Есть ли женщины в науке?

«Комсомольская правда» представляет проект «Время женщин». Программа об успешных, сильных и независимых.
В эфире Радио «Комсомольская правда» заместитель министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина рассказывает, как женщине сделать научную карьеру и какие возможности сейчас есть для молодых ученых

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на радио «Комсомольская правда», программа, в которой мы встречаемся с успешными женщинами из самых разных сфер - экономики, культуры, жизни и вместе с ними обсуждаем, как нам сделать так, чтобы у каждой из нас на пути к успеху были равные шансы добиться того, чего хочется.

И сегодняшняя наша гостья, безусловно, добилась уже очень многого. Сегодня в студии заместитель министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина. Елена, здравствуйте.

Е. Дружинина:

- Здравствуйте, Анжелика.

А. Сулхаева:

- Елена, если говорить о равенстве и возможностях в достижениях, когда вы чуть больше года назад заняли пост замминистра науки и высшего образования, один блогер выразил в Сети свое мнение, нормальное такое, хорошее мнение, но заканчивалось оно такой фразой: «Лично я не сомневаюсь, что красивая женщина, как Елена Дружинина, может быть умной и профессионалом в выбранной сфере деятельности». Скажите, вы часто сталкиваетесь с ситуацией, когда вашу работу, ваши карьерные достижения оценивают через призму такой женской привлекательности? Как вы к этому относитесь? Не обидно?

Е. Дружинина:

- Знаете, я совершенно не обращаю на это внимания. Ведь работу (неважно, женщины или мужчины) замминистра оценивают по результату прежде всего. Я в прошлом году запустила 4 программы по трудоустройству, и приятно слушать отзывы и благодарности от выпускников и партнеров. Достижения людей некоторые блогеры (и, наверное, не только они) предпочитают списать на что-то – повезло, красивая, оказалась в нужном месте в нужное время. Для меня это заявления одного порядка. Знаете, про то, как приходилось воспитывать детей и работать по 14 часов в сутки – это никому неинтересно.

А. Сулхаева:

- Конечно. Проще сказать, что красивая – значит, все понятно. Все-таки почему в нашей стране, как вам кажется, если женщина красивая, то априори под сомнение ставится то, что она еще может быть умной, профессиональной? Мне кажется, каждая девочка с самого детства сталкивалась с этой ситуацией, с этим стереотипом, устойчивым выражением: определись, ты умная или красивая. Вот я слышала неоднократно, и меня это всегда ставило в какой-то ступор – а почему я, собственно, должна выбирать, а если я хочу и то и другое, это что, много?

Е. Дружинина:

- Я сказала, что для меня это заявления одного порядка. И я совершенно не осуждаю людей, которые придерживаются такого мнения – ей повезло. Гораздо больше вызывает сожаление, когда анонимные блогеры, анонимные Телеграм-каналы транслируют такую позицию за деньги людей, которые стесняются сказать это в лицо. И я давно уже не читаю такие анонимные Телеграм-каналы и не смотрю. За внешность я благодарна родителям, это прежде всего их генетическая заслуга.

А. Сулхаева:

- А вообще, красота, как вы считаете, женщинам помогает строить карьеру или мешает?

Е. Дружинина:

- Помогает уверенность в себе. Иногда красивые не очень уверенные в себе люди, и это мешает. И порой статистика показывает, что красивым гораздо сложнее.

А. Сулхаева:

- Соглашусь. Одна из главных тем нашего проекта – женское лидерство. Насколько вам лично близка эта тема, и какой свой смысл вы вкладываете в это понятие, кто она, женщина-лидер сегодня?

Е. Дружинина:

- Знаете, женское лидерство в России, оно такую многовековую историю имеет. Достаточно вспомнить княгиню Ольгу и принятие христианства на Руси, какие она применяла различные дипломатические стратегии в управлении российским государством. Женский ум эволюционно направлен на сохранение семьи, рода, детей, страны, и поэтому для женщин характерно использование мягкой силы. Но есть такое клише, что женщины не могут наравне с мужчинами занимать лидерские позиции.

А. Сулхаева:

- Слишком эмоциональные, слишком мягкие.

Е. Дружинина:

- Мягкие, не нацелены на результат (есть мнение). Но у этого клише есть как объективные, так и субъективные причины. Если говорить об объективных, есть национальная стратегия в отношении женщин, которая с 17-го года реализуется. И она нацелена на выполнение принципа равенства полов между мужчиной и женщиной, создание равных возможностей. Здесь и создание условий для женщин, и благополучие их. Но вообще, есть и субъективные. Очень разочаровывает некий такой стеклянный потолок, например.

А. Сулхаева:

- А в чем он выражается, на ваш взгляд?

Е. Дружинина:

- Это хорошо видно из последних исследований гендерного предпочтения при найме на работу. Вызывает такой шок, что 96% работодателей отмечают, что в практике целенаправленно искали претендента на место определенного пола. Мне лично хотелось бы, чтобы в ближайшие годы тема женского лидерства избавилась бы от субъективных довесков, и тогда с объективными можно разбираться гораздо проще.

А. Сулхаева:

- С другой стороны, можно понять этих работодателей. Они думают о том, что женщины склонны уходить в декрет, например, меньше работать, чаще отпрашиваться с работы и т.д. И вроде как мужчины будут большее количество времени посвящать труду и каким-то рабочим достижениям. Как вы считаете, как этот момент доносить до работодателей, что женщина в другом ключе эффективна?

Е. Дружинина:

- Как раз такие программы, как ваша, помогут совершенно по-другому посмотреть на наше общество и совершенно по-другому воспринимать те или иные роли. Иногда мы можем быть агрессивными, стремиться к власти, а иногда мы можем быть мягкими. Все в зависимости от ситуации – что мужчины, что женщины.

А. Сулхаева:

- Вы сами привели пример, когда и детей воспитывали, и по 14 часов работали. То есть в принципе женщины, они разные бывают. Те, кто хочет строить карьеру, они находят в своей жизни какой-то баланс, для того чтобы успевать и детей воспитать, и по 14 часов отдавать рабочей деятельности. Поэтому, работодатели, мотайте на ус, такие женщины тоже бывают. Скажите, а как в сфере науки реализовываются принципы этого равенства возможностей? Ведь наука – это такая сфера, которая долгое время считалась той, в которой в основном вращаются мужчины. Еще раньше научная среда в принципе считалась исключительно мужской. А как сегодня обстоят дела, у российских женщин есть шанс проявить свои лидерские качества в науке?

Е. Дружинина:

- Знаете, социальные лифты в науке для женщин имеют больше шансов в плане исследовательской работы. Женщина по натуре своей исходит из своей первичной эволюционной задачи – собирательство, внимание к деталям. Мне видится, что ваш вопрос все-таки звучит не столько о науке, сколько о возможности успешного управления коллективом ученых, образовательным коллективом. Тогда такие примеры были и есть, и сейчас мы можем посмотреть. Достаточно назвать успешных, ярких женщин-ректоров. Например, ректор МИСиС Алевтина Черникова, ректор Южного федерального университета Инна Шевченко. У нас сейчас 25% ректоров – женщины из всего количества.

А. Сулхаева:

- Из московских – РГСУ, Наталья Борисовна Починок.

Е. Дружинина:

- Да. Не буду сейчас перечислять плеяду талантливых деканов и заведующих кафедрами по всей стране. Конечно, мы видим большие перспективы по усилению женской составляющей в российской науке. Однако, это вопрос не только российской науки, но и мировой науки в целом. К сожалению, навязанный социальный шаблон, что женщина управлять должна лишь своим домом, нивелировал возможности для многих женщин.

А. Сулхаева:

- Но разве он уже не идет как устаревший немножко? Мне кажется, что наше общество все-таки движется в сторону развития, в сторону усиления роли женщин во всех сферах. Не так давно у меня был эфир с представительницей атомной отрасли, она говорила о том, что у них порядка 40% женщин работает в этом направлении, и в топ-управлении порядка 30%, в совете директоров крупных компаний. Неужели наука у нас в этом ключе тоже не переживает некий ренессанс женского лидерства и участия?

Е. Дружинина:

- Конечно, мы слышим, как международные компании рассматривают квотирование на лидерские позиции. Но, вы знаете, не хочется к этому прийти, все должно быть изнутри, очень органично. Во многом решающую роль образа женщины-ученого, женщины-педагога играют СМИ. И если у нас рекламу 90-х годов взять, это одна ситуация. Но ведь в послевоенные годы ситуация была совсем другая, и мы видим такой очень привлекательный образ женщины-ученого и педагога, за которым хочется следовать, следовать в профессию прежде всего. В современных СМИ образ женщины-ученого крайне редко встречается.

А. Сулхаева:

- Согласна. А что нам нужно делать, для того чтобы он встречался чаще?

Е. Дружинина:

- Обращать внимание. Те, кто занимается популяризацией науки, кто горит этим делом, смотреть и…

А. Сулхаева:

- …и чаще рассказывать о каких-то историях.

Е. Дружинина:

- Конечно, чаще рассказывать.

А. Сулхаева:

- По общей статистике, по количеству женщин в науке у нас страна находится на таких нормальных, крепких позициях, примерно в середине мирового списка, около 40% в нашей стране ученых-женщин. Но есть одно большое «но». Если посмотреть, чем именно занимаются мужчины и женщины в науке, на каких позициях они находятся, то тут не все так гладко. Больше половины (58%) кандидатов и 73% докторов наук – это именно мужчины, а женщины в университетах, в НИИ это чаще всего либо преподаватели, ассистенты, лаборанты, техники, инженеры и т.д. То есть получается, что высокие достижения, прорывные идеи двигают мужчины, а женщины что, моют пробирки?

Е. Дружинина:

- Начнем с того, что я немного уточню статистику. 43% ученых-женщин в нашей стране, на фоне того, что по данным ЮНЕСКО, в мире это 29%.

А. Сулхаева:

- То есть у нас выше, чем в среднем по миру?

Е. Дружинина:

- У нас гораздо выше. И в дискуссии про научный рост принято останавливаться, конечно, не на кандидатских и докторских (мы любим считать количество). Здесь обычно применяют такой самый жесткий аргумент. С момента основания Нобелевской премии у нас лауреатами стали 3% женщин.

А. Сулхаева:

- В мире или в России 3 процента?

Е. Дружинина:

- Нобелевская премия в мире. И все-таки нельзя сказать, что у нас науку двигают только мужчины. На сайте Минобрнауки есть такой раздел - «Российские вакцины создавали женщины-ученые». Так вот, в группе из 6 ведущих молодых ученых, которые трудились над созданием вакцины «КовиВак», работали 4 девушки, то есть большинство, а в группе над созданием «Спутника» у нас работало 17 женщин. И они не пробирки мыли.

А. Сулхаева:

- А всего сколько человек работало?

Е. Дружинина:

- 30.

А. Сулхаева:

- То есть женщин больше половины.

Е. Дружинина:

- Да.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, что вакцины – эта история вообще должна быть женщинам понятная и важная, потому что женщина это тот человек, который стремится к такой человекоцентричности, сохранению человеческой жизни, продолжению человеческого рода и т.д. Поэтому закономерно, что женщин много должно быть в изобретении вакцин.

Еще интересный факт, что в вузы девушки у нас поступают чаще мужчин, по статистике 57% студентов это девушки, а вот к моменту защиты диссертации и какого-то научного роста количественный перевес уже на стороне мужчин. Почему так происходит? Нет ли у нас какой-то общественной истории, когда продвигают больше парней, а девушек немножко отодвигают, что вот наука, она все-таки для мужчин?

Е. Дружинина:

- Ну, продвигает каждый сам себя. Вообще, для России, входящей в число мировых лидеров… Кто следит за гендерным балансом, важнее всего создавать условия для улучшения положения женщин и в России, и в мире. У нас есть цикл публикаций, рубрика и на сайте, и в социальных сетях под хэштегом #ЖенщиныВнауке. Я хотела бы зачитать, что говорит одна из героинь, которая многого добилась. «У нас в России у женщин большая свобода выбора своего пути. Сейчас наше государство создает хорошие условия для молодых матерей, которых нет во многих других странах. И это правда. Наши современные девушки-ученые не готовы терять время в декретном отпуске, сразу выходят на неполный день, практически сразу после рождения ребенка. Кажется, если есть интерес, тебя увлекло наукой, неважно, женщина ты или мужчина, все возможно. Ну, у меня муж всегда радовался, что я увлечена работой. Было даже время, когда он в основном занимался ребенком».

После таких слов можно ли сегодня сказать, что шансы проявить себя в науке у мужчин и женщин абсолютно равные? Наверное, пока нельзя. Но совершенно точно можно сказать, что они выравниваются.

А. Сулхаева:

- Какие реальные инструменты, механизмы, что нужно женщинам, для того чтобы они… Мне кажется, тут очень важный момент, что женщины страдают неуверенностью в себе, всеми этими комплексами самозванца, а вдруг я не справлюсь, вдруг я кого-то подведу, вдруг у меня что-то не получится? Что сделать, чтобы женщины в нашей стране поверили в себя и поняли, что если есть тяга к развитию в науке, то, пожалуйста, все пути и дороги открыты, идите и пробуйте?

Е. Дружинина:

- Ну, во-первых, это издержки нашего советского воспитания. Если брать молодых девушек сейчас, они совершенно другие, они непринужденные, раскованные, они готовы отстаивать свою позицию, и этим отличаются поколения. Но женщины, как мы выявили, если брать научные коллективы в лабораториях, если одна женщина, то она готова отдавать свои наработки коллегам-мужчинам, а если появляется вторая женщина, то начинается конкуренция. Во-первых, женщины тянутся за женщинами, во-вторых, они уже хотели бы видеть и слышать свои имена в череде заслуг.

А. Сулхаева:

- И это справедливо.

Е. Дружинина:

- Это справедливо, но на это стоит обратить внимание, что женщина готова себя показывать, если есть другая женщина, и тянуться. Вот я очень благодарна тем женщинам, которые учили меня и передавали мне опыт. И брала меня на работу женщина, она очень многое дала и показала, как выстраивать карьеру, что никто за тебя твою работу не сделает.

А. Сулхаева:

- Вообще такой личный пример какой-то женщины, за которой можно следовать, он важен, как вам кажется для развития?

Е. Дружинина:

- Да, он очень важен. Показатель успешности для каждого свой. Мы ищем какой-то суперуспешный, суперяркий. Каждый в своем деле успешен, и нужно в своем деле найти того наставника, за которым будешь следовать или брать пример.

А. Сулхаева:

- А почему, на ваш взгляд, женщины в науки – это важно для развития самой науки? Мы говорили сейчас о том, почему женщинам важно развиваться. А почему наука может развиваться за счет женщин, что такого уникального женщина может дать науке? На самом деле у нас же высшее образование для женщин в России появилось 110 лет назад, и ничего, как-то до этого наука развивалась.

Е. Дружинина:

- Я думаю, то же самое, что и мужчины, в каких-то направлениях, может быть, даже больше. Мы знаем примеры женщин в науке. Вот Зинаида Ермольева, создатель первого отечественного аналога пенициллина, или Фатима Бутаева, изобретатель люминесцентных ламп. Чтобы заниматься наукой, нужно обладать не только такими интеллектуальными способностями, но и лидерскими качествами – силой воли, многозадачностью, настойчивостью.

А. Сулхаева:

- Ну да, чтобы продвигать свои идеи, мне кажется, нужно такой стальной характер иметь, особенно если они новые и непонятные всем..

Е. Дружинина:

- Да, действительно.

А. Сулхаева:

- Мы решили узнать мнение москвичей, что они думают о женщинах в науке. Послушаем в нашей регулярной рубрике «Радиодозор» и обсудим.

- Привет, ребята, это «Радиодозор» и Юрий Кораблев. Сегодня обсуждаем интересную тему. Если в двух словах, то звучит она так: женщина и наука.

Почему, на ваш взгляд, женщин-ученых меньше, чем мужчин, как вы думаете?

- Дискриминация женщин.

- Дискриминация?

- Конечно. Мужики всё завоевали в этом мире.

- Больше должно быть в науке женщин?

- Конечно. Женщины умные.

- А кто умнее - женщина или мужчина?

- Каждый по-своему.

- А вы хотели бы, чтобы ваша дочь, внучка стала ученым, ученой?

- Я хочу, чтобы она была миллионером, а ученый – мне все равно, каким способом.

- Все хотят, чтобы миллионерами были, поэтому в ученые не идут, у них же маленькие зарплаты вроде бы.

- Да.

- Почему, на ваш взгляд, женщин-ученых меньше, чем мужчин?

- Наверное, они просто скрывают свои способности.

- То есть способности есть, но они их скрывают?

- Да. Из-за скромности.

- А вы хотели бы ученой быть?

- Нет. Меня устраивает моя работа.

- В каких науках, по-вашему, женщины особенно сильны?

- Ну, наверное, в понимании женской психологии.

- То есть кандидат женской психологии?

- Да.

- А у меня только обидный ответ.

- Вы скажите, как есть.

- Я читал такую новость, что в науке, может быть, и больше мужчин, но патентов изобретено больше женщинами, чем мужчинами.

- Да вы что? То есть до конечного результата доходит больше того, что женщины делают?

- Если честно, я это не утверждаю, но я читал и смотрел много передач, где сказано именно так.

- Почему, на ваш взгляд, женщин-ученых меньше, чем мужчин?

- Возможно, данная профессия просто больше мужчинам подходит?

- А почему? Потому что больше платят?

- Нет, вряд ли здесь больше платят, скорее мужчинам это интереснее – в чем-то разбираться, изобретать, экспериментировать, нежели женщинам.

- Нет, учеными пусть будут мужчины, а женщины будут делать их заказ. Вот, например, посудомоечная машина, она кому нужна? Женщине. А изобрел ее кто? Скорее всего, мужчина. Так вот, пусть они и занимаются наукой, они добытчики, изобретатели, а мы их вдохновляем.

- Девушки, хотели бы вы стать учеными?

- Нет, не мое это.

- А вы?

- Возможно, хотела бы стать ученым.

- А в какой области?

- В психологии. То, что ты можешь исследовать что-то новое, открывать какие-то совершенно новые вещи для мира, улучшать уровень жизни граждан.

- А зарплату вам большую будут платить. Как вы думаете?

- Это уже зависит от того, насколько я буду профессионалом в этой области, насколько я буду стараться что-то делать.

А. Сулхаева:

- Давайте обсудим. Меня зацепили два момента. Первый – это то, что в ученые не хотят идти, потому что считают, что ученым мало платят. И это какой-то распространенный стереотип или, действительно, факт. Как на самом деле сейчас? Ученые, правда, до сих пор мало зарабатывают? Как мы тогда собираемся развивать науку, если мы не повышаем престиж профессии?

Е. Дружинина:

- Замечательный опрос. Интересно всегда послушать такое массовое мнение, особенно людей не из отрасли. По исследованиям. Провели недавно исследование. И что интересно, более 60 % родителей хотят, чтобы их дети пошли в науку. Они считают это престижным, статусным и перспективным. По заработным платам ситуация всегда разная. Кто показывает результаты, у того всегда заработная плата выше.

А. Сулхаева:

- Как и в любой отрасли.

Е. Дружинина:

- Конечно. Мы знаем, что была поддержка, были майские указы президента, которые выполнены. По региону 200 % каждый преподаватель получает средства. И, конечно, с заработными платами ситуация изменилась кардинально. Надо рассматривать каждый отдельный случай, потому что, как правило, негативные эмоции, реакции громче слышны. И здесь я бы не согласилась по заработным платам.

А. Сулхаева:

- То есть ситуация постепенно меняется?

Е. Дружинина:

- Конечно.

А. Сулхаева:

- Если мы хотим поднимать престиж профессии, то очень важно, чтобы этот труд – передовой, важнейший в развитии для нашей страны – оплачивался достойно. И второй момент, который тоже зацепил, это мнение самих женщин о том, что пусть наукой занимаются мужчины. Что еще раз подтверждает, что у нас до сих пор довольно патриархальное общество. Причем не то чтобы сами мужчины, а, в первую очередь, женщины часто не особо спорят с тем, что они слабый пол, пусть мужчины совершают подвиги, двигают прогресс, а мы будем вдохновлять. Вы с этим согласны?

Е. Дружинина:

- Женщины разные. Надо спросить больше женщин, выборку больше сделать.

А. Сулхаева:

- Да, репрезентативней.

Есть еще такая интересная статистика. Если смотреть по Европе, то меньше всего женщин-ученых почему-то в самых развитых и благополучных странах. Это Нидерланды, Германия, Швейцария. Если состояние экономики и интерес женщин к научной деятельности связаны именно таким образом, такая параллель может быть не прямая, может, тогда нам и не надо каких-то особых усилий предпринимать, чтобы заманивать девушек в науку? Может, и так хорошо? Богаче будем?

Е. Дружинина:

- Не секрет, что европейские страны борются со стеклянным потолком в науке и образовании. Люблю этот вопрос. Есть глобальное исследование McKinsey, согласно которому обеспечение равенства между мужчинами и женщинами способно привлечь в мировую экономику 12 трлн. долларов за десять лет. Это при стандартном сценарии. А при лучшем – 28 триллионов. Можно ознакомиться с этим исследованием, это открытые данные.

Но вообще я тут повторюсь, у нас нет задачи регулировать статистику и куда-то кого-то заманивать. Нам необходимо обеспечить равные условия, чтобы у женщин был свободный выбор. Чтобы женщина могла стать тем, кем хочет. Верю, что при таком сценарии эффект для благосостояния нашей страны будет намного выше.

А. Сулхаева:

- Абсолютно с вами согласна. Хочется конкретики. Какие конкретные инструменты есть для создания этих равных возможностей у женщин?

Е. Дружинина:

- Надо смотреть заработные платы, надо смотреть условия, надо смотреть статистику по декретным отпускам и готовность женщин сидеть в декретном отпуске, надо ли им замораживать стаж при декретном отпуске. С этим нам еще предстоит разобраться. Как говорят в юриспруденции, есть судебная практика - и тогда можно менять законы. По части науки и образования у нас есть жилищные сертификаты. Мы упрощаем процедуру.

А. Сулхаева:

- Что такое жилищные сертификаты? Это когда ученым даются квартиры?

Е. Дружинина:

- Да, когда ученым выделяются субсидии на приобретение жилья. И раньше надо было пять лет отработать, сейчас мы рассматриваем вопрос о сокращении сроков. Это распространяется на всех, но в том числе и на женщин.

А. Сулхаева:

- Я считаю, что здесь не нужно выделять женщин и мужчин, здесь просто у каждого ученого должны быть равные возможности. Они же для всех равные, а не только для женщин. Нет такого, что у кого-то возможности должны быть более равными. Это была бы странная дискриминация уже в обратную сторону.

Вы сами общаетесь с молодыми женщинами-учеными? Есть истории молодых женщин-ученых или проекты, которые вас особо зацепили, вы можете их привести в пример?

Е. Дружинина:

- Мне очень нравится общаться с очень молодыми девушками, которые понимают, чего хотят и что любят. Так как я нахожусь в университетской среде, очень часто бываю в разного рода университетах, по регионам много езжу, то разные истории меня вдохновляют. Я прорекламирую, у нас есть проект «Женщины в науке», там собраны интереснейшие истории молодых девушек и даже семей ученых, когда они знакомятся в вузе и продолжают свою карьерный путь вместе. И каждая отдельная история заслуживает внимания.

Очень интересная история девушки-нейробиолога из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, ее зовут Екатерина Пчицкая. Она большую часть времени проводит в лаборатории, работает с нейронами, выращенными в инкубаторе. И поэтому ее личная жизнь во многом связана с работой и с лабораторией. Даже в выходные дни, она рассказывает, что ей надо приходить и делать некоторые манипуляции, иначе эксперимент остановится, и все нужно будет начинать сначала. На мой взгляд, когда человек идет на работу с горящими глазами, искренне болеет за свое дело, постоянно совершенствуется в своей профессии, его непременно ждет успех.

А. Сулхаева:

- Бедная Екатерина, никакой личной жизни, сплошные нейроны. Вот она – самоотверженность в науке. Мне кажется, что в науку идут люди, которые хотят служить. Это как с театром. Люди там не работают, а служат вот этому искусству – в случае с театром, в случае с наукой – научной деятельности. Согласны? Ведь это во многом ущемляет общечеловеческие радости, отдых и так далее. Это ненормированная история.

Е. Дружинина:

- Я бы сказала – не служить, а находить свое дело, любить свое дело. Конечно, это в обществе воспринимается как служение. Но если у тебя нет огонька в душе, как бы ты ни служил, то эффекта от этого будет не так много, как хотелось бы. Нужно найти то, что ты любишь.

А. Сулхаева:

- Одно из направлений, которое вы курируете, это придание правового статуса молодым ученым. Что это значит? И что изменит в их жизни, работе появление такого правового статуса?

Е. Дружинина:

- Здесь все одновременно просто и сложно. В законодательстве не было выделено это понятие. И мы внимательно посмотрели, сейчас президент нас поддержал, будет в федеральном законе о науке закреплен статус «молодой ученый». Что это даст? Во-первых, мы обратим внимание общества, мы придадим статус профессии. И молодые люди уже задумаются. И, конечно, это позволит систематизировать все существующие меры поддержки и разработать новые меры поддержки.

А. Сулхаева:

- Какие-то гранты дополнительные, возможно, появятся у молодых ученых? Я хочу понять практическую сторону вопроса. Хорошо звучит – мы придадим молодым ученым статус. Здорово, спасибо, конечно. А как-то к этому статусу что еще прилагается? Какая-то поддержка на разработки, на открытия?

Е. Дружинина:

- Сейчас широкая линейка грантов. Есть отдельные гранты президентские, правительства. Но все это можно расширить. И главное – определиться с возрастом.

А. Сулхаева:

- Молодой ученый – до скольких лет? У нас сейчас общероссийский статус молодежи до 35 лет. Для ученых это нормальный возраст или маловато?

Е. Дружинина:

- Для ученых это хороший возраст.

А. Сулхаева:

- 2021 год – Год науки и технологий. По сути, год вашего министерства. Какие глобальные задачи на этот период вы и ваши коллеги себе поставили? Что, возможно, уже удалось реализовать?

Е. Дружинина:

- Если позволите, я про себя здесь скажу. Потому что трудно угадать, какие планы у коллег в Год науки и технологий. У российской науки много достижений. И выдающихся, мирового уровня. Но мы очень мало об этом говорим. И мало знаем. Как будто бы по привычке немного стесняемся и наших достижений, и наших проблем. Чего не стесняются коллеги из-за рубежа. Хочется об этом говорить открыто, чтобы вместе гордиться победами и заслугами наших ученых.

У нас есть специальная премия «За вернуть науке» - для тех, кто хочет рассказывать об ученых, хочет популяризировать науку. Сейчас подаются заявки, до 6 сентября можно принять участие в этом масштабном конкурсе, где будет торжественная церемония. Мы на новый уровень подняли эту премию. И это важно в Год науки и технологий.

А. Сулхаева:

- Абсолютно. Если мы не будем знать, наше общество не будет информировано о наших достижениях, то как же мы сможем ими гордиться? Давайте говорить об этом вместе. Мы с удовольствием поучаствуем в вашей премии «За верность науке». Потому что "Комсомольская правда" активно поддерживает научные разработки, достижения. У нас есть целый проект «Наука и технологии».

Есть статистика, что, несмотря на все, что вы перечислили, количество ученых в нашей стране несколько снижается? Да, мы по-прежнему остаемся одними из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке. Но за последние 20 лет количество ученых сократилось. Или это неправда?

Е. Дружинина:

- Здесь надо смотреть, какие изменились параметры в статистике. Существенно ли сократилось? Мы прицельно посмотрим. Потому что всегда вносятся коррективы в счетные показатели. Как считать? Возраст молодежи поменялся – считают по-другому. Количество молодежи больше стало. Надо посмотреть, что изменилось в статистике, в подходах к подсчету. А потом уже можно анализировать.

А. Сулхаева:

- Как нам активнее привлекать молодежь в науку? Вы сказали, что количество родителей, которые хотят, чтобы их дети шли в науку, видят в этом перспективу развития для них, оно увеличилось. А что с самими детьми, с самой молодежью? Как они относятся к профессии ученого?

Е. Дружинина:

- Если брать школу, то современные дети идут за тем, что им интересно. Если науку показать интересно, показать, в чем ее польза, то мы можем существенно сократить разрывы в тех направлениях научных, где они у нас есть.

Раньше была программа «Очевидное – невероятное».

А. Сулхаева:

- Пушков?????? на СТС.

Е. Дружинина:

- И все не могли оторваться от экрана.

А. Сулхаева:

- «Галилео».

Е. Дружинина:

- И наше поколение, и следующее выросли на этих программах. И профессия ученого вызывала неподдельный интерес. Мы сейчас в Год науки и технологий запланировали такое телевизионное шоу – «Игры разума». И хотим, чтобы уже в этом году оно запустилось. Это те самые информационные меры, которые помогут изменить, ментально поменять сознание людей и отношение к ученым.

А. Сулхаева:

- А дети телевизор смотрят еще? Или они уже все-таки все в YouTube? Может быть, там нужно запускать шоу?

Е. Дружинина:

- Сейчас правильный телевизор и в YouTube есть.

А. Сулхаева:

- Согласна. Да, медиа-холдинги в этом плане не стоят на месте.

На днях у вас стартовал Всероссийский туристический проект для студентов, еще одно направление, которым вы занимаетесь. Расскажите, что это такое и как это будет работать?

Е. Дружинина:

- Здесь у нас бум. Мы не ожидали, что будет такой интерес. Мы запустили платформу «Студтуризм». У нас в первые сутки более двух тысяч заявок от студентов.

А. Сулхаева:

- А кто может принять участие?

Е. Дружинина:

- Только студенты. Эта программа нацелена на проживание студентов в каникулярный период, сейчас пока в летний, а дальше будет и зимний, чтобы они путешествовали внутри страны и могли как можно меньше средств тратить на проживание. Если это организованные группы, когда университет отбирает лучших студентов и направляет в другой регион, в другой вуз проживать на кампусе, то он еще и оплачивает им дорогу. Есть программы – 500 рублей заплатил, тебя еще и кормить будут. От 17 рублей до 500 рублей.

А. Сулхаева:

- Демократично, для студентов в самый раз. Стипендия позволит поучаствовать в этой программе.

Е. Дружинина:

- Да, стипендия позволит.

А. Сулхаева:

- А что это даст детям? У них появится возможность более доступным образом проводить свой досуг, ездить в какие-то… Там еще, может быть, какие-то развлекательные программы для них, какое-то объединение в сообщество?

Е. Дружинина:

- У нас при вузах есть студенческие туристические клубы. Многие клубы взаимодействуют с РГО – Русское географическое общество. Они подготовили более 150 туристических маршрутов – каждый в своем регионе. Можно приехать самостоятельно, посмотреть. Можно воспользоваться предложением. Тебе все расскажут, покажут, в историю тебя погрузят. Только таким способом можно показать страну. Пока не приедешь, ты не поймешь, что на месте, какие люди. Это и есть патриотическое воспитание. Любовь к своей родине можно…

А. Сулхаева:

- Лучше увидеть, чем сто раз услышать.

Е. Дружинина:

- Конечно.

А. Сулхаева:

- Как подать заявку студенту? Вот сейчас нас слушает какой-нибудь студент, загорелся мыслью, хочет увидеть нашу страну, хочет влиться в студенческое сообщество, поучаствовать в таком туре. Что ему нужно сделать?

Е. Дружинина:

- Ему, прежде всего, нужно зайти в интернет, найти сайт студтуризм.рф, программа называется «Открой свою Россию». Студенты сами ее так назвали. Голосование у нас было открытое. Просматривает все варианты. Во-первых, определяется, куда хочет поехать. Сейчас 15 регионов. Точно так же мы выявляли самые популярные регионы у студентов: это Казань, Калининград, Москва, Санкт-Петербург, конечно, и там 15 точек. Выбирает и дальше смотрит, какие есть предложения. Комната двухместная, трехместная, одноместная. Подает заявку, в течение суток ему дают обратную связь. Все очень просто. Это такие студенческие общежития превращаются в гостиницы на летний период.

А. Сулхаева:

- Здорово. Елена, у вас очень разноплановая деятельность, большая загрузка. Чтобы успевать все это на работе, я уверена, что, конечно, нужно качественно отдыхать, подзаряжаться какой-то новой энергией, чтобы дальше реализовывать ваши крутые идеи. Как вы это делаете? И что позволяет вам вдохновляться, чтобы работать эффективно на результат?

Е. Дружинина:

- Да как и все люди, я гуляю с детьми. Дети очень сильно помогают разгрузиться. Смотрю фильмы. Придя к вам на программу, я посмотрела фильм «По половому признаку». Очень интересный фильм, рекомендую. Это девушка, которая поступала на юридический, и дальше она изменила целый мир, можно сказать, внеся поправки в закон. Очень интересный. Конечно, я читаю книги. Я выделяю на это время, именно на художественную литературу. Потому что профессиональной много в ежедневном режиме. Как все люди, никакого суперрецепта здесь нет.

А. Сулхаева:

- Нужно просто находить время для семьи, отдыха и близких людей.

Е. Дружинина:

- Конечно.

А. Сулхаева:

- Ну что ж, время нашей финальной рубрики «Пять вопросов от гостя». В нашей программе гость делится самым-самым важным и нужным из того, что они знают и умеют. Елена, дайте, пожалуйста, пять советов девушкам, которые собираются идти в научную деятельность, как добиться успеха в этой отрасли.

Е. Дружинина:

- Давать советы, конечно, неблагодарное дело. Но я попытаюсь.

А. Сулхаева:

- Кто захочет – прислушается.

Е. Дружинина:

- Во-первых, рассчитывать только на себя. Никто за тебя твою работу не сделает. Второе – заниматься любимым делом. Я не раз сегодня об этом говорила. Это важно. Прислушиваться к критике и анализировать, включать то самое критическое мышление. Не обижаться, как у нас ментально любят, а прислушиваться. Учиться новому. И в заключение – не обижать близких людей, особенно когда ты достиг большого успеха.

А. Сулхаева:

- Ведь мы часто обижаем, в первую очередь, именно своих самых близких и родных. Потому что – а кого еще? На кого-то же надо спускать этот пар. Нужно себя контролировать в этом вопросе. Это важно. Создавать погоду в доме.

Спасибо, что пришли. Это было очень интересно. Это было «Время женщина» на радио "Комсомольская правда".

Е. Дружинина:

- Спасибо. До свидания.