Перезагрузка общества «Знание»: как внедрение просвещения поможет развитию страны

Всё, что вас касается, что случилось или случится, что отразится на вашей жизни. Главные темы дня разложат по полочкам журналисты, политологи и экономисты в программе What's up, страна!
С 20 мая стартует всероссийский просветительский марафон «Новое знание», который станет отправной точкой «перезагрузки» общества «Знание»

М. Антонов:

- Здравствуйте, друзья. Здесь у нас огромное количество сообщений от наших слушателей. Да, и вас тоже с Днем пионерии. Сегодня – день рождения Всесоюзной пионерской организации им. Ленина. Уже в следующем году 100-летие будем отмечать. И, как ни странно, вспоминая сегодня пионерию, мы будем еще говорить о перезагрузке довольно известного общества, которое было создано еще в 1947 году, это общество «Знание». Наверняка вы слышали, что было такое общество, и есть сейчас.

С 20 мая стартует Всероссийский просветительский марафон «Новое Знание». И этот марафон станет отправной точкой перезагрузки общества «Знание». Мы и про историю тогдашнюю, еще прошловековую поговорим, а об истории нынешней, о перезагрузке, которая должна произойти, поговорим с генеральным директором Российского общества «Знание». Максим Древаль с нами на прямой связи.

Максим, во-первых, с перезагрузкой вас. Хочется спросить, перезагрузка – это изобретение велосипеда или, как привыкли говорить, новое – это хорошо забытое старое?

М. Древаль:

- И то и другое, я думаю. Надеюсь, без изобретения велосипедов. Мы сохраним все хорошее, что было, и приумножим и все-таки добавим новые технологии, пропустим через призму современных подходов и возможностей коммуникации.

М. Антонов:

- Давайте более детально. В чем будет заключаться эта перезагрузка? То есть появится что-то, туда можно будет записаться? Ведь раньше были почетные грамоты, были значки товарищества «Знание». У вас что будет? Что мы, обычные потребители, увидим в ближайшее время?

М. Древаль:

- Самое главное, что мы все увидим, это огромное количество наших прекрасных лекторов, которых мы отправим в каждый уголок, в каждый город по всей стране. Это будут тысячи лекторов, которых мы будем видеть очно. Что касается такой отцифровки, перезагрузки, мы будем еще в большем масштабе их видеть онлайн, будем видеть их в разных форматах лекций. Это могут быть выступления, фильмы с ними, интервью, дебаты, дискуссии. Или, например, экскурсия на Байконур от общества «Знание» в формате онлайн с каким-то известным, выдающимся человеком. Мы будем экспериментировать с форматами, будем отбирать лучших лекторов, будем оценивать лекторов с помощью слушателей, будем собирать оценки после каждого выступления, будем узнавать, кого бы вы хотели, в какой город, в каком составе, в каком формате. И на основе этого будем определять нашу деятельность, темы и лекторов. Мне кажется, это как раз то, что сейчас очень нужно обществу (и мы видим этот запрос), и важно, чтобы оно само участвовало в формировании этой повестки организации.

М. Антонов:

- Максим, как это все делать? Конечно, в год пандемии мы видели большое количество интересующихся всевозможными мастер-классами, научными лекциями. Я сам несколько таких лекций прослушал, потому что время свободное было. Но у людей старшего поколения это сидит занозой: «Товарищи, сегодня перед праздничным концертом (или перед просмотром фильма) лектор общества «Знание» прочитает вам лекцию…» И аж зубы сводит. Потому что выходит товарищ лектор с листочками и коротенько так, минут на 40, рассказывает крайне неинтересные вещи. Именно поэтому вам и нужен рейтинг лекторов?

М. Древаль:

- Конечно. Потому что на самом деле есть большое количество прекрасных, интереснейших, выдающихся людей, которые не только содержательно могут рассказать про какую-то тему, но и рассказать интересно, увлекая и вовлекая людей. Потому что одна из важных задач общества «Знание» - в принципе вовлечь, увлечь в такую постоянную активную жизненную позицию, нацеленную на саморазвитие, на успех. И это такой заряд. Мы должны создать его, в том числе через наших лекторов. Есть, конечно, и другие идеи и мысли, как мы будем вовлекать и мотивировать молодых людей. Будет целая программа поощрений, связанных с разного рода возможностями. Например, за активную позицию, постоянное развитие, взаимодействие с просветительским, образовательным контентом общества «Знание». Мы рассчитываем поощрять ребят стажировками, какими-то путешествиями, какими-то образовательными программами уникальными. У нас в этом смысле есть много партнеров и даже отдельный проект строится под это. Мне кажется, это одна из самых важных вещей – создать вот эту мотивацию. Потому что вначале она может быть даже и какой-то косвенной, но в процессе, распробовав, увидев, как ты развиваешься и что у тебя получается, ты в любом случае переключишься на внутреннюю мотивацию, и мы достигнем результатов в плане развития и просвещения людей.

М. Антонов:

- Перед нашей встречей, Максим, я изучил вашу биографию. Можно почитать, чем вы занимались, там и киберспорт был, и чего только не было. И то, что вы сейчас говорите, мне все это безумно интересно (мне 45 лет). Но я понимаю, что в большей степени вы говорите про молодых людей. Вы говорите о том, что именно вы их хотите сориентировать, именно вы их хотите побудить, именно вы хотите, чтобы они образовывались. Все это здорово. Но не хочется себя чувствовать, как в магазине уцененных товаров. Для нас-то что будет?

М. Древаль:

- Я действительно выделяю некоторым образом молодежь как некий такой фокус внимания с точки зрения первых шагов, первых приоритетов. Я думаю, вы согласитесь, наш общий интерес – вложиться в развитие молодежи. Конечно же, говоря о том, что никогда не поздно развиваться, учиться, совершенствоваться, в любом возрасте, конечно же, контент, лекторы и вся наша деятельность будет нацелена на всех. Более того, некоторые из наших проектов и задач в принципе связаны с соединением возрастов, где одни делятся знаниями и опытом с другими. Вот у вас, например, точно есть большой опыт в своей профессиональной деятельности. Мы бы очень хотели вас позвать в качестве лектора общества «Знание» поделиться этим опытом с молодыми ребятами, с коллегами, людьми из других сфер, которые хотели бы узнать что-то новое в смежных областях или в других. И это одна из задач – выявлять профессионалов, экспертов из разных областей в огромном количестве и давать им возможность делиться этими знаниями, помогать им развиваться в этом, давать им разные инструменты, продвигать их. Это тоже одна из таких ключевых задач. Они связаны друг с другом в итоге. Надеюсь, вы тоже откликнитесь и присоединитесь к нам.

М. Антонов:

- С удовольствием. Потому что всегда будет приятно потом в резюме написать: являюсь лектором общества «Знание». Это такой плюс и вам, и мне. Мы тут со слушателями в другой программе, в которой вспоминали советское время (мы совсем недавно отмечали День советской печати – 5 мая), и очень многие выписывали такой журнал «Наука и жизнь». А этот журнал выпускался обществом «Знание». Многие читали, вспоминали это всё. Идея книг, специальной литературы, брошюр (то, что было раньше), выпуск журналов, это все должно быть массово и написано простым языком. Это остается?

М. Древаль:

- Пока не знаю. Я бы даже сказал, не остается, а возрождается. Мне кажется, это должен быть симбиоз опыта и этого ценного багажа знаний, который уже приобретен, в том числе в печатных проектах, и новые, современные технологии, средства коммуникации. Если говорить о каких-то новых изданиях, наверное, это должен быть симбиоз, что-то такое с возможностями интерактива, взаимодействия, участия в формировании этого, получать не только в печатном виде, но и в каких-то цифровых форматах. Наверное, это должно переродиться, но мне бы очень хотелось, чтобы это произошло.

М. Антонов:

- Я хотел бы еще раз напомнить. Просветительский марафон «Новое Знание». Отправная точка – 20 мая. Это в Москве, потом присоединятся еще 7 городов России – Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Сочи, Калининград и Владивосток. Этот марафон – отправная точка перезагрузки общества «Знание». Дальше будут другие города или этого будет достаточно?

М. Древаль:

- Конечно, будут. Более того, они уже есть. Есть и другие проекты, которые параллельно запускаются. Есть «Умный маршрут», выступление лекторов. Охватим всё. Просто марафон как отдельное событие свои площадки откроет в 8 регионах, а в онлайне ждет людей со всей России, да и из-за рубежа тоже.

М. Антонов:

- Здесь вот пишут: «Приятно слушать молодого человека с правильным русским языком. Боже, как этого не хватало в наше время!» Это вам комплимент, Максим.

М. Древаль:

- Спасибо.

М. Антонов:

- Я хотел бы еще спросить про проект, который называется «Другое дело». Это что такое?

М. Древаль:

- Это то, о чем я немножко уже рассказал – про мотивацию молодых людей. Этот проект ровно про это. Мы все в принципе хорошие люди, и мы хотим делать добро, мы хотим развиваться, хотим учиться, вести здоровый образ жизни, но не всегда у нас хватает мотивации на это, не всегда мы знаем инструменты, где-то мы ленимся, ну, и находим еще массу причин. Идея этой платформы – за счет такой игровой поощрительной механики и огромного разнообразия инструментов вовлечь людей в этот созидательный процесс, в активную жизненную позицию, нацеленность на развитие постоянное и добрые дела.

Как мы это хотим сделать? У нас огромное количество партнеров, которые, по сути, отображают такую крупицу этого образа. Например, задания, связанные со здоровым образом жизни, или со спортом, или образовательные задания, или волонтерские задания. И вот эти задания формируют некий такой банк различных активностей платформы «Другое дело». За каждую такую активность человек получает баллы. Они разные, за сложные задания больше, за простые, короткие задания немного баллов. А баллы можно обменять на поощрения, бонусы, которые мы также получаем от партнеров. Могу сказать, что мы пообщались с разными компаниями, и огромный отклик, очень высокая заинтересованность и готовность делиться своими продуктами и услугами ради этой цели, идеи в принципе развития и активизации молодежи. В принципе в этих компаниях тоже, скорее всего, хорошие и добрые люди, а во-вторых, это для них тоже инструмент выстраивания коммуникации с аудиторией.

Так вот, среди таких возможностей будет множество массовых поощрений из серии подписка на кинотеатр, или какой-то гаджет, или книжка, или фильм, подписка на какой-нибудь сервис. Или более уникальные призы, например, стажировка в крупной компании, в IT-компании, в медиакомпании, или путешествие, или возможность встретиться с уникальными людьми, например, какими-то звездами, выдающимися людьми. И не просто встретиться, а, например, если это выдающийся танцор, то урок танца с ним, если это певец, то, может быть, запись трека, или получить его в качестве наставника.

На мой взгляд, это очень мощный, интересный, увлекательный инструмент в принципе для молодежи – переключиться из такой пассивной в суперактивную позицию, и мы для этого дадим помимо поощрений все инструменты. Это про платформу «Другое дело».

М. Антонов:

- Максим, когда я изучал ваши социальные сети, я увидел, что несколько раз в социальных сетях встречается выражение «горящие глаза». Вы пытаетесь зажечь потухшие взгляды. Это, наверное, правильно. Мне просто хочется спросить. Если объективно оценить, удается или нет, горящий взгляд вы видите у людей?

М. Древаль:

- Если говорить про «Другое дело», платформа запустится в конце июня, поэтому я вам скажу чуть попозже. Но я уже давно, так или иначе, занимаюсь образовательными, просветительскими проектами, платформами для людей разных возрастов, много для молодежи. Получается, конечно. Я поэтому и сказал, что на самом деле все хотят развиваться, учиться. Надо чуть-чуть подтолкнуть, дать мотив, инструмент, помочь. Это так и работает. Ну, вот геймификация появилась как инструмент в образовании. Она же тоже себя проявила и зарекомендовала как достаточно эффективный инструмент вовлечения тех, кто, может быть, напрямую, сразу не пошел бы что-то делать. Но, зайдя в этот процесс, пусть даже из-за какой-то косвенной мотивации, он остается уже внутри, потому что прочувствовал ценность для себя внутреннюю, он понял, например: я вырос и теперь научился чему-то, смог устроиться куда-то или реализовался в профессии. Или я сделал доброе дело и получил то самое удовлетворение оттого, что я кому-то помог. Уже все остальное ушло на второй план, я уже забыл про то, что я подписку хотел или еще что-то, я понял, как здорово делать добрые дела.

Вот в этом идея – вовлечь. Все, наверное, думают, что хотят помогать людям, но не знают, как и где это сделать. А чтобы узнать, нужно как-то сосредоточенно об этом подумать. Надо людей просто вовлекать в это. Я убежден, что это будет работать.

М. Антонов:

- Будем надеяться. Последим за тем, как запустится это все, какое количество людей придет на этот проект «Другое дело». И все-таки общество «Знание» - это в целом просветительская деятельность. Я правильно понимаю?

М. Древаль:

- Конечно.

М. Антонов:

- Вам не кажется, что даже люди, которые будут смотреть бесплатные лекции… Я сам не откажусь со Стивом Возняком пообщаться дистанционно, послушать, что он скажет, я с удовольствием послушаю какого-нибудь профессора. Но я буду понимать, что вся информация, которую я получу на этом открытом мастер-классе, она поверхностная. Чтобы погружаться глубоко, я должен… Понятно, был бы я молод, я бы учиться пошел. Ну, хорошо, я может быть какую-то специализированную литературу еще куплю и подучусь. Вы пытаетесь в очередной раз продемонстрировать поговорку, что учиться никогда не поздно. Правильно?

М. Древаль:

- Да.

М. Антонов:

- Ну, хорошо, им 25-26 лет, у них здоровье еще, вся жизнь впереди, они бытом не отягощены, детей и кошек, может быть, нет. А что остальным-то делать?

М. Древаль:

- Так это в том числе и запрос времени. В том плане, что мы же дольше живем, продолжительность жизни увеличивается, и скорость любых, даже профессиональных процессов тоже увеличивается, реализоваться и достичь успехов в профессии можно гораздо быстрее, чем раньше, информация ускоряется. И потребность в смене профессии, в обучении новым подходам в профессии за счет того, как меняется окружающий мир, возникает несколько раз за жизнь. Это тем более означает, что точно не поздно не только молодежи… Мне кажется, либо молодежь будет и дальше расширяться (сейчас 35, потом будет 40-45), или просто мы перестанем…

М. Антонов:

- Вот эти седеющие 50-летние юноши…

М. Древаль:

- Просто когда мы говорим про молодежь, автоматически думаем, что они учатся, развиваются, у них вся жизнь впереди, но это уже прошлое, сейчас это можносказать про каждого. Если тебе 50, ты тоже должен учиться, развиваться. Потому что ты еще нужен обществу, еще долго будешь нужен обществу, ты профессионал, и ты должен соответствовать меняющемуся миру, изменяющимся профессиям. Мне кажется, все эти атрибуты, они уже не про молодежь.

М. Антонов:

- Знаете, это как в кабинете психолога: ты нужен обществу. Такой аутотренинг еще – посидеть перед зеркалом и об этом сказать. Максим, вот здесь спрашивают: как стать членом и лектором общества «Знание», где запись происходит?

М. Древаль:

- На сайте znanierussia.ru. Нужно подать заявку в качестве лектора, и мы будем очень рады, обязательно рассмотрим и скорейшим образом ответим.

М. Антонов:

- Вы можете назвать количество лекторов, количество зарегистрированных людей? Вы ведете статистику?

М. Древаль:

- Да. Активных лекторов сейчас в районе 2 тысяч. Мы хотим довести эту цифру до 10 тысяч уже в ближайшее время.

М. Антонов:

- Максим, вам не кажется, что это общество «Знание» - это как Дон Кихот против ветряных мельниц? Потому что вы же в интернете тоже бываете, вы же читаете и про жидкое чипирование вакциной, и про вышки 5G, и про распыление во время ковидного года каких-то веществ. И самое главное, что хочется иногда махнуть и сказать: все, господь, жги! Это не исправишь никак. Но вы вот продолжаете.

М. Древаль:

- Нет, мне кажется, это как раз сигнал, что мы очень нужны, в том числе чтобы… Информации очень много, но проблема – найти достоверную, убедительную, глубокую, информативную информацию. И это наша задача, чтобы не было вот этих мифов и заблуждений о вышках и чипировании. Зачем забивать голову и тратить на это время. Это все не к добру.

М. Антонов:

- Не знаю, будет ли апгрейд логотипа общества знания. Но когда появится брошюра или лекция, это будет своеобразным знаком качества: ребята, информация проверена, подтверждена учеными. Это в планах или это уже есть?

М. Древаль:

- Вы прямо с языка сняли. Логотип, да, обновился. Он уже модный, молодежный. Там такая буква З в логотипе. Это знак качества. Есть такая мысль и идея, мне кажется, что она важная, она много найдет применения в интернете. У нас много пространств в интернете, где формируется пользовательский контент. И это замечательно. Но не всегда понятно, какой из них проверенный, достоверный. И мы наших лекторов и экспертов хотим вовлечь в этот процесс, чтобы дать пользователям некий дополнительный сигнал, что мы проверили эту информацию, она действительно значимая, достоверная, на нее можно опираться. Мне кажется, это был бы очень нужный инструмент для общества. есть такая идея.

М. Антонов:

- Нам поступают сообщения: «Саратовский планетарий. Оборудование конца 80-х. Программа лектория не менялась лет двадцать пять». Планетарий тоже состоит в обществе «Знание»?

М. Древаль:

- Да.

М. Антонов:

- Наверняка вы сталкивались с таким. Приходит молодой человек, он генеральный директор Российского общества «Знание». Начинает говорить: надо бы программу обновить. А у вас методичка 1976 года, по ней несколько поколений уже выросло. Что там могло поменяться? Что вы здесь новое? Бывает же такое? Приходится ломать через колено людей или уговаривать, что не стоит ничто на месте?

М. Древаль:

- Ломать не надо. Я не сторонник радикальных изменений. Они редко когда бывают эффективными. Нужно обсуждать, объяснять, находить консенсус, эффективное решение. Мы с этим столкнулись. Я пока вижу только отклик и готовность вместе искать ответы, как именно меняться. Более того, в этот поиск мы включаем уже активно саму общественность. И вместе с ними думаем и про темы, и про подходы, и про инструменты. Понятно, что и через экспертов это все пропускается. Мне кажется, тут не будет никаких радикальных переломов, будет очень органичный путь развития.

М. Антонов:

- Диалог с научным сообществом налажен? Потому что, хорошо, лекторы – это лекторы. Но ведь общество «Знание» - это всегда ученые. Причем ученые с мировым именем. И вполне возможно, это достаточно консервативные, если не сказать – ретроградные люди, которые скажут: слушайте, я – член-корреспондент, меня Брежнев целовал еще.

М. Древаль:

- И будет прав. Действительно, уважаемый человек. И нам есть чему учиться и что послушать. Нам тоже есть что предложить и рассказать. Поэтому диалог есть и будет развиваться. Я очень конструктивно, позитивно настроен на такое взаимодействие. Потому что я сам с уважением большим и с интересом отношусь к их опыту. И поэтому у меня нет желания и вообще даже мысли о том, что нужно как-то без них, по-другому все сделать. Нет, надо вместе делать эту трансформацию.

М. Антонов:

- Уровень подготовки студентов российских вузов падает, что связано в том числе со снижением качества школьного образования. Об этом заявил президент Российской академии наук Александр Сергеев. В России заговорили об отмене ЕГЭ. Я вас уже сравнил с Дон Кихотом. Продолжим дальше сравнения. Прометей принес огонь людям. К скале приковать его, пусть орел летит и печень клюет. Вы не пытаетесь сломать систему образования, вы пытаетесь внедриться в ту систему образования, которая есть сейчас, и при этом что-то исправить. Такая подрывная работа изнутри.

М. Древаль:

- Не подрывная. Наоборот, созидательная работа. Потому что, смотрите, я приведу другой пример. Многие говорят: молодежь, клиповое мышление, TikTok, Instagram, вот это все. И с негативной коннотацией про это. И правы, да, действительно, перебор с этим, меняется подход к мышлению. Как это можно менять? Можно просто говорить, что это плохо, отказываться в этом участвовать, выкладывать классный контент только на официальном сайте или печатать его в качестве книги. А можно, понимая, что вот так устроено сейчас потребление контента у молодежи, туда внедрившись, как-то развивать их, показывать другое, увлекать в разностороннее развитие, вытаскивать их оттуда через какие-то активности, мысли.

То же самое и про систему образования. Да, мы видим где-то какие-то недостатки, где-то проблемы. Но сказать просто, что все плохо, надо делать новое, это неэффективно. Эффективно – используя имеющуюся систему, какие-то давать импульсы, которые будут позитивно ее развивать. Я в принципе не готов говорить, что там все плохо, все ужасно. Я не сторонник таких рассуждений, так обычно никогда не бывает. Есть сложности. И мы там, где это пересекается с нашей повесткой, мы всячески будем помогать. И с точки зрения контента, и с точки зрения поддержки учителей, развития их навыков, с точки зрения современных подходов. Формирование контента, коммуникация с молодежью. Мы точно, думаю, будем полезны здесь.

М. Антонов:

- Подписан в начале апреля закон о просветительской деятельности. Он вам помогает или все-таки ставит какие-то границы и рамки, которые, может быть, по-вашему, и не должны были быть?

М. Древаль:

- Эти процессы никак не связаны. Я вижу, что закон еще не совершенен. Мне кажется, что он будет меняться. Я думаю, что сейчас будут первые шишки, первый опыт, мы поймем, как он будет применяться. И потом, возможно, будут коррективы. Он нас касается так же, как и всех. Мы точно так же осуществляем просветительскую деятельность и будем действовать в рамках этого закона.

М. Антонов:

- Псевдонаука, псевдоученые, которые сейчас имеют огромное количество подписчиков, несут если не ахинею, то мало научного. Но при этом, когда спрашивают, почему у нас не признают научное сообщество: да что они понимают? Может быть, общество «Знание» - это еще и фейкоразвенчиватель будет?

М. Древаль:

- Конечно! Во-первых, это интересно. Потому что такой контент всегда кликабелен. Потому что для тебя интересные факты и откровения. Но в этом есть большой смысл. Это опять-таки про вышки, про чипирование. Будем активно, массивно развенчивать все эти мифы и показывать настоящие факты, настоящие достижения, настоящие интерпретации правильные каких-то научных открытий и фактов.

М. Антонов:

- Общество «Знание» начинает просветительский марафон. И это станет отправной точкой перезагрузки общества «Знание». Также платформа под названием «Другое дело» - это будет в этом году. А что еще?

М. Древаль:

- Это многое. Внутри общества «Знание» будет много проектов, связанных с контентом в интернете. Это разного рода просветительские фильмы, выступления, в которые мы будем, помимо выдающихся, известных, интересных лекторов, вовлекать и молодое поколение. И с точки зрения формирования, о чем, и с точки зрения участия в этом. Это будет везде. Это будет на YouTube, это будет в соцсетях, это будет на нашем сайте. Мы действуем по принципу – везде, там, где находится аудитория, там, где ей привычно, удобно потреблять этот контент.

Будет огромное количество выступлений очно, в разных форматах, на разных площадках. У нас поехал сейчас «Умный маршрут». Это такой брендированный автобус большой общества «Знание». Если вы его увидели в своем городе, значит, мы к вам приехали, и сегодня здесь будет выступление. Сейчас курсирует один такой автобус по городам. И в скором времени их будет масса. Это позволит нам проводить мероприятия, выступления с выдающимися людьми одновременно во многих городах. Будут тематические недели, когда мы будем надолго про одну тему, с огромным количеством выступающих оставаться в конкретном городе. Это только некоторые из проектов.

М. Антонов:

- Поддержка президента – это, наверняка, важно. Финансирования пока хватает? Укладываетесь ли? В перспективе может ли общество «Знание» не только тратить деньги на различные проекты, устраивая их, приглашая известных людей, но и зарабатывать?

М. Древаль:

- Да, абсолютно. Например, мы, делая просветительский контент, например, возьмем «Мирный атом» - про атомную энергетику, разные технологии в этой сфере, это важный, интересный просветительский контент. В нем, помимо нас и общества, чтобы просвещаться, заинтересованы компании конкретные, которые хотели бы участвовать в этом, продвигать свой бренд, сами заинтересованы в популяризации этой темы. И они вполне логично участвуют в софинансировании или оплачивают этот контент. А мы уже определяем с точки зрения экспертизы и содержания, как именно будет раскрыта тема. Но заинтересованность есть не только у нас. В этом смысле мы вполне можем не только тратить.

М. Антонов:

- Я на сайте общества «Знание» увидел, что у вас есть медиатека. Я не знаю количество фильмов, записанных мастер-классов. Но не замахнуться ли вам на телеканал? Во времена советского телевидения была четвертая образовательная программа. Урок английского, второй год обучения, биология – 10-й класс. Но все это трансформировать в современные реалии. Вот вам документалочка, вот вам лекция в режиме онлайн. И так далее. Конечно, все это можно делать на YouTube, но у нас огромное количество операторов спутниковой связи, которые наверняка готовы предоставить канал.

М. Древаль:

- Абсолютно. Несколько дней назад мы активно начали прорабатывать историю с появлением просветительских образовательных программ на телевидении. Это может быть история про то, чтобы возродить что-то успешное, что было, трансформировав, или вообще создать нечто новое, что было бы создано в рамках общества «Знание». Оба варианта сейчас прорабатываются. Я тоже убежден, что на телевизоре мы должны появиться.

М. Антонов:

- Это перспектива этого года или следующего?

М. Древаль:

- Планов так много, что будет непросто все успеть, но мы постараемся.

М. Антонов:

- У вас своя команда? Или работаете с тем, что было?

М. Древаль:

- Я пришел и со своей командой, и мы за пару месяцев уже собрали достаточно много новых людей. И собираем еще больше людей. Потом что под те задачи и цели, которые мы перед собой ставим, нужна большая сильная команда. Это не я делаю, это делают люди, которые вместе со мной создают все эти продукты.

М. Антонов:

- Плохо работать без бизнес-плана. А учитывая, что вы еще и занимались бизнесом, то наверняка бизнес-план есть. И наверняка в этом бизнес-плане может быть указана финальная цель. Может быть, цель на ближайшие несколько лет. Поделитесь. Чтобы об обществе «Знание» знали все? Имя-то уже работает. Можно на этом даже зарабатывать. А дальше?

М. Древаль:

- Имя работает, безусловно. И вообще имя классное. Правда, его помнит только старшее поколение. Если спросить молодое поколение, они, наверное, не знают. Если говорить про цели, мы рассчитываем в этом году дотянуться своей работой, вовлечь больше 10 миллионов молодых людей. То есть треть молодежи мы рассчитываем вовлечь в нашу просветительскую деятельность. Через проекты, о которых я говорил. Безусловно, запустить все эти проекты. Есть метрики, связанные с объемом лекторов, которых мы хотим отобрать, научить, оценить и отправить в регионы. Мы рассчитываем дотянуться до отметки 10 тысяч лекторов. Это только некоторые из наших внутренних KPI, которые такую картинку могут создавать.

М. Антонов:

- Давайте встретимся в конце года. Будем подводить итоги. Спасибо, что были у нас в эфире.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Apple Podcasts, Google Podcasts, Яндекс.Музыке, CastBox и Player FM и слушайте, когда удобно!