Как ошалелые бросаются под колеса. После начала учебного года резко растет количество ДТП с детьми

Всё, что вас касается, что случилось или случится, что отразится на вашей жизни. Главные темы дня разложат по полочкам журналисты, политологи и экономисты в программе What's up, страна!
Михаил Антонов обсуждает вместе с директором Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ИЭТТП НИУ Высшая школа экономики Константином Трофименко, какие существуют барьеры на пути к нулевой смертности и какие существуют инструменты для их преодоления

М. Антонов:

- Друзья, это Радио «Комсомольская правда» и мы продолжаем серию программ, которые так или иначе рассказывают о безопасности на дорогах. И сегодняшняя тема нашего эфира - на пути к нулевой смертности. Какие существуют барьеры и какие существуют инструменты для преодоления. И с нами на прямой связи директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей Школы экономики Константин Трофименко. Константин, здравствуйте.

К. Трофименко:

- Да, добрый день.

М. Антонов:

- Константин, ну и самый первый вопрос. Начало учебного года не за горами и, если вспомнить, раньше рейды специальные проводились, по разному назывались - «Скоро в школу», «1 сентября», «Дети на дорогах» - и поток школьников действительно увеличивается. Есть ли действенные способы школьников защитить от дорог, а точнее говоря, от травматических или аварийных ситуаций на дороге?

К. Трофименко:

- Действительно, весенне-летний период, вернее, весенне-осенний период, когда дети активно ходят в школу, наблюдается рост числа ДТП с участием несовершеннолетних примерно на 9-10% больше, чем летом во время каникул. В общем-то два способа. Действительно, с одной стороны, это оборудовать участки уличной дорожной сети, которые примыкают к школам, соответственно. Ну, это сейчас на самом деле много где сделано, и при разработке проектов реализации движения на этих участках это учитывается, тем не менее, вот установка лежачих полицейских, камер контроля скорости, пешеходные переходы, островки безопасности - вот это все с точки зрения эффективности предотвращения ДТП спасает. Ну и, конечно, разъяснительная работа может быть на базе предмета ОБЖ с самими школьниками, тоже это весьма действенно и помогает.

М. Антонов:

- То есть, вы за расширение, например, того же самого ОБЖ, если мы говорим о правилах дорожного движения, поведения на дорогах?

К. Трофименко:

- Безусловно. С яркими красочными примерами объясняя детям, что нужно вести себя на дороге ответственность - это общемировая практика, это помогает.

М. Антонов:

- Превышение скорости - один из бичей. Люди пытаются в ритме жизни жить и там, где не стоит, может быть, убыстряться, все равно побыстрее, побыстрее, время - деньги. Превышение скорости это все еще самое распространенное нарушение правил дорожного движения или в последнее время что-то меняется?

К. Трофименко:

- Нет, действительно, это самое частое нарушение ПДД, причем, с большим превышением по отношению ко всем остальным. То есть, что-то порядка 90%, наверное, всех ДТП. И что еще важно - это самая частая причина и смертельных ДТП. В общем-то есть соответствующие расчеты, которые показывают, что каждый километр в час повышает риск на 3% и вот вероятность смерит в зависимости от скорости после 40 километров в час начинает расти в геометрической прогрессии. То есть, если со скоростью до 40 километров в час вероятность выжить для пешехода при столкновение с автомобилем достаточно велика, то дальше с каждым километром это увеличивается и после 60 километров в час практически гарантированна смерть.

М. Антонов:

- Если что-то меняется - вот мы уже говорим про камеры достаточно долго, те же самые лежачие полицейские - это мы с вами говорим про черту города, а если выехать немножечко за пределы московской кольцевой и взять Подмосковье, например, там вне населенных пунктов максимальную скорость на части пешеходных переходов ограничили до 70 километров в час. Вот это целесообразно или нет?

К. Трофименко:

- Конечно. И с точки зрения статистики, за последний год в Московской области количество ДТП с пешеходами сократилось почти на 20% - на 18%. И в основном благодаря именно этому мероприятию. И, конечно, камеры фото- и видеофиксации мотивируют водителей тоже соблюдать установленный скоростной режим.

М. Антонов:

- Кто-то говорит, что сейчас и машин столько, и поток такой, что говорить о превышении скорости неразумно, потому что разогнаться негде. Вы согласны с этим утверждением?

К. Трофименко:

- Смотрите, вот если брать зарубежные методички по проектированию дорог, там будет такая базовая установка, что контур дорожной сети должен быть, вернее, как бы она должна быть двухконтурная. То есть, должна быть сеть скоростных дорог, созданных именно для того, чтобы гонять там с большой скоростью, и там не должно быть ни в коем случае пешеходных… это должна быть полностью изолированная конструкция от пересечения в одном уровне, значит, и, конечно, пешеходов там быть не должно. То есть, так называемые хайвеи, фривеи, по-разному они называются в разных странах. Соответственно, если это низовая сеть, служащая в первую очередь для доступа к территориям, к домам, там неминуемо есть пересечение потоков и там действуют очень жесткие ограничения в плане ограничения скорости. Вот в Москве, например, если брать Москву, хайвеем с натяжкой можно назвать, пожалуй, Новую Ригу, отчасти Третье транспортное кольцо, ну, может быть, Ленинградку тоже отчасти, хотя там, получается, что есть доступ, ну, то есть, она одновременно является и хайвеем, и просто очень широким проспектом. При этом, часть проспектов, который выделены как что-то такое магистральное, например, Ленинский проспект, по сути, это очень широкая улица с огромным количеством пересечений в одном уровне, с пешеходами и т.д. Поэтому нужно именно вот с функциональной точки зрения смотреть на дорогу. Но, конечно, я считаю, что там, где возможны пересечения с пешеходами, там нужно ограничивать скорость.

М. Антонов:

- Еще одна тема. Нештрафуемый порог, о котором очень много говорят, постоянные споры ведутся - надо снижать, не надо снижать. А вот вы посмотрите, что на западе. 20 километров нештрафуемого порога - это слишком много для России. Другие говорят, что не надо ничего снижать. Ваше мнение по этому поводу?

К. Трофименко:

- По статистике, которую озвучил Диптранс Москвы, сейчас больше всего аварий именно на тех участках, где разрешенная скорость 60, то есть, по факту 80, если брать 20%. Вот опять же, там, где… ну, у нас ожидается строительство нескольких новых общегородских трасс все-таки более-менее хайвейных, скажем так, скоростных - это и хорда северо-восточная, и дублер Кутузовского - то есть, специальные дороги, по которым можно именно погонять и быстро доехать из одних районов города в другие. Вот там да, там вполне можно оставить разрешенную скорость - то есть, 20 километров… Если мы говорим про низовую сеть, то, конечно, нештрафуемый порог максимум это 5-10 километров в час.

М. Антонов:

- То есть, как в Европе, у нас получится снизить это все или нет?

К. Трофименко:

- Почему бы и нет? Опять же, есть много стереотипов, скажем так, каких-то национальных особенностях в менталитете, но, честно говоря, когда вешается камера и начинают рублем воздействовать, то тут что русский, что немец, что китаец, начинают вести себя одинаково.

М. Антонов:

- Хорошо. Константин, а ваше отношение к предложению штрафовать по средней скорости? То есть, считать все-таки тот промежуток времени, когда человек едет от камеры до камеры, а мы знаем, что некоторые проезжают под видеонаблюдение с нормальной разрешенной скоростью, а потом педаль в пол и улетел стрелой вдаль до следующей камеры. И вот предложение такое - считать среднюю скорость и, если человек прибыл из точки А в пункт В с хорошим гандикапом, с хорошим запасом по средней скорости, значит, он именно на этом необозримом участке увеличивал скорость, поэтому получите штраф. Что думаете?

К. Трофименко:

- Ну, это вполне прогрессивно и современные технологии позволяют это делать, но вот в отношении низовой сети, то есть, там, где возможно пересечение с пешеходами - да, я это поддерживаю. На скоростных дорогах все-таки, наверное, они на это и скоростные дороги. Правда, их мало очень.

М. Антонов:

- Финальный вопрос. Немножко в будущее заглянем. В последнее время все чаще и чаще говорят про беспилотные автомобили, как только появляется фраза про беспилотные автомобили, тут же начинают думать, а какие профессии пострадают, что ж делать водителям? Ну, в общем, роботы приходят - вкалывают роботы, счастлив человек. Как вы считаете, технологии современные могут заменить инспекторов ДПС в обозримом будущем, хотя их и так в общем-то на улицах в разы меньше, чем было лет 20 назад.

К. Трофименко:

- Ну, действительно, достаточно сильно поменяется вообще представление о мобильности, о том, как все это работает, с приходом цифровых технологий на транспорт. И действительно, скорее всего, инспекторы ДПС лет через 15-20 это будут люди, которые сидят у компьютера и борются с хакерами, которые пытаются взломать транспортную систему. Вот что-то такое.

М. Антонов:

- То есть, камерам, на ваш взгляд, можно доверять?

К. Трофименко:

- Конечно. Это вполне объективно и дальше уже искусственный интеллект будет сам анализировать нарушения и, возможно, опять же это будет достаточно гибко меняться. Я имею в виду скоростной режим на тех или иных участках в зависимости от текущей дорожной обстановки. Тоже это вполне реальная технология, которая сейчас отрабатывается.

М. Антонов:

- И это время, это перспективы ближайших лет? Ну, ближайших годов, или все-таки это десятилетия?

К. Трофименко:

- Это середина 30-х годов. Лет 15, то есть, нас отделяет от этого момента.

М. Антонов:

- Лет 15. Спасибо большое, что были у нас в эфире. Я напомню, что о безопасности движения мы сегодня видите много вопросов обсудили с Константином Трофименко, директором центра исследований транспортных проблем мегаполиса Высшей школы экономики. Константин, спасибо за разговор и - до встречи в эфире на Радио «Комсомольская правда».

К. Трофименко:

- Спасибо.