Спасет ли Индия экономику России от санкций

Каждое утро известный публицист Сергей Мардан заряжает информацией на весь день!
Сергей Мардан обсуждает это с доцентом Института стран Азии и Африки Борисом Волхонским

С. Мардан:

- Мы часто вспоминаем про Китай, как возможного союзника, и почему-то совершенно не говорим про Индию. Неделю назад Индия стала самой населенной страной Земли. Это очень большая экономика. Россию с Индией связывают довольно много десятилетий очень близких отношений, в том числе политических. Если уж говорить о строительстве по-настоящему многополярного мира, то самое время начать готовить специалистов, знающих хинди и индийскую культуру. С одним из таких людей мы сейчас поговорим. Борис Волхонский с нами, доцент Института стран Азии и Африки.

Все помнят фразу «Хинди руси бхай бхай». Борис Михайлович, как так получилось, что Индия находится на периферии сознания?

Б. Волхонский:

- Вы затронули довольно больную тему для индологов. Я почти полвека занимаюсь странами Южной Азии. Был очень серьезный период спада и в наших государственных отношениях, который пришелся на лихие 90-е годы. Когда была ориентация нашей внешней политики при Козыреве исключительно на Запад, вся Азия считалась чем-то не очень значимым. Потом подъем Китая заставил переориентироваться на Азию. Но сам подъем Китая заслонил другие страны.

Индия – это важнейший и экономический, и геополитический игрок во всей Евразии, да и в мире тоже. Это по паритету покупательной способности третья экономика мира, по номиналу – где-то пятая-шестая. Наши традиционные связи с Индией еще с советских времен – это прекрасная база, потому что люди пока еще не все ушли, которые занимались этим. Основа для такого подъема наших отношений на новый уровень, конечно, имеется.

Вы упомянули фразу «Хинди руси бхай бхай». Я на молодом поколении пытался проверить, знают ли они, что это такое. Они понимают «Хинди Руси бай бай». И в смысле английского «бай» - купи, продай. И «бай» - пока, до свидания. В конце 90-х годов, действительно, казалось, что мы расходимся. И надолго.

Сейчас есть некое осознание того, что надо возвращаться к тому статусу. Хотя, наверное, нет такого интереса к Индии, который был во времена Раджа Капура, когда индийское кино у нас показывали. Сейчас к этому отношение немножко другое. Но Индия не ограничивается слонами, чаем и кино, еще йогой. У нас есть такой стереотип восприятия Индии.

С. Мардан:

- Если перейти в практическую плоскость, санкции, наложенные на Россию, имеют самый болезненный характер в области высоких технологий. Мы многие отрасли утратили, которыми Индия все последние десятилетия активно занималась, начиная от машиностроения, заканчивая IT-компаниями. Здесь есть реальная возможность быстро открыть сотрудничество?

Б. Волхонский:

- Быстро, к сожалению, нет.

С. Мардан:

- А почему?

Б. Волхонский:

- Если говорить о продукции материальной, как машиностроение, сельхозпродукция, не то, что можно пересылать через сети, а то, что надо возить по земле, у нас просто в силу геополитических причин разорваны логистические цепочки. Не секрет, что Индия отделена от Азии труднопроходимыми Гималаями, с одной стороны, а с другой стороны она отделена Пакистаном, а вслед за ним еще есть Афганистан.

С. Мардан:

- Есть же океан.

Б. Волхонский:

- Океан удлиняет путь на многие дни. И поэтому некоторую продукцию, допустим, сельскохозяйственную, на которую действуют сертификаты санитарные порядка 30 дней, и будут сюда везти эти 30 дней, даже больше. Все сертификаты на эту продукцию устареют.

Есть проект, которому уже больше двадцати лет, проект транспортного коридора «Север – юг». По морю от Индии до Ирана, дальше через территорию Азербайджана в Россию, в страны Центральной Азии – через Афганистан, в страны Северной Европы – через Россию. Но этот проект по каким-то причинам, периодически к нему интерес вспыхивает, а потом как-то затухает. И там не решены буквально несколько логистических моментов, связанных с несколькими десятками километров транспортных путей, но они до сих пор не решены. В полную силу он так и не заработал. Не решены многие вопросы тарифов, таможенные связи, поскольку все-таки четыре страны – Индия, Иран, Азербайджан и Россия в этом задействованы напрямую. Многие вопросы еще не утрясли в силу бюрократии, других проблем.

С. Мардан:

- Что бы мы могли предложить Индии в текущей ситуации? И что нам теперь объективно может быть в Индии интересно?

Б. Волхонский:

- У нас традиционная сфера сотрудничества, которая развивается хорошо, никто против этого не возражает, это военно-техническая. Атомная энергетика – там тоже есть свои проблемы. Потому что Индия приняла несколько лет назад закон об ответственности за ущерб. Если при эксплуатации атомного оборудования, поставленного той или иной страной, возникают нештатные ситуации, то поставщики оборудования возмещают ущерб, хотя, может быть, они уже давно к этому не имеют отношения. Но сотрудничество в атомной энергетике у нас развивается достаточно успешно.

Что касается других сфер, у нас во время каждого визита подписывается программа, состоящая из нескольких десятков пунктов. Но далеко не все пункты выполняются. Тут есть момент, связанный с тем, что в Индии в том числе внешнеэкономическая деятельность в основном находится в руках частных компаний, в том числе и не очень крупных. А у нас здесь командуют крупные госкорпорации и государственные органы. Найти такую площадку, на которой можно было бы состыковать эти две стороны, довольно сложно.

Более или менее успешно развиваются отношения на уровне некоторых регионов. Но это еще огромный потенциал. Надо немножко децентрализовать нашу внешнеэкономическую деятельность, тогда каждый регион в силу своей специфики, в силу того, что он может предложить, мог бы найти свою нишу.

Индия в плане компьютерного обеспечения тоже один из лидеров, не последняя страна на этой планете. Здесь есть возможности нам для того, чтобы мы налаживали сотрудничество с ними. В углеводородной энергетике отсутствие наземных путей сообщения ведет к тому, что Индия, конечно, закупает у нас нефть и углеводороды, стала их закупать больше, где-то на миллиард долларов в год, но это все возится танкерами, а это немножко более затратно и менее объемно, чем мог бы быть трубопровод. И все перевозки страхуются страховыми компаниями. Теперь и с этим тоже проблемы.

С. Мардан:

- Спасибо, что провели для нас краткий ликбез.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Google Podcasts или Apple Podcasts, ставьте оценки и пишите отклики!

Мардану это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.