Как парфюмеры научились с помощью запахов управлять настроением людей

В гостях у Анжелики Сулхаевой парфюмер, основательница собственного парфюмерного «Дома Прозорини» Ирина Прозорина

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья, с вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда».

Конец осени, начало зимы – это самая тяжелая часть года. И не только потому, что из нашей жизни уходят яркие краски, но и потому, что уходят запахи. Мы уже не чувствуем ароматы листвы, цветов, дождя, теплого моря и так далее. И, конечно, от этого вся наша картина мира становится несколько беднее. Но сегодня мы постараемся восполнить этот дефицит, потому что у нас в гостях Ирина Прозорини, парфюмер, основатель собственного «Парфюмерного дома Прозорини», создательница, как она сама говорит, судьбоносных ароматов. Между прочим, перед эфиром она что-то нанесла мне на запястье, и мы посмотрим, как это работает. Ирина, здравствуй.

И. Прозорини:

- Добрый день.

А. Сулхаева:

- Очень тебя рада видеть в нашей студии. Согласна ли ты с моим таким объяснением тяжести этого периода года, в котором мы сейчас находимся?

И. Прозорини:

- Ты знаешь, по поводу времени года я не считаю, что оно какое-то тяжкое, тяжелое. Потому что нет плохой погоды. И, наверное, имея собственные инструменты, я, конечно, каждый день себе рисую лето, весну. Глядя на улицу, ты понимаешь, что 50 оттенков серого за окном, но в моем мире, в моем мировоззрении у меня 50 оттенков серого имеют достаточно яркие краски.

А. Сулхаева:

- То есть ароматы, по-твоему, могут устанавливать любое настроение, которое хочется их обладательницам?

И. Прозорини:

- Абсолютно. Я вообще считаю, что через запахи мы управляем собственным настроением, мы управляем собственными мыслями, поведением. И, исходя из этого, конечно же, мы видим, как пространство меняется вокруг нас.

А. Сулхаева:

- Есть такая известная цитата Патрика Зюскинда из романа «Парфюмер»: кто владеет запахами – владеет сердцами. Вот ты, как основательница бренда и «Парфюмерного дома Прозорини», признавайся, чувствуешь себя владычицей сердец?

И. Прозорини:

- Ты знаешь, нескромно прозвучит, но я считаю, да. Притом у меня был такой пример, вот который, наверное, на сто процентов сейчас оправдает эту фразу. Вообще, я считаю, Патрик Зюскинд – это гений, великий человек, который один из первых показал, как в произведении в своем, в произведении «Парфюмер», как действительно запахи управляют подсознанием людей.

У меня в первой коллекции, которую я привезла в Россию в 2008 году, вообще в проект никто не верил, но сейчас, когда я вижу, что человек одержим какой-то идеей, я всегда говорю: иди, если ты веришь на миллион, у тебя все получится. Вот примерно так же я верила на миллион в свой проект и я просто шла и привезла в Россию в 2008 году свою первую коллекцию.

И у меня была одна из клиенток, я помню, был момент, когда в первой коллекции все ароматы были распроданы, и у нас одна большая поставка не дошла до России, она потерялась, и клиенты покупали, чтобы ты понимала, вот представляешь – это 2008 год, 2009-й, 2010-й, то есть это в принципе не каменный век, когда клиенты, которые могут себе позволить много что, и, как одна клиентка говорит: ты понимаешь, что я могу себе позволить слетать на Луну? Они покупали испробованные пробники. И, когда, например, их аромата уже не было, вот тут начиналась печаль.

Однажды в субботу мне позвонила Наталья – это одна из таких важных наших клиенток, я не знаю, чем она занималась, но она всегда приходила с охраной, и она меня попросила приехать в офис. Тогда у меня на Лубянке был шоурум, я подъезжаю, и она говорит: «Ирина, вы говорите, что моих пробников, пробников с моим ароматом уже нет, я вас очень прошу…» - и дальше она из кармана достает носовой платочек и говорит: «Пожалуйста, нанесите мне хотя бы капельку на мой носовой платок моего любимого аромата». Я смотрю на нее и понимаю: вот это сюр!

А. Сулхаева:

- А что она хотела этим вот вернуть в свою жизнь?

И. Прозорини:

- Ты понимаешь, свои эмоции, которые ей доставлял аромат. И я ей говорю: Наталья, вашего аромата, вернее, пробников даже с вашим ароматом, нет. И она садится на диван и заплакала. Она говорит: Ира, а что делать? Ты нас всех приручила, ты нас всех подсадила на свои ароматы. Как дальше жить? То есть я понимаю, почему такая в хорошем плане зависимость, да, получается. Эмоции. То есть есть другие средства, которые человека разрушают, да, и он зависим от этих средств. Я считаю, что у меня тот продукт, который не разрушает, а, наоборот, наполняет человека и делает его на порядок лучше.

А. Сулхаева:

- Ну, хорошо, мы обязательно поговорим еще о продукте, но хочется начать с начала. Правда ли, что еще в пять лет ты смешивала разные духи своей мамы для того, чтобы создать ей какой-то новый, такой вот, может быть, подходящий для нее аромат?

И. Прозорини:

- Да, ты знаешь, это такое, наверное, детское было увлечение. Я ребенок Советского Союза, я думаю, что, наверное, наши слушательницы, кто-то из этой уникальной страны тоже есть. И, если вспомнить, в Советском Союзе особо с выбором ароматов не было, да.

А. Сулхаева:

- Ну да, «Красная Москва», что там еще, я даже и не знаю.

И. Прозорини:

- Да. И я все время смотрела на мою маму и думала: господи, ну, такая красивая, роскошная женщина, и чем она вообще пользуется? Мне казалось, что те ароматы, которые у нее, они никак не подчеркивают ее вот этого достоинства. И что я делала? Я брала остатки из флакончиков, смешивала их, притом, флакончик декорировала, то есть я создавала ему какую-то новую форму, что-то разрисовывала по мере своих, не знаю, фантазий в пять лет, и вот этот новый вариант… тюнинг, я наводила тюнинг.

А. Сулхаева:

- Одна из коллекций «Парфюмерного дома Прозорини» называется New Era. И ты часто говоришь о том, что хочешь, чтобы у каждого, кто выбирает эти ароматы, и в жизни тоже началась такая собственная новая эра. Вот если немного расширить это понятие, то вот наша новая эра, в которой мы сегодня живем, как пахнет? Чем пахнет 2022 год, на твой взгляд, по твоим ощущениям?

И. Прозорини:

- Ты знаешь, это какой-то, по-моему, очень глубокий вопрос, да, потому что год не закончился, и мне кажется, многие люди ждут его завершения, чтобы пришло что-то новое. Поэтому 2022 год, наверное, так же, как и новая эра, да, это время и запах желания что-то поменять. То есть вообще у нас в коллекции есть аромат «Портал», и я всегда наблюдаю над людьми, которые выбирают подсознательно, с закрытыми глазами этот аромат. И я всегда говорю: у вас закрывается что-то старое, и вы на пути к новому. Поэтому мне очень хочется верить, и я для себя, по крайней мере, так ощущаю, что 2022 год – это когда закрывается что-то старое, и мы на пути к новому. Вот так пахнет «Портал».

А. Сулхаева:

- Очень здорово. Очень хочется, чтобы действительно год этот завершился какими-то позитивными переменами, на которые мы все надеемся.

Ты много лет прожила в Бахрейне, где, конечно, огромное количество самых разных ароматов, и они все немножко другие, да. Они ярче, гуще, сильнее.И, конечно, на такого нашего европейского, скажем, человека это часто производит такое ошеломляющее, а иногда даже, может быть, отталкивающее действие, да. Вот твои первые эмоции вообще от попадания в эту страну и от столкновения с парфюмерией там?

И. Прозорини:

- Для меня вообще Бахрейн это было неожиданностью. Когда меня все спрашивают, собственно, а с чего все началось-то, да, то есть у меня нет парфюмерного образования, я никогда не буду говорить, что я там училась в Грассе, например, или еще где-то, но я понимаю, что за 15 лет я знаю больше, чем, может быть, какой-то другой человек, кто учился там. Потому что у меня немножко знания по-другому складывались, да, и собирались в пазл.

Накануне, за месяц, я проходила тренинг личностного роста, в который не особо верила, и там нужно было написать, что произойдет в твоей жизни в течение месяца. И я написала тогда, что у меня будет свой автомобиль новый, потом мне так стало неудобно, думаю: блин, ну, как-то я материально мыслю. Думаю, ну, у меня же есть новый автомобиль, зачем мне еще? Но это желание я оставила. Я его не зачеркнула. И я написала, я тогда вот, помню, сижу и думаю: надо написать что-то такое, что нереальное. И я написала заглавными буквами, печатными: У МЕНЯ БУДЕТ СВОЙ ПАРФЮМ. Я понимала, что это космос, это желание, словно как на Луну слетать, потому что, если бы я тогда написала «у меня будет свой бренд одежды», например, это было бы логичнее, потому что для этого у меня есть мое образование первое – дизайнера по одежде. Но парфюм – вообще никаким образом никак со мной не был связан на тот момент.

И что ты думаешь? Вселенная действительно работает. То есть, поэтому я всегда говорю: аккуратнее мыслите, даже вытягивая наши желания. А у нас всегда на любых мероприятиях мы каждому гостю предоставляем возможность вытянуть для себя ответ от высших сил, допустим так, да. Потому что все сбывается. И вселенной нужно было, видимо, мое желание реализовать. И мы с семьей уезжаем в Королевство Бахрейн. Где такое Бахрейн, в 2007 год ни я, ни большинство других людей в России не знали. То есть это вообще маленькая точечка на огромной карте. Но я помню момент, когда я спускалась с трапа самолета, это был август, в августе в Бахрейне, так же, как в Дубае, в Саудовской Аравии, в Омане, ну, градусов 50 есть с лишним.

А. Сулхаева:

- Да, сумасшедшая жара.

И. Прозорини:

- Там хаммам. То есть ты просто выходишь и попадаешь в хаммам.

А. Сулхаева:

- Да.

И. Прозорини:

- И, несмотря на это, хаммам пахнет. Но для меня почему-то этот запах был родной. Кстати, самое интересное, что обонятельная память она действительно может тебе дать ощущение, что родное/не родное, близкое/не близкое, да. Потому что это самая сильная память, какая только возможна.

А. Сулхаева:

- В студии Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». У нас в гостях Ирина Прозорини, парфюмер, основатель «Парфюмерного дома Прозорини» и создательница судьбоносных ароматов. Мы говорим о том, как правильно подобранный парфюм может изменить жизнь. Вернемся через минуту, не переключайтесь.

А. Сулхаева:

- И снова здравствуйте. В эфире Радио «Комсомольская правда» «Время женщин» с Анжеликой Сулхаевой. И у нас в гостях сегодня парфюмер, основатель «Парфюмерного дома Прозорини» Ирина Прозорини. И мы продолжаем говорить о том, как ароматы влияют на нашу жизнь.

Я знаю, что на Востоке очень долгие рукопожатия, потому что люди прямо вот, ну, они знают о силе ароматов, об их влиянии и пытаются зафиксировать вот этот свой запах на коже другого человека. Для чего это?

И. Прозорини:

- Ты знаешь, я это называю «заигрить отношения». Жизнь на Востоке примерно в моей истории была такой. Я была в окружении мужчин. То есть, когда мы приходили в какой-то молл или куда-то шли, не знаю, там на прогулку, это было очень интересно. Идет шейх со своим гаремом и иду я со своим мужским гаремом, да. Каждая девчонка, которая… слушай, говорит: о, как это классно, это так здорово! Да, здорово, но не так долго, потому что в окружении женщин должна быть женская энергия. Но без нее мы не можем, да, то есть, мы начинаем быть таким уже своим парнем среди мужчин. А это не надо делать.

Как это получилось? Потому что у нас, у моего бывшего мужа там был бизнес, и, естественно, все окружение было вокруг нас – это мужчины. А чтобы иметь бизнес на Востоке, вторым СЕО должен быть резидент страны, где открывается бизнес. И у нас был резидентом шейх, поэтому и окружение было соответствующее. И интересно было, когда, например, к нам на встречу приходит действительно статусный человек. Все его ждут, из России там приехали люди, мы сидим, общаемся, и интересно было наблюдать, как русский мужчина здоровается с шейхом. У нас – потряс рукой и убрал.

А. Сулхаева:

- Да.

И. Прозорини:

- А тут он берет и очень долго вот происходит вот это рукопожатие, и нашему русскому мужчине некомфортно. Он начинает глазами искать, вопрос: что происходит? Люди, которые знают, как работают ароматы, они наносят первое место, куда, например, статусный человек нанесет аромат, неважно, женщина или мужчина, это запястье. И, когда у нас происходит рукопожатие, то пальцы другого человека они этот аромат забирают с собой. Что происходит? Хочет человек другой, не хочет, понравился ты ему или не понравился, но пока этот аромат на его коже, он будет о тебе думать. Ты представляешь? Так работает ароматный якорь.

А. Сулхаева:

- С ума сойти! А правда ли, что с помощью ароматов можно добиться большего успеха, достичь каких-то целей, вершин? Или это какое-то преувеличение?

И. Прозорини:

- Абсолютно считаю так. За счет чего это происходит? То есть невозможно добиться успеха, финансового благополучия, если человек не уверен. Поэтому аромат является мощным инструментом, чтобы усилить уверенность в человеке. Неважно, уверенность ли это в бизнес-проекте, уверенность ли это женщины, например, что она богиня, уверенность ли это в том, что ты все сможешь. Уверенность – это ключевое, это тот ключ в замочек, куда открывается дверь. Дверь к успеху.

А. Сулхаева:

- Очень интересно. Я знаю, что вот самые известные ароматы «Парфюмерного дома Прозорини», часто их называют такими неофициальными их названиями, рабочими именами, назовем это так, - деньги, любовь, секс, что там еще, всех не перечислю… Вот какой смысл ты сама вкладывала, когда делала эти такие, скажем так, тематические ароматы?

И. Прозорини:

- Любой запах, любой аромат – это так или иначе, прежде всего, рукопожатие долгое с нашим подсознанием. То есть сначала идет импульс в наш мозг, а потом уже по нервной системе. И один аромат может просто, знаешь, вот несколькими клавишами прозвучать, и все, и ты не запомнишь его. А другой настолько тонко зайдет в твое подсознание, что ты о нем будешь помнить всегда.

Так вот, я не думала, что у моих ароматов появятся такие рабочие названия – Любовь, Деньги, Секс и Энергия. Это дали люди. Я бы так сказала, знаешь, обнародовали. Прежде чем запустить коллекцию, каждый аромат прошел тестовый период три года. Была идея создать аромат, усиливающий чувственность, усиливающий уверенность, усиливающий яркие эмоции. И аромат энергии у нас появился чуть позже, да, то есть, это то, что родилось во времена пандемии.

Так вот, чувственность, уверенность, яркие эмоции, не более того. И когда мы отдали вот эти, знаешь, в фильме «Парфюмер», когда он берет флакончик и кидает в народ, примерно так же мы сделали. Мы отдали эти три эссенции на пробу, на дегустацию людям. Они не знали, что это такое. У ароматов не было их истинных имен, которые будут потом позже зарегистрированы. И, когда мы собирали обратную связь, вот так приклеились вот эти рабочие названия, такие народные – Любовь, Деньги, Секс и Энергия.

И я помню, вот у Любви было второе название Невеста, например. Почему Невеста? Мужчины, чувствуя аромат на женщине, говорили: так должна пахнуть невеста. Ты знаешь, это так было трогательно. Я помню, я задала вопрос: почему? А ответ еще больше меня растрогал: о ней хочется заботиться.

А. Сулхаева:

- Прекрасно!

И. Прозорини:

- То есть как это происходит, понимаешь? Этот аромат, прежде всего, в женщине раскроет ее женскую суть. Даже если она конь с яйцами, да, вот заводы, пароходы - это на моих глазах просто такие яркие примеры, когда женщина, например, за 12 лет нашего общения я ее ни разу не видела в платье там, то есть она все время какой-то такой женщина-мужичок. И вдруг этот аромат он просто ее меняет. Она приходит ко мне в каком-то платьишке, ну, в тему, не в тему одета – не важно. От нее стало пахнуть женщиной, понимаешь. Либо, например…

А. Сулхаева:

- И это меняет ее личную жизнь?

И. Прозорини:

- Сто процентов. Вот абсолютно. То есть любой аромат сначала работает с человеком. Мы не можем изменить наше пространство, не изменив себя.

А. Сулхаева:

- А как люди выбирают аромат? Вот что им подходит? Любовь? Секс? Деньги? Энергия? Я знаю, что есть такой формат – слепые дегустации, когда люди с закрытыми глазами, им наносятся, значит, в разные места ароматы…

И. Прозорини:

- Ты у меня, видимо, была на них?

А. Сулхаева:

- Да. И они выбирают, выбирают, ну, не знаю, сердцем выбирают. Вот что это показывает? Если человек выбирает Любовь, или он выбирает Секс, или Деньги, или Энергию – это означает, что ему этого не хватает? Или это, наоборот, в нем этого много?

И. Прозорини:

- Смотри, откуда вообще появилась эта идея вот таких слепых дегустаций, или я их называю «с широко закрытыми глазами». Она появилась от меня. Потому что, когда с производства приходят образцы, это на самом деле очень ответственный такой момент, потому что на один аромат может быть много граней. И тебе нужно выбрать одну правильную грань. И ты никогда умом ее не выберешь, потому что аромат это не про ум, это всегда про душу. Это всегда про твои ощущения. И я тогда закрывала глаза и погружалась в этот мир собственного подсознания.

И, когда вышла коллекция «Новая эра», я поняла, мне очень хочется дать возможность каждому своему клиенту попробовать такие же ощущения. Во-первых, так появилась игра «С широко закрытыми глазами», о которой, мне кажется, уже только ленивый не знает. И я поняла, что лично я буду проводить дегустации для своих клиентов, для тех людей, которые лично ко мне приходят, именно так. Потому что аромат умом неправильно выбирать. То есть у нас нет такого, что к нам приходит человек: мне нужен аромат Любви, потому что у меня подруга, например, купила его, встретила мужчину, и я так же хочу. Кстати, такой пример был. Вот звонит женщина и говорит: мне нужна ваша «Таис», потому что вот подружка устроила личную жизнь. Я ей говорю: а приходите ко мне на дегустацию. Она приходит, я ей предлагаю и говорю: а давайте попробуем все с закрытыми глазами и сделаем дегустацию. Она говорит: давайте. И я говорю: в данный момент мы увидим, что хочет ваше подсознание. Потому что умом мы идем значительно дольше, нежели сердцем. Самое интересное, но это факт.

И когда я провела дегустацию с закрытыми глазами вот этой клиентке, да, я ей показала, что ее подсознание выбирает аромат Деньги, уверенность, власть, и я ей даже задала вопрос. Я говорю: вы сейчас в каких-то проектах. Она говорит: да. И я понимаю, что ее подсознание просто сейчас вот…

А. Сулхаева:

- …не готово к любви.

И. Прозорини:

- Не готово к любви. Это вот настолько за уши притянуто: «а вот она устроила свою личную жизнь, и я хочу». Но это от ума, понимаешь. И я говорю: мы к этому дойдем, вы сначала сделайте что-то по вашей карьерной лестнице, вот когда ваше подсознание возьмет вот это, оно успокоится, поверьте мне, вот вы сами выберете, вернее, ваше подсознание выберет аромат Любви.

А. Сулхаева:

- Насколько я знаю, что некоторое время назад ты как раз обнаружила, что твой аромат «Искандер», о котором мы уже сказали, аромат Денег, Успеха и т.д., изначально он вроде бы как задумывался как даже, наверное, мужской, но его выбирают вот такие вот успешные, сильные женщины.

И. Прозорини:

- Это действительно происходит Например, у нас было мероприятие в Сколково, и из ста процентов 98 подсознательно выбрали «Искандер».

А. Сулхаева:

- Вот они, самые сильные и успешные женщины.

И. Прозорини:

- Да, такие, знаешь, самчихи я их называю. Женщина-самчиха. Но я всегда посоветую женщине все-таки «Искандер», вот эту мужскую энергию, смешать с ароматом Любви, либо с ароматом Сома, объясняя это тем, что, вы представляете, вы придете на встречу к мужчине с ароматом «Искандер» в чистом виде. Что это такое? Это стопроцентно мужская энергия. И мужчина вас подсознательно считает как самца. Это говорит о том, что борьба будет на равных. Но мы же женщины, мы же такие, знаешь, как вода, поэтому… А если вы придете с ароматом, с коктейлем, да, где будет и «Искандер» - мужская энергия, и «Таис» - женская энергия, то в глазах мужчин подсознательно вы будете, да, деловой бизнесвумен, но о которой хочется заботиться, которой чем-то хочется помочь. Представляете, это же совершенно по-другому…

А. Сулхаева:

- Совершенно другое восприятие.

И. Прозорини:

- Да. То есть мы можем на самом деле эту мужскую энергию «Искандера» разбавлять

А. Сулхаева:

- Это было «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». Слушайте нас по воскресеньям в 12.00.