Обострение на Донбассе. Зачем разжигают войну на Юго-Востоке Украины?

Люди в Донбассе вынуждены жить под обстрелами уже 7 лет.

Люди в Донбассе вынуждены жить под обстрелами уже 7 лет.

Валентин Алфимов и глава ВЦИОМ Валерий Федоров обсуждают с главой Союза добровольцев Донбасса Александром Бородаем, насколько реально наступление Украины на Донбасс и чем в этом случае может ответить Россия

В. Алфимов:

- Одна из новостей о том, что в начале этой недели якобы должна была начаться война на юго-востоке Украины. То есть в Донбассе. Должны были туда ввести войска Украины. Об этом много говорили Telegram-каналы – анонимные и не очень. Но первым этот слух распространил украинский журналист Дмитрий Гордон. К нам подключается Александр Бородай, глава Союза добровольцев Донбасса.

А. Бородай:

- Добрый день.

В. Федоров:

- Это была «утка»? Или есть серьезные основания ожидать если не новой войны, то какой-то вспышки напряженности?

А. Бородай:

- Конечно, это была «утка». Но надо ожидать вспышки боевых действий. Но не прямо сейчас, а позже. Что касается заявления Гордона, то это был обычный рекламный ход, связанный с выпуском его знаменитейшего фильма про ЧВК Вагнера. Что касается обострения на Донбассе. Оно весьма вероятно. Я полагаю, что оно начнется не раньше второй половины апреля. Потому что распутица, обычные климатические условия. Сейчас в наступление идти практически невозможно. Все увязнет в грязи. Сейчас будут стрелять, готовиться. Так уже было. Сейчас будет обычная раскачка перед украинским выступлением. Она обычно проходит месяца два. Они раскачивают сейчас ситуацию, сосредотачивают силы, средства, технику, ГСМ, готовят госпиталя. Это все происходит. Все признаки эти видны.

В. Федоров:

- А зачем все это нужно украинской стороне?

А. Бородай:

- Другого выхода у них уже практически не осталось. Я имею в виду не украинский народ, не малороссов, я имею в виду президента Зеленского и всю его гоп-компанию. Других вариантов нет. Минские соглашения очень логически подошли к своему концу. Все понимают, в том числе и Запад, понимают, что «Минск-2» не выполняется прежде всего Украиной. Прелесть минских соглашений в том, что Украина находится перед дилеммой. Если они начинают выполнять минские соглашения, то для существующей на Украине политической системы это конец. Если они не начинают выполнять, то тоже все видят, что они какого отношения к выполнению минских соглашений не имеют.

Поэтому Украине нужна маленькая война. Конечно, лучше победоносная. Тем более, Зеленский на маленькую победоносную войну очень многое спишет, да еще попытается на этом поднять свой очень сильно упавший рейтинг. Но их устроит в принципе даже не очень победоносная и немного непобедоносная война. Главное, чтобы не захватили слишком много у них снова территорий. Но после этой маленькой непобедоносной войны можно будет попросить у Запада новую помощь, добиваться новых санкций против России. И вообще им бы хотелось сделать «Минск-3», где Россия была бы стороной конфликта. Это их идеальная история.

В. Федоров:

- Вспоминаются Ильф и Петров – про финансовую пропасть. Они шутили, что это самая глубокая пропасть, в нее можно падать всю жизнь. Семь лет уже не выполняют минские соглашения. А что мешает не выполнять еще года три? Тем более, президенту Зеленскому, который уже два года эквилибристикой занимается. Приходил он отнюдь не как «ястреб». Во многом как «голубь». Противопоставлял себя предыдущему президенту – «ястребу» Порошенко, который эти соглашения заключил и отказывался их выполнять. Зачем сейчас это Зеленскому? Падает рейтинг – ничего страшного. Мы же видели президентов, которые и практически чуть ли не с отрицательным рейтингом долгое время существовали. Мы помним российский опыт 90-х годов.

А. Бородай:

- У Зеленского, действительно, сложная история. Как раз был очень правильно предыдущий так называемый президент Украины – Петр Алексеевич. С которым как раз у администрации Байдена, я бы сказал, даже у семейства Байденов есть свои тесные теплые взаимоотношения. И таких взаимоотношений у Зеленского с Байденами нет. Поэтому ставка на Петра Алексеевича сейчас может сыграть. А что касается рейтинга, то все-таки он до какой-то степени важен. Пример Ельцина тоже хорош. Когда рейтинг Ельцина упал практически до нуля, Ельцин был вынужден президентский пост покинуть.

Что касается рейтинга Зеленского, то достаточно вспомнить, с каким рейтингом он приходил, какие на него были надежды у значительной части населения Украины. И понять, какой рейтинг у него есть сейчас. Он по самым оптимистическим оценкам где-то в районе 17 % и продолжает катиться вниз. У Зеленского есть еще одна очень важная сущностная проблема. На Украине, как и во всем мире, продолжается эпидемия ковида, или пандемия. Только в России против ковида применяют прививки. В частности, «Спутник V». Украина, как мы знаем, тоже могла бы получить партии этих прививок. И об этом говорило руководство нашей страны, в том числе и президент. Но Зеленский не сделал этого, потому что Россия для них, с формальной точки зрения, главный идеологический враг.

Россия должна стать для них реальным врагом, потому что тогда хотя бы как-то можно объяснить населению, потому что это население бросается на вымирание. Это немаловажная причина. Поэтому Зеленскому надо ходить в ближайшее время, может быть, не в апреле, не в мае, но очень быстро. И он это прекрасно понимает. Его время стремительно сокращается. И в таком состоянии, в котором он находится сейчас, до следующих выборов ему никак не дотянуть.

Вопрос в том, решится он на войну или нет. Поскольку на самом деле все-таки некоторые люди в так называемом украинском руководстве прекрасно понимают, что последствия очередной неудачной военной операции могут оказаться очень разрушительными для Украины. У меня есть серьезное подозрение, что Зеленский на всякий случай подготовил себе запасные аэродромы и не прочь оказаться каким-нибудь главой украинского правительства в изгнании, если что-то пойдет не так.

В. Федоров:

- Мы знаем, чем обычно заканчиваются маленькие победоносные войны. Обычно она превращается в большую войну. И отнюдь не победоносную. Скорее, в унизительную. Никаких успехов тут снискать невозможно. У нас есть собственный опыт – первая чеченская война. Хотели быстро восстановить суверенитет и порядок федеральный, но закончилось все трагедией, которая длилась очень долго.

Какие шансы на то, что война может стать маленькой и победоносной? Неужели киевское руководство не понимает, что это приведет к очередному унизительному поражению?

А. Бородай:

- Расчет определенный есть. Он строится на том, что Россия не захочет, не сумеет, не решится вмешаться в ход событий на Донбассе. Республики Донбасса очень невелики по территории. Линии обороны при этом достаточно растянуты, корпуса невелики по численности. Одним словом, они рассчитывают на то, что сконцентрировав большое количество войск, техники, имея колоссальное преимущество и в живой силе, и в технике на местах прорывов, их будет явно несколько, они сумеют рассечь территорию республик на несколько частей и выйти на границу с Российской Федерацией быстро. И ее, что называется, перекрыть.

И главный их страх заключается в следующем. В том, что Россия все-таки вмешается, вмешаются российские вооруженные силы. Будут говорить честно, и российские добровольцы тоже успеют вмешаться в эту ситуацию, успеют перейти границу и встать на защиту республик Донбасса. Тем более, что сегодня значительная часть населения Донбасса – это уже граждане Российской Федерации.

В. Алфимов:

- Количество обстрелов на Донбассе увеличивается, они ежедневные. Люди страдают ежедневно.

А. Бородай:

- Да, конечно, люди гибнут ежедневно. Иногда гибнет не очень большое количество людей, один-два человека, но гибнут бойцы на Донбассе практически каждый день. Обстрелы весьма интенсивные на разных направлениях. Корпуса народной милиции Донецка и Луганска несут потери регулярно.

В. Федоров:

- Ставка украинской стороны сейчас на блицкриг. Насколько реалистична эта ставка?

А. Бородай:

- Я не берусь давать точные предсказания. Конечно, корпуса народной милиции будут драться. Другое дело, что растянута линия боевого соприкосновения, не так много людей на первой линии. Поэтому прорывы теоретически возможны. Положение вовсе не такое простое, как казалось бы. В республиках очень ощущается усталость от постоянной войны. И ощущается некоторое падение духа, связанное с отсутствием образа будущего.

Республики создавались с четко определенной целью. Цель существования и Донецкой, и Луганской народных республик очень проста – вхождение в Российскую Федерацию. Семь лет прошло. Да, сделаны большие, серьезные, очень важные и качественные шаги по интеграции Донбасса в Россию. Это абсолютно реальные шаги. И паспортизация – только один из них. Есть и экономическая интеграция, и политическая интеграция. Но при этом до сих пор Донбасс не является частью Российской Федерации. Как стал частью Российской Федерации Крым семь лет назад.

Донбассу этого добиться пока не удалось. Ощущается определенная усталость населения от этого. Очень многие люди покинули Донбасс и переехали жить в Россию. Поэтому положение республик – и экономическое, и внутриполитическое, и военное – весьма и весьма непростое. Но, конечно, корпуса будут драться. И я думаю, что все-таки продержатся до тех пор, пока не получат помощь и поддержку.

В. Федоров:

- Эта помощь и поддержка точно придет?

А. Бородай:

- Я не государственный чиновник. Поэтому я могу говорить только о тех людях, которых я имею право представлять. Я могу говорить только о добровольцах. Добровольцы – да, придут. Обязательно. Что касается поддержки со стороны государства, то тут я вынужден промолчать. Хотя могу сказать, что я искренне надеюсь на то, что помощь и поддержка будет оказана.

В. Федоров:

- В США новая администрация. У Зеленского нет тесного контакта с Байденом и его командой. Киевские власти ни одного серьезного шага не делают без одобрения, согласования или даже прямого приказа из Вашингтона. Но некоторое время просматривался шанс на прекращение дальнейшей эскалации российско-американских отношений. Вчера мы услышали, что этот прогноз не сбывается. С нашей стороны бросаться в очередную ловушку, про которой нас вновь объявят агрессором, введут новые санкции, запугают Евросоюз, - все это становится очень вероятным. Насколько будет дальновидно нам самим в эту ловушку лезть?

А. Бородай:

- На мой взгляд, это, конечно, стоит делать. Ровно потому, что идеология намного важнее конкретных выгод или конкретных экономических потерь, которые нам могут угрожать. Дело воссоединения русского народа, который в результате развала Советского Союза оказался народом разделенным, это одно из самых важных дел, которое можно себе представить для руководителей российского государства. Это основа внутреннего идеологического единства нынешней России.

И бросить русский Донбасс для любого правительства Российской Федерации – это просто непозволительно. Хотя бы потому, что это отчасти нанесет очень большой идеологический, политический, внутриполитический ущерб тем людям, которые у власти в России сейчас. Я думаю, что это довольно очевидно. Бросить русский Донбасс на растерзание, оставить русских людей Донбасса и дать им возможность умереть от геноцида, который будет организован нашим противником, это просто невозможно.

Очень понятно, что администрация США будет потирать руки. Это отличный способ воевать с Россией путем пролития братской славянской крови, не затрачивая при этом своих людей. Для Америки это очень выгодно.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!