День музеев. Нужны ли они в современном мире?

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров садится к оранжевому микрофону, чтобы подвести свои итоги дня и повлиять на дальнейшее развитие событий. Задача максимум - остановить войны и воцарить мир во всем мире. Программа минимум - не дать заскучать слушателям.
Валентин Алфимов и глава ВЦИОМ Валерий Федоров говорят об этом вместе с заместителем генерального директора по науке и образованию Политехнического музея, доцентом НИУ ВШЭ Константином Фурсовым

В. Алфимов:

- Здравствуйте! Прямой эфир. Я – Валентин Алфимов, рядом со мной Валерий Федоров, глава Всероссийского центра изучения общественного мнения. Подводим итоги недели, а было много интересного на этой неделе.

У нас в гостях Константин Фурсов, заместитель генерального директора по науке и образованию Политехнического музея, доцент Высшей школы экономики.

К. Фурсов:

- Добрый вечер.

В. Федоров:

- Теперь поговорим про мир. В мире у нас прошел День музеев в прошлый вторник.

К. Фурсов:

- Ночь музеев.

В. Федоров:

- Я вот оказался волею судеб в Санкт-Петербурге в этот день. И там я узнал, что это, действительно, день. Был бесплатный вход в музеи. Мне посчастливилось побыть в Эрмитаже. Я на этом не остановился. И уже вчера побывал еще в двух музеях в Перми. Картинная галерея и Музей современного искусства PERMM. Я счастлив. И хочу рассказать о том, как часто наши с вами соотечественники ходят в музеи. ВЦИОМ к Ночи музеев провел небольшой опрос. И выяснил, что только 8 % опрошенных в возрасте 18 лет и старше никогда не были в музее. 46 % несколько лет назад последний раз были в музее. Еще 23 % - год-два назад. В течение последнего года – 6 %. 4 % - полгода назад. И 11 % - в течение двух-трех месяцев последних. Мы ходим в музеи.

Недавно появилась еще одна возможность. В пандемический год очень многое перешло в цифру, в онлайн. В том числе и многие музеи. Мы спрашивали, знают ли люди о возможности посетить музей онлайн. 30 % всего лишь не слышали о такой возможности. Остальные знают об этом. 29 % даже хорошо об этом знают. А в Москве и Санкт-Петербурге даже каждый второй – 54 % - хорошо знают о возможности посещать музеи онлайн. Выясняется, что люди бывали онлайн в музее. 75 % не были, а каждый четвертый уже хотя бы однажды побывал в музее онлайн.

А что такое вообще музей сегодня для человека? Ведь явно музей 150 лет назад и музей сегодня – это что-то разное.

К. Фурсов:

- Очень интересные данные. Тоже приведу одну цифру. Мы в Высшей школе экономики перед пандемией на рубеже 2018-2019 года тоже проводили исследование по достаточно серьезной репрезентативной выборке, применительно к той специфике, которой я сейчас занимаюсь. Мы спрашивали про научные музеи и вообще про научные учреждения. В том числе зоопарки, библиотеки, сайнс-центры и так далее. У нас картина получилась гораздо менее оптимистичная. Всего 3 % россиян посещали музеи или научные центры. 13 % ходили в библиотеки. 18 % - в зоопарки. Меня очень удивил этот результат. Если сравнить аналогичные цифры с разными странами, у нас есть информация по Китаю, США, Германии, Японии, - то это один из самых низких процентов в мире.

Я задался тем же вопросом, что же такое музей сегодня, если его посещает так мало людей. И музеи проигрывают, по сути, другим культурным учреждениям. Мы сейчас говорим о специфической категории музеев – о научных музеях. Картинные галереи сюда не входят.

Если посмотреть на историю развития музеев, то где-то примерно с XV века подчеркивалось в музейной практике и показывалось культурное наследие. И оно демонстрировалось через объекты, которые имеют внутреннюю ценность. Это такие отголоски кабинетов редкостей, которые появляются в домах знатных вельмож в период Ренессанса. Это могут быть большие красивые шкафы-витрины, кабинеты, кунсткамеры. По сути, это комната или большой шкаф, где размещаются различные тематические коллекции, которые состоят либо из естественнонаучных экспонатов, или разнообразных древних и редких, удивительных вещей. И показывают некоторые границы известного мира и кругозор, сферу интересов их владельца.

Уже к XIX веку все это трансформируется в самостоятельные выставочные пространства, большие, красиво украшенные, где демонстрируется некоторый порядок. Если это художественные коллекции, то это традиции живописи. Если это научные коллекции, это история развития науки. Все оказывается в некоторой системе, в порядке.

В ХХ веке начинается попытка взаимодействия объектов с человеком. Развиваются новые, альтернативные форматы музейных практик. Появляются сопровождающие форматы, например, в виде лекций, экскурсий. Или открываются мини-музеи, галереи. В случае с наукой – научные центры, где речь уже идет не только об истории вещей, но и об истории идей.

И примерно с 60-х годов все это еще сильнее двигается в сторону интерактива. Мы видим попытку взаимодействовать с посетителями, с гостями. Люди приходят уже не просто за знаниями или впечатлениями, а за событием. Посещение музея становится важным событием в жизни. И это уже более широкая программа мероприятий, связь с контекстом, музейные исследования, акции, перформансы.

С развитием цифровых технологий появляются еще различные виртуальные вещи. и виртуальные музеи, интерактивные экспонаты, дополненная реальность практикуется во всех ведущих музеях мира. Все становится максимально ориентированным на интерактив, на взаимодействие и вовлечение человека в художественный или научный мир.

Я бы сказал, что современный музей уже существует вне физических границ или стен, это уже некоторая смысловая красивая оболочка, которая формируется вокруг музея, в зависимости от того, на какой тематике он фокусируется.

В. Федоров:

- И онлайн тут оказывается очень к месту. Пандемия как-то подтолкнула этот процесс отрыва музея от конкретной площадки, территории, куда нужно ножками прийти, потрогать. Можно узнавать больше, не вставая с дивана.

Многие музеи берут плату за вход. А в онлайне это возможно? Монетизация происходит? Это дорого – содержать музей. Там же особые температуры. Я уж не говорю про оплату музейных работников. Она не очень высокая. Но все эти режимы, страхование – это все безумно дорого. Как с экономикой сейчас у онлайн-музеев?

К. Фурсов:

- Это сложный вопрос. С одной стороны, очень важно показывать объекты коллекций или рассказывать истории об этих объектах. С другой стороны, есть прагматическая сторона вопроса – за все это кто-то должен платить. В большинстве случаев большие музеи – государственные. Получают поддержку из денег налогоплательщиков. Но зачастую этого не хватает. На ту же оцифровку коллекций требуются большие бюджеты. Это могут быть деньги филантропов, это могут быть деньги партнеров. Потому что музеи очень активно занимаются фандрайзингом. Это не всегда деньги людей.

В. Федоров:

- А как меняется посетитель музея? Чего люди сегодня ждут от музея? Что они ищут в музее?

К. Фурсов:

- Вы не поверите, но исследований у нас нет. И мы, откровенно говоря, немножко иначе сейчас работаем. В связи с тем, что сейчас мы ограничены в какой-то степени, мы осознали, что мы не очень хорошо понимаем нашу аудиторию. В Политехе основная программа музейная разворачивается вокруг разной серии событий. У нас есть большая линейка. Мы говорим о том, что музей – это не только объекты коллекции. Вы можете через сайт посетить виртуальную экскурсию, вы можете записаться, открытые коллекции Политеха доступны. Можно заказать даже экскурсию, это очень недорого стоит.

Кроме экспозиционной части, кроме объектов, есть еще достаточно серьезная публичная программа. И именно через публичную программу мы и работаем с аудиторией. И вот это для нас как раз большой вызов и большой вопрос. В зависимости от того, какой формат мы задаем, на него приходят самые разные люди. У нас есть воскресные бранчи с учеными. Это беседа с человеком из мира науки в неформальной обстановке. Как правило, мы договариваемся с партнерскими площадками, это могут быть кафе или рестораны, и в воскресный день, когда вы свободны, вы приходите к нам в гости по предварительной записи. Это абсолютно бесплатное мероприятие. Поговорить с реальным человеком из мира науки. Это достаточно камерное мероприятие. Как правило, мы берем не самые большие залы, учитывая ограничения.

Есть большие форматы. У нас есть серия публичных дебатов, которые впервые стартовали в музее в этом году, предваряя апрель – космический месяц. У нас Год науки и технологий в стране. Поэтому науке сейчас особое внимание уделяется. Мы провели дебаты, где говорили о том, стоит ли человечеству лететь на Марс и колонизировать. Или, например, оставить марс в качестве удаленной колонии. Вот фронтир науки, далекий горизонт.

В. Федоров:

- То есть музей – это не только про прошлое? Но и про будущее.

К. Фурсов:

- Это записано в нашей миссии. Мы музей про будущее. Мы музей, который собирает идеи и показывает их жизнь, ориентируется в будущее. Нам важно просвещать публику, чтобы они понимали, какую роль наука занимает в повседневной жизни и как это помогает справляться с проблемами, отвечать на большие вызовы. И проектировать собственное будущее. И вот большие вопросы в том числе про это. Они про дебаты.

Мы включаем элементы социологии сюда. Мы задаем вопрос посетителю в начале мероприятия – колонизировать Марс или нет? И дальше в ходе дебатов наши гости составляют собственное мнение и могут поменять свою точку зрения. И в конце проводим еще такое голосование.

В. Федоров:

- Это получается уже обогащенное общественное мнение.

К. Фурсов:

- И мы видим, что мнение здорово меняется. У нас эти мероприятия обязательно записываются. Есть прямые трансляции. Можно посмотреть на YouTube, на канале Политеха. И там заметно, как меняется мнение по этому вопросу. И 28 мая, в пятницу, совместно с Цифровым деловым пространством на Покровке мы проводим очередные дебаты из серии «Больших вопросов». И в этот раз мы будем говорить о тотальности данных. Контроль или удобство? – так мы поставили дилемму. И у нас будут выступать Иван Бегтин, генеральный директор и учредитель АНО «Информационная культура», который считает, что общество должно сформировать запрос на защиту персональных данных. И человек должен решать сам, какие данные он передает, какие разглашает. У него будет оппонент – Михаил Степнов, директор по исследованию данных Sber AI, и он будет выступать против ограничения доступа коммерческих организаций к персональным данным. Посмотрим, какая публика придет.

Когда мы смотрим на эти форматы, мы видим, что приходят разные люди. Приходит молодежь, приходят люди старшего возраста. У нас был кейс, когда на бранч с учеными пришли вообще дети и задавали вопросы Юрию Юрьевичу Ковалеву, астрофизику известному, который рассказывал про черные дыры и отвечал на детские вопросы. Аудитория самая разная. Для себя мы не ставим ограничений. У нас аудитория – дети всех возрастов. От 6 и до 96, а может быть, даже и до 106.

В. Федоров:

- Мы живем в страшном мире, перегруженном информацией. Когда-то ее было очень мало, потом стало достаточно. А сегодня ее в избытке. Все мы боремся за внимание, вводим элемент развлечения, шоу, геймификации, чтобы как-то выделиться и вовлечь людей, которые не очень хотят напрягаться, которые не просто взыскуют нового знания, каких-то глубин, а хотят расслабиться, хорошо провести время, получить новые эмоции. Здесь должна быть тонкая грань между просвещением и развлечением. Вы в Политехе как эту грань проводите? Или вы строгий научный музей?

В. Алфимов:

- И разговаривать у вас нельзя?

К. Фурсов:

- Можно. В коллекциях нужно вести себя тихо, не трогать объекты. И вообще доступ ограничен, потому что там стоят уникальные объекты. А вообще у нас есть несколько важных принципов. Мы стараемся работать с научной достоверностью. При этом доступно и адекватно говорить о науке. Нам важно именно вовлечение. Мы должны заинтересовать аудиторию, а не насадить какое-то знание. И в этом смысле тонкая грань, она прощупывается в каждом мероприятии. Отсюда такая широкая и разнообразная палитра форматов. Это разная степень вовлечения для людей с разным опытом – и культурным, и образовательным, чтобы позволяет нам лучше работать с аудиторией.

В. Федоров:

- Спасибо! Желаем вам больше посетителей, слушателей, зрителей. И желаем, чтобы Политех скорее открылся для всех желающих.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!