Дети Альфа: как воспитывать новое поколение
А. Сулхаева:
- Здравствуйте, друзья! С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». И сегодня у нас необычная встреча. У нас в студии сразу две гостьи. И у нас будет по-настоящему женская тема – мы будем говорить о детях, точнее, о том, как воспитывать поколение «альфа». Думаю, что все слышали о теории поколений. Она гласит о том, что люди, рожденные в определенный период времени – 10-20 лет - обладают схожими психологическими и личностными характеристиками. Есть «бумеры», «миллениалы», «зуммеры», а теперь вот еще подрастает поколение «альфа». Это те, кто родился после 2010 года. С одной стороны, нам их вроде как нужно подрастить и воспитать, во-вторых, самым старшим «альфам» уже 10-11 лет. И через 8-10 лет они придут к нам дружно устраиваться на работу. И к этому надо как-то готовиться.
Сегодня у нас в гостях Любовь Карелова, выпускница образовательной программы «Женщина – лидер» мастерской управления «Сенеж» - президентской платформы «Россия – страна возможностей» и сооснователь «Евразийского детского сообщества». И София Порхунова, куратор образовательной программы «Женщина – лидер», автор семейного проекта "Family4Life", эксперт национального аккредитационного совета делового и управленческого образования, сертифицированный коуч и семейный психолог. Девушки, здравствуйте!
Л. Карелова:
- Здравствуйте!
С. Порхунова:
- Добрый день!
А. Сулхаева:
- Пару слов о программе «Женщина – лидер». Она реализуется совместно с советом Евразийского женского форума и в рамках этой программы команды-участницы прорабатывают и реализовывают социальные проекты. И мои гостьи как раз работали с детской тематикой. Они разрабатывали в рамках программы проекты для развития детей. О них и поговорим. Вопрос обеим нашим участницам. Мы будем говорить о поколении «альфа». Давайте разберемся, что это за дети? И что нам, родителям, важно о них знать? Почему это поколение назвали именно так. Альфа.
Л. Карелова:
- Спасибо за приглашение. Переходя к теме поколения «альфа» - такое название для них было выбрано, потому что на предыдущем поколении Z греческий алфавит закончился.
А. Сулхаева:
- Вот оно что!
Л. Карелова:
- И Марк Криндел – это австралийский демограф и исследователь предложил начать просто с первой буквы алфавита. Он считает, что «альфы» появились в 2010 году и будут рождаться до 2024 года. Более двух с половиной миллионов человек во всем мире рождается каждую неделю, а это означает, что к началу 2025 года представителей поколения «альфа» может быть около 2 миллиардов.
А. Сулхаева:
- Много.
Л. Карелова:
- Конечно, в наши дни многие исследователи, психологи пытаются выделить основные признаки поколения "альфа". И определить их отличительные характеристики, о чем вы и говорили. Но они, в конечном итоге, сформируются уже тогда, когда представители этого поколения достигнут зрелости и переживут ряд разных событий, таких, как социологические, политические, экологические. И сейчас мы можем только наблюдать, как цифровой технологический мир влияет на новое поколение.
Что это за дети? Скажу коротко – это дети, которые не понимают, как жить без гаджетов, без интернета, без сотового телефона и виртуальной реальности. Это очень технологичные дети. Многие уже приходят с двумя иностранными языками в первый класс. И сейчас многие развивающие игры, контенты буквально с рождения внедряются в их мозг. А Гугл, Сири, Алиса – они отвечают на любой вопрос быстрее и оперативнее, чем родители.
А. Сулхаева:
- Есть такое, нельзя поспорить.
С. Порхунова:
- Я бы добавила, что их еще называют «поколением стекла». И, конечно, их называют поколением "альфа". Это теория, она, конечно, не подтверждена еще, но двое ученых – Штраус и Ниф Холф, они независимо друг от друга решили проанализировать и посмотреть, что такое понятие «поколение»? И обнаружили сходство. Оказывается, что на определенных поколенческих циклах существуют общие ценности, но не общечеловеческие, а именно те, которые диктуются обществом. Условно, что сейчас в обществе происходит, то этим подпитываются люди этого поколения. Если мы вспомним наших бабушек и дедушек, они всегда говорили: доешь последний кусочек до конца.
А. Сулхаева:
- Потому что война и голод.
С. Порхунова:
- Да. С развитием общества, нашего мира, изменением нашего мира это все в совокупности влияет на то, какие дети. Это особенности не только от того, что это поколенческие циклы, а это особенности той среды и мира, который у нас есть сейчас. Например, есть такой Ллойд Демоз, который проанализирован эволюцию отношений к детям. И буквально только в двадцатых веках, в половине двадцатого века к детям стали относиться как к детям, как к партнерам. И там отменились физические наказания. И решили, что детей не надо бить. Поэтому у нас сейчас особенный такой подход к детям.
А. Сулхаева:
- Гиперопека.
С. Порхунова:
- Отчасти да. Или желание быть «партнер-партнер» к своему ребенку.
А. Сулхаева:
- Вопрос о родителях. Родители этого поколения – это в основном, как раз, «миллениалы» так называемые, «игреки», если дальше развивать теорию поколений. Это люди, которые родились примерно с 1984 по 2000-е годы. И это, по сути, первое поколение, которое вот уже по полной программе вошло в мир интернета и технологий, но при этом мы еще помним последние годы, дни Советского Союза, наслышаны о перестройке, но живем уже в новом времени.
При этом наше поколение называют «поколением Питера Пена» - это те люди, которые долго откладывают процесс взросления, видимо, потому что наши родители быстро повзрослели. А мы все пытаемся это как-то оттянуть. Не знаю, спорный момент. Но не об этом.
Таким людям – «миллениалам»-родителям, им легко находить общий язык с «альфами»? легко их воспитывать? Мы, в общем, тоже технологичные.
Л. Карелова:
- Поколение "альфа"- это дети поколения «игрек», как вы сказали, которые придерживаются принципа осознанного родительства, как сказала Софья. И у них повышенная ответственность за судьбу, за развитие своего чада, нежели представители предыдущих поколений, например, 60-70-х годов.
Цифровой мир и влияние очень сказываются на родительском поведении, но нельзя всех родителей под одну гребенку, в наше время есть разные родители, которые используют цифровой мир по-разному. Допустим, кто-то использует цифровой полезный контент для развития ребенка, а кто-то использует виртуальный мир в качестве досуга ребенка, чтобы как-то сделать отвлекающий маневр…
С. Порхунова:
- Простыми словами – освободить себе время.
А. Сулхаева:
- А как быть с тем, что родители-«миллениалы», помимо того, что они осознанные, но они уже все равно этими современными ценностями тоже напичканы. Про то, что не нужно забывать о себе, нужно оставаться личностью, что жизнь твоя не заканчивается с рождением ребенка и не должна крутиться только вокруг него. Как здесь находить баланс, чтобы не вручать каждый раз гаджет своему детенышу поколения "альфа", чтобы он от тебя отстал, а ты пошла заниматься йогой?
Л. Карелова:
- Очень сложно приходится сейчас нашим родителям, очень непросто, потому что перед ними лежит огромный груз ответственности за здоровье, за образование ребенка, за безопасность, за то, что он должен посещать определенные кружки, уметь петь, еще что-то делать. И в этом плане, мне кажется, что очень важно с детьми именно формировать те самые глубокие связи. Я понимаю, что родители перегружены, много задач у них и много работы. Они это делают во благо себе и во благо детям. Но не всегда могут достаточно много уделять времени и внимания им.
Иногда достаточно 10-15 минут качественного времяпровождения с детьми.
А. Сулхаева:
- А как понять, что оно качественное? Это время.
Л. Карелова:
- Когда вы полностью находитесь с ребенком, когда вы его слышите, когда вы принимаете то, что он хочет. Когда вы не просто говорите: иди и разберись со своей проблемой сам, а когда вы пытаетесь понять его проблемы и найти совместные решения, что вы можете с этим сделать.
А. Сулхаева:
- Если вы вместе сели смотреть мультик, это качественное?
Л. Карелова:
- Безусловно, если вы посмотрели вместе мультик, обсудили его, разобрали, проанализировали, то это может положительно повлиять на вашего ребенка с точки зрения понимания, про какие ценности вы говорите, почему это хорошо или плохо.
Л. Карелова:
- Я хотела бы подчеркнуть. Есть сходство родителей-представителей «икс». Это то, что они стараются не отставать от своих детей. И в вопросах использования новых гаджетов часто обращаются за советом к детям. И они вместе играют в онлайн-игры, ведут страницы в социальных сетях, снимают совместные челленджи, лайкают друг друга, находясь в одной комнате. Понимаете, сегодня цифровая площадка – это некая семейная территория, где происходят совместные активности семьи.
С. Порхунова:
- Интернет- это, в принципе, не зло, но это площадка и инструмент для возможности саморазвития и коммуникации.
Л. Карелова:
- Формирования нового типа общения.
А. Сулхаева:
- Хорошо, но в связи с развитием цифровизации сейчас у представителей поколения "альфа" отмечают часто потерю интереса к реальности. Зачем смотреть радугу, в принципе, снег? Ловить ртом снежинки? Смотреть на Эйфелеву башню? Все это можно прекрасно нарыть в интернете, посмотреть классный видосик. И впечатлиться.
Мир наш переходит в цифру, ничего с этим сделать уже нельзя, это так. Но не оторвутся ли окончательно наши дети от реальности? Можно и нужно ли им самим, в первую очередь, чтобы родители возвращали их в эту реальности? И показывали им настоящую жизнь?
С. Порхунова:
- Тут важно задать вопрос: а почему ребенок уходит туда, в этот интернет? И, как правило, ответ очень простой. Ребенку просто не хватает живого общения с родными и близкими. И когда он не находит некой поддержки в семье, он идет в интернет. Здесь, безусловно, важно контролировать то время, которое он проводит в гаджете, но так же важно посмотреть, а сколько времени вы там проводите? А контролируете ли вы свое время в гаджетах? И если вы понимаете, что вы не являетесь примером в данном случае для своих детей, тогда надо себе задать вопрос: а как я могу изменить эту ситуацию? А что тогда я должен поменять в себе? И что тогда может поменяться в моем ребенке?
А. Сулхаева:
- То есть, дети, которые не представляют сегодня мира без виртуальной реальности, то самое поколение "альфа", они умеют общаться в офлайне? Или их нужно специальным образом социализировать, вовлекать? Если уже так случилось, что он весь в гаджетах, общаться уже не хочет, упустили мы этот момент, что делать?
С. Порхунова:
- Я бы здесь ответила двумя частями. Первая часть: действительно ли, что он ушел в гаджет и его надо возвращать? Возможно, там есть его хобби, он придумывает свои собственные игры. Может, он играет в такую интересную игру, где он разрабатывает стратегии? Изучает психологию людей. Здесь нужно посмотреть.
С. Порхунова:
- Если мы понимаем, что ребенок уходит, то здесь нужно ограничивать время. И, как вы правильно отметили, социализировать. Тогда надо давать какую-то альтернативу: поехали покатаемся на велосипеде, сходим в бассейн, то есть, давать другие «вкусные» занятия. И, посудите сами, если я подойду к вам и заберу у вас телефон. Неприятно. Будем испытывать чувство злости. Точно так же и с детьми. Просто нужно договариваться.
Л. Карелова:
- Хочу поделиться своим опытом. У меня две девочки-подростки, они представители поколения "альфа". И как у нас складывается социализация? Простой пример, может, кому-то он послужит импульсом для вдохновения. Как только появились у них телефоны, у нас появились правила в семье. Первое правило, которое касается всех членов семьи, это никаких гаджетов на кухонным столом. Если кто-то позвонил или тебе надо позвонить, встал и вышел, потом сел и доел. И второе: у нас суббота – это детокс-день от гаджетов.
А. Сулхаева:
- Говорят, что поколение "альфа" окончательно сотрет гендерные, расовые, этнические и другие границы между людьми. Согласны с этим?
С. Порхунова:
- В семье формируются те самые ценности. Все начинается с семьи и продолжается в обществе. И то, что мы заложим в нашей семье, то потом и будет транслироваться.
Так почему бы нам сейчас, семьям, не задуматься о том, что у нас в семье могут быть семейные миссии? Свои ценности, которые мы можем транслировать и передавать из поколения в поколение.
А. Сулхаева:
- Внутрикорпоративную культуру для семьи. Это такой способ сохранить при таком раскладе, при всех вызовах современности то, чем сейчас у нас общество прописано, сохранить некую культурную где-то идентичность нашу.
Л. Карелова:
- Опять же, вот эту культурную идентичность надо воспитывать, развивать в детях, чтобы она имела отклик в их сердцах, в душах. Посмотрите, как реагируют люди на шествие «Бессмертный полк», как несет эту историческую ценность. И дети в это вовлечены.
А. Сулхаева:
- И «Евразийское детское сообщество» - наверное, одна из этих организаций, которая планирует какую-то деятельность вести в этом направлении?
Л. Карелова:
- Да, но аспектом является профориентация, то есть, сориентировать кого-то на данную профессию. Будет ли она актуальна и востребована к завершению ребенком школы?
Есть такой общественный запрос на профессии будущего, что как-то знакомить детей с этим. И мы в рамках «Евразийского детского сообщества» создали платформу «Compasskids», который разработан так, чтобы расширять кругозор в мире будущих профессий. И на нашем сайте «Compacckids» все написано простым и детским языком, то есть, такие сложные профессии, как молекулярный диетолог, специалист по альтернативной энергетике расписаны с учетом возрастной группы 10+, то есть, ребенок сам может понять, кто это и что это. И какие знания нужно получать, навыки прокачивать. И так же на нашей платформе «Compacckids» мы подсвечиваем успехи и достижения ребят, которые в учебе, в олимпиадах, в соревнованиях. И это так и называется – «Наши герои». Это дает какой-то импульс к развитию наших маленьких участников, стимулирует к новых победам, привлекает внимание других ребят и развивает их.
А. Сулхаева:
- Очень интересно. Есть мнение, так считает ряд исследователей, что представители поколения "альфа", они сменят за свою жизнь порядка пяти профессий и семнадцать работодателей. То есть, они уже сейчас другие. Если у нас как-то принято подолгу выстраивать свою карьеру в одном месте, расти постепенно, то здесь такой некий хаос. И, например, когда нас спрашивали в детстве, кем мы хотим стать, когда вырастим, мы отвечали довольно конкретно: актрисой, космонавтом, бизнесменом, моделью, а дети "альфа" говорят в 67% случаев: я хочу помогать планете, в 51% - я буду использовать технологии для изменения мира, 46% - работать на свежем воздухе и 72% мечтают открыть свою компанию.
Есть такое. И как таких детей можно настроить на конкретную профессию, о которых вы сейчас говорили: молекулярный биолог. Как бы у него более широкое представление о своем будущем. Как его привести к профориентации? И надо ли?
Л. Карелова:
- Ну, смотрите, надо, конечно. Потому что профессия будущего – это профессия на стыке нескольких дисциплин, которые появятся в ближайшем будущем. Конечно же, доминируют здесь IT-технологии, информатики. И к ним добавляется уже, допустим, биология и получается биотехнолог, инженер-генетик, инженер по изменению климата, нанотехнолог. То есть, везде уже есть как бы приставка технолог. Соответственно, сегодня очень важно развивать детей в программировании, IT-технологиях, робототехнике. И черпать вдохновение, конечно же, надо в кругу друзей, на природе, развивать креативность, чтобы ребенок развивался гармонично.
А. Сулхаева:
- То есть, «Compacckids» – это на сегодняшний день та самая площадка, которая является таким навигатором по профессиям будущего для детей? Вот хочешь ты работать на природе, значит, ты будешь биотехнологом, например?
Л. Карелова:
- Я бы здесь добавила, что очень важно ориентироваться на три составляющие. Первое – что мне нравится, второе – что я хочу и третье – что нужно этому миру. И тогда биотехнолог, нанотехнолог – они все приложатся. Если я понимаю свои внутренние интересы и свои внутренние потребности и мотивы, разбираюсь в этом, пытаюсь осознать, что же меня привлекает, чем я могу заниматься днем, ночью, утром, вечером, то потом профессия ко мне как раз вот таким образом – то, что нужно миру, «Compacckids» тут как раз прекрасно помогает и дополняет.
А. Сулхаева:
- Хорошо. Софья, вот вопрос вам такой. А не слишком ли сильно мы носимся с детьми? Я вот вас слушаю – это все прекрасно, это все замечательно. Но я вспоминаю свое детство – 90-е годы. В школу в соседний район сама, пешком через две дороги перешла, на троллейбусе доехала. На день города в 8 лет с друзьям села опять же в троллейбус, в центр города уехала. И как-то выросли. И сделали карьеры. И определились с профессиями. И никто не говорил – а ты знаешь какая будет профессия будущего, а к чему у тебя есть предрасположенность и т.д. Как-то вот оно само сложилось. Мне вообще кажется, что сейчас у нас какая-то вот эта вот гиперответственность и гиперопека она уже приобретает гипертрофированные черты. Не выращиваем ли мы, не воспитываем ли мы поколение людей, которые просто к самостоятельным решениям потом не будут способны? Вы, как психолог, что можете сказать?
С. Порхунова:
- Да, есть такое. И на самом деле нужно учить детей рисковать. Есть такое понятие, как осознанный риск или контролируемый риск. И если мы говорим про риск, то он необходим для развития ребенка. Например, забраться на какую-нибудь большую высоту. Вот площадки, они для этого и созданы в принципе. Родители пытаются их уберечь, например, не залезать на деревья, а, с другой стороны, ребенок должен попробовать залезть на дерево, потом спрыгнуть с него, чтобы понять, насколько это опасно или неопасно. Мы должны создавать такие ситуации рисков для детей, чтобы потом, когда они уже вышли во взрослую жизнь, понимали, что туда ходить можно, сюда нельзя.
А. Сулхаева:
- Люба, возвращаясь к профессиям будущего, ты проговорила такие несколько названий страшных – нанотехнологи, биотехнолог и т.д., которые будут востребованы в перспективе 5-10, наверное, лет. Вот чему сейчас уже нужно учить детей, чтобы они были в так называемом тренде рынка труда в перспективе?
Л. Карелова:
- Во-первых, у нас на сайте на нашей платформе «Евразийское детское сообщество» «Compasskids» под каждой профессией прописаны знания и навыки, которые необходимы для той или иной профессии. И в частности навыки такие, как skill, Soft skills и Hard skills. То есть, жесткие и мягкие. Жесткие навыки, конечно же, узкоспециализированные, им можно учиться в школе, в вузах, на курсах, например, программирования, писать разные коды. Гибкие навыки – это, конечно же, набор социального общения, социальных навыков, который помогает человеку решать задачи в жизни, коммуникации, это прежде всего лидерство. И сегодня VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. Поэтому очень важно разбираться в новых навыках, современных навыках. И эксперты Global Education Futures рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям, детям нашим в будущем. Первый из них – это управление вниманием и концентрация. Второе – это творческое мышление, креативные идеи могут оставаться востребованы специалистом на рынке труда. Логику обязательно надо развивать, чтобы решать сложные проблемы и принимать правильные решения. Пространственное мышление и воображение. Навыки работы с информацией, то есть, цифровая грамотность должна быть у детей. Самоорганизация и таймменеджмент – это, пожалуй, бич нашего последнего года, когда удаленная работа и учеба внесли свои коррективы в это во все…
А. Сулхаева:
- Мне кажется, родители вообще впервые так надолго остались со своими детьми наедине.
Л. Карелова:
- Да, и нужно было и себя самоорганизовывать, и детей, и всех. Седьмой навык – это эмоциональный интеллект. А так же очень важно развивать межкультурную коммуникацию. Это поможет строить отношения с людьми из других сфер, других стран. И, конечно же, критическое мышление. Критическое мышление – это работа с большим потоком информации.
А. Сулхаева:
- Вот очень много говорят про эмоциональный интеллект, и Люба как раз об этом сказала, почему важно его развивать детям «альфам»?
С. Порхунова:
- И я хочу отметить, что в нашем возрасте мы не спрашивали так часто детей – а что ты сейчас испытываешь, а почему ты злишься? Мне кажется, что вот как раз «альфам» мы больше об этом стали говорить и вот эти чувства проговаривать. Когда ребенок, да и любой взрослый понимает свои чувства и эмоции, почему он их сейчас испытывает, ему проще себя контролировать и управлять ими. И тогда проще взаимодействовать в командах с людьми, проводить переговоры.
А. Сулхаева:
- Люба, у вас на платформе много партнеров. Вот почему такие крупные компании, как РЖД, Минпромторг России заинтересовались вообще детьми? Это их будущий кадровый резерв?
Л. Карелова:
- Хорошо. Когда мы начали формировать контент для нашей платформы, мы обратились к крупным топовым корпорациям России с вопросом о помощи обозначения будущих профессий и тех или иных сферах. Какие трансформации будут с нынешними профессиями, как они преобразуются в будущем. И это вызывало большую заинтересованность, так как каждая топовая отрасль заинтересована именно в будущем развитии и эффективности своей деятельности. А на кого они возлагают эту миссию? Естественно, на будущее подрастающее поколение. У нас еще получилось очень, на мой взгляд, правильно выстроенная цепочка. Сначала идет по структуре описание профессии, потом идет образование, навыки, которые нужно прокачивать. И потом идет работодатель. То есть, он видит конечного своего работодателя, где он может реализоваться. Партнеры очень заинтересовались в молодом кадровом резерве подрастающем и мы очень плотно с ними сотрудничаем, разные активности проводим на уровне России и международном уровне.
А. Сулхаева:
- Здорово. Вот в проект «Женщина-лидер», в котором вы учились, выпускницей которого являетесь, ваша команда делала проект, связанный с гармоничным развитием ребенка. Я как раз говорю сейчас о социальном проекте «Детская дипломатия». Расскажите о нем немножко? Вот что такое детская дипломатия и зачем детям в принципе вообще в международные отношения вовлекаться?
Л. Карелова:
- Да, у нас сформировалась и существует до сих пор замечательная команда, которая называется «БАНДА». Это аббревиатура.
С. Порхунова:
- Это правда. Удивительная команда, которая действительно какую-то потрясающую энергетику несет, и они регулярно встречаются. Причем, они приезжают еще из разных городов, собираются регулярно.
А. Сулхаева:
- Вот что делает проект «Женщина-лидер»…
Л. Карелова:
- Да. И вот мы весь свой энергетический поток сконцентрировали на детской дипломатии. У нас каждая участница имеет отношение к образованию детскому, поэтому, видимо, как-то и сошлись в одной точке. Цель проекта – создание устойчивой активно развивающейся международной площадки для детей, которая объединит лучшие инициативы в сфере детской дипломатии. В основу этого проекта мы положили именно межкультурную коммуникацию для детей 10-15 лет. Мы считаем, что ее нужно формировать именно с детства, так как ошибки, которые возникают в построении коммуникации уже сейчас не только у детей, но и у взрослых, на разных уровнях, они могут привести к дальнейшим неприятным последствиям для стран всего мира. И современные поколения не приобретают и не теряют, они не понимают, как эти навыки - внимательно слушать собеседника, не перебивать, почувствовать личность, понимать и уважать культуру собеседника. И мы пытаемся все им донести. Более того, наш проект стал победителем второго конкурса президентских грантов. И сейчас мы очень активно реализуем его и запускаем бесплатный онлайн-курс «Посольство будущего» для детей, в рамках президентских грантов. И эксперты будут знакомить детей с основными понятиями в дипломатии, прокачивать навыки ораторского искусства. То есть, мы привлекаем эксперта, записываем все. И это все будет в бесплатном доступе и будет онлайн, но самое интересное – что последний день курса мы будем проводить в рамках евразийского женского форума.
А. Сулхаева:
- Который нас всех ждет в октябре 2021 года.
Л. Карелова:
- Да, и мы с ребятами после прокачки всех навыков на нашем курсе напишем некий месседж, то есть, послание мировым женщинам лидерам. И это будет очень интересно. Так что присоединяйтесь.
А. Сулхаева:
- Люба, а программа «Женщина-лидер», мы уже немножко затронули, что вы, конечно, вынесли из нее огромную команду единомышленниц, но что еще она дала в развитие каких-то, может быть, личных ориентиров? Что изменилось после этой программы?
Л. Карелова:
- Вообще программа «Женщина-лидер» - она уникальна, я считаю, по своей организации, структуре. Она как-то ненавязчиво и точечно прокачивает запросы женщин, которые в моменте существуют, от личного брендирования, допустим, до каких-то международных проектов. Вот что я вынесла из этой программы и благодарна очень этому? Во-первых, это мою команду – Саша, Алия, Ирина и Дженет – они в моем сердце поселились навсегда. Так же нашего куратора Софью, которая сидит рядом со мной, у нас с ней теплые, дружеские деловые отношения продолжаются. А что касается профессиональных навыков, пожалуй, это самый главный запрос был – побороть страх публичных высказываний. И обратного пути нет.
А. Сулхаева:
- Софья, а вот как куратор, можете что-то сказать?
С. Порхунова:
- Я каждый раз испытываю гордость, в каком проекте я принимаю участие. Потому что, когда ты видишь, что 25 проектов через три месяца социальных выходят после этой программы, ты понимаешь, что ты делаешь какое-то невероятное дело для страны и самое интересное, что то, что ты делаешь, это не просто ложится каким-то грузом и исчезает, а оно реально потом идет и в регионы, и эти проекты действительно нужны, важны, и их реализовывают. Наверное, вот это чувство гордости самое большое, что я испытываю. Иногда, честно признаюсь, прямо до слез.
А. Сулхаева:
- Очень увлекающий результат.
В завершение нашей программы, перед тем, как прощаться, у нас есть традиционная рубрика «Пять советов от гостя». Сейчас каждая из вас даст короткие советы, в виде неких чеклистов для наших слушателей, которые они потом смогут переслушать, вернуться и как-то применить в своей жизни. Люба, я прошу дать пять советов родителям о том, как научиться понимать своих детей, детей поколения «альфа».
Л. Карелова:
- Первый совет – начните с простого, но с самого сложного. Почаще выбирайтесь из своего телефона и виртуального мира, и живите хоть несколько минут на расстоянии вытянутой руки. Разговаривайте друг с другом, слышьте друг друга, смотрите в глаза друг другу. Почаще говорите себе – я в моменте. Второй совет – прежде, чем осуждать, вспомните себя в этом возрасте. Слушали ли вы, смотрели ли вы то, что нравилось вашим родителям? Проявите интерес к вашему ребенку. Третий совет – формируйте гибкость мышления у себя, старайтесь не паниковать на новые вызовы, которые дает нам мир. Тогда ребенок будет увереннее чувствовать себя и не бояться, что будет завтра. Четвертый совет – обретайте новые навыки, это очень необходимо для будущего. Пятый совет – это для детей. Будьте наблюдательны и внимательны к нашему миру. Потому что в ваших руках он скоро окажется. И мы знаем, что это будут очень надежные руки и очень умные головы. Мы верим в вас.
А. Сулхаева:
- А у нас еще порция советов от Софьи Пархомовой – как психолога. Прошу дать советы родителям, что им делать, чтобы быть интересным ребенку поколения «альфа».
С. Порхунова:
- Первый простой совет – давайте больше свободы своему ребенку и пусть он самостоятельно принимает решение. Даже сегодня. Какое платье хочешь надеть – зеленое или красное? Начинайте с самого простого. Второе – я присоединюсь к Любе – это слушать и слышать ваших детей, без гаджетов, в моменте хотя пять минут. Если хотите, чтобы ребенок что-то сделал, не приказывайте, а задавайте вопросы. Через вопросы вы сможете понять. Задайте ему такой вопрос – как ты думаешь, почему я прошу тебя это сделать? И пусть он через свое осознание попробует ответить, почему вы его просите это сделать. И сделает это. И еще одно. Когда вы общаетесь с ребенком, будьте на его уровне. Не сверху вниз разговаривайте с ним, а присядьте. Тогда он будет лучше воспринимать вашу информацию. Он будет воспринимать это не как приказ, а как то, что вы с ним общаетесь как партнер с партнером. Четвертый совет – проводите вместе время, хотя бы 10-15 минут. И пятое – начните просто доверять своему ребенку. Дети способны на многое и они вас приятно удивят.
А. Сулхаева:
- Прекрасные советы! Дорогие друзья, спасибо вам большое за этот эфир. Это было «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда», слушайте нас каждое воскресенье в 12.00.