Образовательные возможности: как помочь детям в достижении успехов

В гостях у Анжелики Сулхаевой директор петербургской Академии талантов Ингрид Пильдес

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья! С вами Анжелика Сулхаева и это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». И мы продолжаем знакомить вас с успешными и сильными женщинами, которые меняют не только настоящее нашей страны, но и его будущее. И это в полной мере относится к нашей сегодняшней гостье, потому что она посвятила свою жизнь работе с талантливыми детьми, подростками, студентами и даже их учителями. У нас в студии директор петербургской Академии талантов, выпускница программы «Женщина лидер» управления «Сенеж» Ингрид Пильдес. Встречайте! Ингрид, здравствуй!

И. Пильдес:

- Здравствуйте!

А. Сулхаева:

- Ингрид, прежде чем мы углубимся в основную тему нашей беседы – это поддержка талантливой молодежи, дополнительное образование, всегда для начала интересно понять, кто учит и воспитывает наших детей? Давай ты сейчас расскажешь нашим слушателям о себе, о том, откуда ты родом, кто по образованию и как, вообще, пришла к этому занятию, которым ты сейчас занимаешься.

И. Пильдес:

- Всю жизнь я мечтала быть педагогом, мечтала быть учителем. С четвертого класса сначала это была мечта – стать учителем истории. И я до сих пор помню и ощущаю это счастье, когда я, наверное, в седьмом или восьмом классе приходила в более младшие классы, рассказывала об истории древнего мира. Меня тогда это все потрясло. И мне учитель позволяла это делать.

А. Сулхаева:

- Интересные вещи уже тогда рассказывала?

И. Пильдес:

- Тогда уже тоже, потому что никакого другого пути профессионального, скажем так, вообще пути развития я не мыслила. Мне сразу и однозначно всегда хотелось быть учителем.

А. Сулхаева:

- Сразу было понятно, что это прямо вот призвание?

И. Пильдес:

- Думаю, что да. Возвращаясь назад в более раннее время, наверное, это покажется смешным, но когда меня посвятили в пионеры, приняли в пионеры, я пошла в детский сад во дворе, рассказывала детям в детском саду о том, что такое пионерская организация, как это бывает. Показывала свой свежеповязанный пионерский галстук, просила, чтобы меня пускали в группу или пускали на прогулки с дошкольниками. Мне это очень нравилось. Я понимала, что, наверное, это вот призвание.

А. Сулхаева:

- Вот такая еще жажда некой общественной деятельности и просвещения уже жило тогда в маленьком ребенке.

И. Пильдес:

- Не знаю, можно ли это назвать общественной деятельностью, но просвещение и работа с детьми – это был тот путь, который был мне близок, который мне был понятен и никакого другого пути я не видела. Поэтому это был педагогический класс, потом поступление в РГПУ имени Герцена – педагогический вуз в Санкт-Петербурге. И дальше параллельно, учась на втором курсе, уже работала в городском Дворце творчества юным педагогом дополнительного образования. Я могу с уверенностью сказать, что вот педагогический путь – это основной и самый важный путь и та деятельность, которой я занимаюсь.

А. Сулхаева:

- Очень здорово. На самом деле, главную тему нашей встречи подсказал нам наш президент. Все последние годы он постоянно акцентирует внимание на том, как важно давать больше возможностей детям, молодежи, надо уделять больше сил и какого-то развития, времени для того, чтобы продвигать талантливую молодежь, развивать систему дополнительного образования. Вот как нам воспитать успешное поколение, с помощью каких инструментов мы можем это делать?

И. Пильдес:

- Сейчас делается огромная работа. Это пользуется колоссальной поддержкой со стороны государства – работа со школьниками, работа с талантливыми и одаренными детьми. Масса возможностей, событий, конкурсов, мероприятий, проектов посвящено тому, чтобы развить в ребенке таланты, чтобы каждый ребенок достиг ситуации успеха. Прежде всего, это важно для социального и экономического развития нашего общества. То есть, выстраивается определенная стратегия развития и поддержки талантов, выстраивается стратегия общественной поддержки.

А. Сулхаева:

- Я бы хотела, чтобы мы просветили наших слушателей об этой стратегии, потому что, действительно, совершенно правильно заметила о том, что возможностей много, много организаций, которые занимаются развитием талантливой молодежи, но хочется подробно: как вот родителю сориентироваться в этой стратегии? Куда направить своего ребенка?

И. Пильдес:

- Давайте начнем со свежей и актуальной информации. На портале госуслуг появилась такая закладка, такой сервис «Образование и новые возможности», в котором, как раз, и говорится о том, что в нашей сегодняшней подборке, я позволю себе процитировать, «образовательные возможности для детей и молодежи, развитие детских талантов». И дальше перечисляются одни из тех возможностей основных, куда родители могут направить или дети сами могут посмотреть, потому что у нас и дети тоже зарегистрированы на портале госуслуг, имеют к нему доступ. Это и детские кванториумы, это и IT-кубы, это и портал образовательного центра «Сириус», это дополнительное образование на базе вузов. Достижения наших детей за последнее время, они заслуживают очень высокой оценки. И это не только достижения детей, это достижения и родителей, и достижения, безусловно, педагогов и наставников - то, о чем тоже говорил президент.

А. Сулхаева:

- И Академия талантов – это вот один из таких ярких, наверное, примеров одного из региональных центров развития одаренных детей, причем, я подчеркну, безвозмездного развития. Правильно?

И. Пильдес:

- Все услуги оказываются на безвозмездной основе.

А. Сулхаева:

- А чем конкретно занимается Академия талантов? Кто там учится? И чему именно? И, может, какие-то такие основные направления выделим, по которым вы делаете талантливых детей еще более талантливыми?

И. Пильдес:

- Академия талантов, да, спасибо большое, об этом можно рассказывать уже очень и очень долго! Академия талантов в себе несет несколько сущностей. Одна из сущностей – это дополнительное образование, всем нам понятные коллективы, ну, чтобы было совсем понятно всем слушателям, это так называемые кружки. Но в связи с тем, что еще одна сущность Академии талантов – это то, о чем вы сказали, региональный центр выявления и поддержки одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус», то это значит, что и дополнительное образование тоже носит более углубленный характер с тем, чтобы дети уже мотивированные и погруженные в тот или иной предмет, получали эти знания более в широком, как бы в большем объеме. С профессиональными наставниками, поэтому среди наших педагогов это преподаватели высших учебных заведений. Сейчас объявлены победители программы «Приоритет 2030», соответственно, многие из этих высших учебных заведений, которые стали победителям и получателями гранта этого проекта, являются нашими партнерами. Это углубленные интенсивные программы. Мы их называем форматом таким «профильные смены». Это краткосрочные модульные программы по тому или иному направлению.

То есть, как пример: образовательный центр «Сириус» проводит ежегодно очень серьезный всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы». Конкурс начинается с регионального этапа, который, как раз, проводит региональные центры и дальше уже его победители проходят дополнительный потом последующий отбор. И становятся участниками этой проектной смены «Большие вызовы» непосредственно в образовательном центре «Сириус» в городе Сочи.

Мы, наверное, первыми из региональных центров придумали вот эту региональную смену, которая направлена на то, чтобы подготовить детей к «Большим вызовам». То есть, мы собираем детей, которым интересны научно-технологический проекты, прежде всего, это проекты, а уже в самом названии это технологии и это естественное научное направление, потому что там есть и персонифицированная медицина, там есть и генетика, там есть и исследования, допустим, агротехнологии, поэтому можно говорить о таком естественнонаучном тоже направлении в данном конкретном случае. И дети получают возможность, опять же, бесплатно попасть на такую профильную смену.

И вот уже на самой смене мы приглашаем педагогов из высших учебных заведений работать с детьми, как раз, по решению кейсов, то есть, тех практических проектов задач, которые потом ребята вместе с наставниками реализуя, выдвигают дальше на конкурс.

А. Сулхаева:

- А можете назвать несколько программ, несколько, может быть, проектов, которые конкретно стартовали в Академии талантов этой осенью?

И. Пильдес:

- Коллективы дополнительного образования – это и генные технологии, это биомедицина, это научные дебаты, потому что этому тоже уделяется много времени. Не все исследователи могут достойно представить и защитить свой проект – это тоже было достаточно популярно. Это и современные медиа различные – здесь коллективы по этому направлению. Графический дизайн, VR-технологии, 3D-мейпинг. Большой спектр – 105 программ дополнительного образования…

А. Сулхаева:

- Вот вы когда мечтали стать учителем с четвертого класса, могли себе представить, что вы будете учить детей именно таким современным крутым вещам?

И. Пильдес:

- Я сама занималась в свое время в городском Дворце творчества юных в кружке информатики. Но я, правда, там не добилась больших успехов, не научилась программировать, мне было более интересно всех объединить, мы дополнительно, помимо того, что изучали языки программирования, еще ходили в кино, на концерты, у нас был очень дружный коллектив. Потом я ездила вместе с коллективом отдела биологии в экспедиции, где тоже были разные научные исследования. И, что интересно, те ребята, с которыми мы когда-то вместе занимались, сейчас имеют уже степени и кандидатов, и докторов наук, и занимаются очень серьезной наукой. То есть, как бы где-то рядом я была, но, безусловно, я никогда не думала, что буду заниматься именно этим, потому что работая, а первая моя работа – это была студия флордизайна, я занималась, как раз, цветочки, красота, декоративно-прикладное искусство. И развивалась именно так, как педагог студии флордизайна. «Образцовый детский коллектив» мы тогда получили. И моя выпускная работа, как раз, была посвящена этому, а уже в последующем…

А. Сулхаева:

- … что-то пошло не так…

И. Пильдес:

- Пошло в общем-то, все в одну струю, ничего не поменялось, потому что именно там меня заметила и моя будущая свекровь, если переходить к личной жизни, на одном из профессиональных семинаров. И пригласила работать к себе в школу – известная в Санкт-Петербурге гимназия № 56, а мой научный руководитель, но в последующем я получила грант кафедры педагогики РГПУ имени Герцена.

А. Сулхаева:

- Раз уж затронули личную историю, а вот вы так интересно сказали: «там меня заметила моя свекровь». То есть, свекровь заметила раньше, чем муж?

И. Пильдес:

- Муж там тоже присутствовал, будущий муж, но свекровь меня заметила, видимо, как, ну, не знаю, возможно, потенциальную… Мы с ней это не обсуждали, но, тем не менее, так сложилось, что благодаря вот такой совместной работе я попала в замечательную семью, которая, с которой мы вместе.

А. Сулхаева:

- Я так понимаю, у вас династия педагогическая?

И. Пильдес:

- Моя мама всю жизнь отработала в городском Дворце творчества юных – 40 лет, свекровь практически тридцать лет руководила школой – крупным образовательным центром в Санкт-Петербурге. Она народный учитель.

А. Сулхаева:

- А дети пойдут по стопам, как считаете?

И. Пильдес:

- Сыну двадцать лет. Он юрист. Я думаю, что он пойдет в этом направлении. Я очень надеюсь, что его профессиональный путь будет успешен, потому что у него есть для этого все предпосылки. Но в общественной жизни он тоже не отстает, ему интересно. Но ему больше интересна, конечно, научная деятельность юридическая.

А. Сулхаева:

- Мы уже затронули, что вы часто берете людей со степенью. Наверное, что потому, что есть некий технологический уклон или нет? Расскажите, как происходит отбор педагогов в Академию талантов?

И. Пильдес:

- Педагоги, которые у нас работают в Академии, наверное, мы одно из самых молодых учреждений по кадровому составу. Потому что педагоги молодые. И педагоги не обязательно те, кто имеет именно педагогическое образование. Это может быть, как раз, и образование технологическое, и научное, то есть, это и бывшие студенты ИТМО, и Политеха, но дальше мы с ними отрабатываем всю методологию, дидактику, связанную. С педагогической наукой. И нужно, чтобы педагог мог двигаться так же быстро и за новым знанием, и не отставать от детей. То есть, мы из раза в раз, из года в год стараемся давать что-то новое. То есть, не повторять одну и ту же программу бесконечно. Есть какие-то азы, но если мы говорим о том, что дети к нам приходят уже подготовленные, уже с каким-то базовым знанием, то, конечно, нам надо давать им что-то новое, чтобы они тоже развивались. То есть, мы должны быть для детей востребованы. И наш предмет тоже.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, что ключевая история современной молодежи, что у них, действительно, огромное количество возможностей, вариантов, как им развиваться. Но как понять свое призвание? И путь, по которому ты хочешь пойти. Вот здесь, мне кажется, тоже есть некая функция, миссия вот таких организаций, как ваша - это еще и некое самоопределение в жизни.

И. Пильдес:

- Хочется начать с того, что в Санкт-Петербурге уже сложившаяся система дополнительного образования. То есть, мне кажется, что, наверное, я в этом уверена, Петербург является флагманом дополнительного образования. И эта система исторически сложилась. И в Санкт-Петербурге она очень интересная. У нас очень много образовательных центров, в том числе, и досуговых, и на площадках общеобразовательных учреждений. По работе с одаренными детьми у нас существует распределенная модель, то есть, не только Академия талантов занимается с детьми, но и другие учреждения. Так исторически сложилось. Например, физико-математический Президентский лицей 239 – это очень серьезная физика, математика, информатика. Победители международной олимпиады по математике, по физике, они, соответственно, воспитанники именно этого учреждения. То есть, нам бы не хотелось делить детей, залезать на чьи-то другие площадки или заниматься тем, что делают другие лучше.

В данном случае Академия талантов является агрегатором и просто дает еще возможности для того, чтобы дети на площадки или при поддержке Академии талантов могли развиваться еще в чем-то или в своей области, но дополнительно.

А вот отвечая на ваш вопрос, какие они – дети и как о нас узнают? Конечно, прежде всего, это информация в средствах массовой информации, в наших соцсетях. В этом году, сейчас в сентябре начала работу пилотно платформа «Навигатор дополнительного образования», где вся информация о всех возможностях дополнительного образования в Санкт-Петербурге присутствует. Дети к нам приходят, опять же, по любви. Понятно, что голосуют ногами: нравится – пришли, не нравится – они больше не придут. А вот если говорить о том, какие они – дети? То сейчас поднимается очень так актуальным вопрос о раннем развитии. То есть, это еще развитие дошкольников. Конечно, хотелось бы, чтобы эта система развития, система сопровождения талантов была от, допустим, трех-пяти, наверное, пяти – это будет более оптимальный возраст, от пяти и до школы. Получается, до восемнадцати, но возраст молодежи до 35 лет, поэтому эта вот преемственность от дошкольника до уже взрослой жизни, она, конечно, должна прослеживаться.

Но у нас есть такая возможность, мы это называем, такой формат – проектные программы. Когда в течение учебного года дети, то есть коллективы классов школ приезжают к нам в академию и могут познакомиться со всеми направлениями деятельности. И вот как раз в формате полуторачасового занятия по тому или иному направлению понять, нравится оно им или не нравится.

А. Сулхаева:

- Хорошо, вот ваша академия, безусловно, дает такие достаточно уникальные программы, уникальные возможности, уникальные технологии. Вот по каким критериям отбираете самых одаренных из одаренных?

И. Пильдес:

- Ну, давайте начнем с того, что мы все-таки придерживаемся парадигмы, что каждый ребенок талантлив. И с отбором здесь очень нужно подходить осторожно и аккуратно. Потому что что-то можно не увидеть. И вообще, как бы какой-либо отбор он предполагает очень грамотный, грамотное психолого-педагогическое сопровождение.

Если говорить о записи, да, о том, чтобы ребенок попал на ту или иную программу, опять же, если это, как пример, какой-то предмет, направленный на углубленное изучение, на участие в событиях и мероприятиях такого высокого уровня, ну, как, давайте я просто расскажу это на примере. Вот, поскольку мы в этом году стали еще и, у нас еще одна сущность появилась – это Центр олимпиад, то есть 24 предмета Всероссийской олимпиады школьников организуем и проводим то есть на региональном уровне как раз мы. Поэтому для тех детей, которые уже проявили себя как, допустим, призеры и победители регионального финала, мы открыли достаточно большой цикл вот тех самых программ, когда в течение года мы работаем с этими детьми, в том числе и ориентируемся на участие вот в ежегодном этапе олимпиады школьников.

То есть это углубленные знания.

А. Сулхаева:

- Скажите, пожалуйста, вот у меня такой вопрос возник, пока я слушала. А почему всем этим интересным и полезным вещам нужно учить детей в рамках именно дополнительного образования? Почему это не делать в рамках школьной программы или там, я не знаю, каких-то еще пришкольных, так скажем, учреждениях? Почему-то там мы учим детей по классической схеме образовательной программы, а, значит, за вещами, за которыми, по сути, будущее и их путь к успеху, мы должны идти в какие-то дополнительные учреждения?

И. Пильдес:

- Вы задали как раз очень хороший вопрос. Потому что он отражает тенденцию, которая сейчас вот наметилась. Это интеграция общего и дополнительного образования. Школьная программа – это база. А дальше благодаря вот этой интеграции мы выходим за пределы этой школьной программы. Вот у Академии талантов в этом году есть совместный проект с рядом образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Мы выстраиваем так называемую проектную деятельность.

Да, то есть как грамотно… как выстроить проект, да, как поставить задачу, что такое гипотеза, как это все аргументировать, как просчитать результат, да, как сделать выводы. Это очень важно.

А. Сулхаева:

- А сколько вообще на самом деле происходит вот в среднем срок обучения по вашим программам в Академии талантов?

И. Пильдес:

- Ну, система дополнительного образования – это одно-, двух- и трехгодичные программы, в зависимости от, да, самой программы и ее содержания. Как я уже сказала, проектная программа – это совсем краткосрочное полуторачасовое знакомство, ну как … так называемое введение в… И программы, которые углубленные профильные смены, это программы 36 или 72 часа.

Теперь вот мы еще в этом году ввели такой новый формат, который называется факультеты. Это модульная программа. То есть это годовая программа дополнительного образования, но разделенная на четыре модуля. То есть причем эти четыре модуля между собой они взаимосвязаны. Их могут вести разные педагоги. То есть, соответственно, модуль, допустим, это вот как раз те самые межпредметные связи. Но четвертый модуль – это soft skills. Да, то есть это все те самые гибкие навыки, которые необходимы в данном случае ребенку в любой деятельности. То есть чтобы он чувствовал себя комфортно в любой деятельности, чтобы он понимал, к чему он движется и что он делает. Да, это те навыки, которые понадобятся ему вне зависимости от жизни.

А. Сулхаева:

- Если уж мы говорили о soft skills, давайте уже их перечислим.

И. Пильдес:

- Ну, это коммуникационные навыки, да, это навыки, которые позволяют ребенку социализироваться. Это навыки, которые вот той самой проектной деятельности. Потому что любая деятельность как бы выстраивается как проект классический. Ну, и дальше все то, что помогает нам в жизни для того, чтобы чувствовать себя комфортно, гармонично, чтобы прийти к той самой ситуации успеха, которую мы, конечно, хотим все для своих детей.

А. Сулхаева:

- А вот согласны ли вы с таким утверждением, часто мы слышим о том, что на самом деле часто успешными людьми становятся не отличники, не призеры олимпиад и победители конкурсов, а троечники, именно потому, что вот у них есть те самые soft skills, коммуникационные навыки, навыки общения. И, может быть, даже преодоление каких-то нестандартных ситуаций.

И. Пильдес:

- Ну, значит, у них есть колоссальная трудоспособность, да, трудолюбие. У них есть определенные задатки. И это может быть связано с социальной одаренностью, да. Они там прекрасные коммуникаторы, или они… очень… обладают очень высокой, допустим, степенью интуиции, да, что позволяет им развиваться, допустим, как бы где-то там в… психологии, например. Да, тоже такое возможно.

Но прежде всего, конечно, это все равно люди, которые нацелены на преодоление определенных ступеней, да, с тем, чтобы вот по этой лестнице успеха подняться на самую ее вершину.

А. Сулхаева:

- Хорошо. Вот вы сказали сейчас про социальную одаренность. Что это такое? Как это понять? Ну, я понимаю, одаренность в музыке, одаренность, я не знаю, в математике той же самой. А социальная одаренность – это как?

И. Пильдес:

- Ну, хорошо, давайте вот посмотрим. Общественные деятели, которые достигают определенного успеха. Они одарены в чем? Да, мы же не знаем, а может быть, они там, ну, штангу поднять не могут, да, или рисовать они тоже не умеют. Музицировать? Ну, возможно, там на уровне музыкальной школы, но не больше. То есть это может быть хобби. Да, математика для них, ну, на уровне определенном, да, то есть никаких высоких достижений в этих областях они не достигали. Но это люди, которые являются, допустим, лидерами общественного мнения. Мы говорим сейчас о положительном контексте, да. Мы говорим, допустим, о волонтерском движении. Мы прекрасно знаем, как это сейчас активно развивается. И какие замечательные герои вот в этом направлении тоже есть сейчас. То есть те люди, за которыми хочется идти. Это же тоже определенного рода способности, которые вот таким образом раскрылись. И люди, ими обладающие, достигли определенных успехов. Вот это то самое.

Да, мы знаем, как много там благотворительных фондов, которые возглавляют уникальные люди, которые тоже, ну, мы не знаем, что у них со спортом и с наукой, с научными достижениями. Но , тем не менее, это…

А. Сулхаева:

- В общем, дар общения – это тоже талант?

И. Пильдес:

- Конечно.

А. Сулхаева:

- Который нужно развивать.

И. Пильдес:

- Конечно. вы же тоже знаете, и в журналистике точно так же есть талантливые журналисты. Это не обязательно то, что они великолепно пишут. Но не только то, что они…

А. Сулхаева:

- Конечно.

И. Пильдес:

- Они же могут просто общаться.

А. Сулхаева:

- И это делаем мы с вами прямо сейчас. На самом деле Академия талантов, насколько я знаю, и ваши коллеги и в других городах, в том числе, не только поддерживают, развивают одаренных детей, но являются такими региональными операторами многих проектов программы «Россия – страна возможностей». Например, это проект «Учитель будущего», «Большая перемена», «Твой ход». Расскажите вот об этом направлении поподробнее.

И. Пильдес:

- Платформа «Россия – страна возможностей», и мы с вами это видим, и это, мне кажется, очевидно всем, дает вот те самые возможности, и очень широко, и для всех категорий, скажем так, наших граждане. Это и от школьников до людей серебряного возраста. Вот мы с вами видели прекрасную участницу одного из проектов «Россия – страна возможностей», которая уже достаточно такая возрастная, но тем не менее, очень с активной жизненной позицией. Это очень правильно, это очень интересно. Это очень мотивирует всех участников этих проектов. Потому что это реальный шанс.

И начиналось, когда, вот я помню, что одни из тех слов, которые характеризовали эти проекты, это «социальный лифт». Не первый год уже это словосочетание звучит, но как раз «Россия – страна возможностей» показывает, что это возможно. И те ребята, та молодежь, те, скажем так, участники конкурсов лидеров России, да, имеют реальный шанс на этом лифте подняться.

Мне очень повезло, потому что изначально я познакомилась с «Россия – страна возможностей», будучи экспертом, приглашенным на конкурс «Учитель будущего». И первый, скажем так, первый сезон мы прошли вместе с этой командой. Это было очень интересно. Потому что благодаря этому общению потом впоследствии родился и дополнительный трек «Студенты», что тоже очень важно для педагогического сообщества. Потому что именно эти ребята будут продолжать дальше наше дело.

А благодаря опять же вот участию в качестве эксперта я познакомилась с проектом «Женщина – лидер», и для меня это колоссальный опыт. Потому что я молодой руководитель, я руковожу учреждением чуть больше года. И это стало таким драйвером для саморазвития, для осознания того, куда движусь, куда буду двигаться я как руководитель. Ну, и, конечно, заставило переосмыслить работу учреждения с тем, чтобы мы работали очень четко, в стратегии развития именно актуальной, в том, чтобы учреждение образовательное, которое я возглавляю, двигалось вот именно в очень правильной и… ну, перспективном, скажем, правильном и перспективном направлении.

А. Сулхаева:

- Ну, вот раз уж мы затронули уже проект «Женщина – лидер», в котором вы учились, мне кажется, что это вообще важно руководителю любого бизнеса или не бизнеса, а будь то образовательное учреждение, государственное, частное, - важно самому тоже учиться. Если вы учите детей, значит, вы тоже должны постоянно расти, развиваться. Вот программа «Женщина – лидер», почему вы решили в нее пойти? Каким именно компетенциям вы хотели научиться?

И. Пильдес:

- Мне было интересно, в том числе, познакомиться с единомышленниками. Потому что с первых минут участия в этой программе, когда произошел такой онлайн-нетворкинг, стало понятно, что будет дальше, что дальше будет еще интереснее. Потому что это и очень высокой степени профессионализм всех участниц и экспертов, которые с нами работали. И эмоциональный настрой. Потому что все на эту программу пришли с тем, чтобы получить новые знания и новые контакты, и, в общем, новые возможности.

Ну и, что очень важно, это то содержание, которое было в ходе реализации программы. Потому что это было, как я уже сказала, актуальное знание. И оно было необходимо для того, чтобы определить собственный путь, собственную траекторию развития.

А. Сулхаева:

- Насколько я знаю, что на проекте «Женщина – лидер» девушки из вашей команды, а там одной из частью направлений «Женщина – лидер» была разбивка на команды и социальное проектирование в рамках этих команд, - они представляли очень разные регионы России. Среди них вот Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Элиста. Вот скажите, пожалуйста, вы до сих пор общаетесь и поддерживаете коммуникацию? И как вообще развивается ваш проект?

И. Пильдес:

- Слово «до сих пор» оно тут вообще неуместно. Потому что мы просто постоянно общаемся и планируем дальше очень много совместных проектов, связанных и с образованием, и с социальной сферой, и просто поддерживаем, да, друг друга. Потому что, повторюсь, это очень интересное сообщество. И это девушки не только из нашей команды. Это девушки и из других команд. Потому что, конечно, мы нашли вот в этом кругу такой женской, скажем так, силы в том числе, мы нашли единомышленников. И вот эти связи они достаточно крепкие. Потому что нам просто интересно, мы понимаем, что мы все делаем одно общее дело. Смотрим в одну сторону. Это очень важно.

А. Сулхаева:

- Насколько я знаю, встречи и знакомства вашей команды сыграли положительную роль не только в вашей судьбе, но и в жизни целой группы детей из Элисты, которые побывали в Санкт-Петербурге по программе образовательного туризма. Как это было?

И. Пильдес:

- Когда мы встретились с нашей командой в Санкт-Петербурге еще в конце весны для того, чтобы обсуждать вот наш проект, который был реализован в рамках программы «Женщина – лидер», мы с Ольгой Бадма-Халгаевой из Элисты подписали соглашение о сотрудничестве между Академией талантов, межрегиональном сотрудничестве, и Детским центром «Профессориум». Это некоммерческое образовательное учреждение, которое тоже работает с детьми, которые проявляются те или иные таланты, да, или показывают высокие достижения.

И, соответственно, делегация из Элисты в конце августа приезжала к нам на образовательные программы в Академию талантов. Для них была разработана эта образовательная программа. То есть это была и культурная программа, то есть знакомство с Санкт-Петербургом, потому что, конечно, не иметь такого шанса, будучи в Санкт-Петербурге, не познакомиться с его достопримечательностями, это было бы в корне неверно. Поэтому мы и это тоже предусмотрели. И заранее обсудили с коллегами те программы, которые будут интересны именно этим детям.

А. Сулхаева:

- На программе «Женщина – лидер» ваша команда разработала просветительский проект -W’power по развитию гармоничной личности для девушек 12-13 лет. И, когда вы презентовали, вы говорили о том, что вот вы лично стали управленцами в возрасте 30-35 лет, и если бы в свое время у вас была такая программа по развитию, то карьерный рост, возможно, был бы гораздо более стремительным. Вот какова… сейчас судьба этого проекта и как он на практике будет реализовываться?

И. Пильдес:

- Вы назвали возраст от 12-13 лет. И там дальше, дальше выше…

А. Сулхаева:

- От 13 до 23, да?

И. Пильдес:

- До 23, да, да, да. Поэтому, да, мы понимаем, поскольку все, практически все участницы команды имеют детей, да, и большинство из них девочки, вот нам было это очевидно, что дать вот этому подрастающему поколению вот те навыки уже сейчас – это очень важно. Потому что это тоже те же самые, в принципе, и soft skills, да, это психологическая поддержка, это создание безопасного контента, наполненного правильным содержанием, имеется в виду, что это как бы подтверждено, да, теми экспертами, которые… через которых это транслируется. Вот. Это было важно.

И согласитесь, что если бы всех нас учили, помимо школьной программы, еще дополнительным каким-то, мы имели возможность получить дополнительные знания и поддержку в саморазвитии, да, вот психоэмоционального состояния, предпрофессиональной деятельности, профориентационную грамотную поддержку, это бы предотвратило множество ошибок, которые мы с вами, уже будучи сейчас серьезными людьми взрослыми, ну, в данном случае женщинами, да, может быть, и в своей жизни бы не совершили.

Мы делали это только потому, что у нас не было наставников, мы не знали, как это делать. Да, ну, время было, в том числе и время было другое, да, не было таких возможностей.

А. Сулхаева:

- Спасибо большое, Ингрид, за этот содержательный разговор. Для наших слушателей подведем итог и скажем, что ученье – свет. И учиться, учиться и еще раз учиться. Скажем словами, известными всем.

Это было «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». Слушайте нас по воскресеньям в 12.00.