Женщина-лидер: Почему важно постоянно учиться

В гостях у Анжелики Сулхаевой - Мила Семешкина, основательница и CEO международной образовательной платформы Lectera, участница рейтинга «топ-100 женщин российского венчура»

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на радио «Комсомольская правда», проект, в котором мы вместе учимся быть успешными, верить в себя, преодолевать засидевшиеся в голове стереотипы. Учимся у женщин, которых смело можно назвать лидерами, каждую в своей сфере.

И сегодня слово «учиться» приобретет у нас совершенно особенный, буквальный смысл. Потому что у нас в гостях основательница и CEO образовательной платформы Lectera, маркетолог, предприниматель, участница топ-100 русских женщин – руководителей технологических стартапов Мила Семешкина. Мила, здравствуйте.

М. Семешкина:

- Добрый день, Анжелика. Друзья, всем привет.

А. Сулхаева:

- Чтобы нам дальше было с вами легко предметно говорить, давайте вы расскажете для начала, что такое Lectera, как она появилась, когда и какая у нее миссия.

М. Семешкина:

- С удовольствием. Постараюсь быть лаконичной. Lectera появилась на рынке 18 июня 2020 года, в разгар ковида, но сам продукт мы делаем уже более 3 лет. Lectera это международная обучающая платформа, которая обучает на 5 языках. Это платформа про быстрые навыки, про быстрые результаты. Основной фокус мы делаем на обучении навыкам, которые необходимы для прорыва в карьере, но также у нас есть большое количество тем, более 10 и более 100 подтем, которые мы освещаем на своей платформе.

А. Сулхаева:

- А не страшно было в разгар пандемии запускать новый бизнес? Понятно, что стартап технологический, понятно, что тема образования в пандемию была актуальна, но все-таки? Много же таких платформ.

М. Семешкина:

- Было страшно, но назад пути не было. Потому что разработка платформы, содержание команды офиса и всего остального стоит достаточно больших денег. И тянуть с запуском было просто нельзя. Мы уже были все до такой степени перегреты, потому что у нас откладывался запуск из-за ковида, из-за того, что закрыли Дубай, потом закрыли Москву, закрыли и возможность перелетов. Поэтому мы пытались адаптироваться, каждый месяц что-то меняли, но в итоге поняли, что нужно принимать решение, запускаться на том рынке, на котором мы можем. В итоге мы перенесли лонч в Америке, в этом году будем запускаться, но запустились, и запустились достаточно успешно.

А. Сулхаева:

- Правильно я поняла, что это был некий такой переход из офлайна в онлайн? Вы упомянули аренду офиса, сотрудников и т.д. То есть изначально вы были онлайновой площадкой?

М. Семешкина:

- Нет. Просто команда ведь где-то должна сидеть, она должна где-то работать. Помимо того, что есть люди, которые работают с нами в формате онлайн, из более чем 20 стран мира, у нас есть костяк, который сидит в нескольких странах мира, в частности, в Москве у нас очень большое количество людей.

А. Сулхаева:

- То есть у вас такой международный бэнд?

М. Семешкина:

- У нас международный бэнд, у нас группа компаний, у нас три офиса – в Майами, в Москве и в Дубае. Растем, в Майами сейчас новый большой офис открываем, в Москве переехали тоже в огромный офис, и в Дубае у нас почти полторы тысячи квадратов. Так что мы очень активненько развиваемся.

А. Сулхаева:

- Концепция платформы, как ты уже упомянула, основана на авторской методике Fast Education (быстрое обучение). А что это значит?

М. Семешкина:

- Методология быстрого обучения была создана мной в результате достаточно длительной работы над контентом. Я до этого помогала крупным международным компаниям создавать образовательные модули, образовательные платформы, образовательные курсы и т.д. Я перепробовала много чего. Плюс я, скажем так, до мозга костей человек в индустрии образования, я закончила сначала бакалавриат, потом магистратуру, аспирантуру, написала диссертацию, преподавала в университете несколько лет и т.д. То есть я знаю в принципе об этом практически все, наверное. И я понимаю, что большие такие форматы закостенелые, они уже не работают. Даже обучение длиной в несколько недель тоже уже не работает. Я долго думала, как бы сделать так, чтобы человек за несколько часов смог получить необходимый ему навык, причем, желательно, без большого количества менторов. Потому что менторы, вообще все сопровождающие люди, вообще все сопровождающие люди в процессе курсов стоят больших денег, и это увеличивает стоимость курса всегда.

Поэтому я придумала такую методику, которая позволяет буквально за час или два получить тот навык и натренировать навык, который вам нужен. Вы получаете за два часа исчерпывающую информацию о том предмете, который вы изучаете, и с помощью автоматизированной системы домашних заданий и автоматизированной системы проверки вы тренируетесь.

А. Сулхаева:

- То есть фактически без участия лектора?

М. Семешкина:

- У нас есть спикер, который преподносит вам информацию. Кстати, это наша большая гордость, у нас большая команда видеопродакшена, которая это все снимает. У нас очень красивая картинка, которую предварительно мы очень хорошо прорабатываем, потому что для нас важно в два часа уложиться максимум, чтобы тема была освещена в два часа. Каждый урок у нас примерно 10-15 минут максимум длительностью. Мы, таким образом, за эти два часа человеку даем красивую, понятную картинку, понятное изложение. Ты можешь смотреть, ты можешь слушать, ты можешь читать. После этого ты можешь проверять свои знания и оттачивать свои навыки в нашем тренажере на платформе, сдавая тесты, проходя кейсы, отвечая на какие-то вопросы, которые система сама проверяет. То есть полная автоматизация.

Это то, на чем мы экономим очень большие деньги для наших студентов и позволяем им, я считаю, за очень небольшие деньги получать очень серьезные знания.

А. Сулхаева:

- А какие сейчас курсы представлены на платформе Lectera, чему можно научиться?

М. Семешкина:

- Их на самом деле огромное количество. Это и курсы по бизнесу, это курсы по финансовой грамотности, по digital-маркетингу, по женскому лидерству, по сетевому маркетингу. Мы считаем, что эта индустрия безумно перспективна. Этот рынок дикий совершенно…

А. Сулхаева:

- Обросший стереотипами, с испорченной репутацией «Гербалайфом» и т.д..

М. Семешкина:

- Кстати, «Гербалайф» - очень крутая компания.

А. Сулхаева:

- Абсолютно согласна. Это, знаете, как Свидетели Иеговы, которые в 90-е ходили по квартирам и что-то просили…

М. Семешкина:

- Да. А всё почему? Потому что люди не умеют правильно продавать свой продукт, поэтому такая репутация. А бизнес феноменальный, он позволяет получать доход и т.д., это очень крутая индустрия.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, тут еще важно работать с развенчиванием этих мифов.

М. Семешкина:

- Конечно. Вот мы бы хотели это сделать. Потому что, например, для женщин, мамочек например, я считаю, это супер возможность подработать, если это хороший продукт. Я сама, будучи школьницей, Avon распространяла.

А. Сулхаева:

- А я - Oriflame и Faberlic.

М. Семешкина:

- Потому что на косметику деньги нужны, у родителей просить не хочется или этих денег просто нет. Поэтому вот, пожалуйста, бери инициативу в свои руки. Это крутейшая индустрия.

Какие у нас еще есть курсы? У нас есть курсы по soft skills, курсы по лидерству отдельно. И мы недавно запустили большой блок, касающийся карьеры. И сейчас мы делаем фокус на том, чтобы помогать людям строить карьеру.

А. Сулхаева:

- Это очень востребовано, я думаю, сейчас.

М. Семешкина:

- А еще (это моя супербольшая гордость) я всегда мечтала это сделать, но это было достаточно проблематично упаковать, мы создали обучение для детей и подростков - Lectera kids, Lectera teens.

А. Сулхаева:

- Чему учите подростков?

М. Семешкина:

- Моя задача была – сделать так, чтобы дети хотели учиться. Потому что дети, как правило, не любят учиться. Но когда им это интересно, они внезапно в это влюбляются и вовлекаются. Поэтому мы освещаем такие темы, как мой первый стартап, лидерство как раз для детей, для подростков, эмоциональный интеллект и т.д. То есть какие-то такие темы, которые детям очень круто было бы знать и понимать. Или финансовая грамотность для детей и подростков. Это то, чему не обучают их в школе, но это те знания и те навыки, которые им будут необходимы в жизни. И поэтому было бы классно, чтобы они, как говорится, с младых ногтей эту информацию, эти знания впитывали.

А. Сулхаева:

- То есть вы, можно сказать, готовите новое поколение к встрече с реальным миром?

М. Семешкина:

- Именно это и является моей целью. Я смотрю сейчас на то, какое наше с вами поколение, какое поколение растет, и понимаю, что детям много чего недодали. И детки, которым от 3 до 8 примерно, они вообще другие. И хорошо бы детям заложить правильную информацию. Как говорится, наши дети должны быть лучше, чем мы. Поэтому это моя большая мечта.

А. Сулхаева:

- А кто сегодня готовит и составляет эти курсы. В одном из интервью вы сказали о том, что, например, преподаватели таких традиционных классических университетов, институтов не очень подходят для работы над курсами для дополнительного образования, потому что у них очень академический такой подход, очень глубоко они копают. А что, собственно, плохого в академическом подходе, почему это не подходит?

М. Семешкина:

- В этом нет совершенно ничего плохого. Академический подход хорош для каких-то своих целей, для научных, но когда мы говорим, например, про высшее профессиональное образования ие, то мы же здесь говорим про профессиональное образование. Как правило, сейчас высшее образование и профессиональное образование – это вообще разные вещи, к сожалению. И выпускники выходят на рынок… Причем это практически во всех странах мира. Единичные факультеты буквально выпускают профпригодных ребят. Остальные – это ребята, у которых есть бэкграунд, часто он может быть солидным, но как профессионалы, если они не стажировались во время обучения, они совершенно нулевые. И потом начинается: я закончил такой классный вуз, а вариантов того, что я буду развиваться дальше, у меня нет.

А. Сулхаева:

- Очередь из работодателей не стоит.

М. Семешкина:

- Вообще нет. Буквально позавчера у меня состоялся разговор с девушкой. Она заканчивает в следующем году в Лондоне суперпрестижный университет по направлению политическая экономика. То есть это человек, который говорит на трех языках, который жаждет работать. Она мечтает работать в маркетинге. Но она уже полгода бьется, ее даже на стажировку не берут. Вот в чем проблема. Да, у нее нет опыта. Так она его никогда и не получит, если ее никто не будет брать.

А. Сулхаева:

- Правильно я понимаю, что стоит разделять историю с классическим высшим образованием, которое дается нам, для того чтобы получить какие-то базовые знания, заложить какой-то фундамент, получить профессию и диплом о высшем образовании, который будет важен для трудоустройства…

М. Семешкина:

- Диплом, а не профессию. Я бы это разделяла.

А. Сулхаева:

- А чтобы укрепиться как профессионалу, нужно получать такие практикоориентированные, быстрые знания.

М. Семешкина:

- Нужно иметь навыки. Для того чтобы быть состоятельным в карьере, нужно иметь навыки. Выпускники вузов не имеют навыков, они, дай бог, имеют какую-то информацию.

А. Сулхаева:

- А как этому научиться с помощью платформы Lectera? Мне всегда казалось, что как раз такие навыки получаются в бою, на работе. Вышел практиковаться и получил эти навыки.

М. Семешкина:

- Совершенно верно.

А. Сулхаева:

- А как образовательная площадка может к этому привести?

М. Семешкина:

- Мы работаем по принципу знания – навыки – результаты. Наша задача – в максимально концентрированной форме подать информацию. Концентрированной и понятной. В практикоориентированной форме, скажем так. С помощью наших тренажеров, с помощью опросников, чек-листов, огромного количества дополнительных материалов (их правда огромное количество, у нас работает большая команда дизайнеров, переводчиков, для того чтобы эти материалы создавать) человек начинает практиковаться. Он начинает оттачивать навык. И, оттачивая навык в том числе, и в первую очередь с помощью нашей платформы и на основе тех знаний, которые мы ему дали, он получает результаты. Это работает именно так.

А. Сулхаева:

- А если вернуться к нашей, скажем так, женской повестке? В одной из ваших статей упоминалось, что главный стереотип по отношению к женщинам, который до сих пор процветает, как в нашей стране, так и на Западе, это то, что женщины не для карьеры, женщины для дома, для семьи, хранительницы очага и т.д. Вы считаете, что на самом деле это не так. Тогда почему на вашей платформе Lectera так много именно гендерно ориентированных женских курсов – «Женское лидерство», «Тайм-менеджмент для мам», «Домашний тайм-менеджмент», «Мама может», «Раскрыть свой талант и работать в декрете» и т.д.? Вы их все равно выделяете в отдельную категорию.

М. Семешкина:

- Я вам объясню, почему мы это делаем. «Мама может», «Как развить карьеру в декрете» и т.д. – уже названия этих курсов отвечают частично на ваш вопрос. Материнство и семейная жизнь – это, наверное, одни из основных частей жизни женщины. Это столп, так или иначе. У нас у всех есть зов природы, наша задача – не просто прожить жизнь, а, возможно, оставить потомство и т.д. Ну, так у нас природа устроена. Мы все существа биологические, поэтому вот так.

Как раз декрет, материнство и семейная жизнь – это часто то, что стопорит развитие карьеры женщины. Мы вот этими курсами хотим сказать следующее. Это абсолютно нормально, что вы хотите быть женой, что вы хотите быть мамой. Это правильно. Но это совершенно не означает, что вы должны быть только женой или только мамой. Вы можете быть и классной женой, и успешной мамой, и при этом быть успешны в карьере. Вы всё это можете. И наши курсы направлены на то, чтобы женщина, как говорится, не приносила себя в жертву семье, могла реализовать себя, даже будучи мамой, даже будучи в декрете, даже работая удаленно.

А. Сулхаева:

- То есть достигаем такого популярного сейчас понятия Work-life balance?

М. Семешкина:

- Честно скажу, я не очень верю в баланс, я считаю, что его на самом деле не существует. Либо ты хорош в одном, либо ты середнячок во всем остальном. Но на каждом этапе жизни у человека свои приоритеты. Здесь ты сделал рывок в карьере, здесь ты ушла чуть-чуть в декрет, при этом ты не забываешь о карьере, ты ее подкачиваешь. Вышла назад на работу, дальше карьеру развиваешь, потом еще у тебя один ребенок. Это циклы, этапы. И твоя задача как женщины…

А. Сулхаева:

- Не вгонять себя в депрессию, когда ты в декрете, и т.д.

М. Семешкина:

- Не вгонять в депрессию и не запускать ни одну из этих сфер жизни. Это безумно важно – сделать так, чтобы в принципе ты очень гармонично проходила через все эти этапы. Еще я искренне считаю, что… Ну, во-первых, не всем удается, будем честными (даже неважно, мужчинам или женщинам), стать лидером с самого начала…

А. Сулхаева:

- А некоторым это, может быть, и не нужно.

М. Семешкина:

- … или вообще никогда. Но когда у женщины появляются дети, она становится как минимум лидером для своего ребенка. И навыки лидерства ей нужны как минимум для того, чтобы воспитать нормального, здорового, полноценного ребенка и чувствовать себя при этом комфортно, хорошо, подкачивать необходимые навыки и т.д. Поэтому мама – это всегда лидер. И вот наша задача – показать женщине, что она может быть лидером и в декрете. Она может быть лидером семьи, она может быть лидером для своих детей, для своих родителей, для своего компьюнити, в конце концов. И тебе совершенно необязательно отказываться от этой роли.

А. Сулхаева:

- Мама – это всегда лидер. Назовем так нашу программу. По статистике у нас в стране женщины чаще, чем мужчины, поступают в вузы. А как дела обстоят с дополнительным образованием? У вас в Lectera кого больше, женщин или мужчин?

М. Семешкина:

- У нас тоже больше женщин.

А. Сулхаева:

- А почему?

М. Семешкина:

- Я вам сейчас расскажу. Вот она, закономерность. В школе девочки лучше учатся, как правило, почти всегда. В университет чаще поступают девочки. Дальше что происходит? После этого у девочек случается семья чаще всего и дети. Это то же самое, почему нобелевских лауреатов более 90% мужчин и так мало женщин.

А. Сулхаева:

- Потому что женщины часто еще свои наработки мужьям отдают.

М. Семешкина:

- Да, типа этого.

А. Сулхаева:

- Вот такие мы не целеустремленные, что ли?

М. Семешкина:

- Да нет. Знаете, передать мужчине, может быть, какие-то свои наработки или помочь мужчине стать больше, выше, сильнее, это тоже нужно уметь, и далеко не у всех это получается. Кстати, вопрос о слиянии, это очень важно тоже разделять. Карьера мужа – это карьера мужа. И самая большая ошибка, которую может совершать женщина: «Подожди, благодаря мне ты стал вот таким классным». А муж так смотрит: «Нет». – «Так это я с детьми сидела». – «Могла и не сидеть». И так далее. Мужчины по-другому смотрят на этот предмет.

А. Сулхаева:

- Потому что нам с самого детства наше советское воспитание закладывает какой стереотип? Хочешь стать женой генерала – выходи замуж за лейтенанта, помотайся с ним по гарнизонам. То есть изначально вот эта модель, что женщина следует…

М. Семешкина:

- Окей, ты следуй за ним, но карьеру мужчина строит…

А. Сулхаева:

- …свою собственную.

М. Семешкина:

- В том-то и дело.

А. Сулхаева:

- Но женщине, наверное, хочется быть причастной к тому, что она ему дала это время и возможности как бы. Но, с другой стороны, все, что ты делаешь, ты делаешь для себя в первую очередь, и это выбор каждого.

В мае ВЦИОМ обнародовал результаты опроса по дополнительному образованию. И 72% россиян согласны с тем, что дополнительное образование необходимо. При этом 34% полагают, что учиться чему-то новому нужно каждый год, а 38% сказали, что достаточно получать дополнительное образование раз в несколько лет. Мне Интересно спросить у вас как у практика. В современном нашем мире сколько это – достаточно?

М. Семешкина:

- Я вам скажу так, что достаточно – это каждый день. Каждый день ты должен посвящать хотя бы 30 минут своему обучению. Каждый человек, который хочет быть в какой-то степени успешным, который хочет развиваться, который хочет развиваться по карьерной лестнице и так далее, или даже хотя бы оставаться в строю. Потому что настолько быстро меняются тренды, настолько быстро меняется информация, настолько быстро растет уже более новое поколение… Соответственно, если ты хочешь оставаться как минимум там, где ты есть, ты должен бежать уже очень быстро. А если ты хочешь идти с отрывом, беги еще быстрее. Поэтому каждый день ты должен обучаться хотя бы 10-15 минут чему-то.

Я придерживаюсь следующего правила. У нас у всех есть 15 минут свободного времени и как минимум 1 доллар. Поэтому 30 долларов в месяц вы можете позволить себе инвестировать в свое обучение.

А. Сулхаева:

- А что можно купить на 1 доллар?

М. Семешкина:

- В том-то и дело, что можно купить на 1 доллар. Но на 30 долларов уже можно купить как минимум курс на Lectera.

А. Сулхаева:

- А сколько в среднем чек какого-то курса?

М. Семешкина:

- В среднем 50 долларов стоят у нас курсы. Мы стараемся сильно не задирать цены. Потому что, во-первых, все автоматизировано у нас. Во-вторых, мы хотим сделать наше обучение доступным. Мы сейчас идем на рынок Индии. Даже так. Мы уже сходили, мы уже там, и мы востребованы там. Мы сходили на рынок Африки, мы тоже уже там, и в Латинской Америке… То есть это страны, у которых не очень высокий средний чек обучения.

А. Сулхаева:

- А на скольких континентах вы присутствуете?

М. Семешкина:

- 50 стран у нас уже, 180 тысяч пользователей на сегодняшний день.

А. Сулхаева:

- Глобально.

М. Семешкина:

- За один год, кстати.

А. Сулхаева:

- Это просто феномен какой-то.

М. Семешкина:

- Я еще похвастаюсь. Мы стали лучшей платформой для непрерывного обучения в мире в 2021 году. Мы получили такую достаточно крутую премию ……… Это большая, крупная премия. Ее получал до этого Coursera. Это самая известная образовательная платформа в мире. В прошлом году телеканал Discovery получил с образовательными курсами. Неплохая премия. Это для нас большая гордость. Это было неожиданно для нас. Мы на рынке всего год.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, надо активнее об этом рассказывать на нашем российском рынке, чтобы гордости было как можно больше.

М. Семешкина:

- Мы стараемся. Но вы же сами знаете, как работают медиа. Ты, конечно, можешь этим очень гордиться, но у медиа есть часто своя повестка дня, и твоя гордость, может быть, не столько важна, как кто там подрался в какой очереди из-за ковида.

А. Сулхаева:

- Понятно, что есть такие горячие ходовые темы, которые интересуют массовую аудиторию. Но, тем не менее, есть проект «Время женщин», в котором мы всегда рады вас видеть.

М. Семешкина:

- Можно об это упомянуть, есть такая возможность. Спасибо вам большое за это.

А. Сулхаева:

- По следам ВЦИОМа мы решили провести свое небольшое исследование в рамках нашей регулярной рубрики «Радиодозор». Мы спросили москвичей, как и когда они учились чему-то новому в последнее время. Давайте послушаем, что у нас получилось, и обсудим.


- Когда и как вы учились чему-то новому?

- Это, наверное, было давно, в детстве.

- А почему не учитесь? Потому что это лишняя трата времени, и уже идете по одному направлению?

- Да, по одному направлению. И потом еще обстоятельства накладывают некие ограничения – семья, дети и т.д.

- Если пофантазировать, то какое образование вы бы для себя получили или в какую сферу вы хотели бы направить свои устремления?

- Сейчас я бы, наверное, захотел бы стать врачом. Мне это с детства было интересно.

- Вы хотели бы получить еще какое-то дополнительное образование?

- Да, хотела бы. Французский.

- А для чего он нужен?

- Чтобы общаться, во Францию поехать или еще в какие-то страны, где на французском языке. Не для работы, а для себя, как бы для развития.

- Пригождаются эти знания на практике? Люди куда-то ходят обучаться, сейчас много всяких онлайн-курсов.

- Да, пригождаются.

- А для чего?

- У меня подруга занимается на курсах кулинарии. Она стала выпекать торты на дому под заказ.

- Если речь про какие-то тренинги, онлайн-курсы, нужно это все или это все лишнее?

- Ну, наверное, нужно. Потому что у меня сейчас нет высшего образования, а оно, как правило, везде требуется.

- А вы чему хотели бы обучиться, какой-то навык получить, образование, с чем связанное?

- Я бы хотел психологом стать, психология мне интересна.

- Вы как-то продолжаете самообразовываться, и как, если не секрет?

- Да, стараюсь идти в ногу со временем, обучаюсь маркетингу.

- А все это не пустое, то, что в интернете, это помогает?

- Там информации очень много, нужно это фильтровать, выбирать нужное для себя.

- А как отличить курсы реальные, хорошие или профанацию, которая создана для того, чтобы заработать на этих самых курсах?

- Очень сложный вопрос, конечно. Так же как найти хорошего доктора. Методом проб и ошибок.

- Методом тыка?

- Да, именно.

- Хотели бы еще получить дополнительное образование?

- Да, хотела бы получить экономическое. Потому что когда-то обучилась на инженера, поняла, что это не совсем то, что мне нужно, поэтому, наверное, придется еще поучиться.


А. Сулхаева:

- Вот такие мнения интересные у москвичей. Давайте обсудим, что понравилось, что зацепило из того, что было сказано. Меня подстегнуло задать вопрос мнение одного из опрошенных о том, что раньше он учился довольно много, но сейчас семья, дети, и это такой сдерживающий фактор. Видимо, он не имеет времени дальше учиться. Мне кажется, что это отговорка.

М. Семешкина:

- Безусловно, в какой-то степени. Но, с другой стороны, у человека действительно может не быть времени. Даже не так. Его может быть очень мало. Мы все с вами живем в совершенно сумасшедшем ритме. У нас есть пара часов в день, которые мы можем посвятить а-ля себе или посвятить семье, например, или хобби какому-то своему. Это дай бог, если у тебя есть 1,5-2 часа, а может быть, и нет. Но при этом я совершенно убеждена, что у человека есть минимум 15 минут в день, когда он едет в метро, когда он стоит в пробке, когда он стоит в очереди, когда онкофе пьет или чай. У него есть эти 15 минут в день…

А. Сулхаева:

- …для того чтобы открыть Lectera и пройти какой-нибудь курс.

М. Семешкина:

- Это было бы, конечно, идеально. Lectera или любую другую платформу, книжку почитать, в конце концов. У нас у всех есть чуть-чуть времени. Почитайте книгу «Мартин Иден», посмотрите, как герой работал, и как герой учился. У него была безумная мотивация, он так хотел покорить эту девушку, что готов был днями и ночами учиться, впитывать знания. Я хочу сказать, что когда вы найдете свою мотивацию, вас ни семья, ни дети, ниотсутствие времени не остановят, вы будете учиться по ночам. Или когда вас прижмет, не дай бог. Вспомните «Москва слезам не верит», историю героини, когда у нее не было другого варианта, ей надо было поступить в этот университет. Да, она провалила экзамены, но она поступила в итоге, она сделала то, что ей нужно. Мотивация – наше все.

А. Сулхаева:

- Пандемия на самом деле подстегнула рынок дополнительного образования. У людей появилось больше времени на удаленке учиться, а кто-то (это как раз про вынужденные обстоятельства) потерял работу и был вынужден получить какую-то новую квалификацию, новую профессию, для того чтобы найти новую работу. То есть кому-то пришлось, а у кого-то появилось время. А что сейчас, когда наша жизнь вернулась в свое обычное русло? Стали ли люди вновь забивать на учебу?

М. Семешкина:

- Я с вами не очень соглашусь, что люди в пандемию стали учиться больше. Кто-то стал, а кто-то просто… Сколько новых языков среднестатистический человек выучил за время пандемии? Сколько книжек прочитал? Сколько курсов прошел? Думаю, что там цифра 0 будет, если это среднестатистический человек.

А. Сулхаева:

- Но онлайн-платформы образовательные отчитывались, а я была на ряде всевозможных конференций, что онлайн-образование рвануло, количество поступивших и обучающихся было выше в среднем на 35%.

М. Семешкина:

- Конечно. До этого популярность образовательных платформ не была так уж прямо фантастическая. Была какая-то аудитория, просто она стала больше. Все равно сейчас учатся примерно 2-3% населения, это очень малая доля населения. Мы не говорим о каком-то большом…

А. Сулхаева:

- В России или в мире?

М. Семешкина:

- Вообще в мире. Если на постоянной основе обучаться, всего 2-5%, если мы возьмем другие страны. Примерно в среднем 3,5% людей плюс-минус развиваются и обучаются. Остальные статичны.

Мы можем говорить о том, что интерес образовательным платформам, безусловно, вырос, но порнхаб, например, посещают в месяц – там 7 миллиардов посещений.

А. Сулхаева:

- Это то, о чем мы говорили – круг массового интереса.

М. Семешкина:

- Пока образовательные платформы не могут похвастаться.

А. Сулхаева:

- Проигрывают порнхабам.

М. Семешкина:

- Да.

А. Сулхаева:

- Как сделать образовательные платформы такими же популярными, как порнхаб? Наша миссия?

М. Семешкина:

- Знаете, люди к этому придут. Когда они поймут, что либо ты инвестируешь в себя растешь, развиваешься, либо ты уходишь с рынка. Моя книга, кстати, называется «Учись или уходи с рынка». Ты либо учишься, либо тебя, прости, уходят. Так скажем.

А. Сулхаева:

- Обойдут на повороте.

М. Семешкина:

- Да, тебя обойдут. Или тебя уволят, или ты просто станешь не актуальным. Поэтому наша задача – начать обучаться. И мы все придем к тому, что нам придется начинать двигаться с необходимой скоростью, иначе мы будем терять квалификацию, мы будем не востребованными.

А. Сулхаева:

- А если человек понимает, что да, я хочу учиться, времени у меня не очень много, у меня есть 15-30 минут в день. Но очень важно – сделать это регулярно, ввести это в привычку.

М. Семешкина:

- Система.

А. Сулхаева:

- Вот как сделать это привычкой? Может, есть какие-то лайфхаки? Как почистить зубы – то же самое должно стать с обучением.

М. Семешкина:

- Там все просто. Начну с мотивации. Если вы учитесь просто для того, чтобы учиться – это одна история, это а’ля прокрастинация. Когда вы учитесь для чего-то, у вас есть определенная цель, то вы понимаете, что вот эта ваша цель выражается в такой-то цифре плюс к вашей зарплате. И вот в каких-то других полномочиях и возможностях. И вас это драйвит. Поэтому вы найдете это время. А если вы просто… Заметьте, у большинства из нас есть такая привычка: мы покупаем курсы, потом их не начинаем. И они у нас болтаются. Знаете, почему? У нас нет мотивации, чтобы начать. Если бы вам пришли и сказали: не пройдешь этот курс завтра, будешь уволена, вы бы, безусловно, пошли и посмотрели его. И нашли бы 15, 30, 40 часов в сутки, потому что мотивация пройти это обучение была бы сильно больше, чем не пройти.

А. Сулхаева:

- То есть, вводим тоталитарный режим.

М. Семешкина:

- Нет, ищем правильную мотивацию, понимаем для чего нам это нужно. Если понимаем, что просто для удовольствия… Вот я просто люблю учиться, но я учусь всегда чему-то тому, что мне нужно в конкретный момент жизни. Кстати, Lectera я тоже строила по этому принципу. Я считаю, что к нам приходят пользователи по запросу. Мы никогда не пойдем изучать оптимизацию просто так, потому что это замечательная сфера.

А. Сулхаева:

- Потому что популярно.

М. Семешкина:

- Никто не пойдет. Но если у нас будут какие-то большие проблемы с сайтом и никто не может помочь с этим или нам пытаются помочь, но большой ценник выставляют, мы найдем 50 баксов, два часа времени, чтобы изучить эту тематику.

А. Сулхаева:

- То есть, все зависит от того, насколько припекло.

М. Семешкина:

- Да.

А. Сулхаева:

- В наше время СМИ, окружение, соц сети очень много говорят о том, что важно постоянно учиться. Есть много возможностей, надо зарабатывать софскилз и так далее. Все люди на курсах, на тренингах, на лекциях, работают с менторами и так далее. Но у этого всего может быть и обратная сторона медали – не превратимся ли мы в общество, которое довольно-таки поздно взрослеет, потому что оно постоянно учится? И при этом не успевает и не может применить все эти знания и навыки на практике.

М. Семешкина:

- Зрелость и взросление с процессом обучения очень мало связаны. Наша внутренняя зрелость или внешняя, она, скорее, связана с социализацией и с тем, как мы взаимодействуем с обществом, с обстоятельствами и так далее. Это, скорее, про то, как мы себя ведем и чувствуем в жизни. Безусловно, многие и в 12 лет взрослеют, когда лишаются родителей или страшные вещи происходят в жизни. А кто-то до 35 остается незрелым, потому что вот тут родители помогают. Кстати, одна из причин, почему люди очень поздно взрослеют, потому что они не сепарируются с родителями. Они до своей пенсии ждут помощи от родителей. Родители должны купить квартиру, машину, оплатить учебу, все дать. А потом еще и подкидывать…

А. Сулхаева:

- А потом еще остаться виноватыми, что жизнь сломали.

М. Семешкина:

- Конечно. И чем раньше вы сепарируетесь от родителей, встанете на ноги самостоятельно, тем раньше вы станете зрелым человеком. Задача каждого из нас – созреть как можно раньше, но…

А. Сулхаева:

- Очень часто дети в подростковом возрасте, когда они поступают в вузы, для них это часто аргумент к тому, что вот я не иду работать, потому что я еще учусь, не съезжаю от родителей. Сначала учусь в первом вузе, потом во втором, дальше у меня аспирантура и так далее.

М. Семешкина:

- Очень часто это и является таким оправданием.

А. Сулхаева:

- Что делать родителям? Выгнать из дома?

М. Семешкина:

- Наверное, самое правильное, что можно сделать – грамотно объяснить своему ребенку, воспитывать его на таких принципах, что вот будет тебе восемнадцать, пойди поработай. Как только ты начнешь работать в восемнадцать лет, даже раньше, ты быстро поймешь, что и к чему в этой жизни. И чего от тебя ждут и требуют. Ты уже начнешь взрослеть.

Следующая задача, естественно, не выгонять из квартиры, но давай-ка, может, пора отдельно и самостоятельно? Очень хорошая практика у американцев. У них принято, чтобы дети поступали в колледжи, в вузы, которые находятся часто даже в другом штате. Вот эта сепарация, она должна произойти, иначе процесс созревания человека не наступит никогда. Поэтому в Америке никто до 30-40 лет своих детей не тянет. Как бы все. И даже круто, если твое обучение помогут оплатить, а так – бери кредит и выплачивай.

А. Сулхаева:

- То есть, нам нужно формировать культуру общественную?

М. Семешкина:

- Естественно. И культуру, и повестку. Знаете, это касается не только нас. Это не только бич России. Это бич восточных культур, в том числе, где семейственность вот эта, она очень глубоко. С одной стороны, это хорошо, с другой – плохо, потому что нет той самой сепарации. А мир сегодняшний требует сепарации. И человек, пока не сепарируется от родителей, никогда не будет успешен. Это нужно понять. Пока вы в тесной спайке с родителями, вы не пойдете наверх, у вас не будет взрывного роста никогда. И часто происходит, когда человек отрезал пуповину, и у него полетела карьера. Сразу же. Он пошел в рост, потому что он понял, что вот она, почва. Или иногда – вот оно, дно. Часто мы понимаем, что вот оно, дно и дальше падать некуда. Либо наверх, либо ты остаешься здесь.

А. Сулхаева:

- Интересный жизненный закон.

Ты входишь в топ-100 женщин руководителей IT-стартапов. То, что это именно IT-отрасль особенно как-то греет душу? До сих пор считается, что это в большей степени мужская сфера. И женщинам там сложнее добиться успеха.

М. Семешкина:

- Не только IT – мужская сфера, вообще, бизнес – это пока мужская территория. Женщин-бизнесвумен не так много. И успешных женщин еще меньше.

Я не могу сказать, что меня это греет или не греет, я ко всем этим топам, наградам отношусь достаточно спокойно. Я свой успех меряю чуть по-другому: я его измеряю тем, насколько я сильно меняю жизнь людей, какое количество этих людей. И как быстро растет моя компания с точки зрения прибыльности, бизнеса и всего остального.

Топы? Ну, это приятный бонус, наверное.

А. Сулхаева:

- Признание – это тоже важно.

М. Семешкина:

- Да, это важно.

А. Сулхаева:

- Про изменения судьб людей – это интересная социальная миссия: делать жизнь окружающих лучше. А дают студенты-выпускники Lectera обратную связь, что спасибо, вы изменили мою жизнь.

М. Семешкина:

- Когда наши студенты просто пассивно проходят курсы, безусловно, достаточно малое дает фитбэк. Ну, мы все тоже не так уж часто пишем отзывы даже на что-то фантастическое, что понравилось. А вот если нам что-то не понравилось? Вот там! Но такого у нас не было, мы этим сильно гордимся.

Мы недавно запустили карьерный марафон, где я лично менторю ребят – это сотни человек в месяц в поток может быть. И я лично помогаю им расти. 30 дней мы с ними ежедневно на связи, я трачу на это очень много времени. Но это доставляет мне невероятное удовольствие. Это вот моя самореализация. Когда я понимаю, что жизнь ребят меняется, что ребята получают повышение, находят новую работу, говорят, что, блин, я всю жизнь искал, чем я должен заниматься. И вот оно! Мила, спасибо!

И это наш первый продукт, на который мы получаем такое количество отзывов. Могу зачитать. У меня было до мурашек, это были достаточно сложные ребята. «Это лучшее обучение за всю мою жизнь! Если бы десять лет назад мне рассказали и показали, как правильно и быстро строить карьеру, мой путь был бы быстрее и короче!Рекомендую абсолютно всем!». И так далее. Я их собираю. И когда бывает сложно, а бывает всякое или просто устаешь часто физически, морально, у меня огромное количество перелетов – больше 120 в год.

А. Сулхаева:

- Какая глобальная цель платформы Lectera?

М. Семешкина:

- Если мы говорим про рынок, про долю, то в течение последующих пяти лет стать, войти в топ-3 образовательных платформ мира. Мы это можем себе позволить, потому что мы изначально локализованы на пять языков, кстати, мы – единственная платформа в мире, которая полностью локализована на 5 языков! Все платформы частично локализованы и несколько курсов предоставляют на нескольких языках. Мы все обучение предоставляют на 5 языках. Это огромная инвестиция. Это огромный труд.

А. Сулхаева:

- Один и тот же курс можно послушать?

М. Семешкина:

- Да, мы выяснили для себя (для нас это было открытие), что студента изучают иностранные языки с помощью нашей платформы. И это круто. Это не было самоцелью, но вот такой побочный эффект. Эта цель, если в цифрах, в бизнесе, в доле рынка. А если мы говорим про вклад, то мой такой, моя цель внутренняя – я хочу помочь хотя бы миллиарду человек найти свое предназначение, свой путь в этой жизни – помочь развить карьеру. Для меня важно достучаться до большого количества… В идеале – все семь. Но хотя бы миллиарды. И мы к этому идем. ВИндии – там полтора миллиарда живет…

А. Сулхаева:

- Главное – ставить себе глобальные цели.

М. Семешкина:

- Да. У нас бизнесовая цель выражается в деньгах, в долларах, в доле. И есть цель более глубокая, социальная, гуманитарная, гуматистическая – моя личная цель. Она выражается в помощи людям. Для меня важно оставлять положительный след в жизни людей.

А. Сулхаева:

- У меня был интересный эфир с гостьей программы – с Катериной Ленгольд. Она рассказывала, что ее миссия в жизни – у нее большой аэрокосмический стартап. Она говорила о том, что, в итоге, она пошла в образование. И она говорила, что ее цель – прикоснуться к как можно большему количеству человеческих судеб. Мне кажется, это что-то близкое.

М. Семешкина:

- Мне тоже так кажется.

А. Сулхаева:

- Давай о личном. Ты говорила в одном из интервью, что работая в мужской отрасли, считаешь необходимым особенно подчеркивать свою женственность внешним видом: юбки, локоны, каблуки. Почему это важно?

М. Семешкина:

- Честно? Я считаю, что женщины сильнее мужчин. Мужчины, простите меня! Не физически, но часто и физически, кстати, в последнее время. Морально, эмоционально, мы более гибкие, быстрее обучаемся и так далее. Вот женщина, как боевая единица, ну, не зря же женщины рожают детей!

А. Сулхаева:

- Эта выносливость заложена в нас природой.

М. Семешкина:

- Трудоспособная женщина, наверное, более сильная, чем мужчины. Но при этом наша сила заключается в том, что мы другие. Мужчины – это про прямолинейность. Мы более гибкие. И я считаю, что свое отличие от мужчин обязательно надо показывать. Это очень важно – проводить границу, что да, мы в мире бизнеса, но ты – мужчина, я – женщина. Поэтому, понятно, что есть правила бизнеса и все остальное, но я – женщина. Поэтому какие-то вещи со мной нельзя делать. Просто потому, что нельзя. Не все мужчины это понимают.

А. Сулхаева:

- Думаю, мы сейчас, наоборот, стремимся к тому, чтобы делать бизнес на равных.

М. Семешкина:

- Но при этом я считаю, что вот эта вот наша женственность, наша красивая обертка – это наша суперсила.

А. Сулхаева:

- Мягкая сила – так называют.

М. Семешкина:

- Да. И ею надо обязательно пользоваться. Если тебе это дано, то почему этим не пользоваться? Опять же, у каждой женщины свой выбор. Кому-то, может, это просто не нравится, это не подходит. Мне это подходит. И я считаю, что это мощный инструмент. Наверное, один из самых мощных, которые есть у нас. Это не просто ум, не та же гибкость, не наша эмпатия и так далее. Это еще и женственность. Но я хочу сказать одно: невзирая на то, что для меня важно быть красивой, как для многих женщин, повторю, нашу природу никуда не денешь. В какой-то момент ты посмотришь в зеркало и увидишь, что ты Людмила Прокофьевна до, а потом поймешь, что хочешь быть Людмилой Прокофьевной после. И случится преображение.

Очень важно, когда ты водной комнате, неважно, с мужчиной или с женщиной, если ты хочешь, чтобы твой бизнес был успешен, ты должна быть самым большим профессионалом в комнате. В конце концов, все сводится к профессионализму. И неважно, на каблуках ты, у тебя длинные ресницы, пахнет от тебя духами или в ты в мешковатой одежде – если ты самый большой профессионал в этой комнате, к тебе будут прислушиваться, так или иначе.

А. Сулхаева:

- Народная мудрость! Встречают по одежке, провожают по уму.

М. Семешкина:

- Да.

А. Сулхаева:

- Меня впечатлило, что ты закончила школу с золотой медалью в пятнадцать лет.

М. Семешкина:

- Это очень просто.

А. Сулхаева:

- В пять лет в школу пошла?

М. Семешкина:

- Да. Мне исполнялось шесть лет в конце сентября, я школу закончила…

А. Сулхаева:

- Шесть лет – это очень рано.

М. Семешкина:

- Я очень развитым ребенком была. У меня есть видео, где я полтора года читаю стихотворение "Робин Бобин Барабек скушал сорок человек». И стою декламирую это стихотворение. Сейчас дети в два года не разговаривают! Я очень ранняя. Я читать очень рано начала – в два с чем-то. И меня никто не заставлял. Мне было это интересно. Я обожала книги. Любимая моя игрушка была книга. Я всегда мечтала быть продавцом в книжном магазине. И всем ходила и пыталась книгу продать. Я уже в тот момент как—то совмещала бизнес и интеллект.

А. Сулхаева:

- Предпринимательская жилка!

М. Семешкина:

- Была уже в тот момент.

А. Сулхаева:

- Дети девяностых, они такие.

Ты родилась и выросла в Краснодаре.

М. Семешкина:

- Станица Брюховецкая, даже не Краснодар. Это еще дальше.

А. Сулхаева:

- Тем более! Малая родина – это некая школа жизни, которая дает нам багаж знаний, с которым мы потом идем по жизни. Я родилась во Владивостока, меня этот город научил принимать быстрые решения, он динамичный такой, портовый город. А вот в Краснодаре какие такие скилы ты взяла с собой во взрослую жизнь?

М. Семешкина:

- Наверное, от своей южной родины энергичность. Я очень энергичный человек! Я считаю, что это одна из моих суперсил – энергия, бьющая через край, которой я могу делиться с другими людьми. Я заряжаю этим людей, мне об этом регулярно говорят.

Южные люди – они все очень энергичные. И я считаю, что взяла лидерство, несмотря на то что это казачий край, гендерные роли там четко прописаны, но я все равно с детства была лидером. У меня папа такой…

А. Сулхаева:

- В общем, папа хотел мальчика.

М. Семешкина:

- Нет, это не так. У меня родители очень хотели ребенка, я – поздний ребенок. Очень долгожданный и первый. И у меня папа полковник. Как правило, дети военных, они такие тише воды и ниже травы, по струночке. Я, наоборот, как папа, наверное. Папа был умнейший человек. Он ушел шесть лет назад. Умер от рака, к сожалению. И «Комсомолка» была его любимой газетой. И я с особым трепетом к вам сегодня ехала.

Я у него очень многому научилась. Именно у него я научилась лидерству. Оно у меня в крови, мне кажется.

А. Сулхаева:

- Родительский пример, он самый важный.

М. Семешкина:

- Ой, у меня папа в четыре утра вставал, сидел и читал газету. Я просыпалась в шесть утра в школу, смотрю, папа сидит в книгах, в газетах. Он обучался, он рос, я видела это на примере. С другой стороны, у меня мама тоже умница, красотка. Невероятная женщина, которая содержала огромный дом, семью, всегда была красавица. Через несколько дней ей исполняется шестьдесят лет. Мамочка, с днем рождения тебя!

А. Сулхаева:

- Поздравляем маму!

М. Семешкина:

- И мама у меня пример мудрой и очень красивой женщины. Она сейчас выглядит как конфетка!

А. Сулхаева:

- Вот оно откуда!

М. Семешкина:

- Спасибо!

И вот, кстати, следующее, чему я научилась – следить за собой. Это важно для женщины. Мне кажется, что женщины в последнее время теряют этот навык.

А. Сулхаева:

- Подраспустились!

М. Семешкина:

- Да. Я недавно писала об этом пост. Мешковатая одежда, оверсайз этот…

А. Сулхаева:

- Мода.

М. Семешкина:

- Огромные ботинки, которые не красят девочек. Возможность выйти из дома не накрашенной и с грязными волосами! Я на это смотрю, думаю, вот мама меня бы!.. Всыпала мне бы!

Я считаю, что важно ухаживать за собой женщине. Это тот навык, который мне привила мама. И за это я ей очень благодарна.

А. Сулхаева:

- Чему еще хочешь научиться в ближайшее время?

М. Семешкина:

- Я очень много чему хочу научиться! Я мечтаю выучить итальянский язык. Думаю, что я к этому приду. Я – южная девушка. Я близка по темпераменту, по кухне: пицца, паста – это моя любимая еда.

А. Сулхаева:

- И моя.

М. Семешкина:

- Я бы хотела погрузиться в мир психологии чуть-чуть побольше, причем, педагогической психологии, потому что я намерена внести вклад в мир образования. И считаю, что там много чего надо менять. И я бы хотела это сделать еще более профессионально. Для меня важно понимать, как я это могу сделать. Еще как-то. Для меня психология и педагогика – стык этого. И я уже сейчас над этим работаю. И я хочу создать сказки для успешных детей. Как бы я глубоко в теме морфологии сказки, в том, как травмирующее на нас влияют те сказки, которые нам рассказывали в детстве, насколько у нас – мы чуть-чуть не в ту сторону идем: Золушка, Белоснежка, Красная Шапочка. Это травмирующие сказки, которые девочкам такие клише навязывают! А потом мы имеем то, что мы имеем сегодня.

И я вместе с психологом сейчас создаю эти сказки, чтобы новые детки могли на правильных образах расти. И чтобы мы вырастили поколение умных и успешных, желательно не травмированных детей.

А. Сулхаева:

- И на этой воодушевляющей ноте переходим к нашей традиционной рубрике – пять советов от гостя. Посоветуй нашим слушателям, чему совершенно точно нужно поучиться в наше время всем, кто планирует строить карьеру, кто настроен на лидерство и успех.

М. Семешкина:

- Пять навыков – это легко. Начнем с самого важного навыка, который нам необходимо освоить абсолютно всем – это навык учиться. Мы многие не умеем учиться. Наша задача – научиться быстро обучаться. И быстро навыки применять в жизни.

Второй навык – навык коммуникации. Вся наша жизнь – это коммуникация. И то, как мы умеем или не умеем взаимодействовать с другими людьми напрямую влияет на то, что нас ожидает в жизни. Нас ожидает повышение и карьерный рост или стагнация? Успешный брак или развод? Конфликты в обществе, в семье, с друзьями и так далее или мы будем счастливыми и полноценными людьми?

Лидерство. Всем, кто хочет строить карьеру и быть успешными, необходимо быть лидерами для себя, как минимум, для своей семьи. Для своего компьюнити или уже для своего бизнеса, для своего рабочего пространства. Без навыка лидерства карьера не строится никогда.

Эмпатия. То, как ты чувствуешь, воспринимаешь и реагируешь на чувства других людей. Даже не интеллект, он вторичен. Интеллект вторичен. Очень важно понимать чувства людей и уметь на них правильно реагировать. Этот навык связан с навыком коммуникации и лидерства. Но он чуть шире. Надо быть там чутким, подключать другие какие-то чувства.

И английский язык. Я считаю, что в современном обществе мы уже никуда не уйдет от того, что надо изучать английский язык. Мир уже глобальный. Ты никогда не знаешь, какое предложение по работе ты можешь получить завтра. И что тебя остановит. Я вижу кучу примеров людей, которых останавливает от взлетной карьеры их незнание английского языка. Они не могут занять определенную должность просто потому, что не знают английского языка и не выучат его за месяц-два. Это невозможно.

А. Сулхаева:

- Учитесь, друзья! Это было «Время женщин» на радио «Комсомольская правда»!

Мила Семешкина