«Поступление в вуз онлайн»: как новый суперсервис позволяет подать документы ВУЗ, не выходя из дома
А. Сулхаева:
- Здравствуйте, друзья. В эфире радио «Комсомольская правда», новая программа «Женские истории». В студии ее ведущие Анжелика Сулхаева…
И. Осадчая:
- …и Ирина Осадчая.
А. Сулхаева:
- Сегодня у нас в поле нашего внимания важнейший и волнительный вопрос, который сейчас беспокоит, наверное, всех выпускников, абитуриентов и, конечно же, их родителей. Собственно, будем говорить о поступлении, о возможностях, которые открываются сегодня перед абитуриентами.
И. Осадчая:
- Думаю, что мамы и папы должны нас внимательно слушать, потому что мы будем рассказывать о новом суперсервисе – «Поступление в вуз онлайн», о тех возможностях, которые он открывает для всех.
А. Сулхаева:
- Прежде чем приступить, собственно, к самому обсуждению, обсуждать мы, конечно, будем эти вопросы не сами с собой с Ириной, а с экспертами. Представим наших гостей. Черникова Алевтина Анатольевна, ректор Университета науки и технологий (МИСиС).
А. Черникова:
- Здравствуйте.
И. Осадчая:
- Горячкина Юлия Викторовна, исполняющая обязанности директора по направлению кадры для цифровой экономики автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика». Все-таки узнаем, как связана цифровая экономика и сервисы «Поступление в вуз онлайн».
А. Сулхаева:
- Хотим не только услышать мнение уважаемых экспертов, мы хотим еще из первых рук узнать, собственно, мнение самих поступающих. Поэтому у нас в гостях Софья Росоленко, студентка первого курса Института экотехнологий, инжиниринга НИТУ «МИСиС».
Ну что, тогда переходим уже к обсуждению.
И. Осадчая:
- Период поступления – очень волнительное время для всех родителей, для абитуриентов. Сегодня мы хотим поговорить о том, как помочь родителям, каким образом определить будущее ребенка и, собственно, как облегчить этот период, как снизить волнение родителей в этот период.
А. Сулхаева:
- И, конечно, первый наш вопрос, наверное, будет Алевтине Анатольевне. Расскажите, пожалуйста, что сейчас вообще выбирают выпускники школ, к каким профессиональным направлениям и специальностям они больше стремятся и к каким проявляют наибольший интерес?
А. Черникова:
- Спасибо за вопрос. На протяжении последних лет мы наблюдаем устойчивый тренд роста интереса школьников к инженерным, техническим специальностям. Наверное, это обосновано, потому что перед страной стоят достаточно серьезные, масштабные задачи, а наши молодые люди хотят менять мир, хотят участвовать в масштабных проектах. И их выбор обоснован. Подкреплю цифрами свой тезис. По университету МИСиС за 10 лет средний балл ЕГЭ в нашем университете вырос с 67,3 до 88,8 по итогам приемной кампании 2021 года, но по ряду направлений он стремится к 100 баллам. Например, на IT-направление, компьютерные науки достигал 98,8. Это означает, что к нам приходят хорошо подготовленные, целеустремленные, талантливые молодые люди. И, конечно же, мы в университете МИСиС стараемся создать для них все условия не только для получения качественного образования, погружения в научно-исследовательскую деятельность, но и формируем экосреду креативности, творчества, которое направлено на развитие способностей и талантов каждого обучающегося.
А. Сулхаева:
- То есть вот этот такой распространенный общественный стереотип о том, что вот пропавшее поколение, вот молодежь пошла не та, он не имеет никакого отношения к реальности. Верно я вас поняла?
А. Черникова:
- Приходите к нам в университет (и в любой университет страны), и вы увидите молодых людей с горящими глазами, которые уже, несмотря на свои молодые годы, имеют за плечами большой бэкграунд. Это победы в олимпиадах и конкурсах, это участие в реальных проектах, решение кейс-чемпионатов и многие другие. Вы будете приятно удивлены и восхищены многими (многими, повторяю) молодыми людьми.
А. Сулхаева:
- Прекрасно.
И. Осадчая:
- Алевтина, еще вопрос. Сейчас есть информация о том, что ребята проявляют больше интереса к среднему образованию, средним учебным заведениям, нежели к вузам. Так ли это, и в чем здесь может быть причина?
А. Черникова:
- Вы знаете, действительно такие цифры есть, но, мне кажется, это общий тренд. Потому что рост количества, в том числе и бюджетных мест, то есть мест, финансируемых из средств федерального бюджета, ежегодно растет. Растет и количество мест, которые из внебюджетных источников оплачиваются как в высшем образовании, так и в среднем специальном. Поэтому я бы сказала, что это тренд на образование вообще, на запрос того или иного уровня. И потом, это же не факт, что молодые люди, которые выбрали СПО, они на этом заканчивают свою образовательную траекторию. В одном из наших филиалов (в университете МИСиС 6 филиалов, 4 из них находятся в России и 2 за рубежом) у нас есть уровень СПО. И надо сказать, что там тоже мы наблюдаем рост, но он незначительный и сопоставимый с программами высшего профессионального образования.
А. Сулхаева:
- Весь процесс поступления, он, безусловно, и для выпускников, и для их родителей в этот момент сдачи экзаменов, до подачи документов и получения уже итоговых результатов о зачислении, это, безусловно, стресс. Как в этом году вообще устроена приемная кампания, какие появились нововведения, что вы делаете нового, для того чтобы поступление было более комфортным?
А. Черникова:
- Несомненно, вы правы. Дело в том, что период приема, выбора своего образовательного, профессионального пути – это очень важный, сложный этап в жизни каждого молодого человека. И очень волнующий этап в жизни родителей, особенно мамочек. И мы это наблюдаем из года в год. И именно поэтому на протяжении уже ряда лет мы стараемся этот процесс сделать максимально открытым, понятным, для того чтобы волнений было меньше. И для того чтобы первого сентября это действительно был праздник для всех, кто поступил, кто сделал свой правильный выбор. Цифровизация входит во все сферы нашей жизни, во все сферы деятельности. И многие университеты приступили к цифровизации приемной кампании задолго до этого года. И надо сказать, что университет МИСиС впервые в 2015 году провел цифровую кампанию, тогда сервисами личного кабинета воспользовались 56% численности наших абитуриентов, ну, а дальше – больше. Вы знаете, пандемия внесла уже коррективы достаточно строгие, это был уже не выбор университетов, это был выбор внешних обстоятельств. К этому времени был уже разработан суперсервис «Поступай в вуз онлайн». И надо сказать, что мы участвовали как в пилоте, так и сейчас, в числе других вузов. По итогам приемной кампании 2021 года 99% численности наших студентов-первокурсников воспользовались как раз цифровыми сервисами и только 1% подали свои документы через почтовый сервис.
Что мы делаем еще, для того чтобы этот процесс был максимально комфортным? 20 июня во всей стране старт приемной кампании, именно тогда начинает работать суперсервис «Поступи в вуз онлайн». Кроме того, мы, естественно, и свои сервисные цифровые инструменты продолжаем использовать. И вот с 27 июля мы вводим помощь для выбора студента того направления, может быть, даже профиля, когда в ежеминутном режиме (каждые 15 минут) меняется конкурсный ряд. И студент может оценить в реальном времени свои шансы и вовремя перейти на другое направление или на другой профиль, выбрать для себя более комфортную историю.
Это, конечно, очень важно, и это дает возможность из любой точки России и мира поступить к нам в университет (к нам - я имею в виду, в России в любой университет) и избежать вот тех волнений.
А. Сулхаева:
- И это здорово. Пандемия буквально позволила нам совершить такой квантовый скачок в будущее. Может быть, мы шли бы к нему дольше, чем хотелось бы, а вот сейчас благодаря национальному проекту и благодаря, собственно, внешним обстоятельствам мы уже в том самом будущем, к которому стремились.
И. Осадчая:
- Да. И мы хотели сегодня поговорить о тех сервисах, которые разрабатываются, развиваются и для родителей, и для всех в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Это сервис «Поступление в вуз онлайн». Хочу обратиться к нашему второму спикеру в студии, к Юлии. Скажите, почему суперсервис, что подразумевается под понятием «суперсервисы», и как они разрабатываются?
Ю. Горячкина:
- Вы знаете, друзья, во-первых, всем добрый день и отличного настроения всем. И особенно очень хочется снять эту часть нервного переживания, которое сейчас сквозит буквально из всех щелей, от приемных комнат в разных вузах, мне кажется, до домашних диванов, где семьи тоже сидят и переживают о том, как сложится траектория выпускника и будущего абитуриента.
Что касается суперсервиса, вы знаете, даже само слово «супер» имеет такую позитивную и красивую окраску. Испокон веков мы понимаем, что есть супергерои, есть супермамы, а есть суперсервисы. Это прекрасные сервисы, которые созданы по поручению президента еще с 2019 года, есть большое послание Владимира Владимировича Путина об обеспечении возможностей получения гражданами комплекса государственных и муниципальных услуг в одно окно. Вот я, например, абитуриентка 2005 года, и сколько седых волос появилось на голове моей бедной мамы в связи с тем, что мы обивали пороги от одного корпуса до другого. Но сейчас есть уникальная возможность для всех семей воспользоваться Госуслугами и, конечно же, поступить в любимый вуз через суперсервис «Поступление в вуз онлайн».
А. Сулхаева:
- Замечательно.
И. Осадчая:
- Юлия, давайте еще раз подробнее расскажем о суперсервисе «Поступление в вуз онлайн». Как и кому им можно воспользоваться?
Ю. Горячкина:
- Это действительно уникальный сервис, который представляет единицу из 25 существующих сервисов. Воспользоваться этим сервисом могут граждане Российской Федерации, которые решили связать свою судьбу или часть своей персональной траектории с высшим учебным заведением. Собственно, в этом году суперсервис «Поступление в вуз онлайн», созданный Минцифрой России, расширил свой функционал, и сейчас абсолютно к минимуму можно свести количество бумажных документов, которые необходимо собирать, для того чтобы красиво устроить свою жизнь в более качественный уровень.
А. Сулхаева:
- Выпускники со всей страны могут воспользоваться этим сервисом, правильно я вас поняла, из любого региона?
Ю. Горячкина:
- Да, абсолютная уникальная возможность, для того чтобы приравнять условия и всех талантливых ребятишек от Ямала до Калининградской области, выстроить их персональную траекторию в сторону высшего учебного заведения.
И. Осадчая:
- А какое количество вузов в этом году в суперсервисе?
Ю. Горячкина:
- Сейчас возросло количество вузов, которые подключены к данной услуге, сегодня их более 900. Конечно же, сейчас непременно и постоянно идет работа по усовершенствованию функционала, по повышению надежности и качества предоставляемых услуг. И, конечно же, вопрос кибербезопасности, такой актуальный для нашей страны сегодня, также красиво закрывается специалистами из Минцифры России.
А. Сулхаева:
- Мы помним еще по своим поступлениям, что всегда у абитуриентов есть выбор – поступать на бюджетное место, на целевое, на какое-то льготное. Скажите, пожалуйста, с помощью суперсервиса также будет у абитуриентов любой выбор, поступить на любую форму обучения – и бюджет и небюджет? Как это происходит?
Ю. Горячкина:
- Конечно, с точки зрения формы обучения представлено грандиозное количество ассортимента, каким образом сейчас семьи будут справляться с этим важным этапом. Но, наверное, Алевтина не даст сорвать, все, наверное, хотят на бюджет (плюс-минус). Ну и, конечно же, если вдруг получается некая другая ситуация, то суперсервис позволит вам выбрать абсолютно любую форму обучения, от целевого до заочного.
А. Сулхаева:
- Как мы уже говорили, у нас в гостях также студент Софья Росоленко, студентка первого курса Института экотехнологий НИТУ «МИСиС», которая как раз поступила уже онлайн. Софья, очень хочется услышать твое личное мнение, исходя из того самого опыта, который ты уже получила.
С. Росоленко:
- Приветствую всех слушателей. Как абитуриент прошлого года мой опыт был переполнен, естественно, волнением. Потому что даже в условиях той сложившейся ситуации с использованием суперсервисом уже даже в мою волну поступления уже являлось довольно востребованным. Потому что довольно большое количество учеников было осведомлено о том, как поступать, какие есть способы, и выбрать для себя наиболее удобный.
Лично мой выбор университетов и поступления через суперсервис был обусловлен фактом консолидации всех университетов в одном месте, что является наиболее удобным по сравнению с заполнением заявления в каждом университете отдельно.
А. Сулхаева:
- А вот прийти ногами, посмотреть на вуз, пообщаться с приемной комиссией, неужели не хотелось личного контакта? Почему все это бездушная машина должна делать?
С. Росоленко:
- Отчасти бездушная машина позволяет избежать многих ошибок при заполнении заявления. Потому что я как абитуриент с огромным количеством индивидуальных достижений могу сказать, что все мои индивидуальные достижения, начиная от значков ГТО, заканчивая предпрофессиональным экзаменом, сквозь все олимпиады, это все нужно подгружать и ходить, в каждом университете отдавать лично, отдельно, и даже если вы поступаете онлайн, заполнять онлайн-форму заявления в каждом институте. А суперсервис является уникальным инструментом, для того чтобы все ваши достижения подгрузить один раз. Это, во-первых, как я уже сказала, позволяет избежать ошибок, а во-вторых, является наиболее удобным способом поступления.
И. Осадчая:
- А в какое число вузов вы подавали документы?
С. Росоленко:
- Лично я подавала документы в три вуза, которые являются наиболее перспективными, с моей точки зрения.
И. Осадчая:
- Спасибо, Софья. Об этом мы и хотели поговорить. Многие родители, да и ребята-абитуриенты предпочитают перестраховаться и подать документы сразу в несколько вузов. И здесь у меня вопрос. Как помогает в этом суперсервис? И как быстро будет обновляться информация о результатах зачисления?
Ю. Горячкина:
- На самом деле это уникальная история. Почему? Потому что наша дорогая Софья подавала свои заявления в три вуза, но на самом деле перечень несколько шире, около 5 вузов есть возможность у абитуриента подать свое заявление, до 10 специальностей, соответственно, в каждом из вузов. Знаете, раньше мы как-то думали о том, что попадет – не попадет, какой-то вопрос счастливого случая имел место. Сейчас действительно можно с использованием цифровых технологий очень красиво выстроить свою персональную траекторию развития. Поэтому всем советую им воспользоваться.
И. Осадчая:
- Если ребенок подал документы, что называется, живьем или отправил по почте, как он сможет отслеживать статус (приняли или не приняли) на портале?
Ю. Горячкина:
- Очень удобный сервис, позволяет буквально в режиме реального времени смотреть статус своего заявления и, конечно же, принимать решение относительно той ступеньки, где находится пакет документов.
А. Сулхаева:
- Алевтина, вопрос вам. В прошлом году прием документов онлайн осуществлялся на самом деле в 537 образовательных организациях, и возможностями суперсервиса смогли воспользоваться более 44 тысяч абитуриентов. Большинство из них поступали в вузы – участники программы «Приоритет-2030», который, собственно, и был инициирован национальным проектом «Наука и университеты». Это вообще что-то новое для нашей страны? Что это за программа? Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как ею воспользоваться.
А. Черникова:
- Спасибо вам за вопрос. Мир стремительно меняется, и университеты тоже должны отвечать этим вызовам времени. Именно поэтому уже ряд программ, которые были запущены правительством Российской Федерации, работали на повышение конкурентоспособности наших университетов. Это программы научно-исследовательских университетов, это программа «5–100», программа повышения конкурентоспособности российских вузов. Но и следующая программа, в которой мы также участвуем, это программа «Приоритет-2030». Надо сказать, что цель программы «Приоритет-2030» - сформировать группу университетов-лидеров, для того чтобы мы могли ответить на те вызовы времени, которые стоят перед страной, перед нашими молодыми людьми, перед университетами. И это, прежде всего, создание нового научного знания, разработка технологий, которые будут внедрены не только в экономику, но и в социальную сферу.
И приоритетами программы 2030 является, прежде всего, интеграция науки, образования и инноваций, масштабирование лучших практик на всю систему образования, создание условий для развития личностного потенциала каждого студента. И это очень здорово, потому что в центре этой программы стоит человек. Ну и, конечно же, все это ведет к повышению конкурентоспособности университетов.
В качестве задач мы для себя и в рамках программы, и в рамках своих программ развития университетов ставим развитие и внедрение высоких технологий по приоритетным для каждого университета направлениям. Это кадровое обеспечение отраслей, которые для каждого вуза являются также приоритетными направлениями, и формирование у выпускников тех компетенций, навыков, знаний, которые так необходимы нашим работодателям. И, надо сказать, требования современных работодателей очень высоки, им уже недостаточно хорошего объема профессиональных знаний. Необходимо, чтобы наш выпускник обладал знаниями в области IT-технологий, знал несколько иностранных языков, разбирался в архитектуре бизнеса и имел определенный набор soft skills.
Конечно же, большой задачей для нас и всегда, и в этой программе в частности является содействие трудоустройству выпускников. Вот в июне вышел замер очередной. 95% выпускников университета МИСиС уже нашли себе работу, и надо сказать, что мы не единственный вуз, все ведущие вузы страны сейчас стараются максимально контактировать с работодателями, решать совместно задачи и в области науки, инноваций и, конечно, выстраивать образовательную и профессиональную траекторию.
Кроме того, мир настолько быстро меняется, что уже невозможно, как много лет назад единожды получить даже очень качественное образование и затем всю жизнь конвертировать в опыт. Учиться нужно постоянно, и вы подтвердите это. Именно поэтому перед университетами стоит еще одна большая задача – формирование системы непрерывного образования, для того чтобы каждый человек, не только выпускник определенного университета, мог на определенном витке своего профессионального развития прийти снова в университет и получить тот необходимый набор знаний, навыков и компетенций, который ему необходим именно в этот момент. И я вижу и знаю, уверена, что многие вузы России достойно справляются с этой задачей.
И. Осадчая:
- Еще важный вопрос. Мы все знаем, что действительно мир стремительно меняется, и во всем мире, да и в России мы испытываем дефицит специалистов сферы IT, потому что цифровизуются практически все сферы жизни. И не все родители, да и сами дети знают, куда поступать, чтобы стать специалистом в IT, где есть бюджетные места и где искать о них информацию. Юля, расскажите, пожалуйста, как решаются на уровне государства проблемы дефицита IT-специалистов.
Ю. Горячкина:
- Спасибо вам большое за эту осведомленность. Почему? Потому что существует важный стереотип о том, что женщины вообще не в курсе того, что творится в мире относительно цифровизации. Особенно это касается регионов, к сожалению. В этой части бизнес-экспертное сообщество действительно кричит буквально о том, что дефицит IT-специалистов и тот самый заветный миллион, к которому стремится и бизнес, и вузы, которые невероятный вклад делают в ликвидацию данного дефицита, и само государство, мы стремимся, чтобы консолидировать общие усилия, найти площадки для взаимодействия. Еще одной точкой приложения усилий, с нашей точки зрения, является, конечно же, уникальный проект «Цифровые профессии», который позволяет на условиях софинансирования любому гражданину получить новую, востребованную, очень качественную специальность, которая в будущем гарантирует и трудоустройство, и повышение качества жизни.
С точки зрения того, какими курсами можно воспользоваться, опять же, единый вход на портале Госуслуг, и там вы ощутите чувство восторга и гордости относительно того, что сейчас государство обращает внимание и на девушек в декрете, у которых есть возможность получить чуть большую скидку, нежели у людей, которые имеют средний стабильный заработок. А если вдруг вы оказались в такой сложной ситуации, как потеря работы, то у вас вообще есть возможность получить эту профессию бесплатно. На 250 часов рассчитаны курсы подготовки, участвуют компании-лидеры цифровой трансформации. Это и крупнейшие вузы, и такие громадные гиганты, как Сбер, Яндекс, 1С, ВК и т.д., коллеги из Skillbox… Соответственно, государство контролирует качество предоставляемых услуг, и как раз бизнес-экспертное сообщество верифицирует все эти программы при рабочих группах, в том числе при рабочей группе «Кадры для цифровой экономики»…
Поэтому сейчас, друзья, вообще уникальная возможность для всех нас, дорогие девушки, для всех наших слушателей получить новую профессию. И как раз, как говорила Алевтина, life-long learning, с самого детства до своего серебряного, красивого, шикарного возраста у вас есть возможность всегда быть востребованной и, конечно же, прокачанной с точки зрения цифровых компетенций.
И. Осадчая:
- Вы знаем, что программа хорошо идет. А есть ли какие-то данные, какие курсы наиболее востребованы за эти… С весны стартовала программа?
Ю. Горячкина:
- Да.
А. Сулхаева:
- За эти несколько месяцев.
Ю. Горячкина:
- Новая сборка проекта «Персональные цифровые сертификаты», но уже есть возможность говорить о невероятной востребованности данных курсов. С точки зрения того, что наиболее вызывает ажиотаж среди широких слоев населения, то однозначно те курсы, которые связаны с компетенцией программирования. Сейчас бизнес говорит о том, что не хватает действительно программистов, которые будут владеть не только иностранными языками, но еще языками программирования. Вы помните эту фразу о том, что программирование – это вторая грамотность в будущем? Поэтому люди, которые связывают свою жизнь с программированием, с анализом данных, с работой в нейросетях, с разработкой искусственного интеллекта, это, конечно же, то, что не только у всех на устах, но и действительно будет составлять часть нашей будущей жизни.
А. Сулхаева:
- Юля, по вашему опыту, девушки сегодня, современные, прекрасные, они насколько вообще интересуются цифровыми специальностями? Мы много говорим о том, что девушек мало в IT и в принципе в технических профессиях. А может, им это и не надо?
Ю. Горячкина:
- Вы знаете, такой резонансный вопрос, и мы сейчас можем пойти по тонкому льду.
А. Сулхаева:
- Давайте пойдем. Мы любим ходить по тонкому льду. Это же радио «Комсомольская правда», а не какое-нибудь другое.
Ю. Горячкина:
- Наталья Касперская говорит о том, что у профессионализма нет гендера. И поэтому, конечно же, мы не будем уходить в феминистические какие-то разговоры. Но, опять же, бизнес-экспертное сообщество запустило проект «Иди в IT», проект по массовой популяризации обучения среди женщин. Значит, гипотеза о том, что женщина – это точка принятия в семье относительно траектории мужа, траектории ребенка, своей личной траектории, траектории своих подруг … Это действительно те самые важные представительницы нашего гражданского общества, которые могут исправить ситуацию и с миллионом программистов, и с тем, чтобы свою подругу, которая, к сожалению, сейчас приняла решение работать на не очень востребованной специальности или в не очень комфортных для себя условиях, пойти в IT, пойти в сторону инженерных специальностей и, конечно же, выстроить свою траекторию очень красиво для себя, для своей семьи.
Поэтому, с моей точки зрения… Я всегда, Алевтина, на вас посматриваю, может быть, вы согласитесь со мной. На мой взгляд, сейчас девушки, ровно как и наша прекрасная Софья, которая выбрала металлургию для своих 17 лет, что действительно поражает, мне кажется, сейчас девушки абсолютно занимают активную позицию, и мы, конечно же, сильные, независимые, должны рассказывать о тех уникальных возможностях. Правда?
А. Черникова:
- Несомненно, я с вами согласно. Кроме того, Софья – это прекрасный пример. Кроме того, вы знаете, если вы придете к нам в университет, то вы увидите, что девушек у нас не меньше, чем молодых людей. Более того, они успешную карьеру делают так же, как и молодые люди.
И. Осадчая:
- Я знаю, что стартует у нас осенью государственная программа обучения талантливых школьников языкам программирования. Почему мы начинаем в школе создавать эти возможности? Расскажите о них подробнее, пожалуйста.
Ю. Горячкина:
- Смотрите, есть два федеральных проекта в нацпроекте «Цифровая экономика». Это «Кадры для цифровой экономики» и еще один красивый федеральный проект – «Развитие кадрового потенциала отрасли IT», куда входит «Приоритет-2030» с его вот этими цифровыми кафедрами. И сейчас такой большой ажиотаж в этой части происходит. Но, конечно же, дети, двухлетние курсы обучения для школьников. Уникальная возможность для ребят с 8 класса обучиться языкам программирования, опять же, у лидеров цифровой трансформации, компаний, которые на кончиках пальцев ощущают не только самую теорию, но и имеют вот такие практически навыки и могут передать эту компетенцию для детей.
Проект стартует этим октябрем. Также сейчас идут очень важные и жаркие баталии относительно того, каким образом привлечь такое количество школьников. Но я уверена, что будет несколько этапов не то, что оценки или …… вхождения в эту историю, но на самом деле мы не должны забывать, что IT – это действительно то, чем сейчас дышит вся экономика страны. Но не надо забывать и о тех детях, которые захотят связать свою жизнь с артистической направленностью или врачебной и т.д. Вузы нам говорят о том, что профориентацией надо заниматься с самого детства, для того чтобы дети, абитуриенты подходили уже к вузу в качественном таком содержании. Ну и, конечно же, и бизнес также идет в школы, для того чтобы готовить себе специалистов с самого рождения.
А. Сулхаева:
- В завершение нашего разговора очень хочется передать слово нашему голосу молодежи сегодняшнему. Софья, уже неоднократно наши спикеры упоминали, что ты выбрала своей специальностью металлургию. Это такой нетривиальный достаточно выбор для юной, молодой, прекрасной девушки. Расскажи, пожалуйста, как ты пришла к этому решению. И второй мой вопрос. Также Алевтина сегодня упоминала, что у работодателей сегодня очень большие требования к выпускникам вузов, которых они принимают к себе на работу. А какие требования к работодателю, собственно, у самих выпускников? Мне кажется, это не менее важный вопрос.
С. Росоленко:
- Спасибо большое за вопрос. Как упоминала уже Юлия, набирают обороты не только IT-специальности, но общий спектр технических специальностей сейчас уже, в последнее время. И я решила немножко разбавить IT-специалистов в нашей стране и поступить на металлургию. В общих чертах работодатели заинтересованы в технических направленностях. И так как мой выбор пал на химическую промышленность, огромное количество вузов предоставляет возможности именно в этой сфере развиваться. Работодатели очень сильно охотятся (это действительно правда) за молодыми специалистами. Они заинтересованы в нас как в юных специалистах, которые уже имеют на самом деле большой прогресс. Вот меня уже с первого курса учат сопоставлять свои soft и hard skills, потому что это то, из чего создан настоящий, хороший специалист.
Ю. Горячкина:
- Софья, а ты сама-то где хочешь работать? Это офис, это завод?
А. Черникова:
- Юля, можно я помогу девочке? Она на первом курсе. У нас есть проект – «Компания моей мечты». Он направлен на то, чтобы к моменту выпуска она именно выбрала ту компанию, в которой будет работать. Это не обязательно бизнес, у нее будет возможность перейти, например, на научную стезю. У нее будет возможность выбрать из наших работодателей, а сейчас их 1645, и они предлагают рабочие места для наших студентов, выпускников, но на практики мы отбираем каждый год 600-800. И это всегда очень интересные компании. Более того, в нашем университете мы стараемся дать производственную практику даже тем гуманитарным направлениям по плану образовательному, у которых нет производственной практики. Но даже те гуманитарные направления, как, например, лингвисты, они у нас особенные. Потому что они знают специфику технологий, инженерных наук. И на самом деле они получают, еще не заканчивая университет, уже предложения на работу, ровно как и многие наши молодые люди, которые учатся на других направлениях. Все востребованные направления, главное, чтобы у человека был внутренний порыв работать именно в этой отрасли.
А. Сулхаева:
- Замечательно. На этой, я считаю, исчерпывающей ноте будем завершать наш эфир. Я напоминаю, что это была программа «Женские истории» и ее ведущие Анжелика Сулхаева и Ирина Осадчая. До свидания.
И. Осадчая:
- Спасибо большое, коллеги. До свидания.
А. Сулхаева:
- Слушайте нас по пятницам в 18.00.