Что мы знаем о «креативной индустрии»?

В гостях у Анжелики Сулхаевой директор Роскультцентра и премии Russian Creative Awards Марина Абрамова рассказывает, чем помогут экономике нашей страны креативные индустрии

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева, и это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». 1 декабря в Москве состоится вручение национальной премии Russian Creative Awards. Еще буквально пару лет назад понятия «креативная индустрия», «креативная экономика» были, ну, скажем так, экзотикой. Сегодня они плотно вошли в нашу жизнь, о них говорят все и везде. С развитием креативных индустрий связывают будущее нашей страны. А вот почему так получилось, что это такое и почему, действительно, это все так важно, поговорим с директором премии Russian Creative Awards и директором Роскультцентра Мариной Абрамовой. Марина, здравствуйте.

М. Абрамова:

- Здравствуйте.

А. Сулхаева:

- Давайте по традиции, вам не привыкать, начнем с того, что вообще в принципе объясним нашим слушателям, что такое креативная индустрия и чего в нем, в них больше – все-таки творчества или экономики?

М. Абрамова:

- Вы правы, то, что, несмотря на то, что активно инфраструктура креативных индустрий последние три года уже развивается, но вопросов до сих пор очень много. И к самой терминологии, и что относим. Поэтому, уважаемые слушатели, постараюсь очень кратко. Если говорить про европейскую традицию, например, британцы и ООН они выделяют 14 креативных индустрий. Для нашей российской действительности этот список оказался не очень релевантным. Например, там издательское дело и журналистика были заявлены в одну отрасль. Конечно же, в России это две разных отрасли.

Поэтому в России список чуть больше, который сейчас принят всеми. Это 16 примерно креативных отраслей. Кто входит? IT, урбанистика, архитектура, книги, кино, компьютерная графика, дизайн, арт-искусство и так далее. Конечно, вы сейчас, наверное, спросите: а как вообще все эти странные разные отрасли, по какому принципу они тут объединены? И принцип один – это интеллектуальная собственность, в принципе. Потому что те отрасли, где у нас с вами возникает какой-то творческий, интеллектуальный продукт, там, где мы с вами можем поставить авторское право либо патент, это вот и есть креативные…

А. Сулхаева:

- Те самые креативные индустрии.

М. Абрамова:

- Потому что create – это создавать. И создавать что-то такое, чего до тебя не было.

А. Сулхаева:

- То есть что-то новое.

М. Абрамова:

- Да.

А. Сулхаева:

- Хорошо. Я знаю, что Russian Creative Awards позиционирует себя как такая единственная в мире премия, которая охватывает как раз все индустрии, которые вы перечислили. И, по сути, ну, такое статусное, значимое событие для индустрии. Какая у нее основная идея, суть? В чем заключается премия? Что она дает участникам и победителям?

М. Абрамова:

- Идея премии возникла на Второй Российской креативной неделе, когда как раз все представители этих отраслей креативных сказали, что, ну, мы все разрознены. И, например, отрасль, я не знаю, киноотрасль отдельно, книжная отрасль отдельно. Компьютерная графика – это вообще третье. Или IT – четвертая. Между собой смычек нет. А весь креативный продукт он на стыке, он весь синтетический. Ну, вот там, не знаю, сейчас взять любую экранизацию, сделанную в цифре, и где там, как там разграничить, где кончается литература, на основе которой это сделано, где потом возникает IT, и где эта киноотрасль заканчивается. Ну, как бы это странно.

Поэтому показалось очень, то есть это идея отрасли – сделать эту премию. И чем она отличается от других? Потому что, конечно же, есть свои премии и в кино, и в журналистике, которая, кстати, тоже одна из участниц креативного сектора. И в урбанистике есть свои премии. А в нашей премии все номинации они кросс-отраслевые. То есть они могут объединить по какому-то одному признаку людей из всех отраслей креативных.

А. Сулхаева:

- Хорошо. Вот жили все эти отрасли прекрасно, разрозненно, каждый в своей индустрии – креативной, не креативной, не важно. И не знали, что все они часть какого-то одного большого кластера и составляют целое направление в экономике. А зачем в принципе их объединять? Вот какая в этом такая практическая польза для них?

М. Абрамова:

- 2021 год был объявлен Годом креативной экономики в мире. Когда все экономисты посчитали, что глобально развитие сейчас стран зависит уже не от сырьевых ресурсов, а от интеллектуального капитала. Мы с вами видим результат, например, там, не знаю, Кремниевой долины в Штатах. Да, там нет нефти, там есть только люди и их определенный IQ, их интеллект и их как бы творческий потенциал. И это рождает проекты, которые становятся единорогами и становятся номер один, и начинают влиять на, в том числе, геополитику.

Поэтому, конечно же, сейчас продукт креативный, любой, он очень важен. Ну, то есть он становится не просто частью там развития страны, он становится частью мировой экономической системы. Например, в Китае доля ВВП от креативной экономики составляет 14 %.

А. Сулхаева:

- Это много. А у нас?

М. Абрамова:

- Да. У нас – около 3. И проблема в том, что, вот вы задали вопрос: зачем их объединять? Для того, чтобы понять, сколько у нас доля в ВВП страны креативки, их надо было объединить хотя бы нормативно.

А. Сулхаева:

- И посчитать. Посчитали – и получается 3 процента.

М. Абрамова:

- Примерно, да. Второе. Второй важный акцент, у нас есть такие отрасли, как, например, компьютерная графика, которые только-только возникают, но они многомиллиардные. И сейчас нас, может быть, кто-то слушает, кто работает в этом сегменте.

А. Сулхаева:

- А может, даже и не знает, работает в этом сегменте и не знает, что он креативная индустрия.

М. Абрамова:

- Ну, что, да, он занимается компьютерной графикой. ОКВЭДа такого нет, зарегистрировать предприятие, которое оказывает услуги по компьютерной графике, ты не можешь. Диплома получить в этом сегменте ты не можешь. То есть возникают новые профессии и новые отрасли, которые не регулируются, которые не внесены в нормативные акты. И, соответственно, эти отрасли не могут получить поддержки, там не знаю, вовремя каких-то субсидий, мер развития на самом высоком уровне.

Поэтому для нас было очень важно отрасли объединить, чтобы мы все выступали каким-то единым большим кланом. И получили совершенно другой статус в достаточно сырьевой стране, чтобы у креативных людей, у креативного, у креативной отрасли был статус тех людей, которые меняют будущее и которые делают продукт совершенно другого качества.

А. Сулхаева:

- Ну, вот, кстати, о продукте. Вы правильно заметили, что у нас достаточно сырьевая экономика. И вот даже Валентина Ивановна Матвиенко, в свою очередь, там в начале этой весны, когда начались все известные нам события, достаточно справедливо подметила, что, ну, ребята, у нас в нашей стране, оказывается, даже гвозди не производятся. Так вот, у меня вопрос следующий. Может быть, нам сначала вообще в целом начать что-то производить собственными силами и ресурсами, а потом думать уже там и меряться креативом с другими странами? То есть насколько мы вообще готовы вкладывать, действительно, в креатив, если у нас еще первичное звено не развито? Или это какие-то могут быть параллельные процессы?

М. Абрамова:

- Мне кажется, что точно параллельные процессы. Тут как бы две проблемы. Первая проблема – мы очень креативная нация. Ну, то есть с нами навряд ли кто-то может сравниться. Мы всегда умеем, как вот тот Левша, подковать блоху, сделать какую-то эксклюзивную вещь, сделать решение, придумать решение в нерешаемой ситуации. То есть в этом отношении мы очень креативны. Как этот, как потом это поставить на поток? С этим у нас проблемы.

А. Сулхаева:

- Да.

М. Абрамова:

- Поэтому наши люди являются ключевыми игроками во многих единорогах в крупных компаниях мировых. То есть русские там задают тренд. А здесь нам, наверное, сейчас…

А. Сулхаева:

- Системы какой-то не хватает.

М. Абрамова:

- Конечно, конечно. То есть как бы выстроить, придумать идею и построить вокруг нее завод, и построить бизнес - это не про наших людей. И, в том числе, одна из наших задач была, вот мы два года делаем большие образовательные федеральные проекты, пытаемся креативщиков, креативщикам раздать какие-то бизнес-навыки, научить, как быстро упаковывать проект, продукт, как готовить к питчингу с инвесторами, как сделать бизнес-план. Ну, потому что порой человек творческий…

А. Сулхаева:

- Это вообще какие-то у нас не связанные вещи. Обычно творец – это творец, который придумал идею, родил ее, и вот, значит, вот она где-то в воздухе повисла. А вот тот, кто уже занимается поиском инвесторов, внедряет ее, разрабатывает и так далее, это какой-то менеджер такой вот, да. А как соединить?

М. Абрамова:

- Как минимум, нужно их соединить. И как максимум, научить творцов быть менеджером своей судьбы, своей разработки. У меня всегда такой пример на языке последнее время почему-то. Мы делали проект с учеными МГУ, и они рассказывали про то, как они чипировали обезьяну восемь лет назад. Обезьяны, ну, мы помним то, что год назад буквально Илон Маск чипировал обезьяну, и весь мир рукоплескал, и как все это было прекрасно. Оказывается, наши это сделали восемь лет назад.

А. Сулхаева:

- Но об этом никто не знает.

М. Абрамова:

- Обезьяна чувствовала себя лучше. Чип у нее меньше, играла в игры она там эффективнее. Да, об этом никто не знает. Потому что вот эта еще разрозненность научного мира…

А. Сулхаева:

- И мира людей…

М. Абрамова:

- Да, креативного мира, которые могут придать этому какую-то совершенно другую…

А. Сулхаева:

- Оболочку, да, да. Упаковать

М. Абрамова:

- Да, какую-то идею использования. И, да, и мира людей-потребителей. Вот это то, что нужно точно делать в ближайшие годы.

А. Сулхаева:

- Меня очень заинтересовала номинация «Креативный регион». Вот можно узнать, какие точки у нас на карте активно участвуют в этой номинации, претендуют на это звание? И вообще, как, насколько регионы включены и понимают необходимость развития креативных индустрий на своей территории?

М. Абрамова:

- Конечно же, это Татарстан. Наверное, по объему инвестиций в креативную индустрию это регион номер один. И мы видим, насколько они динамично развиваются с точки зрения дизайн-сообщества. И, ну, они крутые, они выделили свою специализацию, и это очень важно.

Конечно же, Якутия. По креативным индустриям Якутия сейчас номер один и в авторском кино, и по развитию IT-сектора на втором месте во всей стране.

А. Сулхаева:

- Надо же, никогда бы не подумала.

М. Абрамова:

- Красноярский край, уважаемые сибиряки, большой вам поклон. Потому что я, мы второй год делаем Сибирскую креативную неделю. И сейчас мы осознаем, что Красноярск может конкурировать с Москвой по кадрам гастрономическим, ресторанным. В Красноярске восьмой в мире открыт университет Поля Бокюза. То есть это высшее образование в сфере высокой кухни.

А. Сулхаева:

- В студии Анжелика Сулхаева, и это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». У нас в гостях директор Роскультцентра и премии Russian Creative Awards Марина Абрамова. И мы говорим о креативных индустриях. Вернемся через минуту, не переключайтесь.

А. Сулхаева:

- И снова здравствуйте, друзья. Анжелика Сулхаева по-прежнему в студии Радио «Комсомольская правда». А в гостях программы директор Роскультцентра и премии Russian Creative Awards Марина Абрамова. И мы говорим о том, чем помогут экономике нашей страны креативные индустрии.

Наша программа называется «Время женщин». Поэтому не могу не задать этот вопрос. Вот в креативе, в креативных индустриях есть какие-то гендерные стереотипы вообще? Объясню, что я имею в виду. Я читала об интересном исследовании американских психологов, они провели ряд экспериментов и выяснили, что все, что люди называют креативными чертами характера, это такие мужские качества, да. И более того, если людям показывали, например, даже один и тот же архитектурный проект и одной группе говорили, что этот проект мужчины, а другой группе говорили, что это проект женщины, причем одинаковая картинка абсолютно, то вот первая группа говорила на мужской проект, что это очень креативно, а на женский: ну, симпатично. Вот, хотя опять же, повторю, что картинка та же самая. Вот как вы ощущаете на самом деле, есть вот эта разница подходов, восприятия или нет?

М. Абрамова:

- Вы знаете, у меня вообще какое-то такое свое отношение к вот гендерной теме. Когда меня спрашивали, вот мы с вами вместе с проекте «Женское лидерство», и, с одной стороны, я понимаю, что, да, наверное, проблематика есть. Но я вот как женщина за свою карьеру, которая как бы, ну, я от стандартного специалиста за восемь лет до вице-президента в огромной компании, до этого я была тоже на руководящих должностях, я не ощущала каких-то проблем.

А. Сулхаева:

- Не сталкивались?

М. Абрамова:

- Не сталкивалась. Это во-первых. Во-вторых, я думаю, что сейчас с точки зрения креатива ну и вообще лидерства в креативе, конечно, вообще нет гендерной проблемы. Ну, как бы ты либо творишь и ты, не знаю, гениален, и независимо, кто ты, либо ты делаешь посредственный продукт, и тут ты можешь столкнуться…

А. Сулхаева:

- Оправдывать его стереотипами.

М. Абрамова:

- Вот да, тут ты можешь столкнуться с определенными проблемами.

А. Сулхаева:

- А можем мы какие-то уже конкретные примеры компаний в России отнести к действительно вот таким ярким примерам крупнейших креативных компаний?

М. Абрамова:

- Мы сейчас с вами должны уточнить терминологию. Ну, то есть как бы крупные самые компании, я не знаю, там в журналистике частные, вот мы в одной такой находимся. Да, там в издательском деле ЭКСМО-АСТ. Если вы сейчас говорите про компании сырьевого рынка, в которых осознали…

А. Сулхаева:

- Давайте про сырьевые, например.

М. Абрамова:

- …использование креативки, да, то, ну, не знаю, СИБУР, например. Да, компания, которая занимается добычей, но при этом их заводы – это такой предмет, пример мирового уровня промдизайна. Ну, то есть собственники не пожалели денег, из обычного завода сделали уникальный арт-объект. И, конечно же, СИБУР очень много денег вкладывает там, не знаю, в развитие креативных, креативного потенциала в местах присутствия. Построил в Москве ГЭС-2, наверное, сейчас самый крупный в мире креативный кластер в смысле объема. И, ну, это очень круто.

А. Сулхаева:

- А зачем заводам превращаться в креативные объекты, в арт-объекты?

М. Абрамова:

- Вот если раньше сырьевики смотрели на креативный сектор и финансировали его, это была часть меценатства.

А. Сулхаева:

- Да, как социальный проект. Вот это я, допустим, понимаю.

М. Абрамова:

- Как социальная нагрузочка такая. То сейчас приходит совершенно другое осознание. То, что это влияет на капитализацию компании.

А. Сулхаева:

- На восприятие ее сотрудниками?

М. Абрамова:

- В целом.

А. Сулхаева:

- Инвесторами, кем, государством?

М. Абрамова:

- Инвесторами, сотрудниками, государством и в целом. Потому что на этом заводе другие зарплаты, люди идут по-другому туда работать. Они чувствуют себя более лучше, эффективными и так далее. А имея именно такой завод, капитализация всей компании тоже вырастет.

А. Сулхаева:

- Подводя итог нашему разговору, хочется задать вопрос. Сегодня вообще руководитель компании – крупной, мелкой, любой – он вообще может быть не креативным?

М. Абрамова:

- Я думаю, что нет. Руководитель сейчас может опираться на какие-то свои старые скиллы и протянуть какое-то время. Но если мы говорим про руководителей, которые будут менять будущее, то, конечно, это люди другого порядка. И это не зависит, повторюсь, там ни от образования, ни от опыта работы. То есть стало зависеть от каких-то совершенно других качеств. Потому что все остальное у нас скоро заменит искусственный интеллект, он будет думать круче, лучше стратегировать, считать, писать. И как бы основная компетенция нас останется тот самый творческий креатив, нестандартный подход и рождение идеи самой, которую потом всю сделают машины, если мы так совсем с вами…

А. Сулхаева:

- Апокалиптически будем смотреть на вещи.

М. Абрамова:

- Да, и далеко. Поэтому, конечно же, знаете, еще есть такая теория, не теория, это факты, проанализировали владельцев крупных единорогов. То есть это самые такие, скажем, сейчас активные, успешные люди вот нашего этапа развития человечества. Что заметили? Кто эти люди? То есть у них обязательно есть три составляющих.

А. Сулхаева:

- Так.

М. Абрамова:

- Первая – да, есть фундаментальное образование. Но не всегда они им пользуются именно по направлению. То есть как бы это, если ты физик, не значит, что ты эти знания применишь в физике. Да, но у тебя есть какой-то фундамент, фундаментальные знания. Второе – это очень большой культурный багаж. То есть все эти люди, конечно же, там, не знаю, с детства музыкальная школа, скрипки, наслушанность, начитанность. То есть без этого интеллектуального багажа, именно такого культурного, не сделать каких-то… Помните Шерлока Холмса, который отвлекался, чтобы попиликать на скрипке, переключить мозг. Вот. И третье – это вот та самая гибкость, да, какая-то в решениях, попытка постоянно учиться, искать какие-то нестандартные подходы, не мыслить клишированно, выходить за рамки.

Я думаю, если подводить итог какой-то вот про креативных людей и в целом успешных лидеров, вот у нашей страны есть все эти три составляющих. То есть у нас, несмотря ни на что, у нас очень сильное фундаментальное образование. У нас невероятный доступ к предметам искусства. Нет ни в одной стране такого количества музеев, там, не знаю, филармоний.

А. Сулхаева:

- Культурных объектов.

М. Абрамова:

- Да, культурных объектов, куда ты можешь попасть так бесплатно. И это тоже факт.

А. Сулхаева:

- Да.

М. Абрамова:

- И у нас все-таки с вами феноменальный культурный багаж, переданный нам еще там с советского периода, мы опираемся на нашу литературу, музыку, и тут с этим все понятно. И вот третье, с чего мы начали наш эфир, конечно же, мы очень такие креативные и изворотливые. Нас точно в любую ситуацию помести, русский найдет из нее выход.

А. Сулхаева:

- Ну, и на этой…

М. Абрамова:

- У нас есть все шансы.

А. Сулхаева:

- На этой воодушевляющей ноте будем заканчивать. Но прежде чем мы попрощаемся с нашими слушателями, у нас есть традиционная рубрика «Пять советов от эксперта», от гостя, где наш замечательный гость нашей программы делится своим практическим опытом со слушателями. Ну, и вам, конечно, я хочу задать вопрос, раз уж сегодня креативность это просто неотъемлемая черта современного успешного лидера, да и вообще в принципе человека, который хочет быть востребованным в своей профессии, то вот несколько лайфхаков, желательно пять, как развить креативность в себе и при этом научиться на этом зарабатывать?

М. Абрамова:

- Ну, во-первых, заходите к нам на сайты - Российская креативная неделя и Национальная премия в сфере креативных индустрий. Участвуйте в проектах. Потому что сейчас в Москве это 250 тысяч человек посещают, но в целом у нас многомиллионная аудитория. Это две федеральных площадки, которые дадут вам всю информацию про события, где найти каких-то партнеров, единомышленников, как встроиться в процесс. И кто в вашем именно регионе, какая организация занимается развитием креативных индустрий. Куда вы можете прийти и как бы заявить о себе.

Второе. Есть прекрасный Фонд культурных инициатив, который был тоже инициирован на нашей креативной неделе. И мы очень рады, что он так активно и быстро заработал. Зайдите на сайт фонда, это ваши стартовые деньги на вашу идею.

Третий совет – я думаю, что, какими бы вы креативными качествами творческими ни обладали, если вы считаете, что вы очень талантливый человек, конечно, нужно верить в свой талант, это правда. Но я вам очень советую взять какие-то быстрые курсы софт-скиллов, научиться строить бизнес-план своего проекта. А вдруг вы придумали что-то гениальное, просто не умеете это упаковать? Потратьте две недели, отучитесь. И воспользуйтесь федеральными проектами, такими как Art Team. Подкачайте эти навыки, чтобы вся страна узнала, что вы придумали.

Четвертый – верьте, знаете, во что, вот в собственную территорию. Мы сейчас работаем с очень многими регионами. Практически мы, вот в понедельник я улетаю в Сибирь, целая неделя будет там по Сибирскому округу. Сейчас самые, наверное, классные идеи и люди, кого я встречаю, это люди в регионах. Смотрите, как развивать собственную территорию. Потому что именно от вас зависит, как люди будут себя чувствовать. И креативная индустрия очень влияет на индекс счастья человека. Делайте все, чтобы в вашем городе жить было классно. И, если вы один из представителей этих 16 отраслей, вы можете свой город осчастливить. Смотрите на свой город как на точку эксперимента. Не думайте о Москве и Санкт-Петербурге, это сейчас гораздо эффективнее – делать прекрасные проекты у себя.

И пятая, наверное, последняя штука, которую я говорю себе, своей команде практически каждый день. Мы, конечно же, с вами находимся в очень нестандартное время. И порой нас это выбивает из седла. Особенно если у нас маленький бизнес. И он креативный. Мы думаем: ну, наверное, все, там, не знаю, надо закрыться. Заказов нет, еще что-то. Наверное, уже стало банально говорить, что это окно возможностей. Не воспринимайте это просто как слова. Посмотрите, придумайте, кто вы через пять-десять лет. Придумайте себе эту мечту и просто начните ее реализовывать день за днем. Опирайтесь на какие-то внутренние ценности. Если вы не можете повлиять на ситуацию, любите близких, обнимайте чаще, занимайтесь своим любимым делом. И верьте в лучшее.

А. Сулхаева:

- Это было «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». Слушайте нас по воскресеньям в 12.00.

Марина Монгуш (Абрамова)