Россияне гордятся нефтью и газом, но страдают от спама
В. Алфимов:
- Здравствуйте друзья. Валерий Федоров, глава Всероссийского центра изучения общественного мнения. Я – Валентин Алфимов.
И сейчас мы будем говорить про последние опросы ВЦИОМа. Итак, давайте начнем с глобального имперского всего. Замечательный опрос – Россия-житница планеты. И сразу гордость берет!
В. Федоров:
- То, что мы самая богатая страна в мире – это не новость. Старшее поколение точно в этом убеждено. 52% в группе 60 лет и старше полагают, что мы номер один по запасам всевозможных ресурсов. Среди молодежи поскромнее – там только треть так считает, видимо, больше информации у людей стало. И предполагают, что изменилось представление о том, что является ресурсами. Под ресурсами многие понимают не только природные, но и человеческие, технологические, социальные. Все то, что в советское время было на заднем плане. Но даже в этой группе 58% считают, что путь мы и не самая богатая, но точно в десятку самых богатых стран входим. А от самых богатых стран мы отстаем – это мнение не популярно. Только 3% так считают.
В. Алфимов:
- Мы – впереди планеты всей. Так было и будет.
В. Федоров:
- Да, в кладовых у нас много всего припасено природой или господом богом. Чужие земли нам тут вряд ли что прибавят, свое бы сохранить.
В. Алфимов:
- Следующий вопрос, который вы задавали респондентам: когда вы встречаете информацию о природных ресурсах нашей страны, что вы чувствуете? Расшифруйте, пожалуйста, вопрос.
В. Федоров:
- Что мы хотели понять? Сам факт обладания огромными ресурсами, он работает на повышение самооценки или нет? Или он дает негативные эмоции? Почему это может давать негативные эмоции? Дисбаланс между тем, что у нас есть и тем, как мы живем. Мы не в десятке, в первой тройке стран мира по обилию разнообразных ресурсов, но с точки зрения национального богатства, уровня жизни, доходов мы точно не в первой десятке. Мы плетемся где-то в серединке. И это для многих служит источником негативных эмоций.
44%, скорее, гордится, испытывает положительные эмоции. 24%, скорее, отрицательные. И столько же – 25% - никаких особых чувств. Видимо, ресурсы где-то есть, но на жизнь слабо влияют.
Кстати, тут большая возрастная дифференциация. 60+ - позитивные эмоции у больше половины. 23%, скорее, отрицательные. Плохо живем при таком богатстве. А что касается молодежи – 18-24 года, тут природные богатства уже не настолько мотивируют. 47% никаких особых чувств в этой связи не испытывают. А те, кто испытывает – больше плюс, чем минус – 35% положительные эмоции.
В. Алфимов:
- А вот нефть, газ, зерно, чем конкретно гордятся россияне?
В. Федоров:
- Тут мы спрашивали не о том, что у нас есть, а о нашем экспорте. Когда-то считалось, что продавать за границу наши ресурсы не правильно, нужно самим все потреблять. Может, пусть лучше останется все в земле это. Но доминирующая точка зрения состоит в том, что та страна более успешна, которая больше экспортирует. И меньше ввозит. Так все поменялось.
И вопрос: что же мы продаем? Статистика известна. И наш вопрос звучал так: чем из того, что мы экспортируем, вы гордитесь? Тут интересные результаты. Напомню, как только нас не обзывали: и бензоколонка мировая, как только унизить нас не хотели! На первом месте среди товаров нашего экспорта, которыми россияне гордятся, оказалась нефть – 33%. Дальше газ – 30%, лес – 15%, на четвертой позиции все, что связано с военно-технической продукцией и замыкает пятерку сельское хозяйство – зерно, крупа и так далее.
Не стыдимся мы, наоборот, считаем, что это предмет гордости. Хотя тут мы попадаем на поколенческие разрывы. Больше всего экспортом нефти и газа гордится старшее поколение. Среди молодой когорты в полтора-два раза меньше. И молодое поколение не очень гордится экспортом – 52% затруднились сказать, гордятся ли они экспортом хоть чего-то. Спишем это на недостаточный уровень понимания, как устроена мировая экономика. И как от экспорта зависит наша жизнь. Старшее поколение это точно понимает, только 25% в возрасте 60+ ничем не гордятся.
В. Алфимов:
- А что думают россияне, хорошо или плохо, что мы экспортируем?
В. Федоров:
- Получается, что нам больше нравится, что мы экспортируем продовольствие, это нам дает больше положительных эмоций, чем когда мы экспортируем минеральные ресурсы. Минеральные ресурсы – это не то, чтобы создали, это то, что мы добыли. И тут возникает вопрос цены, по которой мы продаем. Может, она слишком низкая. Цены экологической. Вот что оставляют после себя эти разработки, добыча. Может, это стоит перерабатывать внутри страны? Известно, что уровень КПД, высота передела на наших нефтеперарабатывающих предприятиях существенно ниже, чем в Западной Европе. Почему это важно? Чем выше уровень передела, тем дороже получаемая продукция, потому что она сложнее, в ней больше добавленной стоимости.
Меньше мы гордимся экспортом природных ресурсов, некоторые даже отрицательные эмоции получают, их немало – 44%. Больше всего отрицательных эмоций у предпенсионной группы – 45-59 лет.
Сельскохозяйственная продукция – то, что мы сделали сами. Да, почва наша уникальная, но это огромный труд наших людей. И то, что мы смогли за довольно короткий в историческом плане период из импортера зерна, а в советские времена мы десятки миллионов тонн ввозили, причем, из вполне развитых стран. И мы все это покупали, оплачивая от экспорта того же самого газа и нефти. Сегодня мы сами вывозим. Более того, занимаем первое-второе места в мире по экспорту зерна. Это, конечно, огромный успех по сравнению с тем, что было 10-20 лет назад. И люди этим гордятся – 43% испытывают позитивные эмоции. И только 28%, скорее, отрицательные эмоции.
В. Алфимов:
- Вы правильно сказали, когда мы говорили про природные ресурсы, что, может, не каждого они касаются. И поговорим о том, что касается абсолютно каждого.
Хороший опрос на сайте – спам и как с ним бороться.
В. Федоров:
- Действительно, мы живем в мире всеобщей информационной перегрузки. Информация когда-то была ценностью, а сегодня она в избытке. И большую долю занимает ненужная информация, а то и откровенно вредная. Может, ложная, дезинформация, может, и просто отвлекающая от важных дел. В поисковиках первые сообщения довольно часто носят сугубо рекламный характер, через них приходится прорываться, чтобы крупицы настоящего знания раскопать.
Тема спама актуальная. 37% - счастливые люди у нас. Они впервые от наших интервьюеров услышали слово «спам». Но это не говорит, что они со спамом не встречались, может, просто не слышали, как это называется. Остальные встречались со спамом, дали ему определение. Самый частый ответ – навязчивая и не нужная реклама. В принципе, к рекламе не очень хорошее отношение у нас, особенно у старшего поколения. А если она еще и не нужная, например, вы поискали кровать в интернете, после этого вам еще пару недель будут приходить разнообразные рекламные предложения на эту тему. Это называется таргетированная реклама, но тут хотя бы есть понимание, что вы однажды этим интересовались.
Тут речь идет о рекламе того, что вам не нужно. Такое встречается часто – 28% именно так определили спам. На втором месте не нужная информация. Это может быть не реклама, но информация вам не актуальная. Ложная информация – 5%, обман, мошенничество или даже вирус, вредоносные рассылки. И реклама в целом. Некоторые всю рекламу считают спамом. Таких немного, правда.
В. Алфимов:
- И получают спам, все-таки, россияне.
В. Федоров:
- Безусловно. Мы спросили, как часто вам приходят спам-сообщения, спам-звонки, кстати, последняя напасть за пару лет, практически каждый день получают такого рода спам 29%, почти каждый третий. Еще четверть, как минимум, несколько раз в неделю. Те, кто в течение последнего месяца не получал спама – 28%.
В. Алфимов:
- Это очень хороший показатель.
В. Федоров:
- Не уверен. Получается, что порядка 70% являются жертвами спама. Тратят на него время, отвлекаются от важных и полезных дел. Может, иногда ведутся на этот спам. Может, даже теряют деньги. И это 70% населения России в возрасте 18 лет и старше. Огромная цифра, на мой взгляд.
В. Алфимов:
- То есть, сейчас многие мобильные приложения банков предлагают определять, кто вам звонит – мошенники, спамеры и так далее. Интересно было бы проследить динамику этого опроса сегодня и через какое-то время. Больше или меньше стало спам-звонков и сообщений?
В. Федоров:
- У меня есть осторожная надежда, что их станет меньше. Американцы не берут трубку, если звонок идет с незнакомого им номера, поэтому там этот вид спама не особенно развит. Поэтому какие-то подвижки здесь возможны через какое-то время.
И есть еще один тренд. Мы говорили о таргетированной рекламе. Это ведь очень хороший способ борьбы со спамом. Да, есть программы компьютерные, которые следят, фиксируют, что мы ищем. И дальше нас бомбардируют рекламой, близкой к тому, что мы ищем. Это может быть не очень приятно, вызывать страх за сохранение приватности, но, по крайней мере, это как-то ближе к нашим реальным интересам. И это сложно назвать спамом. Это именно таргетированная реклама. Явно она более эффективна.
Есть надежда, что все будут переключаться на тергетированную рекламу. Повторим опрос через несколько лет.
А что сейчас? Чем нас спамят? Банковскими услугами, услугами связи и медицинскими услугами. Сейчас на эти удочки нас ловят чаще всего. И нас это очень раздражает. И только 8% опрошенных сказали, что спам их не раздражает. Остальных раздражает.
В. Алфимов:
- Добавьте меня в опрос. Меня тоже подбешивает.
В. Федоров:
- Добавить не можем, цифры поменять не можем, но да. Меня тоже подбешивает, поэтому я стараюсь с незнакомых номеров телефон не брать. Наверное, для меня скоро это станет железным правилом. Такая будет информационная гигиена, потому что уже достали.
В. Алфимов:
- Мы всем желаем хорошей информационной недели. И в среду встретимся на волнах радио «Комсомольская правда». До встречи!
В. Федоров:
- Всего доброго!
Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!