Женщины в советах директоров - это инструмент устойчивого развития

В гостях у Анжелики Сулхаевой основатель и лидер сообщества «Женщины в советах директоров», независимый директор, профессиональный бизнес-ментор Елена Речкалова

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья! С вами Анжелика Сулхаева. Это – «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». Наш новый выпуск мы записываем в преддверии главного праздника. И, конечно, встречая очередной Новый год, хочется загадать, чтобы для каждой женщины в нашей стране он принес только хорошее: исполнения желаний, новые победы. И пусть оно так и будет, хотя, конечно, часто бывает и так, что успех женщин не всегда зависит только от их стремлений, навыков, способностей, но и иногда от существующих пока еще общественных стереотипов. Вот об одном из таких стереотипов мы обязательно сегодня поговорим с нашей гостьей – у нас в студии основатель и лидер сообщества «Женщины в Советах директоров», независимый директор, профессиональный бизнес-ментор Елена Речкалова.

Е. Речкалова:

- Я просто член Совета директоров.

А. Сулхаева:

- У нас в студии основатель и лидер сообщества «Женщины в Советах директоров», член Совета директоров, профессиональный бизнес-ментор Елена Ричкалова. Елена, здравствуйте!

Е. Речкалова:

- Добрый день!

А. Сулхаева:

- Давайте сразу с места в карьер. По данным недавнего опроса, страшно сказать, Сбербанка в нашей стране 86% опрошенных россиян – мужчин и женщин – считают, что главная задача женщины сегодня – это заниматься семьей и воспитанием детей. Лишь 7 с половиной процентов считают, что будущая мама можем как-то совмещать карьеру и материнство. 6% уверены, что после свадьбы, так уж и быть, можно как-то и задумываться о профессиональном росте.

Вы, как женщина, которая входит сразу в несколько Советов директоров, при этом еще реализовала себя и в других социальных ролях, в том числе, и материнской, как вы относитесь к таким темам?

Е. Речкалова:

- Я отношусь к таким темам положительно, потому что их надо начинать обсуждать. На самом деле, действительно, я считаю, что одна из самых главных задач женщины – это семья, дети, муж и формирование будущего этой семьи – детей и мужа. Но дело в том, что мы находимся в сложной ситуации хрупкого мира. И, на самом деле, в России благодаря тому, что существует такая вот политика, у бедности – женское лицо. Например, 6 миллионов семей, где женщина – кормилец. Вы знаете средний размер алиментов? 1600 рублей в месяц. И притом, каждой третьей не платят этих алиментов. И сейчас, действительно, существует стереотип, что женщине достаточно сложно построить карьеру – именно 39% населения, и мужчин, и женщин считают, что это так. Но у нас, мы, к сожалению, живем не в социально ориентированном государстве. Я, например, привожу примеры, что для того, чтобы вылечиться от ковида в самой хорошей больнице России – это стоит полтора-два миллиона. Это означает, что притом, что женщина берет на себя ответственность за семью, как ей как бы возлагают на нее эти стереотипы, тем не менее, женщина должна зарабатывать, потому что мы знаем, что мужские бизнесы и, вообще, бизнесы разоряются. Время такое тяжелое, очень хрупкое. Меняется, в принципе, парадигма построения бизнеса. И поэтому, наверное, нужно рассматривать, что задача женщины безусловная – это семья. Но не только. Жизнь заставляет зарабатывать.

А. Сулхаева:

- Получается, такая вынужденная мера для женщин – зарабатывать и развиваться профессионально?

Е. Речкалова:

- Знаете, я могу рассказать еще, наверное, о себе. Потому что у меня не только много ролей, я не только член Совета директоров, я всю жизнь работала. И, в принципе, сделала три крупнейших розничных банковских проекта. Последний проект - я была заместителем председателя правления банка, занималась бизнесом. И совокупный кредитный портфель моих проектов – около 350 миллиардов рублей.

А. Сулхаева:

- Впечатляет!

Е. Речкалова:

- В подчинении было до 5-6 тысяч человек, При этом я замужем больше, чем 37 лет. И у меня двое детей и масса увлечений, большой нетворкинг. И я от жизни получаю колоссальное удовольствие. Знаете, счастливая мама – это реализованная мама. Поэтому я считаю, что надо рассматривать жизнь женщины в четырех взаимодополняющих составляющих. Безусловно, семья, потому что ты все делаешь для семьи. Безусловно, самореализация в виде хобби, в виде работы, потому что для меня работа была всегда хобби. Третье – безусловно, финансовая независимость, потому что мы с вами думаем о семье, мы должны понимать, что мы должны обеспечить и хорошее образование своим детям, и путешествия, и показать мир. И не всегда это может сделать мужчина. Поэтому финансовая независимость нужна, в первую очередь, для семьи. Ну, и четвертое, наверное, ощущение полноты жизни, ощущение красок жизни, ощущение себя как женщина. И ощущение себя, как счастливая женщина, потому что ты можешь быть счастливой, если ты чувствуешь, что ты все можешь.

А. Сулхаева:

- Соглашусь. Вот, кстати, хотела бы сказать про финансовую независимость. Насколько вы считаете, что это, действительно важно? Почему спрошу? Потому что тоже был недавний опрос банка «Открытие», по которому больше 50%, по-моему, 54% опрощенных женщин именно считают, что семью должен обеспечивать муж. Вот да, жена – хранительница очага, воспитывает детей, но вот мужчина должен зарабатывать деньги. По-моему, на мой такой современный взгляд, достаточно опасная философия. Начинали мы с того, что уровень алиментов сколько? Полторы тысячи рублей в среднем?

Е. Речкалова:

- Тысяча шестьсот, да.

А. Сулхаева:

- Думать о том, что муж будет всегда обеспечивать? Насколько это дальновидно?

Е. Речкалова:

- Во-первых, мы живем в неустойчивом мире. Это первое. Во-вторых, знаете, что дети, рожденные с 2004 года, будут жить более ста лет. И наша жизнь более длинная. И ощущать себя и чувствовать себя в разных ролях и думать о том, что мы будем делать, когда у нас наступит период, когда мы уже не будем работать, это очень важно. Понимаете, мы еще до этого не дошли, потому что нашему бизнесу 30 лет. Вот мы живем в новой экономической реальности всего 30 лет. Мы о многих вещах просто не понимаем, мы не делаем свои собственные стратегии. И поэтому мы часто от этого проигрываем. И чаще всего от этого проигрывают женщины, потому что их никогда не готовили к тому, что они могут быть первыми. А их жизнь может заставить быть первыми.

Знаете, я веду передачу на Mediametrics «Сила женщины с Еленой Речкаловой», куда приходят руководители-женщины, мужчины тоже. Крупнейшие компании, члены Советов директоров самых крупных компаний, публичных компаний, сенаторы, лидеры женских сообществ, очень выдающиеся женщины, которые все говорят о том, что они никогда не строили своих карьер.

А. Сулхаева:

- А как тогда это происходило?

Е. Речкалова:

- Это происходило – они хотели все делать хорошо. Это перфекционизм, которому нас воспитывали в школе. И теперь все говорят, что, безусловно, надо с самого начала заниматься построением своей жизни. И для этого нужно построение своей финансовой независимости хотя бы для того, чтобы ощущать себя защищенной в этом мире. И защищать своих детей.

А. Сулхаева:

- Вот один из моментов, который меня зацепил в ваших интервью – это то, что вы часто говорите о том, что женский вопрос – это уже не социальное, а экономическое явление. Расшифруйте, пожалуйста, что имеете в виду?

Е. Речкалова:

- Вы знаете, три года назад я внезапно, меня попросили выступить на конференции «Корпоративное управление будущего». И внезапно я увидела, что существует много статистики, показывающей, что диферсифицированная команда, состоящая из разных людей – мужчин и женщин – они где-то на 25-30% эффективнее, чем моногендерные. В первую очередь, это в связи с тем, что мы – разные. Мужчины и женщины по-разному оценивают обстановку. Женщины более консервативны, лучшие инвесторы, менее склонны к коррупции, более креативные. Ну, и самое главное – женщины, поскольку они контролируют 80% потребительских расходов, они являются заказчиками экономики. То есть, они являются теми людьми, от которых зависит конечный спрос, который является главным двигателем развития экономики.

А. Сулхаева:

- Так, может, в этом и наша сила?

Е. Речкалова:

- Ну…

А. Сулхаева:

- Говорить мужу: вот хочу машину! Он пошел и заработал на машину. Вот так мы и двигаем экономику!

Е. Речкалова:

- Ну, конечно, хорошо. Но, тем не менее, знаете, сейчас глава ЕЦБ, а в прошлом директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лаггард сказала, что если бы вместо Lehman Brothers, а вы знаете, кризис 2008 года – это был кризис, который начался с краха инвестиционного банка Lehman Brothers, а дальше уже, как бумажный домик, рассыпалась финансовая система. Так вот, она говорит, что если вместо Lehman Brothers были бы Lehman Sisters, то мир был бы совсем другой. И она продвигает тематику, чтобы в каждом финансовом учреждении и компании, поскольку финансы – это кровеносная система всей экономики, обязательно были женщины, потому что они чувствуют риск по-другому. И проведено очень много исследований, которые показывают, что, действительно, можно до 13 базисных пунктов увеличить прибыльность компании. И поэтому для меня, например, женский вопрос, ну, он не совсем вопрос равенства пола. Это совсем не вопрос борьбы за женские права. Это один из неиспользованных ресурсов нашей экономики. На самом деле, проблема во всем мире такая. Представляете, если в мире 50% женщин, вот в мире 49% женщин. И их вклад в ВВП только 37%. Это очень мало, конечно. А в России 54% женщин – мы являемся большинством электората – 55%. Женщины в России очень квалифицированные, потому что из женщин 63% имеют высшее образование, то есть, 36% имеют высшее образование, а у мужчин меньше – 28% из мужчин имеют высшее образование. Если взять всех квалифицированных специалистов, то большинство из них женщины – 63%. Но самое удивительное то, что выпускники вузов и MBI во всем мире – около 60% - это женщины. Но до верхней пирамиды - они прекрасно учатся, они хорошие специалисты - доходят только 3-4%.

А. Сулхаева:

- Почему? Как вы думаете?

Е. Речкалова:

- Это отдельная тема, мы можем на эту тему говорить. И в том числе, потому что, смотрите, во-первых, женщины работают в менее производительных отраслях экономики, поэтому у них меньше вклад в производительных отраслях экономики, поэтому у них меньше вклад в ВВП. Во-вторых, женщины, действительно, не уверены в себе. Вот те стереотипы, которые есть, когда нам отводится вторая роль, и женщина не думает о первой роли. Они не продвигаются. То есть, они работают рядом с домом, они работают в школах – там, где их дети. И так было бы хорошо, если была бы стабильная экономика, если бы мужья могли обеспечивать. Но у нас сейчас так не происходит, поэтому надо думать о своей безопасности. И благодаря тем стереотипам историческим, которые сложились, жуткая совершенно статистика. Вы знаете, что существует гендергэп. И у нас в России женщины, внимание, с одной и той же квалификацией, как мужчины, получают на 28% ниже.

А. Сулхаева:

- Да.

Е. Речкалова:

- Да, они работают в других отраслях, они, скажем, учились так же, как мужчины, но потом выбрали работу в других отраслях, предположим, и с меньшей зарплатой, не полный рабочий день и так далее. Но самое удивительное, что благодаря нашим внутренним стереотипам женщины просят на 30% меньше, чем мужчины.

А. Сулхаева:

- Я хотела, как раз, об этом сказать. Дело именно еще и в этом!

Е. Речкалова:

- И еще, что самое удивительное, что женщина, а это статистика Алены Владимирской, вы знаете – это карьерное консультирование, она говорит, что женщины в три раза меньше соглашаются на топовые позиции по сравнению с мужчинами. Но самое главное – это наши внутренние барьеры, которые говорят о том, что когда женщина занимает какую-то руководящую позицию, она считает ее конечной. А мужчины считают ее промежуточной. Вот в этом и разница.

Но сейчас жизнь меняется. Сейчас благодаря тем исследованиям, которые есть, женщины реально оказывают влияние на финансовый результаты компаний за счет того, что они понимают лучше потребителя, потому что они сами потребители, да, то многие компании нанимают женщин, чтобы был женский взгляд. То есть, взгляд, который отражает интересы самого большого сегмента покупателей. Это – во-первых.

Во-вторых, у нас, если мы говорим о причинах, знаете, что у нас практически нет у женщин ролевых моделей? Мы вот сейчас вот с вами – я в своей части, вы тем, что делаете передачу «Время женщин», формируете эти ролевые модели. Вот когда я начинала делать передачу, думаю, ну, хорошо, ну, вот я знаю 10, ну, 15 своих знакомых, которых я могу продвигать. Они золотые просто! Потому что у меня в передачу принимают участие только женщины, которые себя сделали сами. У них потрясающие жизненные истории, невероятные! И вот уже 55 передач и еще стоит очередь, я знаю, точно 30, кого я должна пригласить. То есть, мы невидимые! Мы не являемся ролевыми моделями… То есть, мы являемся ролевыми моделями, но о нас никто не знает! И как только я начала делать эту тематику, то ко мне начали обращаться колоссальное количество женщин с вопросами: и как совмещать работу и личную жизнь, а как реально выходить из тяжелых ситуаций на работе, то есть, такой спектр ! Как воспитывать детей в такой ситуации. Такой спектр, поверьте мне, этот спектр, который состоит… Мужская тематика по бизнесу, вот как посчитать? Вот конкретно, да? А вот что делать, если бизнес встал? И меня стали называть бизнес-терапевтом, потому что, действительно, благодаря своему опыту я очень быстро ставлю диагноз. И одновременно еще и лидером женского сообщества. Ну, это просто я поняла, что это такая палитра! И женщины, которые многого добились, они это решают, эту тематику каждый день. И, вы знаете, что самое интересное, что вот то, с чем я столкнулась, что, на самом деле, если женщина достигла очень высоких результатов, построила карьеру, то она часто бывает сильнее, чем мужчина профессионально, потому что она преодолела внутренние и внешние стереотипы.

А. Сулхаева:

- А что делать, вообще, с этими стереотипами? Ведь они у нас с самого-самого раннего детства начинают формироваться.

Е. Речкалова:

- Ну, вот смотрите…

А. Сулхаева:

- Менять систему воспитания? Образования?

Е. Речкалова:

- Вот не берусь менять систему воспитания и образования. Это как бы не мои функции. Но то, что надо продвигать ролевые модели и говорить, что все можно совмещать, что не должно быть выбора между работой и семьей, кто-то может выбрать семью. Но кто-то вынужден выбирать работу. И там не должны быть барьеры, потому что предпочитают выбирать мужчин. И поэтому женщины часто не переходят на руководящие позиции.

Приведу один пример, который мне очень нравится. Поскольку я тот человек, который построил, в том числе, и большой розничный бизнес банковский, то самым идеальным заемщиком является женщина одинокая с двумя детьми, с высшим образованием. Она будет работать на десяти работах, она будет убирать подъезды, но она обязательно отдаст кредит. И самым рискованным заемщиком является мужчина с техническим образованием. Одинокий, не имеющий никаких обязательств, не имеющий детей.

А. Сулхаева:

- Хорошо, но вот если участие женщин в управлении компаний, в бизнесе, где самые разнообразные команды, мы говорили, действительно, влияют на экономику, повышают прибыльность бизнеса, как сделать так, чтобы компании тоже увидели это, потому что то, о чем мы с вами говорим, это далеко не весь бизнес российский и даже наше государства не всегда понимает. Вот как это привнести в нашу жизнь реальную?

Е. Речкалова:

- Мне казалось, что это невозможно сделать, потому что когда я стала говорить об экономических аспектах этого женского как бы вопроса, я собрала более 150 источников, которые показывают, что вот насколько типа инвесторы платят на 19%, если компанией руководит женщина. Компании, в которых есть женщины в руководстве, они показывают на 25% чаще прибыль выше медианы, что раз тут акции быстрее, что меньше задолженностей. И прочее, прочее. Но, знаете, даже по стартапам вот такая информация, которая мне очень нравится: на 1 доллар вложений инвесторов там, там, где есть смешанные команды, возврат 78 центов. А там, где есть только моногендерная, то есть, или мужчины, или женщины, то всего 36 центов возврата. Такой статистики, собственно говоря, в России никто об этом не знает. И почему я стала говорить на эту тему? Опять же, не потому, что я борюсь за женские права. Когда я стала готовиться вот к этим выступлениям, а после этого я выступала, у меня около двухсот конференций, которые я провела, я просто поразилась, сколько есть доказательств. И о них никто не рассказывает в России! И я стала об этом рассказывать в России. И поэтому появился интерес к этой тематике и у мужчин, и у женщин, и у компаний. И на этом же основании мы перешли в другую экономическую фазу, у нас сейчас изменилась идеология бизнеса после Давосского манифеста, когда у нас стало приоритетным так называемое ответственное инвестирование, вы знаете, ESG – это сейчас является основным трендом в бизнесе. Любой бизнес расценивается с трех параметров. Первое – как он влияет на окружающую среду и что бизнес делает, чтобы ее, по крайней мере, очистить. Второе – как продвигаются социальные факторы, то есть, равенство, безопасность труда. И третье – это прозрачность управления и корпоративное управление. Поэтому вот сейчас появляются экономические рычаги так называемого восприятия женского лидерства. Поскольку по всем этим параметрам присваиваются определенные рейтинги и от совокупного рейтинга будет зависеть стоимость вашего кредита. Насколько вы, как компания, можете получать и какой объем средств. И по какой цене. Либо на бирже, либо у инвесторов. На основании вот этих исследований, например, Nasdaq – это крупнейшая биржа мира и Goldman Sachs – крупнейший инвестиционный банк, они сказали, что мы не будем выводить компании, где не будет диверсификации.

А. Сулхаева:

- То есть, нужны какие-то общие правила, по которым будут работать компании.

Е. Речкалова:

- Они создают новую норму. Но заставить это компании сделать невозможно, кроме как экономическим путем. Он является самым эффективным – это экономический прессинг и экономические условия. Ну, и все равно нужна обязательно пропаганда. Вот мы сейчас находимся в той стадии, когда нам нужно просвещать, то есть, в России об этом ничего не известно. В России, вообще, нет женского вопроса, в России нет женской повестки. И поэтому я и говорю, что у нас, да, нам нужно перевести из социального вопроса женский вопрос детских садов, так далее, в экономический. И тогда все встает на свои места, потому что я вот э ту тему продвигаю как бы три года. И я внезапно вижу, что это тема!

Я ее начала просто, знаете, ну, вот мне интересно было. И вдруг это стало мейнстримом. И вдруг начали все это слышать.

А. Сулхаева:

- Смотрите…

Е. Речкалова:

- Меняется отношение.

А. Сулхаева:

- Соглашусь, да, безусловно. Много реально двигателей этого прогресса. И вы, и есть еще ряд женщин, которые продвигают.

Е. Речкалова:

- Да, конечно.

А. Сулхаева:

- Начиная с Валентины Ивановны Матвиенко. Но, тем не менее, мне кажется, что женский вопрос не станет экономическим до тех пор, пока не будут решены базовые социальные вопросы. Ведь мы правильно начали говорить, что алиментов не могут женщины добиться, вопрос с домашним насилием, вообще, с базовой безопасностью, он не решен. Поэтому как бы вот нас сейчас люди слушают и думают о том, что какие советы директоров! Ну, какая экономика, к черту!

Е. Речкалова:

- Смотрите…

А. Сулхаева:

- Если вот она не может алименты добиться у мужа.

Е. Речкалова:

- Причем здесь советы директоров? Советы директоров у нас всего 10% женщин, в мире около 40%. И там введены гендерные квоты, потому что это экономически выгодно. Но чтобы попасть в советы директоров, нужно формировать другую ментальность и формировать это вот снизу. То есть, что такое совет директоров? Это формирование сверху потребности. Но, на самом деле, надо дать возможность всем женщинам вырасти, потому что да, неуверенность в себе, да, они не представляют себя в бизнесе. И они не представляют себя в бизнесе по одной простой причине: человек не может мечтать о том, чего он никогда не видел.

А. Сулхаева:

- В 90-е все пошли в бизнес. И бывшие учителя, и научные сотрудники. Но это такой был бизнес, скажем, понятный.

Е. Речкалова:

- Конечно. И стали зарабатывать деньги. И надо сказать, с этого времени ничего не поменялось! Надо зарабатывать деньги.

Я совершенно вот убеждена, что вот одной из главных причин домашнего насилия является отсутствие финансовой независимости женщин. Вот эта вот ментальность, что да, я – вторая, а что, по-другому можно? Знаете, после встречи с этими замечательными женщинами, а мне там пишут по 10-15 человек с одним только вопросом: а что, можно?

Можно! Потому что мы 20 лет были такие же, как вы. И когда я получила свою первую квартиру, я за 2 рубля 60 копеек ее отремонтировала. Я просто покрасила сама со своим мужем стены белой краской. Это было 30 лет назад. Потому что у нас просто не было денег. И тогда были все в одинаковой позиции. И это не потому, что мне там повезло, ну, в общем, это мог сделать абсолютно каждый. И я вот удивляюсь женщинам, которые никуда не стремятся, потому что они не решают вопрос своей собственной безопасности будущего. А будущее непредсказуемо.

А. Сулхаева:

- Мы уже затронули с вами вскользь тему квот, когда говорили про топ-менеджмент и высшее управление компаний. Вообще, во многих странах, думаю, вы прекрасно это знаете, существуют квоты, в том числе, законодательные, что в политике, в советах директоров, в крупном бизнесе обязательно должен быть какой-то определенный процент женщин. Вот как вы относитесь к такому вот прям регуляторному, так скажем, подходу? Насколько это, вообще, могло бы работать в нашей стране? И не извратилось бы эта идея в какое-то другое русло? Когда появились бы в советах директоров женщины, которые не сами туда дошли.

Е. Речкалова:

- Во-первых, гендерные квоты, которые вводятся и в политике, и в советах директоров, это не женские квоты. Это гендерные квоты. Это означает, что должны быть сбалансированы управленческие команды. И это говорит о том, что должны быть представлены оба и даже там другие полы, потому что это экономически выгодно.

У нас в России женщин в советах директоров по разным оценкам 10-11 %, например, во Франции 46%. И там введены квоты 40% обязательно должны быть представлены оба пола. И если пол не представлен, то компания платит штраф 500 тысяч евро. Это места не занимается. И еще часто принимают решения, что решения совета директоров не легитимно, если там нет паритета. Вот это, вообще, очень жестко!

А. Сулхаева:

- Но это работает! Поэтому там 46%.

Е. Речкалова:

- Только я еще хочу объяснить еще дальше. Там к некоторых компаниях уже женщин больше, чем 40%. И тогда он не набирают женщин. Потому что есть такая политика – так называемая «позитивная дискриминация», то есть, при равной квалификации – ключевое слово. Должны быть приравнены квалификации. Берется человек того пола, которого не хватает до квоты. Позитивная дискриминация. Поэтому когда часто задают вопрос: а в России это будет искажено, потому что там будут своих дочерей… Понимаете, чтобы стать членом совета директоров, нужно, как минимум, пять лет руководить компанией. Это тяжелое бремя. Там невозможно назначить человека с улицы и под рекомендации, если человек не имеет квалификации. Есть требования просто к совету директоров, что совет директоров, скажем, в банках утверждается Центральным банком. Должен быть позитивный имидж, удачные проекты, то есть, должна быть история у человека и положительная бизнес-репутация. Поэтому это достаточно сложно.

А. Сулхаева:

- Обойти это невозможно, вы считаете?

Е. Речкалова:

- Это невозможно обойти, но в банках это обойти или не обойти невозможно, потому что есть требования к совету директоров, к членам. Если говорить на распространение вот этих вот квот на компаниях, тут просто нужно ввести правила. И тогда отрубаются вот эти. И люди, которые, как мне кажется, вам не соответствуют.

Понимаете, вот эта вот идеология: а где мы наберем женщин и мы боимся, что дочери будут, вот эта идеология не продвинутого общества, у которого нет той самой корпоративной культуры, корпоративного управления, которое является гарантом устойчивого развития в развитых странах и в больших компаниях.

А. Сулхаева:

- Возвращаемся к формированию современных ролевых моделей. И женщин, в том числе…

Е. Речкалова:

- Да, конечно. И, вообще, культуры нашей – бизнес-культуры. Потому что сейчас меняется философия бизнеса. И, вообще, вот посмотрите, то, что я вам рассказывала, что сейчас крупнейшие инвестиционные компании и биржи требуют diversity – это означает, что будет каскадирование вниз. И, вообще, сейчас время построения женских карьер, потому что возникает потребность наверху – спрос. Это означает, что высвобождаются позиции внизу. И очень клево быть в начале, поэтому, женщины, готовьте себя к карьере. Это совсем не сложно! Это очень интересно! Это дает совершенно другую жизнь, потому что, например, для меня карьера – это источник свободы. Это не рабство. Это не тяжелый труд. Это удовольствие общения с интересными людьми, это постоянное саморазвитие. И я каждый день открываю новые краски жизни. И ничто не дает вот такого стимула, как работа. И развитие. Не надо сидеть каждые сто лет на одной позиции, наоборот, надо развиваться, переходить на новые специальности, открывать для себя новые знания. И тогда вы решите вопрос, который, между прочим, сами себе не задаете. Вопрос такой: если вы не работаете, а будете ли вы интересны вашим детям и мужу через тридцать лет? Если у вас нет стимула для развития.

А. Сулхаева:

- Вопрос риторический. Думаю, каждый сам для себя…

Е. Речкалова:

- Ну, задумайтесь вы об этом!

А. Сулхаева:

- Конечно!

Слушайте, хочу такой вот финальный вопрос, прежде чем мы перейдем именно к стимулам, к мотивации, почему это нужно делать. У меня в этом, конечно, нет никаких сомнений, что это необходимо и для того, чтобы быть интересной и себе, и окружению, и мужу, и детям, естественно, нужно развиваться. Идти вперед и ставить перед собой амбициозные цели. Узнавать что-то новое.

Но я вот, все-таки хочу понять. Какие еще могут быть у нас инструменты для того, чтобы, действительно, у женщин были более открытые дороги? Например, вот вы уже сказали, что женщины – есть более ответственные заемщики в банках тех же самых. У меня не так давно была в гостях в эфире Анастасия Татулова – известный борец за права предпринимателей, омбудсмен по малому и среднему бизнесу. И она рассказывала о том, что женщина не просто ответственный заемщик в бытовых своих вопросах, но женщина-предприниматель, которая берет кредит на бизнес, у нее просто стопроцентный возврат всегда практически.

Так, может быть, тогда банки и должны выступать, в том числе, тем институтом, который помогает женщинам-предпринимателям развивать свой бизнес, давать кредиты под меньшую процентную ставку, может быть? То есть, всячески привлекать женщин-предпринимателей интересными условиями. Притом, что Анастасия та же сказала о том, что часто это, как раз, наоборот бывает, то есть, женщинам кредиты часто выдаются даже под больший процент. Вот это для меня стало целым открытием!

Е. Речкалова:

- Во-первых, это все так и происходит, потому что есть программы поддержки женского лидерства в малом бизнесе. И, между прочим, тут можно порадоваться, потому что где-то 40% собственников малого бизнеса являются женщины.

А. Сулхаева:

- Малого, да?

Е. Речкалова:

- Да. Единственная проблема заключается в том, что средние оборот их бизнеса очень маленький. Ну, там не больше полтора-два миллиона. И поэтому первый вопрос – надо увеличивать количество женских стартапов, второе – учить их строить бизнес так, чтобы бизнес расширялся. Вот сейчас, мне кажется, все находятся на этапе: давайте мы женщин привлечем, обеспечим им как бы условия для открытия счетов и так далее, для начала. И теперь, скоро мы, вероятно, перейдем к ситуации, когда надо учить женщин строить бизнес. Вот смотрите, есть такая вот вещи, надо понимать, что банки больше, чем компании заинтересованы дать деньги заемщику. Вот это странно, да? Каждый раз говорят, ну, не может быть. Да, это так. Потому что банковский бизнес строится на том, что вы продаете деньги. Но надо найти заемщика, который эти деньги вернет. И поэтому часто процентная ставка зависит от того, как банк оценивает этот бизнес. Поэтому, ну, надо строить правильный бизнес, надо научиться делать так, чтобы твой бизнес был так интересен банку. Это очень простой рецепт, но это так оно и есть.

Сейчас, мне кажется, что есть прекрасные программы поддержки вот социального предпринимательства. И предпринимательства женских стартапов, акселераторов и так далее. Этот вопрос, мне кажется, решается. И могут быть даже субсидии, они есть.

А. Сулхаева:

- Слушайте, но при этом, мне кажется, что люди мало информированы об этом.

Е. Речкалова:

- Это другой вопрос.

А. Сулхаева:

- Я недавно тоже выступала на одной конференцией перед женщинами-предпринимателями Иркутска. И вот пока я дошла до своего выступления, я слушала, о чем они говорят. И там ключевой вопрос, который они задавали – это было в центре «Мой бизнес» , который занимается просвещением, образованием и, в общем-то, все инструменты у них, как раз, для того, чтобы им стартовать и так далее, получить какую-то консультацию. И вот женщины в Иркутске, предприниматели начинающие, они все спрашивали: ну, так создайте нам какую-то единую страницу на вашем сайте, где будут собраны все инструменты, которые вот, собственно, есть для того, чтобы стартовать. Ну, это же все уже сделано! Но люди об этом не знают.

Е. Речкалова:

- Слушайте, это меня всегда поражает, когда женщина говорит: дайте мне вот это, вот это. На самом деле, берите сами! Ну, узнавайте сами. Проявляйте какую-то активность. Вот эта вот позиция: я всегда второй, которая свойственна женщинам, она мне кажется, лишает их многих возможностей. Мало кто пробует, мало кто ищет. Есть, конечно, которые пробуют и ищут, но я тоже часто сталкиваюсь с тем, что все говорят, ну, а где нам взять кредит? В банке. Есть кредиты малого бизнеса, дают многие банки открыть. Вы просто узнайте требования. И дальше – им надо соответствовать. А вот как соответствовать? Это и есть очень сложно – учитесь, как правильно строить бизнес. Формируйте или найдите идею, которая интересна для бизнеса. Создайте уникальное торговое предложение, которое можно развивать.

И для этого очень часто вот женщинам, действительно, нужно менторинг.

А. Сулхаева:

- Вот! Хотела, как раз, к э тому вопросу прийти.

Е. Речкалова:

- Менторинг, наставничество. Их надо просто подтолкнуть. И я сейчас этим занимаюсь. И, собственно…

А. Сулхаева:

- Я знаю, что вы – профессиональный бизнес-ментор. Давайте для начала аудитории расскажем, а что это такое, что такое менторство? Зачем это нужно? И почему вы в это пошли? Ведь вы же практик, вы занимались всю жизнь бизнесом, строили розничную сеть банковскую и так далее.

Е. Речкалова:

- Вы знаете, во-первых, моя жизнь – это жизнь смыслов. Вот последнее время я, действительно, увлеклась темой женщин. Вообще, все, что я делаю, я хотела изменить мир. И когда я выдавала кредиты и строила какие-то конвейеры кредитные, это для того, чтобы осчастливить много людей, потому что кредиты осуществляют их текущие проблемы. И вот я обратила внимание, когда ко мне стали обращаться женщины, что они не ориентируются в очень простых вещах, им очень страшно. Просто страх, неуверенность в себе, они не знают, что делать, что дальше. И они не привыкли принимать решения и так далее. Поэтому очень простыми вещами их можно ? индивидуальными консультациями. Но у нас есть сообщество женщин – топ-лидеров, вот, действительно, тех, которые являются героинями нашей передачи. И у них у всех они воспринимают на этом этапе жизни свою миссию, как помогать тем женщинам, которые этого не знают.

Поэтому что решает ментор? Ментор определяет ваши сильные черты. Не слабые. А сильные. И говорит, что надо развивать. Ментор дает профессиональные советы. Ментор вдохновляет. Ментор… Кстати, отличие менторинга от коучинга заключается в том, что коучинг дает вопросы – человек сам на них отвечает, а менторинг, помимо этого, еще и дает советы, как это делать.

Я очень часто даю советы, куда устроиться на работу, как лучше, какие-то даже элементарные вещи, как написать резюме, хотя тоже вызывает большой вопрос. Я очень часто знакомлю, потому что у меня большой нетворкинг. И, вообще, вы знаете, есть очень такая простая формула, которая мне очень нравится: вы – тот человек, который представляет среднее арифметическое с тем, с кем вы общаетесь. Поэтому ментор может вас вывести на другой уровень, Поэтому для того, чтобы выйти на другой уровень, нужно найти людей другого уровня.

То же самое: как можно зарабатывать больше? Найдите людей, которые зарабатывают больше. Общайтесь, спрашивайте у них. И учитесь. И вот эти вот простые правила кажутся труднодостижимым, потому что, ну, как я выйду к людям, которые там меня не знают? Начните. Найдете и ментора, найдете и наставников, и они вам скажут, что подучить, и это, вообще, путь.

А. Сулхаева:

- Дорогу осилит идущий.

Е. Речкалова:

- Конечно! Никакой быт не должен этому мешать, потому что когда мы говорим: женщины занимаются бытом, воспитанием детей, это означает, что они не ставят перед собой других целей. Потому что можно все успеть. У нас у всех 24 часа в сутки. Кто-то успевает и ставит перед собой цель, добивается. А кто-то этого не делает.

А. Сулхаева:

- Об этом хотела тоже вас спросить, потому что, с одной стороны, общество ставит перед женщинами вопросы, задачи о том, что вот вы должны воспитывать детей и это совершенно правильно. Это базовая как бы такая миссия женщины – заниматься будущим нашего мира. Но, тем не менее, вы, в том числе, вы работали по 13 часов в банке, насколько я знаю. Как удавалось совмещать то самое – жизнь, работу, карьеру, воспитание детей, мужа, с которым вы уже более 25 лет. Как вы находили ту золотую середину или, как сейчас принято говорить, колесо баланса?

Е. Речкалова:

- Не находила. Постоянно была вина, пока я на работе – вина перед семьей. Когда я с детьми, со своей семьей – у меня в голове крутилось много вопросов рабочих. И это не правильно. И я поэтому сейчас хочу говорить женщинам, что нужно от этого уходить. Есть способы, технологии, как сделать свою жизнь более, скажем так, не рациональной, а легкой. Как к этому относиться. Ведь вопрос только в наших отношениях.

Для того, чтобы успевать на работу, ну, надо быть более профессиональным. Надо освоить техники тайм-менеджмента, построения целей, структурирования этих целей. И это просто техники.

А что касается семьи, то я понимаю, что работа была для меня хобби. Мне страшно повезло, потому что мне нравилось то, что я… Я, вообще, делаю только то, что меня вдохновляет.

А. Сулхаева:

- Всегда так было?

Е. Речкалова:

- Всегда. То есть, я выбирала только работы, которые меня жутко драйвили. И поэтому я не замечала вот этого вот…

Кроме того, один из очень хороших секретов заключается в том, что семья тебя, то есть, работа и семья не раздельны. Например, часто я брала детей в командировку. Мои коллеги часто приходили к нам домой, потому что можно совместить и досуг, и… И, наверное, самый главный рецепт – это, конечно, делегирование. Делегирование, потому что женщины не умеют делегировать, потому что они по глупости считают, что они это делают лучше других. Нет!

А. Сулхаева:

- Я очень часто это слышу: «Мне проще сделать самой, чем рассказать, как».

Е. Речкалова:

- Нет, это не так, потому что вы съедаете свое время, а жизнь конечна. Конечна! И дети вырастают. И все меняется в этом мире, поэтому надо успевать, надо дело делегировать, как способ получения новых степеней свободы.

А. Сулхаева:

- Вот скажите, вы часто в рамках своей менторской деятельности общаетесь с молодежью, с девушками, которые только начинают свой путь. И построение карьеры. Вот психологически по теории поколений, которое всем нам известно, те, кому сейчас 20-25 лет, они вот подходят к своей карьере, они, вообще, годятся на роль руководителя? Потому что, понятное дело, что сейчас женщины, которые находятся у руля, при каких-то должностях, это женщины среднего-старшего возраста. Они пришли в бизнес еще в 90-х. Имеют закалку. Прошли огонь, воду, там медные трубы и так далее. А, в общем-то, новое поколение – все эти зэты, альфы еще дальше, они, конечно, такие, ну, более мягкие, на них прикрикнуть где-то нельзя. И в целом они выбирают больше комфорт какой-то свой душевный, свое какое-то удобство, удовольствие от жизни. И для них это важнее, чем деньги и должности.

Вот такие психотипы, люди с таким менталитетом, они могут управлять бизнесом?

Е. Речкалова:

- Я, пока мы с вами разговаривали, ни разу не сказала про деньги. Я говорила про реализацию…

А. Сулхаева:

- И финансовую независимость.

Е. Речкалова:

- … и удовольствие. То, о чем я говорила. Поэтому, ну, вот у меня младшая дочь, ей 25 лет. И она очень независимая девушка, она говорит, что ей не нужно выходить замуж, потому что я выйду замуж, когда я реализую свои карьерные какие-то стремления.

А. Сулхаева:

- Таких очень много.

Е. Речкалова:

- И таких очень много. И, в принципе, это ужасная глупость, потому что надо все делать параллельно. И не надо выбирать. Потому что первое и второе дополняют друг друга – вот что самое главное.

Когда ты выходишь замуж, ты становишься, ты приобретаешь не только своего мужа, ты приобретаешь его интересы, его друзей, его связи, то есть, ты расширяешь, у тебя появляется более широкая палитра инструментов. Это просто удовольствие еще, да? Поэтому я не говорю про деньги, я говорю про самореализацию. Притом, что они, действительно, может быть, не стремятся к такому административно-командным путем, которым они шли, они хотят что-то сделать. А если ты хочешь что-то сделать, то тебе придется управлять. Просто не так административно. Сейчас же другой тип лидерства.

А. Сулхаева:

- Не вертикального.

Е. Речкалова:

- Да, не вертикального. Сейчас лидерство – это партнерство.

А. Сулхаева:

- Да.

Е. Речкалова:

- Это равное партнерство, но чтобы тебя признали лидером, ты должен быть играющим тренером. Ты должен знать больше других, ты должен привлекать в команду людей, которые обладают компетенциями, которых у тебя нет. И этих людей развивать.

Поэтому у нас сейчас развивающее лидерство. И я считаю, что основным двигателем это будет, конечно, самореализация.

А. Сулхаева:

- И смыслы.

Е. Речкалова:

- И смыслы.

А. Сулхаева:

- Согласились. Действительно, даже есть исследования ВЦИОМ, которые рассказывают, как люди видят лидера. То есть, это не тот, кто командует, не тот, кто дает указания.

Е. Речкалова:

- Нет, конечно.

А. Сулхаева:

- Это тот, кто работает в партнерстве. Тот, кто, безусловно, обладает авторитетом, но он его завоевал не за счет того, что он повелевал, а за счет того, что он вместе со всему работал на одну общую задачу. И всегда вел их вперед. И помогал людям реализовываться и развиваться вокруг себя, мне кажется, это очень важно.

Е. Речкалова:

- Вы знаете, вот все проекты розничные, которые я построила, ну, они были самыми успешными на рынке. И мы там… Последний проект, мы много лет были лидерами рынка по приросту портфеля. Я считаю это, потому что я собрала и мотивировала прекрасную команду. На самом деле, я просто мотивирующий лидер. И все были, бежали в одном направлении как бы с удовольствием.

А. Сулхаева:

- Как вот в этом ритме вы отдыхаете? И есть ли у вас какой-то способ, вообще, восстановить свои силы? Даже вот после такого самого трудного насыщенного трудового дня.

Е. Речкалова:

- С годами, действительно, меняются инструменты. Я раньше не могла с собой справиться. То есть, я приходила вся нагруженная проблемами, проговаривала сто раз то, что я… Беседы, которые мне надо было, которыми я не довольна, занималась самокритикой. И самоедством по-хорошему, потому что синдром самозванца сильный очень был. И он абсолютно у всех.

А. Сулхаева:

- Он очень часто у женщин…

Е. Речкалова:

- Да, у женщин он чаще, но он у всех, конечно, есть. Но у меня другое отношение к синдрому самозванца. Его не надо лечить, его надо поощрять. Могу отдельно поговорить.

Вот. Ну, потому что я не знала техник, как от этого уходить. И техники заключаются в том, что надо найти в этом удовольствие. И сейчас, чем я занимаюсь, я не считаю работой. Я занимаюсь тем, что мне нравится, я занимаюсь хобби. То есть, это удивительная вещь, что надо найти то, за что ты получаешь деньги, то, что приносит тебе удовольствие. А это значит, надо найти смысл. Когда вы видите здравый смысл, какую-то цель, какое-то решение глобальное проблемы, ты не зарабатываешь деньги, ты решаешь эту проблему. А если это правильные ценности и правильный смысл, все – весь мир становится твоим союзником, твоим инструментом. И они усиливают эту идею. И от того, что эта идея растет, ты получаешь большое удовольствие.

А. Сулхаева:

- И вот в завершении нашего разговора наша традиционная рублика: пять советов. Так как мы встречаемся в предновогодние дни, я предлагаю превратить эту рублику из пяти советов в пять желаний. И попрошу вас, Елена, загадать пять желаний для всех женщин и для себя самой, которые помогут нам в будущем году стать счастливее, реализованнее, успешнее и, наверное, расширить какие-то свои границы и ограничивающие убеждения.

Е. Речкалова:

- Интересное задание. Я, конечно, быстро его не выполню.

А. Сулхаева:

- Можно думать, у нас есть время.

Е. Речкалова:

- Да. Ну, скажу неожиданную вещь. Знаете, люди не знают, что они не знают. Поэтому мы не можем мечтать о том, что никогда не видели. Поэтому сейчас есть такое – часто используют: пусть ваши мечты превзойдут те мечты, о которых вы мечтали. То есть, вы пока не знаете, о чем надо мечтать.

Поэтому, ну, во-первых, я хочу сказать, что самое важное – это любить свою семью. Это – колоссальный источник энергии и это ваши амбассадоры. Надо думать о будущем. И не представлять будущее как тяжелую ношу, тот воз, который ты везешь. Надо поощрять синдром самозванца, потому что синдром самозванца – это не твоя слабость, а твоя сила, потому что регулярно ты как бы хочешь от него избавиться тем, что ты решаешь эту проблему, приобретаешь новые знания.

Женщины часто не умеют себя выдвигать. Им кажется, что их никто не видит.

Сделайте так, чтобы вы были видимы. Проявляйте свою видимость. Я считаю, что самый клевый способ, в чем я черпаю энергию, это обучение. Вот я сейчас стала учиться в Сколково, хотя, кажется, ну, что мне учиться? Да? А я колоссально… Потому что чем больше ты знаешь, тем больше ты понимаешь, что ты не знаешь. Поэтому обучение – это как источник роста, вдохновения и, вообще, подумайте, что вас драйвит. Вот я уверена, что стопроцентно всегда драйвит ощущение успеха и ощущение роста. Найдите себе точки роста! И выращивайте их, поливайте их. И ищите амбассадоров, которые вам будут помогать.

Ну, понимаете, в моей жизни, наверное, самое главное – это любовь. Любовь к тому, что я делаю. Любовь к своей семье. И любовь к этому миру, краски которого, я знаю, еще не все для меня открыты. И вот эта любовь к тем краскам, которых я не знаю, это, наверное, самый главный двигатель развития.

Поэтому жизнь прекрасна. Самое прекрасное, что есть в жизни – это дети. Семья и смыслы, которые ты реализуешь.

А. Сулхаева:

- На этой замечательной, прекрасной, вдохновляющей ноте будем прощаться Спасибо вам большое за эту откровенную беседу. Это было, действительно, мотивирующее. И я уверена, что это поможет многим нашим слушательницам обрести уверенность в себе, что, на самом деле, самое ценное сегодня для развития.

Е. Речкалова:

- Да. И хочу сказать, что часто женщины не обращаются ко мне или к таким… Потому что они боятся и думают, что мы находимся в разных как бы категориях. Поверьте мне, мы все очень рады, когда вы обращаетесь. Убейте свои страхи! И сделайте этот шаг, найдите человека, который вам в жизни будет помогать. Мы готовы этим заниматься. И наше сообщество - с удовольствием помогаем женщинам и обучаем, и вдохновляем, и помогаем в построении карьеры.

А. Сулхаева:

- Спасибо огромное! Это было «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда»!