Как устроена работа частной службы скорой медицинской помощи
М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья. В эфире «Здоровый разговор». У микрофона Мария Баченина. Мы решили выяснить, как устроена работа частной службы скорой медицинской помощи. Поэтому я пригласила в эфир руководителя службы скорой медицинской помощи «СМ-Клиника» Назокат Назаровну Смирнову. Здравствуйте, Назокат Назаровна.
Н. Смирнова:
- Здравствуйте, Мария. Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.
М. Баченина:
- Расскажите нам, пожалуйста, самое главное, о том, что представляет собой частная служба скорой медицинской помощи.
Н. Смирнова:
- Мария, сегодня частная служба скорой медицинской помощи, надо отметить, это уже неотъемлемая структура здравоохранения города и, если позволите, социально значимый объект. Это правильно, что у населения есть возможность выбора. Служба скорой медицинской помощи «СМ-Клиника» работает уже с 2012 года. 10 лет, конечно, это непростой путь, это десятки тысяч пациентов, которым оказана медицинская помощь, это тысячи спасенных жизней. И это большая ответственность, что люди нам доверяют в самых трудных, тяжелых ситуациях. Это большая ответственность и, безусловно, жесткий отбор кадров, это особые требования к контролю качества, соблюдению санитарных норм. Врачи, фельдшеры, которые у нас трудятся, у них опыт работы в экстренной медицине не менее 10 лет.
М. Баченина:
- Тогда поточнее об основных направлениях работы скорой медицинской помощи «СМ-Клиника».
Н. Смирнова:
- Мария, это прежде всего собственная скорая неотложная медицинская помощь жителям Москвы и Подмосковья, это дежурство на культурно-массовых и спортивных мероприятиях для обеспечения безопасности участников и это медицинские транспортировки, межгоспитальные, межгород, в том числе в страны СНГ.
М. Баченина:
- Назокат Назаровна, существует у частной скорой медицинской помощи (ну вот, у вас, «СМ-Клиника») возможность экстренной госпитализации, как у государственной?
Н. Смирнова:
- Да, Мария, безусловно. Трудно представить работу скорой медицинской помощи без возможности госпитализации. Потому что мы понимаем, что «скорая» вызывается в трудных случаях. У нас в холдинге есть сеть собственных стационаров, это 6 многопрофильных стационаров (хирургического, терапевтического профиля, в том числе один детский) в различных округах Москвы – Северном, Северо-Восточном, Юго-Западном и Юго-Восточном округе. И это на самом деле здорово. Я могу сказать, как врач-педиатр с 30-летним стажем работы в столичном здравоохранении, когда есть возможность замкнутого лечебного цикла – от вызова скорой медицинской помощи до госпитализации, с полным диагностическим обследованием, лечением и дальнейшим наблюдением в амбулаторном звене, в том числе собственной выездной службой. Это позволяет, во-первых, обеспечить действительно преемственность. Это на самом деле мечта для любого врача, могу сказать совершенно четко, когда есть преемственность между стационарным и амбулаторным звеном. Более того, каждому лечащему врачу доступна вся информация о пациенте. Это здорово. И это позволяет действительно обеспечить качественную медицинскую помощь.
М. Баченина:
- Как у вас выстраивается взаимодействие с городской станцией скорой медицинской помощи?
Н. Смирнова:
- Да, Мария, это важно. У нас, безусловно, сеть своих стационаров, но если по каким-то причинам пациент не может быть госпитализирован к нам в холдинг, но нуждается в госпитализации, наши бригады связываются с единым диспетчерским пультом города Москвы, берут наряд в конкретный стационар (как правило, это ближайший) и госпитализируют именно туда. То есть пациентам оказывается полный объем медицинской помощи, также как и городская скорая.
М. Баченина:
- Вы сказали про то, что вы педиатр. Я - мама, мне очень интересно и важно знать, выезд к маленьким пациентам, там есть какие-то свои особенности, у частной скорой медицинской помощи?
Н. Смирнова:
- Мария, безусловно. Учитывая то, что я все-таки в выездной неотложной медицине в Москве проработала 5 лет, могу сказать, что дети – это особенное. Малыши не расскажут о своих проблемах, они могут быть лишь вялыми, капризничать, беспокоиться, и врачу-педиатру необходимо поставить «здесь и сейчас» диагноз. И в дополнение к этому дети боятся, даже будучи в полном здравии, самого вида врача. Они вычисляют доктора независимо от того, в белом он халате или нет. И когда в семье ребенок до года, родители очень тревожны, а еще более тревожны наши бабушки и дедушки. Вы со мной, наверное, согласитесь. И что очень принципиально важно? Что у ребенка до года клиническая картина в силу особенностей детского организма может развиться стремительно, и банальная гипертермия, казалось бы, она может быть следствием самых различных заболеваний.
М. Баченина:
- Вы имеете в виду повышенную температуру, правильно я расшифровала?
Н. Смирнова:
- Да, прошу прощения, Мария, спасибо, это существенно, - повышенная температуря. Ребенок нуждается часто в госпитализации и в наблюдении хотя бы 3 дня в условиях стационара и скорейшем обследовании. Так спокойнее и родителям, и, конечно, нам, врачам-педиатрам, так спокойнее.
М. Баченина:
- Хорошо, тогда я зайду еще с другой стороны. Сопровождение пациентов вашей клиники на анализы, обследования. Они не всегда это могут сделать самостоятельно. Занимается ли служба скорой медицинской помощи сопровождением на анализы, обследования и так далее? В роддом еще, например?
Н. Смирнова:
- Да, конечно. Мария, вы знаете, что в городе существует система социального такси для лиц с ограниченными возможностями, для инвалидов. Тем не менее, к нам достаточно часто обращаются, нам доверяют, поскольку медицинское сопровождение мы осуществляем в этом случае не только до клиники конкретной, на обследование, но и также в самой клинике. И дополнительное сопровождение врача – это, безусловно, физическая и моральная поддержка.
Что касается сопровождения рожениц в роддом, да, такие вызовы к нам поступают. И здесь уже бригада, которая выехала на вызов, оценивает ситуацию и вырабатывает тактику в зависимости от периода родовой деятельности. Если время и возможности позволяют, то госпитализируем туда, где у роженицы есть предварительная договоренность. В экстренных ситуациях мы госпитализируем в ближайший роддом. Ну, уж если совсем крайняя ситуация и бригада приехала на начало родовой деятельности…
М. Баченина:
- Принимаем роды?
Н. Смирнова:
- Да, Мария, принимаем роды.
М. Баченина:
- А вообще, квалификация… Мне очень интересно, врач скорой медицинской помощи, получается и жнец, и жрец, и на дуде игрец, и роды принять может, кроме того, что измерить давление и принять решение, в какой стационар, допустим, отвозить пациента. Но роды – это же какая тонкая специфика.
Н. Смирнова:
- У нас, во-первых, все врачи этому обучены, безусловно, они проходят регулярную подготовку. Во-вторых, в машине есть акушерский набор (это предпринято по стандартам) со всем необходимым для акушерского пособия. И, что немаловажно, все-таки роды и беременность - это экстренная медицина, поэтому без этого никак.
М. Баченина:
- Я хочу узнать вот что. В чем заключается разница между скорой и неотложной помощью? Мы знаем, что есть «скорая», есть «неотложка», но мало кто понимает разницу, и есть ли она вообще. Расскажите нам, пожалуйста.
Н. Смирнова:
- Мария, сейчас все вызовы поступают в единый городской диспетчерский пульт. Мы работаем по такому же принципу. Разница в экстренной и неотложной медицинской помощи прежде всего - в поводах для этих вызовов. То есть экстренная медицинская помощь требуется при тех острых, внезапных состояниях, когда есть реальная угроза жизни и здоровью. И время доезда здесь не более 20 минут. Неотложная помощь оказывается, когда, например, внезапное острое состояние или обострение хронического, нарушение состояния здоровья, которое требует неотложной, срочной медицинской помощи, но при этом есть возможность ожидания не более 2 часов. Для чего это необходимо? Для того, чтобы диспетчер, который принимает вызов, выяснив всю полную картину ситуации, мог направить бригаду прежде всего туда, где она остро и наиболее необходима. Но помощь будет оказана, безусловно, всем, разница только в этом.
М. Баченина:
- Понятно. А как диспетчер, с которым я говорю по телефону, принимает это решение – кому скорую, кому неотложную? Он же меня не видит – только слышит?
Н. Смирнова:
- Да, Мария, замечательный вопрос. Я бы здесь хотела отметить опытность наших диспетчеров, это действительно требует опыта и профессионализма высокого - дистанционно определить, что в конце концов произошло с пациентом, и какой вид медицинской помощи ему необходим. Она задает подробные вопросы, все выясняет и в зависимости от экстренности или неотложности направляет – как мы говорили выше – либо линейную бригаду, либо реанимационную бригаду. У нас есть такая возможность.
М. Баченина:
- Линейная – это что? Уточните, пожалуйста, Назокат Назаровна.
Н. Смирнова:
- Линейная – это общепрофильная медицинская бригада, выезжают врачи скорой медицинской помощи, а реанимационная - это машина, оснащенная, помимо кардиомониторов, аппаратом искусственной вентиляции легких.
М. Баченина:
- Та, где можно реанимацию организовать человеку?
Н. Смирнова:
- Да. Да.
М. Баченина:
- Теперь понятно.
Н. Смирнова:
- Там, конечно, выезжает врач-анестезиолог-реаниматолог.
М. Баченина:
- Назокат Назаровна, спасибо Вам большое. Вы знаете, вот, действительно, никогда не задумывалась, а столько подробностей важных и необходимых узнала. Тем более, в то время, когда такие вещи могут быть жизненно необходимы, и речь идет о минутах и секундах, а не о часах ожидания.
Друзья мои! Запоминайте, а лучше – записывайте, хотя этот номер телефона действительно просто запомнить. Итак, «СМ-Клиника». Адрес сайта: «СМ-Клиника», ну, а телефон простой: 8 (495) 777-48-03. Я от всей души благодарю руководителя службы скорой медицинской помощи «СМ-Клиника» Назокат Назаровну Смирнову.
Н. Смирнова:
- Мария, спасибо Вам огромное за такую возможность пообщаться с Вами и нашими радиослушателями.