Эксперт: Санкции против российских чиновников и олигархов - это плюс, который можно конвертировать в развитие страны
- На лентах информагентств настоящий ад. Все считают убытки для экономики. Самое время затягивать пояса и отказываться от покупки нового телевизора?
- 35-40% - это составляющая углеводородов в нашем бюджете. Если нефтяную иглу, на которую мы подсажены, из нас вытащить, то все будет очень плохо. Но никто санкций на нашу нефть, на наш газ, в целом на наши углеводороды накладывать не собирается.
Санкционные удары по институтам развития, по факту, и так уже были произведены. Мы уже давно не можем пользоваться длинными деньгами Запада, перекредитовываться в западных финансовых институтах. Пресловутые западные инвестиции давно к нам не приходят. Удар, в первую очередь, наносится по нашим олигархам, по тем, кто владеет финансовым капиталом. У меня нет никаких инвестпортфелей, которые бы значительно просели в результате санкций. Подозреваю, что и у аудитории «КП» тоже в основном подобных активов нет.
- Активы в гречке и в тушенке.
- Поэтому я не ожидаю девальвации рубля. Понятно, что рубль просядет, это естественный процесс. Но рубль просядет на ожиданиях. Можно посмотреть, как упал индекс Московской биржи, откатился, кстати, достаточно быстро. Вся эта история, когда пишут про 200 миллиардов потеряли банки, а ничего, что у нас рекордная выручка у Сбербанка, у ВТБ за прошедшие месяцы? Посмотрите на структуру и нашей экономики, и на структуру банковских активов, которые есть в нашей стране.
Мы живем под санкциями достаточно давно. Даже самые уважаемые либеральные экономисты, которых нельзя заподозрить в ватничестве, ультрапатриотизме, например, Греф или Кудрин, сказали, что урон от санкций с 2014 года для нашей страны равняется примерно 1-1,5 % ВВП. Наша экономика находится в росте. У нас 5 % роста за 2021 год даже несмотря на пандемию. Это во многом заслуга уважаемого Мишустина. Он не политик, он делает свои дела. Я убежден, что если бы Дмитрий Анатольевич был у нас во главе кабинета министров, мы не так хорошо бы пандемийный период прошли. И в этом смысле я не переживаю. Здорово, что Мишустин, когда выступал на Совете Безопасности, видимо, прекрасно понимал, что все идет к санкциям, он сказал: да, мы подготовлены к ним, конечно, они по нам ударят, никаких шапкозакидательских настроений нет. По факту мы видим, что доллар – 80, евро – 100. Что еще из такого, что может почувствовать обычный человек? Я пока ничего не увидел.
- Люди сильнее пострадают не от санкций, а от той бешеной инфляции, которая была в прошлом году.
- Макроэкономическая политика нашего Центробанка порой наносит вред нашей экономике и простым людям намного больше, чем Госдеп и прочие.
Возвращаясь к долгосрочной перспективе, да, говорят, что если американцы совсем разозлятся, они забанят экспорт технологий. В том числе микрочипов, процессоров, комплектующих к телевизорам. Технологическая «черная метка» может ударить и по широким слоям населения. Но параллельно я посмотрел, что санкции коснулись в очередной раз представителей нашей элиты и их детей. Я не призываю к тому, чтобы дети расплачивались за отцов, но у меня есть мечта, чтобы то пожелание, которое в свое время Владимир Владимирович высказал по поводу национализации элит, все-таки воплотилось в реальность.
Персональные санкции в отношении чиновников, банковских олигархов и прочих товарищей – вещь достаточно правильная и даже патриотичная. Значит ли это, что в один прекрасный момент вся наша элита будет учить своих детей в МГУ, в МГИМО, в РУДН и прочих вузах? Нет. Значит ли это, что та самая амнистия капитала, которую объявил президент, вдруг вернет все капиталы из оффшоров? Наверное, нет. Но понимание того, что наша элита там является чуждой, мне кажется, замечательный плюс, который из этих санкций можно конвертировать в настоящее развитие страны. Потому что там их никто не ждет. Работайте здесь и развивайте нашу страну.