Как общаться с подростками, чтобы они тебя услышали?
В. Алфимов:
- Здравствуйте, Валерий Валерьевич! С возвращением вас из краткосрочного отпуска!
В. Федоров:
- Здравствуйте. Спасибо. Да, сегодня мы начнем со знаменитым человеком, с Петром Александровичем Земсковым, из Челябинска, учителем математики, у которого аж 260 тысяч подписчиков… Валентин, расскажете?
В. Алфимов:
- 260 тысяч - это в Тик-Токе. И еще на Ютубе без малого 200 тысяч. Кстати, канал в Тик-Токе Петра Александровича называется «Математика и магия»… Собственно, к чему мы все это? Мы тут с Валерием Валерьевичем регулярно задаемся вопросом - а что с нашим поколением? Следующим поколением, с будущим поколением?
В. Федоров:
- Да, с теми, кто еще в школу ходит.
В. Алфимов:
- Да, да. И многие сейчас обращают внимание на то, что с ним достаточно сложно общаться. Сложно стать для них авторитетом. Сложно донести им какие-то истины, которые, так скажем, хотелось бы донести. Потому что они сейчас живут совершенно в другом мире, не как даже 10 лет назад, уж не будем говорить про нашу молодость, там 20, 30, 40 лет назад. И надо под это дело все подстраиваться. И вот Петр Александрович прекрасно это сделал, завел канал в Тик-Токе и пользуется там большой популярностью. Петр Александрович, первый вопрос к вам. Как вам пришла в голову такая идея? И как вам удалось все-таки набрать всех этих подписчиков?
П. Земсков:
- Идея очень проста была. Мы готовились к зачету и просто в конце урока решили записать вот ту теорему, которую доказывали на уроке, мы решили сделать выжимку такую трех-четырехминутную, просто достали телефон и записали ролик, где я стою у доски и доказываю. А потом ребята предложили - давайте выложим на открытую площадку в Ютуб, чтобы мы могли в любое время смотреть. Не обязательно делать рассылку в своих группах или в беседах, а вот на открытую площадку в Ютуб. А потом это увлекло, а потом присоединились люди совсем не из моего класса, не из моей параллели, и круг расширился, расширился и сейчас, правда, в Ютубе 190 тысяч, а в Тик-Токе - 357, если уж точным быть и, наверное, к утру будет 360 тысяч уже.
В. Федоров:
- Кстати, я вставлю буквально пять копеек. Петр Александрович, у нас Тик-Ток сейчас самая быстрорастущая сеть социальная. Ей наступает на хвост только Клабхаус, но он совершенно новомодный, там сейчас у него период такого взрывного роста, но, если взять чуть более продолжительный отрезок, то где-то с 2019 года, коллеги из Левада-центра (признан иностранным агентом) недавно опубликовали исследование, и они показывают, что доля тех, кто в Тик-Ток заходит, достигла уже 14% от взрослого населения России. То есть, начиная с 18 лет. Это мы не считаем более молодую еще часть, потому что понятно, и 16, и 14, и даже 12-летних в Тик-Токе еще вагон и маленькая тележка. И вторая цифра. Тик-Ток самая быстрорастущая сеть, потому что она за эти даже не два, а полтора года, в семь раз увеличила свою аудиторию. И уже переплюнула по массовости такую всем известную всемирную сеть, как Фейсбук. В Фейсбук сегодня ходят в России 9%, а в Тик-Ток уже 14. То есть, в полтора раза больше. Так что вы правильно выбрали лошадку, на которую поставили, она растет и скачет вперед очень быстро.
Но вопрос такой. Люди среднего и старшего возраста, конечно, слышат о том, что появилась новая сеть - Тик-Ток - и все дети уже только там, разумеется, тоже заходят туда, надо же быть в курсе, надо понимать, что это такое, где их ребенок любимый варится, и стандартная реакция после того, как люди туда заходят, там немножко побарахтаются, и говорят - это ужас.
П. Земсков:
- Это ужас, да.
В. Федоров:
- А вы в этом ужасе не просто занимаетесь серьезными вещами, к тому же, и профессиональными вещами, то есть, тому, чему вы посвятили свою жизнь и в чем вы великолепно разбираетесь и что вы преподаете и чему учите, да. Но и это не остается каким-то таким артхаусом, а, как цифры, сегодня уже обнародованные говорят, это идет в массы. Как у вас это получается, Петр Александрович?
П. Земсков:
- Вот смотрите. Сейчас все больше раздается голосов, что вот даже на одной конференции кто-то из участников предложил, что надо вообще закрыть все эти социальные сети, ВКонтакте, Тик-Ток, Ютуб… ну, можно закрыть, да. А можно возглавить это движение, можно в него войти. По последним исследованиям, ну, все вы знаете эту историю поколений Х, У и Z, да. Вот мы с вами, если нам поручат семь каких-то разных дел. Ну, например, решить задачу, раскрасить раскраску, скушать кашу, сделать 10 отжиманий, покидать мяч, полепить из пластилина. Мы с вами подойдем к этому вопросу так. Сначала отожмемся целиком 10 раз, потом съедим всю кашу до конца, раскрасим всю раскраску до конца… то есть, все, за что мы возьмемся, мы это сделаем сразу. Мы в таком стиле работаем. Что делает поколение Z? Он подошел, съел две ложки каши, два раза отжался, один раз прыгнул, раскрасил голову мишки, кинул два раза мяч, потом вернулся, съел еще три ложки - и вот так, по кругу. Но он выполнит вссе эти семь дел за те же полчаса, что и мы. Но он их выполнит в хаосе, но по итогу - мать пришла через полчаса - и у меня, и у него задание выполнено. А как - это уже второй вопрос. Так вот, выходит, что вот этот некий хаос - им бы как-то научиться управлять и, может быть, на уроках мы, учителя старшего поколения, ведем последовательно, четко, а, может быть, это тяжело уже воспринимать? Может быть, человеку, у которого уже клиповое мышление, вот его мать с отцом с грудного возраста возят в машине, он мир видит в заднее или лобовое окно машины - это же телевизор. Он видит мигающий мир с детства. Созерцать им некогда, их везут в больницу на машине, их везут на какой-то осмотр на машине… и вся жизнь у него идет в этом автомобиле, потом телевизор, потом компьютер… Ну, что делать, наверное, это такое веление времени? Про книги ведь еще можно очень много говорить.
В. Федоров:
- Секунду, вот я слушаю вас и понимаю, что вы теперь уже учитесь жить прямо по Пригожину и Стенгерсу - то есть, порядок из хаоса возникает?
П. Земсков:
- Ну, может быть, да. Вот я был на курсах, у нас курсы проходят периодически какие-нибудь, и нам несут вот это новое…
В. Федоров:
- Несут-то нам все несут новое. Но мало у кого получается не просто услышать, понять, запомнить, но и научиться. И вы нам интересны, ну, кроме того, что вы действительно интересный человек, безусловно, но и как человек успешный, человек, который научился говорить с поколением Z по сути на их языке. Визуальном языке, хаотическом языке, клиповом языке. В то время как у большинства ваших сверстников, да и моих тоже, это не получается. Более того, как только они пытаются, у них не получается, они дистанцируются и говорят - нет, это чушь, это чепуха, это невозможно. И дальше начинается плач Ярославны о том, что потерянное поколение, что же мы после себя оставим, на кого мы Россию-матушку бросим… эти новые люди инфантильны, ничего не понимающие, слабаки, непоследовательны, ничего не доводят до конца и т.д., и т.п. А тут получается, что на самом деле они другой способ находят и практикуют его, но в принципе этот способ тоже может приводит ко вполне себе впечатляющим результатам?
П. Земсков:
- Да.
В. Алфимов:
Мы закончили на вопросе Валерию Валерьевичу.
В. Федоров:
- Даже прозвучал ответ. Он был короткий и точный. Ответ звучал так: «Да». Поэтому я перейду к следующему вопросу. Книги. Многие говорят, что сегодняшние подростки книг не читают. То есть формат действительно устарел. Причем это касается и книг бумажных, и даже уже книг электронных. То есть это слишком объемные, слишком длинные, сложные конструкции, читать нет ни времени, ни желания, ни, может быть, сил. Значит, подростки получают информацию каким-то другим способом. Ну, каким, мы знаем. Это и Гугл знаменитый, и социальные сети, и сарафанное радио, друзья.
Но все-таки как с книгами? Действительно же сложные вещи невозможно (по крайней мере, нам казалось) понять, не прочитав груду сложных, умных, серьезных книг. Что вы думаете об этом, книги умерли?
П. Земсков:
- Ну, хочется надеяться, что нет. Понятно, что в наше время книга была не только источником знаний, это ведь было и развлечение, и досуг, и свободное время. Ведь, бывало, ты в детстве мог целый день провести с книжкой.
В. Федоров:
- «Робинзон Крузо».
П. Земсков:
- И «Робинзон Крузо», и «Пятнадцатилетний капитан». Это большущая проблема. Потому что с учениками идет разрыв, пропасть в цитировании. Представьте себе, был у меня ученик по фамилии Егоров. И он хотел пошутить: «Я не Егоров». Я тут же вспомнил «Пятнадцатилетнего капитана» и хотел пошутить. Я ему говорю: «Я не Егоров, я Себастьян Перейро». И я вижу полное непонимание, что я произнес. Я говорю: «Подожди. Жюль Верн, «Пятнадцатилетний капитан». И я вижу, что это ни о чем не говорит. «Дети капитана Гранта», Д’Артаньян, Атос, «Два капитана», Каверин – кто эти люди? Выходит, что традиции благородного, честного, смелого героя, который защитит женщину, защитит слабого, они куда-то исчезают. Ведь воспитывает не только семья, но и книги.
Теперь вместо книг кто? Вот я – отец, у меня дети, мы с матерью принимаем какое-то участие в их воспитании. А кто еще? Тренер, наверное. А кто еще? Видео, ролик?
Я подумал, а что, если войти в эту сферу, в ту сферу, которую я не вижу? Я войду туда, и, может быть, там мой ребенок увидит (мой, чужой, какой-то другой)? И увидит за формулами, за математикой мою попытку донести что-нибудь из тех черт, которые я хочу, чтобы я их имел или мой воспитанник их имел.
В чем еще прелесть математики? Математика, может быть, заменит Жюля Верна. Дело в том, что принцип всех книг Жюля Верна – благородный героя.
В. Федоров:
- Еще технический прогресс.
П. Земсков:
- Я хотел бы по поводу нравственности сказать. Математика – это честнейшая наука.
В. Федоров:
- Да, даже боги ей подчиняются, как известно, особенно геометрии.
П. Земсков:
- Что случилось с учителями истории? Наступил 85-й год, и бедные учителя истории изменили концепцию красной революции нашей. Проходят еще годы – и уже нельзя разные точки зрения высказывать о Великой Отечественной войне. Тут и декабристы уже иначе подаются. Это уже не как в моем детстве были, благородные, красивые, яркие, смелые, отважные. А математика… Даже Иосиф Виссарионович Сталин не смог сказать, что дважды два – пять.
В. Федоров:
- Математика действительно божественна. Еще греки это говорили. И аргумент очень простой. Что даже для Аполлона теорема Пифагора будет верна, как и все другие замечательные математические закономерности.
Вернемся к книгам. Когда молодой человек, который только развивается, интенсивно набирает, строит себя, поглощает, он такой пластичный, открытый. И вот когда он читает книгу… Вот вы привели в пример книгу «Пятнадцатилетний капитан». Ну, казалось бы, простая книга, романтика такая. Она не случайно считается детской книгой. Предполагается, что ее может освоить подросток самостоятельно, без каких-то дополнительных разъяснений. Но там всегда есть второй план, третий план. То есть вы не случайно говорите про благородного героя. Вроде бы такой занимательный сюжет, мотаются там между Атлантикой и разными другими районами мира, но красной нитью проходят некоторые моральные ценности, как себя надо вести. И вот ребенок, подросток, читая, все это впитывает, и что-то остается. Не просто завлекательный сюжет остается, но и определенные ценности.
А теперь возвращаемся к TikTok. У нас есть 60 секунд, для того чтобы удержать внимание ребенка или подростка. Поэтому все вторые, третьи, десятые планы уходят, остается только самое главное, но, с другой стороны, и самое простое, то, что лежит на поверхности. Вопрос в этой связи. Вспоминаем известную фразу, что простота хуже воровства. Не формируем ли мы, таким образом, людей плоских? Да, отлично, что они математику узнают, хотя бы на базовом уровне, необходимом для средней школы. Но все то, что идет не текстом, а контекстом, идет вторым, третьим планом, оно уходит, просто потому, что этому нет места в современном таком видеоформате, до крайности сжатом, таком ярком, клиповом и т.д. Эта проблема есть или я раздуваю из мухи слона, как вы считаете?
П. Земсков:
- Я думаю, что, скорее всего, проблема есть. Единственное, что TikTok, он не одно средство массовой информации, скажем так, есть более обширный YouTube. С другой стороны, если в TikTok две строчки брошу, но талантливые, не так, как я, а какой-нибудь артист замечательный скажет: «Я вас любил, любовь еще, быть может…» И прошло 15 секунд. Может быть, ребенок побежит к матери и отцу, спросит, что это за строки. И, может быть, возьмет с полки Александра Сергеевича.
В. Федоров:
- Нет, скорее он в Гугл зайдет.
П. Земсков:
- Ну, наверное.
В. Федоров:
- Дистанционка. Кроме того, что по-другому дети воспринимают информацию, надо ее как-то мельче упаковывать и более ярко подавать (и у вас это получается), все наше образование (и среднее, и высшее) в этом пандемическом, кризисном году было вынуждено перейти на дистанционку. Понятно, трудно, непривычно. Но получается справляться или нет? И если да, то, может быть, какими-то лайфхаками поделитесь?
П. Земсков:
- Во-первых, дистанционный урок физически тяжелый. Очень много шума, и у тебя нет возможности управлять им. Ты видишь глазок камеры, ты даже не можешь бровью пошевелить. Ну, перед кем ты будешь хмурить брови или постукивать карандашом? В общем, я очень уставал от дистанционного урока, когда у меня дети были по Зуму. Проще 6 уроков провести реальных.
Второе. Если урок без ответной связи, как в TikTok у меня, то здесь тоже есть минусы. Потому что очень многое отдается на самодиагностику учащимся. То есть ученик, слушая мое объяснение, говорит: «Я не понял». А не понял он, оказывается, из-за того, что он просто не умеет отрицательные числа складывать. Если бы он сидел у меня рядом за партой, я через две минуты устраню этот недостаток, научу его складывать десятичные числа. Или, например, он не может доказать равенство треугольников только из-за того, что не знает, грубо говоря, сумму углов в треугольнике. Я ему тут же устраняю.
В. Алфимов:
- А на дистанционке не получается все это диагностировать быстро?
П. Земсков:
- Да.
Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!