Что значит - быть женщиной-пилотом

В гостях у Анжелики Сулхаевой пилот, депутат Тамбовской областной думы 7-го созыва, советник главы региона Светлана Слегтина

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда», проект, в котором мы общаемся с женщинами, достигшими успеха в самых разных областях, и готовыми поделиться своим опытом, своими рецептами счастья, карьеры и, конечно же, просто жизни.

Сегодня я даже не знаю, кто будет рулить нашей беседой, кто встанет у штурвала этого разговора. Потому что у нас по-настоящему уникальная гостья, с которой в этой студии у нас все будет буквально в первый раз. Первый раз в нашей студии девушка-пилот, причем девушка-пилот Boeing 777. И первый раз в нашей студии будущая мама, которая прямо сейчас находится в том самом прекрасном положении. Светлана Слегтина, пилот, депутат Тамбовской областной думы 7-го созыва, советник главы региона, финалист конкурса «Лидеры России. Политика» и выпускница первого международного потока программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж». Светлана, здравствуйте.

С. Слегтина:

- Здравствуйте. Здравствуйте, Анжелика.

А. Сулхаева:

- Очень рада. Вообще, конечно, женщина-пилот – это достаточно такое редкое явление. В правилах гражданской авиации есть какой-то пункт о том, может ли пилот быть в положении?

С. Слегтина:

- Ну, конечно, мы все за материнство, за продолжение рода. И это прекрасное такое событие, мне кажется, в жизни каждой женщины, несмотря на то, пилот она, или депутат она, или занимает какой-то другой пост или должность.

А. Сулхаева:

- То есть вы сейчас не летаете, пока взяли паузу?

С. Слегтина:

- У нас в правилах авиакомпании и вообще в принципе для пилотов такое есть правило, что как только мы узнаём о нашем интересном таком положении, мы обязаны доложить своему отрядному врачу об этом. То есть, как только я увидела две полоски на тесте на беременность, я сообщила об этом не мужу, не родителям, а своему планировщику.

А. Сулхаева:

- То есть сразу, с первого дня? То есть, нет такого, что можно еще какое-то время летать?

С. Слегтина:

- Нет, ни в коем случае. Как мы знаем, женщина во время беременности все равно испытывает гормональную перестройку, так скажем. Поэтому, конечно, в кабине такое поведение крайне нежелательно, я бы так сказала. Никто не запрещает этого делать, но это в правилах безопасности – обязательно нужно сразу же уходить.

А. Сулхаева:

- Скучаете по полетам?

С. Слегтина:

- Очень. Очень скучаю. У меня же супруг тоже пилот, он капитан на «Боинге 777». И я его постоянно привожу на работу теперь, и после того, как я его отвезу на рейс, я становлюсь, знаете, под глиссадой в аэропорту «Шереметьево» и смотрю, как садятся самолеты. Думаю: господи, как же это круто, как же это здорово вообще – летать.

А. Сулхаева:

- С ума сойти на самом деле. А вообще, что чувствуешь, когда эта огромная действительно махина поднимается в воздух и повинуется тебе?

С. Слегтина:

- Я думаю, что все пилоты со мной согласятся. Когда ты приходишь на работу… Это как у вас тоже. Я на вас смотрю, вы ведущая на радио. Мне кажется, вау, это так круто. Но вы же, наверное, все равно так не замечаете, для вас это работа. Для меня тоже.

А. Сулхаева:

- У вас очень интересная биография. Вы родились в глубинке Тамбовской области, в такой простой достаточно семье: мама – бухгалтер, а папа – ликвидатор аварии в Чернобыле. А правда ли, что когда мама была вами беременна, ее три раза направляли на аборт?

С. Слегтина:

- Я участвую в проекте постоянно, называется «Рожденные вопреки». Потому что эта история со мной, она действительно такая, знаете, всё вопреки.. Вопреки каким-то доводам врачей я родилась, потом вопреки стала пилотом, потом вопреки стала депутатом. И вот так как-то у меня все постоянно идет вопреки. Вопреки прогнозам врачей папа, слава богу, живой, как бы чувствует себя хорошо, тоже вопреки. Мама забеременела мной уже после Чернобыля, это был 1992 год. То есть это 90-е, это самое такое время, когда совсем прям не вовремя… И просто после всего этого я становлюсь пилотом. То есть я прохожу медицинскую комиссию по первой графе.

А. Сулхаева:

- Слушайте, прямо мороз по коже на самом деле. Насколько я знаю, к 9-му классу в принципе уже было все предопределено, и вы должны были стать архитектором.

С. Слегтина:

- Да, я окончила художественную школу им. Герасимова в Мичуринске. И у меня очень хорошо получалось рисовать. Опять вопреки всему. Я прихожу в один прекрасный день в школу. Позади меня сидел, на предпоследней парте Саша Стрепков, мой одноклассник. И он пришел в этот день и сказал: «А я вчера прыгал с парашютом». И как-то все одноклассники: ой, здорово, ну, прыгал и прыгал. Всё, у меня вообще: Саша, расскажи, что там, что там, отведи меня в эту секцию. В общем, он меня отвел в эту секцию. Меня туда брать не хотели. Я говорю: нет, я хочу прыгать с парашютом. В итоге я напрыгала 25 прыжков в Тамбовском районе, село Горелое, мы оттуда прыгали. И пилоты на Ан-2 увидели, что мне постоянно интересно, что же они там такого делают, чем они там занимаются вообще внутри. Ко мне подошел пилот, говорит: «Слушай, а ты знаешь, что в Рязанской области, в Сасово, девчонок набирают на пилотов? Может, попробуешь?» И всё.

А. Сулхаева:

- Товарищи кинорежиссеры, обратите внимание, история прям на миллион, как мне кажется. А сложно было учиться? Вообще что самое сложное в профессии?

С. Слегтина:

- Мне казалось, что в первый семестр меня отчислят. По складу ума я гуманитарий. И я помню тот день, когда я впервые получила пятерку, и все наше классное отделение начало мне аплодировать.

А. Сулхаева:

- А есть вообще какие-то объективные причины считать профессию пилота мужской?

С. Слегтина:

- Мне очень часто, когда говорят: все-таки это не женская профессия, - и всегда пишут мужчины. Женщины всегда очень рады, всегда: ой, здорово, у нас женщина-пилот. И я все время с ними соглашаюсь, я все время говорю: да, ребята, это не женская работа, это не женская профессия. Но вы поймите, что среди нас нет таких уж прям обычных женщин. То есть это все равно характер у каждой абсолютно, это все равно преодоление препятствий, это все равно победа над стереотипами, над чужим мнением.

А. Сулхаева:

- Я знаю, что вы начинали свой карьерный путь тоже не в центре – в Красноярском крае. И даже удалось полетать в условиях Крайнего Севера. Чего там было больше – романтики или испытаний?

С. Слегтина:

- Испытаний, конечно. Я окончила, получается, в Сасово, это Центральная Россия. И уехала, мне было 20 лет. Мы летали по таким регионам, отдаленным от Красноярского края, где транспортная доступность отсутствует как бы – только самолет и всё. Региональная авиация, я с очень большой любовью вспоминаю этот опыт. Потому что я считаю, что именно там меня научили работать. Там у нас не было никакой стюардессы, у нас там не было вспомогательной силовой установки, которая обогревала бы самолет. То есть мы приходили – самолет леденющий. Чтобы его обогреть, вставляли рукав с горячим воздухом. Потом бортовой этот журнал я заполняла сама. Я сама грузила багаж. Я сама заправляла самолет. И это всё за 40 минут. Добежать до аэропорта, посчитать центровочный график, прибежать обратно, подготовить самолет к новому вылету, загрузить багаж, принять пассажиров.

А. Сулхаева:

- Это такая история Золушки – перебрать гречку, посадить 40 розовых кустов.

С. Слегтина:

- Да, это было именно так. Очень люблю авиакомпанию «КрасАвиа». В Красноярске, если услышат они меня, буду очень рада, потому что до сих пор вспоминаю, всегда рассказываю с огромной любовью. В общем, это было очень интересно. И как-то, знаете, это было, как будто так и надо, то есть в порядке вещей. Я не помню ни дня, когда бы я сказала: да черт возьми, когда это закончится?

А. Сулхаева:

- После работы в Красноярском крае вы перебрались в Москву. Правда ли, что прежде чем найти здесь работу, отказало вам 12 авиакомпаний?

С. Слегтина:

- Да. Это был 2016 год. Было очень много пилотов тогда. Закрылась авиакомпания крупная, и много пилотов, в общем, остались без работы. А так как они были квалифицированные уже и с переучиванием, то есть у них был опыт большой, а я-то что? У меня опыт был уже достаточно такой хороший, то есть я уже больше 1000 часов налетала, но там же есть как бы тип воздушного судна. Для авиакомпании было проще взять пилота, в которого не нужно ничего вкладывать. То есть это обычные рыночные отношения. И я поняла, для себя решила, что мне нужно искать работу, что мне нужно уезжать из Красноярска, двигаться дальше. Меня знали все авиакомпании – звонила постоянно, отправляла резюме, приезжала на собеседования. И просто в один день мне, в общем, сказали, что приезжайте на собеседования. Я прилетела из Красноярска в аэропорт «Домодедово». Была уверена, что меня возьмут, потому что я подготовилась и т.д. В общем, в итоге мне никто не открыл дверь. Я звонила – никто не брал трубку. То есть я вообще в таком упадническом настроении, думаю: чего я сюда прилетела? И потом я спускаюсь вниз, на первый этаж, и вижу там своего однокурсника Толю Ясько (если он меня слышит, он такой классный парень, мы до сих пор дружим): «Ой, Светка, а чего ты тут делаешь?» Я говорю: «Да вот, я приехала, а меня обманули, трубку не берут и т.д.» – «Пойдем, сейчас я тебе все расскажу». Опять же, проходила кучу испытаний. То есть это был тоже такой сложный этап, это было полгода. Полгода я вообще практически не спала. Потому что, чтобы устроиться в крупную авиакомпанию, национальный перевозчик, так скажем, это нужно пройти просто огни, воды и медные трубы. То есть просто так никого не возьмут. Но, справедливости ради, брали всех достойных. И так я оказалась на «Боинге 777», именно из Москвы летаю, из «Шереметьево».

А. Сулхаева:

- В студии Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». У нас в гостях Светлана Слегтина, пилот «Boeing 777 Dreamliner», депутат Тамбовской областной думы 7-го созыва, советник главы региона, финалистка конкурса «Лидеры России. Политика» и выпускница первого международного потока программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж».

Мы вернемся буквально через минуту. Не переключайтесь.

А. Сулхаева:

- И снова здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». У нас в гостях Светлана Слегтина, - девушка-пилот «Boeing 777 Dreamliner», депутат Тамбовской областной думы 7-го созыва, советник главы региона, финалистка конкурса «Лидеры России. Политика» и выпускница первого международного потока программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж». И мы продолжаем наш разговор о небе, политике и женском лидерстве.

Давайте теперь уже к политике пойдем. Не можем обойти стороной вашу вторую ипостась. Почему в принципе заинтересовались политикой? Вот вроде как такая понятная, классная, крутая профессия.

С. Слегтина:

- Вы знаете, эта история, все это произошло благодаря Владимиру Путину и моей маме. Это был февраль. Я только начала летать на «Боинге 777», и я была во Владивостоке. Мне звонит мама и говорит: «Слушай, Свет, тут я включила телевизор, а там, знаешь, что Путин сказал?» Я говорю: «Ну что?» Она говорит: «Он объявил конкурс «Лидеры России. Политика». Я говорю: «Ну и что?» Она говорит: «Ну, как что? Он сказал, что все желающие могут поучаствовать». Я говорю: «Мам, я-то тут при чем? Там, наверное, могут поучаствовать депутаты, чиновники. Я-то тут при чем?» - «Ну как, ты же хотела рассказать про необходимость развития региональной авиации. Вот самое оно, там площадка позволяет».

Я была уверена, что я не пройду даже отбор. Кому я там была нужна? И я просто чтобы не обижать маму и переломить ее веру во Владимира Владимировича, я взяла и отправила анкету. Так я оказалась финалистом всероссийского конкурса «Лидеры России. Политика».

В 2021 году объявили выборы. Я вступила в партию «Единая Россия», потому что это единственная партия, в предварительном голосовании которой могли участвовать кто угодно. То есть не было внутрипартийного отбора. И именно кандидатов от этой партии выбирал народ. Ни одна другая партия как бы не изъявила такого желания. То есть они там сами делали свой внутрипартийный отбор. Я понимала, что я его не пройду, потому что никому я не нужна особо. Я отправила туда заявку, и я прошла.

Я понимала, что если вдруг я стану депутатом (хотя я была вообще в этом никак не уверена), то по работе мне нужно будет постоянно приезжать в регион. И подумала, что, конечно, буду объективно выбирать Тамбовскую область, потому что у меня там вся семья, и все улицы там, вплоть до дома, я знаю. И понятно, что я понимаю, какие проблемы, задачи, какие запросы у людей. Вот так я выбрала Тамбовскую область и в 2021 году стала депутатом Тамбовской областной думы.

А. Сулхаева:

- Потрясающая история. А на решении каких вопросов вы сейчас специализируетесь как депутат? И вообще, какие задачи главные перед собой сейчас ставите, может быть, уже есть какие-то результаты за практически год?

С. Слегтина:

- Знаете, очень люблю в принципе общаться с гражданами. У меня что ни прием граждан, то аншлаг. Потому что проблем у людей очень много, и на самом деле очень часто бывает, что они ко мне обращаются впервые. То есть они до этого вообще нигде не были, приходят, говорят: да вот, мы никому не нужны. Я говорю: «Так, подождите. Вы тут были?» - «Нет» - «А тут были?» - «Нет». Я говорю: «Да что же вы никому не нужны? Почему вы так говорите?» И также, когда я туда пришла, в регион, как раз я только избралась, и к нам пришел глава региона новый, Максим Борисович Егоров (очень его уважаю). Вообще абсолютно новая формация человека, я таких вообще чиновников никогда не знала, вообще не видела. Он очень открытый, он тоже любит людей. Это очень важно вообще в нашей работе в принципе – любить людей. Мы когда с ним познакомились, первое мое к нему отношение: «Надо нам развивать аэропорт в Тамбовской области». Он: «Да-да, я знаю». В общем, его усилиями сейчас у нас достраивается полоса, потом будет строиться сам терминал аэропорта новый. Кстати, в Тамбовской области на сегодняшний день это единственный аэропорт Черноземья, который принимает самолеты.

Но все равно, будучи женщиной, я поняла для себя, что плавно в течение этого года я как-то так перетекла в социалку – к детям, к мамочкам. Они ко мне идут, они просят.

А. Сулхаева:

- Вы выпускница первого международного потока программы «Женщина-лидер». Как попали уже на этот проект? Вроде всё – пилот, «Лидеры России. Политика» финалисткой стала, депутатом областной думы стала. Куда уже теперь еще и женское лидерство развивать? Чему хотели научиться, что получилось из этого?

С. Слегтина:

- Знаете, у меня как получилось? Это было буквально 5 марта, накануне встречи с Владимиром Путиным. Вам скажу по секрету, я эту встречу запомню на всю жизнь. Он встречался с женщинами-пилотами. И буквально накануне этой встречи мне звонит мой товарищ, тоже с «Лидеров России. Политика», и говорит: «Света, ты видела, там объявляется набор в международную программу «Женщина-лидер»?» Я на мандраже – завтра я увижу президента. Начинаю ему какие-то вопросы задавать. Он говорит: «Слушай, вот тебе ссылка, смотри. Они набирают женщин-лидеров. А кто, если не ты?» Особо мне ничего не объяснял, в общем, иди, заполняй анкету, мы все хотим тебя видеть на этом потоке.

А там он буквально заканчивался. И нужно было отправить анкету, по-моему, до 9 марта. А я после встречи с президентом улетала на следующий день во Владивосток. Я заполнила анкету. Я посмотрела, «Женщина-лидер» - это площадка Мастерской управления «Сенеж» «Россия – страна возможностей». И конкурс «Лидеры России» тоже с той же площадкой – «Россия – страна возможностей». И когда я увидела это, для меня уже вообще не осталось никаких вопросов, потому что я понимала, что я 100% уйду оттуда с огромным багажом крутых знаний, с огромным количеством крутых знакомых. То есть это на перспективу очень интересно.

А. Сулхаева:

- Расскажите, пожалуйста, как ваш проект сейчас развивается. Я знаю, что он был нацелен на привлечение женщин к участию в общественно-политической жизни. Какое продолжение этот проект будет иметь?

С. Слегтина:

- Да, я продолжила этот проект у себя в регионе. То есть внедряем мы его, допустим, молодежный парламентаризм. Провожу лекции с девушками, я им объясняю, рассказываю. «Сенеж» продолжает помогать, помогает сама площадка «Россия – страна возможностей». То есть, используя все эти ресурсы, мы продолжаем работу в своих регионах либо на федеральных площадках по привлечению именно женщин. Все равно нужно объяснять, что долой эти все стереотипы, мы сейчас берем свою жизнь, будущее нашей страны в свои руки. Мужчины, конечно, молодцы, они пускай занимаются такими глобальными вещами, но мы должны все равно начинать с малого, и должны, конечно, сделать все возможное, чтобы мир услышал, в конце концов, наш женский голос.

А. Сулхаева:

- Замечательные слова. И на этой прекрасной, позитивной ноте мы будем завершать наш эфир. Но в завершение нашего разговора рубрика «Пять советов от гостя». У вас совершенно невероятный жизненный путь и судьба, поэтому я бы хотела, чтобы вы сформулировали, может быть, как такое резюме нашего разговора 5 практических рекомендаций о том, как не бояться и идти к своей цели, к своей мечте.

С. Слегтина:

- Первое, конечно, это то, что нужно полюбить неудачи. И я действительно их люблю. И я понимаю, что в те моменты, когда душит отчаяние, когда кажется, что все вообще максимально несправедливо, что тебя все обидели, все обделили, в общем-то, нужно эти моменты полюбить. Потому что именно в эти моменты ты идешь вперед. Это, наверное, такой первый совет.

Второй совет. Я всегда говорю молодым людям, которым от 20 до 30, отнестись серьезнее к своей третьей десятилетке. Потому что когда мы молодые, кажется, что впереди еще… Мне 20 лет, и кажется, 30 лет – это так далеко. Мне кажется, что именно этот период, он такой основной как фундамент для дальнейшей жизни.

Конечно же, не слушать критику и советы других людей. Нужно верить только в себя и слушать только тех людей, которые поддерживают. Потому что их гораздо меньше и, как правило, в какой-то момент, появившись, они нас окрыляют и помогают.

Это уже четвертый будет совет. Я выписала себе о том, что не нужно лениться. Я просто ненавижу лень. Потому что только мы берем ответственность за свою жизнь, и никто не виноват – ни государство, муж, президент, родители, какое-то сложное детство, еще что-то. Ни один человек не виноват в наших неудачах, кроме нас самих.

И пятый, для меня очень важный, наверное, совет, который я постоянно себе тоже говорю. Что нужно постоянно читать и просто отказать себе в сидении в интернете. Потому что я глубоко убеждена в том, что чем дольше мы сидим в интернете, тем быстрее мы тупеем. Я так считаю. Поэтому нужно уделять время чтению обязательно ежедневно, по возможности меньше сидеть в интернете, меньше смотреть всякие социальные сети, не жить чужой жизнью, а строить свою и думать о том, что у нас всё у всех будет хорошо.

А. Сулхаева:

- Спасибо огромное. Это был безумно интересный, мотивирующий эфир. И я очень рада и всегда жду вас в гости снова.

С. Слегтина:

- Спасибо.

А. Сулхаева:

- Это было «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». Слушайте нас по воскресеньям в 12-00.