных принятых решений ситуация может кардинально поменяться. Просто могут откровенно побояться, обоснованно, я бы сказал.
С. Мардан:
- По сравнению с тем, что было месяц назад, стрельбы заметно меньше стало?
Д. Пушилин:
- В последние два месяца стрельбы стало меньше. Это все же ощущается на линии соприкосновения. Она не исключена полностью. К сожалению, и погибают наши военнослужащие. Вчера в Луганской народной республике снайпером был убит военнослужащий. К сожалению, есть и разрушения инфраструктуры, и гражданской в том числе. Но это несоизмеримо с теми предыдущими периодами обострения, которые мы видели.
С. Мардан:
- Спасибо!
Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Google Podcasts или Apple Podcasts, ставьте оценки и пишите отклики!
Мардану это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.