Российская финансовая разведка научилась отслеживать финансирование террористов с помощью криптовалют
А. Сулхаева:
- Здравствуйте, друзья! С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». И сегодня у нас в гостях практически Джеймс Бонд, но в юбке. Вместо пистолета и жучков у нее на вооружении книги по юриспруденции и море знаний в этой области.
Встречайте. Ольга Тисен, начальник юридического управления Федеральной службы по финансовому мониторингу (который часто называют просто финансовой разведкой), так скажем, сопредседатель рабочей группы по взаимным оценкам и правовым вопросам Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, эксперт ООН по противодействию финансирования терроризма, доктор юридических наук и выпускница программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж». Вот сколько регалий у вас. Оля, здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашей студии.
О. Тисен:
- Здравствуйте.
А. Сулхаева:
- И сразу же первый вопрос (я думаю, вы подозреваете) на злобу дня. Вообще давайте порассуждаем. Понятие права, закона в каком-то моем, таком обывательском совершенно понимании, они держатся на том, что в обществе в глобальном смысле существует такой гласный, негласный договор, что это всё – некий свод правил, который обязателен для всех, вроде как это не оспаривается. И этот свод правил, он имеет силу, его все обязаны соблюдать и как бы нести ответственность, если не соблюдают. При этом в этом году, я думаю, что все события, которые мы видим на международной арене, зачастую показывают, что вот этот договор, он либо уже силу утратил, либо он применяется не всегда ко всем равноправно, я бы так сказала. Примерно в одинаковых ситуациях он где-то применяется к кому-то, где-то не применяется, очень такой он становится избирательный, скажем так. На ваш взгляд, вообще право, оно живо, ему как-то можно доверять, оно вообще как-то соблюдается сегодня?
О. Тисен:
- Очень актуальный вопрос, Анжелика. Действительно, в нормах международного права есть основополагающие принципы, среди которых, прежде всего, добросовестное исполнение государствами своих обязательств и содружество между странами. В последние же годы фактически ряд стран в одностороннем порядке отказываются от исполнения международных обязательств и произвольно исключают государства из международных организаций. Так происходит и сейчас. Фактически мы сейчас переживаем новую реальность. И несмотря на то, что происходит, Россия по-прежнему является надежным партнером и исполняет все основополагающие нормы и принципы международного права.
А. Сулхаева:
- Хотелось бы каких-то ответных реакций, но я понимаю, что это не к вам немножко вопрос. Скажите тогда ближе к вашей специализации. Так как вы, насколько я знаю, специализируетесь, в том числе, на финансовой безопасности, для наших граждан очень актуальный, я думаю, вопрос будет. Учитывая ту обстановку, о которой мы уже с вами поговорили, и ту дискриминацию, которую мы видим по отношению к нашим русским людям за границей, вообще насколько в принципе сегодня безопасно с финансовой точки зрения открывать какие-то счета за рубежом, покупать недвижимость, вроде как даже, допустим, на сегодняшний день в дружественных государствах? Я знаю, что многие наши соотечественники покупают жилье где-то в азиатских странах, в Турции, еще где-то. Насколько это сейчас вообще безопасная среда для денег?
О. Тисен:
- Практика последних лет показывает, что покупка недвижимости и хранение активов, прежде всего, в недружественных странах, перечень которых определен постановлением правительства (их сейчас 49), безусловно, не является безопасным. Санкции в разных странах настигают даже граждан, которые не имеют никакого отношения ни к государственным органам, ни к политике. Поэтому в ряде случаев стоит, возможно, и воздержаться от покупки недвижимости и вложения активов в государствах за рубежом.
Сейчас, в действующей ситуации каких-то универсальных советов на эту тему просто невозможно дать. Потому что, как вы справедливо отметили, в недружественных государствах (США и их союзниках) нормы международного права применяются избирательно.
А. Сулхаева:
- Спасибо большое. Давайте тогда перейдем уже к вашей основной деятельности. Поясним нашим слушателям, напомним им (или кто-то даже, наверное, впервые узнает), чем, собственно, вообще занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу. Максимально непонятно звучит для обычного человека.
О. Тисен:
- Федеральная служба по финансовому мониторингу либо финансовая разведка – это государственный орган, который подчиняется президенту Российской Федерации и занимается следующими направлениями. Противодействие легализации преступных доходов, финансированию экстремистской деятельности и терроризма, а также противодействие финансированию, распространению оружия массового уничтожения. Также финансовая разведка является национальным центром оценки рисков, которые возникают в результате сомнительных и незаконных финансовых операций. Мы занимаемся не только выявлением таких операций, но и способствуем сохранению бюджетных средств и являемся органом, который ответственен за реализацию международной политики в сфере противодействия легализации доходов и финансирования терроризма.
А. Сулхаева:
- Конечно, когда вы говорите «легализация», «терроризм», «финансирование» и т.д., я думаю, обычный человек слушает по ту сторону радиоприемника и думает: при чем тут я вообще, меня это никогда не коснется, я же явно ничего не финансирую. А вот насколько вообще обычный человек может попасть в поле зрения вашей службы? Вот, например, заняла денег подружке, а подружка попала в какую-нибудь нехорошую историю, о которой ты, может быть, даже и не знала. И вот ты уже финансируешь буквально ее деятельность. Сейчас, в свете нашего безумного совершенно мира и событий, которые происходят, как бы нельзя исключать и такой поворот, наверное? Или нет, или я уже, конечно, утрирую?
О. Тисен:
- Анжелика, если ваша подружка непричастна к террористической деятельности…
А. Сулхаева:
- А мы можем не знать об этом. Мало ли, может, она причастна и никому не говорит?
О. Тисен:
- Российское законодательство предусматривает недопустимость субъективного вменения. Это когда человека привлекают к ответственности без его вины. Поэтому для привлечения к ответственности важно, чтобы человек, который предоставляет средства, знал о том, что их получатель является террористом либо экстремистом.
А. Сулхаева:
- А как доказать, что он знал или не знал?
О. Тисен:
- Поверьте, правоохранительные органы Российской Федерации научились доказывать умысел на совершение преступления.
А. Сулхаева:
- Звучит страшно на самом деле. Оля, вы сопредседатель одной из рабочих групп Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, как мы озвучили в самом начале. Каковы в этой сфере ваши задачи лично?
О. Тисен:
- Задача сопредседателя рабочей группы состоит прежде всего в модерировании, проведении соответствующих мероприятий, тщательном изучении всех материалов, которые готовит по этому направлению Евразийская группа, взаимодействие с иностранными партнерами, подведение итогов взаимных оценок, соблюдение законодательства в целях противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма в странах ЕАГ, а также иные задачи.
А. Сулхаева:
- А какие страны входят в Евразийскую группу?
О. Тисен:
- В Евразийскую группу входят: Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Россия, Индия и Китай.
Кроме того, мы работаем вне политики. И с учетом того, что большинство стран ЕАГ имеют почти вековую совместную историю, мы, безусловно, говорим на одном языке. Мы по-прежнему еще с большей усидчивостью решаем совместные задачи. Идем в ногу со временем. Ну, и лидер, председатель ЕАГ способствует фактически незамедлительному решению всех задач, которые перед нами стоят.
А. Сулхаева:
- Вот, кстати, про время. Хочется сказать о том, что вот сегодня, в век развития интернета, криптовалют, когда любую операцию, собственно, можно вот таким образом провести, насколько можно сейчас эффективно отслеживать и предотвращать возможно легализацию тех самых преступных доходов и финансирование терроризма. Есть уже какие-то в этом направлении достижения?
О. Тисен:
- Мы стараемся идти в ногу со временем. Постоянно появляются новые платежные инструменты, криптоактивы, виртуальные активы и валюты. И в том числе российские государственные правоохранительные органы постоянно разрабатывают новые способы выявления и пресечения таких незаконных и преступных финансовых и иных операций. Ну, например, Росфинмониторинг совместно с иными ведомствами разрабатывает программы отслеживания криптовалют и активов для того, чтобы предотвращать и своевременно выявлять совершение преступлений с их помощью. На базе Федеральной службы по финансовому мониторингу развивается проект «Прозрачный блокчейн», который позволяет отслеживать транзакции криптовалют. И, благодаря сотрудничеству с правоохранительными органами, устанавливать лиц, которые их используют для преступных целей.
В действующих реалиях очень сложно успеть за изменяющейся оперативной обстановкой. Но Росфинмониторинг – молодая, проактивная организация. Мы стараемся идти в ногу со временем, постоянно разрабатываем и выявляем новые типологии совершения незаконных финансовых операций. Ну, и совместно с иными субъектами российской антиотмывочной системы стараемся вовремя их выявлять и пресекать.
А. Сулхаева:
- Серьезная у вас деятельность, хочу я вам сказать. Слушайте, ну, если продолжать тему развития интернета, как я уже сказала, вы – выпускница программы «Женщина – лидер» мастерской управления «Сенеж». И ваша команда в этой образовательной программе разработала как раз проект «Безопасный интернет». А почему была выбрана именно эта достаточно широкая тема?
О. Тисен:
- Мы выбрали именно эту тему, потому что проблемы противодействия противоправных влияний в интернете – это проблема, которая касается каждого из нас. И сегодня интернет – это не только уникальная платформа для больших возможностей вне государственных границ, но и основная площадка для вербовки в радикальные организации, распространение фейков, мошенничества и вовлечения детей в противоправную деятельность и склонение к суициду. Именно поэтому мы выбрали проект «Безопасный интернет», который направлен одновременно на решение нескольких задач. Мы реализуем мероприятия и после окончания программы «Женщина – лидер».
А. Сулхаева:
- Это очень важно. На ваш вот такой человеческий, так скажем, взгляд, для кого сегодня в принципе интернет опаснее? Для детей, которые уже, ну, по сути, второе поколение, да, растет полностью в сети, в век абсолютной технологизации? Или все-таки для взрослых, я имею в виду для старшего поколения, которому сложнее осваивать эти технологии? В чем вообще сегодня состоят такие, может быть, основные опасности в интернете для людей, в принципе?
О. Тисен:
- Для каждой возрастной группы имеются свои угрозы в интернете. Но дети, прежде всего, становятся уязвимыми для интернета. Сейчас не секрет, что, как правило, радикализация детей, подростков и молодых людей происходит именно в интернете, которые под воздействием вербовщиков и своих так называемых виртуальных друзей порою совершают бесчеловечные преступления. А старшее поколение нередко становится жертвами финансовых мошенников, их вовлекают в финансовые пирамиды. Многие из них воспринимают виртуального друга, которого они нашли в социальных сетях, в мессенджерах, как своего единственного защитника, вовлекаются в эту деятельность и порой не верят, что тот, с кем они общаются в интернете, в мессенджерах, на самом деле является преступником. Уже после окончания проекта мы провели ряд вебинаров, которые касаются пределов допустимости в интернете, для разных возрастов. Мы рассказали о том, какие репосты не нужно делать в социальных сетях, что размещать в открытом доступе, и за какие действия могут, может наступить ответственность.
А. Сулхаева:
- А вот это, кстати, вообще очень интересная тема. Потому что иногда кажется, что сегодня в интернете, в соцсетях небезопасно делать практически все. Можно ли вообще найти какую-то золотую середину поведения безопасного в интернете сегодня? Или это такой тонкий лед, что лучше вообще не наступать?
О. Тисен:
- Золотая середина, конечно, имеется. Прежде всего, не нужно размещать противоправный контент в интернете. Нужно помнить, что нередко в интернете складывается иллюзия безнаказанности, когда кажется, что ты в виртуальном мире защищен. И нередко это приводит к безнаказанному размещению угроз, призывов к насилию, распространению противоправного контента. И иногда даже совершению преступлений прямо в прямом эфире. Нужно помнить, что все, что мы выкладываем в сеть, фактически можно восстановить. И современные технологии позволяют правоохранительным органам делать это. И думать, прежде чем разместить в свободном доступе, в том числе пересылать в мессенджерах какой-либо контент.
Прежде чем разместить видео, фотографию либо отправить СМС, подумайте, готовы ли вы, чтобы этот контент стал доступен неограниченному количеству людей, вашим родственникам, детям, знакомым и так далее. Будьте осторожны, прежде чем выкладываете что-то в интернет.
А. Сулхаева:
- Да, заявочка такая, стало страшно вообще, сразу начала думать: так, а что я последнее время вообще писала или пересылала? Да вроде ничего такого. Ну, да ладно, приду – проверю. Как вообще попали на программу «Женщина – лидер»? Что она вам дала? Вообще зачем, какая была мотивация пойти учиться именно в этом направлении?
О. Тисен:
- Программа «Женщина – лидер», прежде всего, дает возможность повысить квалификацию, найти новых друзей, не только с разных уголков страны, но и женщин со всего мира, найти единомышленников, получить вдохновение в результате посещения онлайн различных мероприятий и узнать много нового. Именно на программе «Женщина – лидер» многие единомышленники, которые готовы тратить время, энергию на добрые дела, находят свою команду и развиваются в дальнейшем.
А. Сулхаева:
- Что вы для себя такое наиболее интересное почерпнули, наиболее полезное, может быть, в вашей ежедневной жизни?
О. Тисен:
- Ну, прежде всего, это опыт общения, знакомства с людьми, которые занимаются совершенно иной… видом деятельности, нежели я. Это профессиональные сотрудники пресс-служб, средств массовой информации, девушки, которые ведут социальные проекты не только в России, но и за рубежом. Это прекрасный опыт, который позволяет нам объединить свои усилия и сделать мир лучше.
А. Сулхаева:
- Готовясь к нашей встрече, я узнала, что вы – самый молодой в России доктор юридических наук, по крайней мере, на момент присвоения этой степени. Сколько лет вам было, когда вы стали доктором? Я думаю, что вы гордитесь, конечно, таким большим вашим достижением. Но вот именно с точки зрения того, что еще и самый молодой. Это как-то добавляет еще одну вишенку на торте к вашей награде?
О. Тисен:
- Я бы сказала, что путь к ученой степени доктора юридических наук был очень не простым. Я начала заниматься наукой на первом курсе вуза, когда профессор Антонина Петровна Гуськова сказала мне: из тебя выйдет большой ученый. Это придало мне энергии, веры в себя. Я выросла в маленьком населенном пункте, даже не думала когда-то, что я стану доктором наук. И в день поступления в аспирантуру досрочно вечером я родила ребенка, стала мамой, который прошел со мной весь этот путь. И, безусловно, молодой возраст для присвоения ученой степени доктора наук – это дополнительная сложность в этом процессе.
На сегодняшний день у меня более двухсот публикаций, я увлечена процессом, прежде всего, процессом написания книг, учебников, которых у меня сейчас более тридцати. И на сегодняшний день я член диссертационного совета по присвоению ученых степеней кандидатов и докторов наук при Российском университете правосудия.
А. Сулхаева:
- Оль, скажите, пожалуйста, почему именно юриспруденцию вы выбрали? Как, вообще, поняли, что это дело вашей жизни?
О. Тисен:
- Это было не сразу. После 9 класса я поступила в Бузулукский педагогический колледж, училась там, закончила Оренбургский государственный университет. Поэтому я не сразу сформировала свои ценности с точки зрения профессиональных качеств. Но обучаясь в вузе, я стала заниматься наукой. И увлеклась институтом присяжных заседателей. Моя кандидатская диссертация была посвящена влиянию эмоции на вердикт присяжных. И мне хотелось попробовать себя в качестве государственного обвинителя в уголовном процессе с участием присяжных. Именно поэтому я работала в органах прокуратуры, посвятила им 11 лет своей жизни. И помимо прочего, поддерживала государственное обвинение, в том числе, с участием присяжных заседателей. Применяла научные познания на практике.
А. Сулхаева:
Вот вам сегодня в вашей частной жизни такая выдержка помогает сохранять там спокойствие, не паниковать в ситуации, в которой мы все находимся, так скажем, не по своей воле.
О. Тисен:
- Безусловно, жизненный опыт- он откладывает отпечаток. В данном случае положительный. И помогает что бы ни случилось, сохранять эмоции и равновесие. Особенно на государственной службе, когда от решения задач федеральными органами исполнительной власти зависят судьбы людей на местах. Поэтому мы просто не имеем права не сдерживать эмоции и поддаваться им.
А. Сулхаева:
- Поделитесь тогда с нашими читателями какими-то правилами из своей жизни? Как сохранять спокойствие в любой стрессовой ситуации? Есть такие?
О. Тисен:
- Ну, прежде всего, наверное, нужно думать о том, что мир прекрасен. Семья дает нам силы для того, чтобы пережить все события, в том числе, негативные, которые случаются. Ну, и обязательно все будет хорошо.
А. Сулхаева:
- Спасибо большое! Будем заканчивать наш эфир, но напоследок, перед тем, как мы попрощаемся с нашими слушателями, у нас есть традиционная рубрика «Пять советов от гостя». И вот в ней я попрошу нас вернуться к началу нашего разговора. И дать нашим слушателям пять практических конкретных совета о том, как обеспечить свою безопасность в интернете сегодня, в том числе, финансовую, но, на самом деле, не только. Как не попасться на уловки злоумышленников и самим тоже ненароком не нарушить законы. И не иметь последствий.
О. Тисен:
- Прежде всего помните, что анонимность в интернете – это миф. Современные технологии позволяют установить лицо, которое разместило в свободном доступе противоправный контент где бы оно ни находилось. Во-вторых, обратите внимание на то, как и с кем проводят время ваши дети в социальных сетях и мессенджерах. Нередко именно в интернете дети поддаются вербовке и радикальному влиянию и впоследствии совершают бесчеловечные поступки. Кроме того, прежде чем разместить информацию в свободном доступе, необходимо помнить, что сейчас предусмотрена ответственность за распространение фейков, заведомо ложной информации о событиях и действиях. Поэтому если вы не уверены в достоверности информации, которую репостите, не размещайте ее в свободном доступе. Далее не поддавайтесь уловкам мошенников и финансовых пирамид, которые вы видите в интернете. Если вам предлагают вложить деньги с баснословной прибылью, процентами, задумайтесь: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И, наконец, прежде чем разместить комментарии под новостной лентой, острым новостным событием, постарайтесь не поддаться эмоциям. Поскольку вас могут спровоцировать и фактически любой призыв к насилию, к негативным последствиям может повлечь за собой ответственность. Будьте осторожны!
А. Сулхаева:
- Спасибо большое за этот важный и нужный в сегодняшнее время разговор. Это было «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда», слушайте нас по воскресеньям в 12.00.