Чего россияне ждали от Послания Президента, боятся ли коронавируса и куда поедут на майские

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров садится к оранжевому микрофону, чтобы подвести свои итоги дня и повлиять на дальнейшее развитие событий. Задача максимум - остановить войны и воцарить мир во всем мире. Программа минимум - не дать заскучать слушателям.
Глава ВЦИОМ Валерий Федоров рассказывает о самых свежих опросах своего центра

В. Алфимов:

- Ну что, Валерий Валерьевич, давайте пройдемся по опросам ВЦИОМа, которые были сделаны за последнюю неделю? Как раз самое время для этого. Итак, открываю сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. Кстати, у ВЦИОМа есть такой достаточно регулярный опрос, который называется мониторинг. Я очень надеюсь, что сейчас нам Валерий Валерьевич его и прокомментирует.

В. Федоров:

- Я со своей стороны перед мониторингом хотел бы пару цифр озвучить про послание. Потому что с Борисом Макаренко мы поговорили, я уж там не стал маэстро разбавлять цифирью, разнимать алгеброй гармонию, но сейчас назову кое-что, мне кажется, это очень важные данные для оценки того, как зашло послание, не зашло. Потому данных постопроса еще нет, надеюсь, в ближайшее время они появятся, мы уже такое исследование проводим, но есть данные предопроса. Мы буквально в понедельник его провели и в среду с утра за несколько часов до послания обнародовали. Опрос был о том, ждут вообще россияне или не ждут, слушать будут или нет послание, чего от него ждут конкретно. Вот такие цифры. Две трети опрошенных сказали, что знают, что Путин будет обращаться с посланием. 35% не знали, впервые узнали об этом от наших интервьюеров. Обещали следить за ним в прямом эфире 34%. Причем, женщины побольше - 39%, мужчины поменьше - 28%. Самая молодая группа, 18-24 года поменьше - 22%. А вот пенсионеры, 60+ - наоборот, гораздо больше - то есть, 60% обещали смотреть в прямом эфире, - ну, есть другие каналы, новости всевозможные, газеты, интернет - и только 10% сказали, что не буду, неинтересно мне это все. То есть, в целом интерес достаточно широкий.

Чему уделить внимание должен был президент? Все-таки конкретика, текущие дела, либо стратегия, то есть, планы на несколько лет вперед? Здесь выяснилось, что 78% хотят не про стратегию, а хотят про конкретные дела сегодняшнего дня, актуальные проблемы. Только 14% хочет узнать о планах на несколько лет вперед. И второе. Больше внутренний фокус или внешняя политика? Только 4% опрошенных сказали, что хотели бы больше узнать в послании про внешнюю политику, 37% - больше о внутренней и 57% - баланс, в равной степени и тому, и другому.

Резюмирую. Ждали, планировали следить, интересовались, хотели услышать, прежде всего, о решении текущих проблем сегодняшнего дня и, прежде всего, о внутренней ситуации, что у нас и как мы будем это решать.

В. Алфимов:

- Валерий Валерьевич, если так уже задним умом сравнить одно с другим, послание само уже которое мы знаем с опросом, который проходил прямо перед посланием, то в принципе ровно по этим тезисам и прошел президент.

В. Федоров:

- В общем, держит руку на пульсе общественных отношений, да. То есть, точно сфокусированное послание - то, что люди ждали.

Ну, это опять-таки наша с вами аналитика скороспелая, то есть, обобщение небольшое, а подождем все-таки цифр серьезных и через какое-то время мы их обязательно опубликуем и, надеюсь, сравним в «Войне и мире» реакцию россиян на это послание с предыдущим. Я напомню, предыдущее было в январе 2020 года и тоже было очень важное послание - демографические инициативы, поправки в Конституцию. И сразу за ним - смена правительства. Очень резонансное было послание. И, кстати, очень высоко было оценено. Вот сейчас будем сравнивать, как на том фоне выглядит послание 2021 года. Ну, о послании, наверное, все, на этом завершим. Вернемся через неделю к нему.

В. Алфимов:

- Да. А сейчас отправимся в мониторинг.

В. Федоров:

- В мониторинг отправимся. О чем это в данном случае? Про повестку дня. То есть, что люди чувствуют, что их беспокоит, какое настроение, какие ожидания, какие проблемы? Вот такая солянка сборная, несколько вопросов мы задали. Что поняли? Первое. Стабильность или нестабильность, что у нас сейчас? Нестабильность - 57% полагают, что ситуация у нас сейчас нестабильная. Только 39% ощущают, что стабильности больше.

В. Алфимов:

- 39% - это тоже много.

В. Федоров:

- Это много, но меньше, чем хотелось бы и меньше, чем считают, что нестабильная ситуация. Ну, она действительно нестабильная, чего тут говорить. С экономикой все пока еще непонятно, цены растут. Вторая волна закончилась коронавируса, но в Европе уже третья вовсю идет.

В. Алфимов:

- А в некоторых странах третья волна косит такое количество народа… в Индии там цифра по 300 тысяч в день… там какой-то космос совершенно.

В. Федоров:

- Ну, и давайте не забывать - Турцию закрыли, всероссийскую здравницу, - не просто так!

В. Алфимов:

- Да, там тоже по 50, по 60 тысяч в день.

В. Федоров:

- Да. Поэтому стабильности не хватает, как говорил герой одного фильма популярного.

Так, что еще важного? Проекция - то есть, перспектива, что и какое настроение, оптимизм, либо уныние? Вот уныние для 32% характерно в последнее время.

В. Алфимов:

- То есть, каждый третий - уныл.

В. Федоров:

- Да, уныл, увы. Но 60% говорят, что все-таки не унывают, а испытывают определенный оптимизм. И это хорошая новость.

В. Алфимов:

- Да.

В. Федоров:

- Теперь страхи по поводу коронавируса. Очень часто на протяжении этого года пандемического задавали мы этот вопрос, и вот такие сейчас данные. 27% опрошенных полагают, что вероятность заразиться сейчас, скорее, низкая. 11% - что, скорее, высокая. Большинство не смогли оценить эту вероятность. Ну, пока мы видим, скорее, плюс. Бывали и другие времена, вот, скажем, в январе еще 19% полагали, что вероятность заразиться, скорее, высокая. То есть, сейчас некое успокоение мы видим. Но надолго ли это - вопрос. Потому что горизонт планирования резко сузился и действительно многие новости буквально ошарашивают.

Что еще важного? Ну, меры по борьбе с коронавирусом достаточные или недостаточные? 63% полагают, что, скорее, достаточные, 20% - что недостаточные. Тут ситуация тоже изменилась за последние 4 месяца. В январе только 52% полагали, что достаточные, а сейчас - 63%. Те, кто считал, что они недостаточны, было 26%, сейчас - 20%.

В. Алфимов:

- Самые радикальные настроения были такие, что вот считали, что недостаточно мер принимается, я смотрю, в ноябре 2020 года.

В. Федоров:

- Ну, это как раз таки вторая волна пошла в рост и было много страхов, а сейчас мы видим, что страхи отступают. Но не отступили еще окончательно. Может быть, кстати, это и хорошо. Потому что страх - это не всегда плохо. Психологи говорят, что страх носит и конструктивную роль часто. То есть, если он рационализирован, он позволяет более осторожно подходить к оценке рисков и не бахвалиться, не закидывать врагов шапками, а действовать по возможности безопасно.

В. Алфимов:

- Другими словами, это инстинкт самосохранения, да.

В. Федоров:

- Да, он очень важен, безусловно. Если его нет, если совсем мы распоясались и думаем, что живем в великолепном солнечном спокойном и безопасном мире, - ну, этот мир зачастую нам напоминает о себе очень быстро.

Прививка. Конечно, не гарантия, но очень сильное подспорье в борьбе с коронавирусом. Кстати, президент Путин в ходе послания прямо обратился с просьбой, с призывом ко всем россиянам сделать себе прививку.

В. Алфимов:

- Причем, это было сделано очень эмоционально. У нас некоторые даже сравнивают вот конкретно это обращение со сталинским «Братья и сестры!».

В. Федоров:

- Да. Ну, мы много на эту тему спрашивали, пока существенно меньше 50% россиян хотят поставить себе прививку, но до этого существовало некоторое время ограничение. Предположим, я хочу поставить, но нет вакцины, не завезли в мой прекрасный рабочий поселок ее, да. Сейчас такое ощущение, что это уже прошедший этап, сейчас уже раскрутилось производство, логистика тоже налажена и сегодня 70% россиян уверены, что, если они решат себе прививку сделать, то смогут это реализовать желание без особых сложностей. И только 14% считают, что столкнутся с какими-то трудностями. Так что, все на пункты вакцинации! Вакцины там достаточно, надо это сделать.

В. Алфимов:

- А давайте про майские. Так хочется подумать о них!

В. Федоров:

- Но не у многих получается подумать. Каждый год перед майскими мы делаем опрос, спрашиваем, где вы собираетесь отдыхать. И этот год, конечно, особенный. Непонятно, пандемический или постпандемический. У нас 8% сказали, что не будут отдыхать, будут работать. Остальные имеют некоторые планы на отдых, но, увы, большинство – 56% планируют провести его дома.

В. Алфимов:

- Не от хорошей жизни, да?

В. Федоров:

- Ну, да. Хотелось бы уехать куда-нибудь, но не у всех есть возможность. Не у всех руки развязаны, есть чада и домочадцы. И не у всех в кармане бренчит веселая монета. Денежки, конечно, немалые приходится выкладывать сегодня за турпутевку, тем более, что Турцию закрыли, а она остается недосягаемым лидером по соотношению цена – качество. И море есть.

56% планируют отдыхать дома, на даче – 34%. Все остальные, кто сможет куда выбраться, ну, вот так раскладываются планы. По России поедут в другой город – 7%. В Крыму будет 3% отдыхать. На Черноморском побережье – это Сочи, Туапсе, Анапа – 3%. 1% в других республиках на территории бывшего СССР. И есть загадочные люди, которые нашли себе отдых и даже его спланировали в других странах за пределами бывшего СССР – около 1%.

В. Алфимов:

- Еще есть интересный пункт – в Прибалтике. Здесь везде стоят нули.

В. Федоров:

- Ой, да. Когда-то это были не нули. Лет пятнадцать-двадцать назад. Клайпеда, Пярну. Ригу на взморье. Но иных уж нет, а те далече. Сегодня в Прибалтику россияне ездят очень редко.

В. Алфимов:

- Многие россияне забывают, что есть Калининградская область. И туда не едут. И я им за это благодарен, будет меньше народу.

В. Федоров:

- У меня тоже несколько знакомых, московских интеллектуалов и известных людей на эти майские едут в Калининградскую область. Причем, не сам Калининград, а в приморские города.

В. Алфимов:

- Очень популярные курорты. Не то, что я большой интеллектуал, но я тоже поеду, правда, в июле.

В. Федоров:

- Кстати, давайте назовем еще направления и города, куда собираются на майские поехать наши соотечественники. В процессе убывания частоты ответов: Санкт-Петербург, Алтай, Москва, Подмосковье, Ленобласть, Пермский край, Кубань, Ржев, Челябинск, Воронеж.

В. Алфимов:

- Интересно, Ржев в списке. Он сильно выбивается.

В. Федоров:

- Просто крупное событие было в прошлом году. Монумент установлен. Те, кто его видел, говорят, что это достойно особого посещения.

В. Алфимов:

- Надо запланировать такую историю.

А в других республиках бывшего СССР?

В. Федоров:

- Есть ограничения. Азербайджан. Повторюсь, в процессе убывания частоты ответов. Казахстан, Грузия, Армения. Фавориты на эти майские.

В. Алфимов:

- А говорят ли, сколько денег готовы потратить россияне на майские праздники?

В. Федоров:

- Про деньги мало кто любит говорить. В нашем опросе только каждый третий согласился. Получается, что довольно бюджетный отдых. По 20 тысяч рублей на каждого отдыхающего члена семьи в среднем планируют потратить наши туристы на майские праздники. Не знаю, где они найдут такие бюджетные направления, видимо, в основном поездки по России.

В. Алфимов:

- А из тех, кто не поедет никуда, почему?

В. Федоров:

- Кто-то отложил планы, потому что они были, но накрылись по каким-то обстоятельствам. Та же Турция, кто-то говорил, что чуть ли не полмиллиона человек забронировали. Для кого-то ценник оказался завышенным. Кто-то мечтает отдохнуть на даче или своем участке. Для кого-то возраст, здоровье являются ограничивающими факторами – 10% нам так сказали. Конечно, среди старшей возрастной группы – 60+, там каждый четвертый его выбирает.

Прививку от коронавируса не все хотят делать. 8% говорят, что хочу поехать, но надо делать прививку.

Опасно ехать – это общая атмосфера страха плюс мы понимаем, что многие страны закрываются. Это важный аргумент – 4%. И не с кем оставить детей, нет хорошей компании-попутчика, не знаю иностранных языков, мало информации, не знаю, как организовать поездку. Это не очень популярные ответы, но они имеют значение.

На первом месте финансовый ограничитель. Денег мало и слишком дорого – 59% от тех, кто никуда не поедет, называет именно такую причину.

В. Алфимов:

- Серьезная цифра.

В. Федоров:

- Напомню, маем ничего не заканчивается, а только начинается. Впереди у нас большой и длинный летний сезон. И на него точно надо собраться и куда-то поехать.

В. Алфимов:

- И как сказал Роман Вильфанд, научный руководитель Гидрометцентра, лето будет теплое. Серьезных аномалий не ожидается. За что ему большое спасибо!

И вам, Валерий Валерьевич, спасибо! До встречи!

В. Федоров:

- Уже на следующей неделе!

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!