Выборный год. Расстановка сил на партийном поле перед единым днём голосования

Как повлияют прошедшие акции протеста на выборную кампанию в Госдуму
Валентин Алфимов и глава ВЦИОМ Валерий Федоров обсуждают вместе с политологом Дмитрием Гусевым, как повлияют прошедшие акции протеста на выборную кампанию в Госдуму

В. Алфимов:

- Здравствуйте! В эфире Валентин Алфимов, Валерий Федоров. Мы не раз поднимали тему 2021 года, он у нас очень непростой. Он будет очень интересным.

В. Федоров:

- Он уже интересный.

В. Алфимов:

- Да, несмотря на то, что февраль всего лишь на дворе. 2021 год – год выборный. И давайте продолжим нашу тему расстановки политических сил на политической арене.

В. Федоров:

- Нам было не до расстановки. На политическую арену, совершенно не парламентскую, ворвалась улица. И мы почти месяц рассуждали о том, что это такое, почему происходит и к чему приведет.

Вдруг пауза. Это точка? Или многоточие? Очевидно, это должно повлиять на ход выборов в Госдуму, хотя до них восемь месяцев. Нам предстоит выбрать 450 членов Государственной думе, из них 225 будут баллотироваться по партийному списку, точнее, будут баллотироваться больше, но победят 225 – ровно половина депутатов. И столько же будут избраны по одномандатным округам.

Сегодня мы с политологом и с недавних пор политиком Дмитрием Гусевым будем обсуждать эту расстановку сил. Но начать я хотел бы с вопроса о том, какое влияние окажет вот этот январский всплеск, две акции, прошедшие в разных городах России.

Дмитрий, какие последствия будут для выборной кампании? Для результата выборов?

Д. Гусев:

- Всегда на выборах ситуация горячая. Все партии и политики ситуацию эскалируют, напрягают, пытаются довести до точки кипения. Все борются за мандаты, пытаются пропихнуть свою тему, сказать ярче и мощнее. Конечно, и доводят до той ситуации, которая у нас есть. Очевидно теперь, что у нас в этом году улица будет одним из политических инструментов, как это было в 2019 году на выборах в Мосгордуму. Помните, какие у нас были митинги, протесты. Думаю, что в 2021 году улица тоже будет мощным инструментом, влияющим на выборы.

Политики, почувствовав вкус этой крови, будут ей пользоваться. Все партии.

В. Федоров:

- Пока это метафора, к счастью.

Д. Гусев:

- Конечно. Я имею в виду, как хищник, пытающийся поймать свою добычу, чувствует вкус крови, от этого у него расширяется дыхание. И он хочет больше крови.

В. Федоров:

- А кому принадлежит улица? Мы на улицах, кроме полиции и Росгвардии, видели только приверженцев Алексея Навального. Многие не имеют политических убеждений, может, впервые приняли участие в этих митингах, а кто-то является последовательным последователем только любимого Навального. И по первому его призыву встает под ружье.

У нас будет два поля борьбы за Госдуму? Это выборы и связанные с ними традиционные методы политических баталий. И другое поле – улица, где будут однозначно доминировать представители племени молодого, чаще всего незнакомого, которых мы видели 23-го и 31-го. Или будет как-то иначе?

Д. Гусев:

- Мне кажется, что улица принадлежит справедливости. Что я имею в виду? По вопросам ВЦИОМа 62% жителей страны главным вопросом к власти видит запрос на справедливость в разных ее формах. Кто-то говорить про справедливый уровень жизни, кто-то про качество жизни, кто-то про справедливые взаимоотношения власти и общества. У всех разное понимание справедливости, но люди выходят на улицу именно из-за того, что они не могут свои чувства справедливости реализовать в других формах.

Они голосуют за каких-то депутатов, но оказываются в меньшинстве. И не могут провести свои законы. Или они голосуют за политиков, а у них не получается, их не слышат. Вот когда людей не слышат, когда они ни на что не влияют, тогда они выходят на улицы.

Конечно, есть ядро сторонников, есть люди, которые просто ошибаются или которых обманули. Такие тоже есть. Но что значит обманули? Это значит, что другая позиция до них не было донесена, значит, они не слышали другой позиции.

Вспомните 2011 год, когда у нас было две улицы – улица за президента…

В. Федоров:

- Болотная и Поклонная.

Д. Гусев:

- Да. Кто, в итоге, победил? Победила Поклонная, потому что было больше людей, люди выходили туда со своей позицией, потому что понимали, что происходит в стране.

В. Федоров:

- Добавлю, кто подзабыл, Поклонная победила не только потому, что туда больше народу вышло, это вопрос подсчетов, а они, увы, всегда подвергаются сомнениям. А еще и потому, что те, кто выходил на Поклонную, в марте 2012 года на выборах президента дома не остались, а пришли, проголосовали, поддержали своего кандидата. А вот многие из тех, кто на Болотной выступал, они, как обычно, остались дома.

Победа завоевывается на избирательных участках, а не на улице. И это прекрасно! Посмотрите на наших соседей по периметру границ, на ту же Киргизию, где каждая смена власти идет через революцию. Посмотрите на Грузию, на Украину, что тут перечислять.

В. Алфимов:

- Вы сейчас провели параллели с 2011-2012 годами. Действительно, получается, что здесь была одна, здесь другая сторона. Сейчас на улице только одна сторона.

Д. Гусев:

- А придется выходить. Посмотрите, какой флешмоб после этих митингов я видел в интернете, когда целые ролики и акции делали люди в поддержку президента. Но это же тоже позиция! Они не выходят сейчас на какие-то митинги, делают какие-то ролики, флешмобы делают, но они же готовы выйти на улицу.

В. Федоров:

- Но пока не выходят.

Д. Гусев:

- Но это вопрос точки кипения. У нас всегда атаки на власть, на страну людей всегда мобилизуют, сплачивают вокруг власти. Так было и в 2018 году, когда международное дело Скрипалей россиян от Путина не отвергло, наоборот, все сказали, что это такое – мы по каждому поводу будем виноваты? Мы с этим не согласны. Поэтому такая явка, особенно на зарубежных участках. Очереди были.

В. Федоров:

- Именно так, но на улицу никто не выходил. И здесь есть еще одно разделение, довольно важное, на мой взгляд. Вот сторонники власти, они, безусловно, присутствуют. На партийном поле их объединяет «Единая Россия». Но есть и третья сила, их даже несколько. У нас есть Коммунистическая партия, напомню, это первая по числу членов парламента – оппозиционная сила. У нас есть политическая партия – «Справедливая Россия», которая недавно объединилась с еще двумя партиями: «За правду» Прилепина и с «Патриотами России». И у нас есть, конечно, незабвенная ЛДПР имени Владимира Вольфовича Жириновского. Есть еще некоторое количество политических сил, которых к власти причислять точно нельзя, нет у них своих людей ни в правительстве, ни в администрации, разве что пара губернаторов. А вот какую позицию эти силы занимают? Каков расклад, на ваш взгляд? И, может, расскажете изнутри, как «Справедливая Россия», а вы последнее время активно работаете с этой партией, намеревается идти на выборы.

Д. Гусев:

- Есть запросы граждан, ожидания, которые люди высказывают политической системе. Есть, конечно, запрос вредин – людей, которые против всего, которым не нравится то, се. И они всегда будут такие.

В. Федоров:

- Недовольные.

Д. Гусев:

- Голосуют за ЛДПР. Они всегда были и есть.

В. Федоров:

- Баба Яга против.

Д. Гусев:

- Это не значит, что люди плохие, но есть у людей такой запрос. Они так на него реагируют и ЛДПР всегда готова предложить то сапоги мыть в Индийском океане, то каждой бабе по мужику, то еще что-то.

Второе. Есть протестный запрос, который пытаются удовлетворить коммунисты. Но у нас несколько коммунистических партий. «Коммунисты России» отпочковались от КПРФ, есть партия КПСС – это все партии, которые работают на этом же самом типа протестном поле. Но есть один недостаток у коммунистов – они не дают картины будущего. Они рассказывают о прошлом, что было все хорошо, а сейчас все хуже. Но СССР помнят все меньше людей. И даже те, кто еще помнит, уже начинают это все забывать, они становятся старше, дети вырастают и так далее. Их, конечно, электорат будет уменьшаться.

Третье. Есть огромный запрос на справедливость. Последний опрос ВЦИОМа 27 января говорит о том, что 46% жителей страны готовы голосовать за обновленную партию «Справедливая Россия», которая, кроме того, что у нее есть базовый ответ на вопрос, если тебе не нравится власть, не нравится что-то, что происходит в стране, ты хочешь что-то сделать, то вот, пожалуйста, есть «Справедливая Россия». Сейчас к ней присоединяются такие яркие политики, как Захар Прилепин и его партия, Семигин, которые способны обновленной партией…

В. Федоров:

- Семигина ярким политиком не назовешь, но с Захаром, да, спорить не будем. Яркий.

Д. Гусев:

- Семигин, тем не менее, был одним из тех, кто в свое время претендовал на лидерство у коммунистов.

В. Федоров:

- Сбитых летчиков-то много, это понятно.

Д. Гусев:

- Тем не менее, за ним есть сторонники. У партии «Патриоты России» 460 депутатов по всей стране различного уровня.

Есть, конечно, либеральный запрос, где есть «Яблоко», «Новые люди», «Партия Роста». Есть ультрапатриотический запрос, который пытается удовлетворить «Родина». Есть зеленая тематика – две партии, которые могут избираться в Думу без сбора подписей.

Я уверен, что у всех этих партий почти нет шансов, кроме первых трех, которые сейчас в парламенте. Запросы, на которые они отвечают, они достаточны для того, чтобы за них проголосовало 5% и больше, а именно столько нужно для прохождения…

В. Федоров:

- Я правильно понял, что ваш прогноз, что наша так называемая тетрархия, то есть, четыре партии, которые сегодня представлены в Госдуме, она воспроизведется и по итогам выборов 2021 года? И никого из новых партий не будет в следующей Думе?

Д. Гусев:

- Я думаю, что у остальных партий очень мало шансов, потому что запросы, на которые они отвечают перед людьми, они слишком малы по своим размерам. Если справедливости хочет 46% жителей страны, то зеленая тематика актуальна для 3-4%.

В. Федоров:

- А как это бьется с той темой, с которой мы начали? Зачем людям голосовать за партии, которые сидят в Думе не первый срок, и всех этих запросов никак не удовлетворяют? Видимо, не особо и собираются.

Д. Гусев:

- Еще один момент хотел сказать. Партии будут те же, но я уверен, что пропорция будет другая. Уверен, что у коммунистов и у ЛДПР будет меньше мандатов, чем сейчас.

В. Федоров:

- А у кого больше?

Д. Гусев:

- Хотя, может, будет пять партий, может, позже об этом поговорим, потому что сейчас еще никто не предъявил своей программы и с чем пойдет на выборы.

Посмотрим. Может, к лету будет понятно, с чем выходят партии. И что они предъявят стране.

В. Федоров:

- А что предъявит «Справедливая Россия», кроме прекрасного названия, которое, как мы все знаем, уже само по себе большой и хороший актив. И второе – это объединение, его подсветка в СМИ, она уже прибавила немного, но это вещь приходящая. До выборов восемь месяцев.

Д. Гусев:

- Согласен. На одном объединении долго не проедешь, это правда.

«Справедливая Россия», конечно, программа еще утверждается. 22 февраля будет съезд партии, которые основные вещи программы предъявит стране. Дальше будет доработка и все это будет превращено в слоганы, в лозунги, в ролики. Но можно сказать несколько важных подходов или принципов, на которых будет стоять на этих выборах «Справедливая Россия». Первое – это все важные решения в стране должны проходить с учетом мнения людей. Если мы конституцию, которую могли менять по закону Думой, меняли всей страной на референдуме, то почему нам не делать по большинству вопросов такие мини-референдумы? Хоть в районе, хоть в городе, хоть в регионе, хоть в стране.

В. Федоров:

- «Справедливая Россия» теперь будет партией референдумов.

Д. Гусев:

- Нет, я только начал с того, что все главные вопросы должны приниматься с учетом мнения людей.

Второе. У нас есть тема судов. Многие митинги у нас проходят потому, что у нас людям не нравится, как осуществляется правосудие. Есть хорошая система судов присяжных, которая у нас работает очень слабо. И работает не по всем статьям и параметрам. Расширение судов присяжных.

У нас есть справедливые зарплаты и справедливые пенсии, контроль цен на ЖКХ, на продукты питания, то есть, с чем президент сейчас выступил.

Это все, с чем будет выходить «Справедливая Россия» У нас есть несправедливое образование, что за образование, когда каждый из нас знает, чтобы ребенку поступить в вуз, приходится нанимать репетитора? Получается, что наше образование готовит детей, которые не могу поступить в вуз?

Во время коронавируса мы столкнулись с медициной, которая не удовлетовряет.

В. Федоров:

- Справедливости ради я должен добавить, что в самых продвинутых странах мира с точки зрения образования, например, Южная Корея, там без репетиторов тоже не обходится. И в Японии тоже.

Итак, какие-то контуры того, с чем «Справедливая Россия» пойдет на выборы, Дмитрий обозначил. Спасибо вам большое!