Как создать условия для процветания российских ученых
А. Сулхаева:
- Добрый вечер пятницы, наши дорогие и прекрасные слушатели программы «Женские истории».
И. Осадчая:
- И не менее прекрасные зрители нашей программы на канале YouTube.
А. Сулхаева:
- Одним из наиболее значимых достижений в 2022 году в нашей стране в сфере образования стал запуск программы «Приоритет 2030». Она стала самой масштабной в истории нашей страны программой развития университетов. Об этом сегодня, собственно, и пойдет речь в очередном выпуске нашей программы «Женские истории».
И. Осадчая:
Что такое программа «Приоритет 2030» и как она позволит повысить научный потенциал университетов, научных организаций нашей страны, расскажут сегодня наши гости – Ирина Жукова, директор «Социоцентра».
А. Сулхаева:
- И Сергей Зверев, член координационного совета по делам молодежи в научной и образовательных сферах Совета при президенте по науке и образованию, заместитель директора «Социоцентра».
Итак, первое и главное, о чем мы хотим спросить наших гостей, какова главная цель программы «Приоритет 2030», что она даст нашим молодым ученым?
И. Жукова:
- Программа «Приоритет 2030» нацелена на увеличение вклада российских университетов в достижении национальных целей. Главной целью программы является сформировать не менее ста университетов, которые будут лидерами в научно-технологическом развитии нашей страны.
С. Зверев:
- Я полностью поддерживаю Ирину. Основная задача программы «Приоритет» к 30-му году сформировать сто наиболее прогрессивных университетов, которые будут решать мировые задачи, вести образование на абсолютно новом качестве, создавать новые образовательные программы, привлекать новых ученых, создавать и открывать новые лаборатории – это все цели программы «Приоритет», которые заложены в национальный проект «Наука и университеты».
Что касается молодых ученых, то это абсолютно новые возможности. Создаются условия для полноценного включения молодых ученых, молодых преподавателей в инновационную деятельность, в научную деятельность, в образовательную деятельность. Создаются благоприятные условия для развития и успешной реализации личного потенциала, их возможности по формированию новых навыков, умений. То есть, программа настолько многопрофильная, что позволяет университету за счет целей стать мировым университетом, создать вот это поле возможностей для молодежи в нашей стране.
А. Сулхаева:
- А сколько университетов стали участниками программы в 2021 году и по каким направлениям они уже получили поддержку? Сколько и какие университеты входят в программу сейчас? И смогут войти в дальнейшем? Я так понимаю, что она такая длительная достаточно.
И. Жукова:
- Отличительной чертой программы «Приоритет» является ее многочисленные участники, то есть, это самая широкая программа за последние годы в сфере высшего образования. На стадии подачи заявок было 192 университета, которые хотели участвовать в программе «Приоритет», по итогу отбора и работы комиссии отобрали 121 университет. Из них 5 университетов творческой направленности, 15 университетов, которые стали кандидатами на участие в программе «Приоритет». И 101 университет, которые стали участниками основного трека и получают базовую часть гранта.
Так же в программе «Приоритет 2030» выделено два направления – это исследовательское лидерство и территориальное или отраслевое лидерство. В трек «Исследовательское лидерство» зашли 17 университетов и получили дополнительную поддержку в объеме до миллиарда рублей в год. В трек «Отраслевое или территориальное лидерство» зашли 28 университетов, которые так же получили дополнительную поддержку из средств федерального бюджета. Так же эта программа отличается тем, что в нее зашли университета не только подведомственные Министерству науки и высшего образования, но и подведомственные другим органам исполнительной власти – Министерства сельского хозяйства, Минтранс, Минобороны, Минздрав. Учитывая значимость программы и такой большой интерес со стороны университетов, сейчас планируется к запуску отдельный трек в рамках «Приоритета 2030» - это трек для университетов Дальнего Востока. Те университеты, которые не проходили по критериям в основной приоритет, для них сейчас выделяется отдельное направление, в котором они смогут принять участие так же на основе конкурса, получить дополнительные средства на свое развитие.
И. Осадчая:
- А каким образом предполагается развивать университеты по этой программе? Ведь нужны деньги, время, ресурсы, надо простимулировать межвузовское сотрудничество, чтобы были конкретные результаты. Каков план? И каков размер финансовой поддержки, которую получают университеты?
И. Жукова:
- Размер финансовой поддержки различный, то есть, есть кандидаты на участие, которые не получают совсем средств федерального бюджета, но это их стимулирует – достигать тех критериев входных, получать финансирование не из федерального бюджета, а от партнеров. И это возможность войти в программу в течение двух лет при достижении ими тех значений, которые они заявили. Так же приоритет направлен на такую стимуляцию университетов изнутри, чтобы они более активно развивали и образование, и науку в своих университетах. И искали дополнительные источники финансирования, то есть, это развитие конкуренции внутри университетов, повышение за счет этого качества и образования, и научных исследований. Соответственно, не ограничивается финансирование только федеральным бюджетом. За счет такой активной позиции университетов в реализации их программ развития включаются и органы региональных властей, и выделяют дополнительное финансирование на реализацию программы и партнеры, бизнес-партнеры, которые так же финансируют их программы развития.
В части федерального бюджета получатели базовой части получают сто миллионов рублей (у всех одинаковый размер гранта), а те, кто участвуют в специальной части гранта – это в исследовательском или территориальном лидерстве – они ранжируются по группам, и в зависимости от того, в какую группу заходит университет, определяется их размер финансирования, то есть, первая группа – это практически миллиард, вторая и третья группа на уменьшение идут объемов финансирования.
Это значительная финансовая поддержка, которая направлена именно на развитие, а не на сопровождение текущей деятельности. И такой подход позволяет университетам реализовать стратегические проекты, которые меняют, в том числе, и деятельность университета внутри.
А. Сулхаева:
- Как я поняла из вашего ответа, для того, чтобы получить такую серьезную финансовую поддержку, университет должен серьезно соответствовать определенным критериям, потому что вы сказали, что из 170 потенциальных участников, которые подали заявку, получили одобрение 121, если я не ошибаюсь. Вот каким, собственно, критериям должен соответствовать университет для того, чтобы пройти отбор?
И. Жукова:
- Ну, формально в программе «Приоритет» есть входные критерии, которые, если университет им не соответствует, то он не может участвовать в конкурсе. Это количество студентов, это объем НИОКР и третий…
С. Зверев:
- Общий бюджет, численность обучающихся и объем средств, которые они зарабатывают на рынке, ну, объем работ научных или опытно-конструкторских, которые выполняет университет.
А. Сулхаева:
- А неформально?
И. Жукова:
- Неформально в университете должна быть команда во главе с лидером, которые должны истинно хотеть тех изменений, которые они зашили в свои программы развития и представили их на совете и на комиссии.
И. Осадчая:
-Еще один важный вопрос. После получения поддержки какие результаты должен получить университет, чтобы показать, что помощь пришла по адресу? Использование денег, действительно, оправдано.
И. Жукова:
- В программе «Приоритет» впервые используется несколько систем оценки реализации и движения университетов внутри. Это как значение показателей, которые должны достичь университеты, и которые отражают динамику их развития как в образовательной сфере, так и в научной. Так же работает комиссия Минобрнауки, которая оценивает ежегодные результаты: как университет движется, какие проекты он реализует и какие результаты он дает обществу. По специальной части гранта заседает совет во главе с вице-премьером Чернышенко Дмитрием Николаевичем. Так же ежегодно оценивают движение университета. По итогам этой оценки проходит ротация университетов. И вход новых участников.
Еще одной новинкой в рамках программы «Приоритет» стал запуск экспертизы по ходу реализации – это эксперты «Социоцентра», которые выезжают в университеты, непосредственно на месте, общаясь с командой, с преподавателями, где-то даже со студентами смотрят фактическую реализацию, как университет реализует свои проекты, какие реальные достижения у него есть.
А. Сулхаева:
- Исследования молодых ученых, безусловно, основа технологического прорыва и достижения национальных целей развития нашей страны. Это совершенно очевидно. И первый вопрос, который сразу же возникает на фоне всех событий. Ходит, конечно, много разговоров, что молодые ученые из страны уезжают. Как программа «Приоритет-2030» поддерживает их и какие возможности предоставляет?
С. Зверев:
- Ученые как уезжают, так и возвращаются. Вообще принцип академической мобильности – это нормальная, общепризнанная практика в мире. Ученые уезжают, делают исследования, возвращаются в нашу страну, продолжают эти исследования, развивают группы свои исследовательские. Сейчас на протяжении полутора лет уже реализация программы «Приоритет» мы видим, как те молодые ребята, которые в программу развития своего университета вкладывали научные тематики и планировали открытие лабораторий, уже отстажировались за рубежом. И уже сейчас, например, в МГТУ им. Баумана открыты несколько лабораторий под руководством таких хороших, на мой взгляд, молодых ученых, которые смогут в ближайшем будущем показать действительно мировой результат.
То есть то, что ученые уезжают, это нормально. То, что они приезжают и возвращаются в университеты, это хорошо, это показывает, что те меры, которые правительство предпринимает для создания условий внутри нашей страны, действительно работают.
И. Осадчая:
- Сергей, а как работает программа мегагрантов по нацпроекту «Наука и университеты» в этом направлении?
С. Зверев:
- Вообще в рамках нацпроекта «Наука и университеты» запущено достаточно много мер поддержки, которые таргетированы на молодых преподавателей до 39 лет, молодых исследователей до 39 лет. За счет программы мегагрантов открываются лаборатории под руководством ведущих как зарубежных ученых, так и наших, российских. Не нужно вычеркивать их, потому что в России работает достаточно большое число ученых с мировым именем, они также имеют возможность поучаствовать в этом конкурсе. Основная, наверное, польза от этого проекта – то, что это новые рабочие места для ученых, молодых исследователей. Лаборатории открываются, но для того чтобы вести исследования, ведущий ученый, он же не будет один этим заниматься, всегда есть так называемые руки, которые этим занимаются. Так, в рамках мегагрантов создано почти 8 тысяч рабочих мест в рамках новых открытых лабораторий за весь период реализации проекта. Причем более 5 тысяч мест – это как раз-таки молодые ученые до 39 лет, которые зашли на эти позиции и под руководством этих ведущих ученых занимаются сейчас наукой и развивают новые научные направления.
И. Осадчая:
- Здесь хочу задать вопрос, какие темы и какие области больше всего интересуют наших молодых ученых, над чем сейчас ведется работа?
С. Зверев:
- Вообще спектр направлений, по которым ведутся исследования, достаточно широкий. То есть это классические для нас физика, математика, такие фундаментальные науки, IT. Но в последние, наверное, 5-10 лет достаточно активно, за счет, кстати, академической мобильности и включения в мировую повестку, развиваются и новые направления, которые не характерны для российских университетов и научных организаций.
. Вот в большинстве таких новых растущих областей (фотоника, как я уже говорил, IT, химия в различных направлениях) присутствуют наши ребята, и они входят в топ-30, топ-50 этих признанных исследователей, которые занимаются этой тематикой.
А. Сулхаева:
- Вы затронули в своем предыдущем ответе меры поддержки, которые существуют в нашей стране для молодых ученых.. Как получить поддержку в своих исследованиях? Ведь эти средства, наверное, выделяются на какие-то определенные направления, которые интересны нашей стране. Насколько они интересны самим ученым.
С. Зверев:
- у нас есть общий такой документ, который синхронизирует нас по позициям. Это стратегия научно-технологического развития нашей страны. Внутри нее вшиты те вызовы, которые стоят перед страной, те приоритеты развития, научные, технологические, на ближайшее десятилетие, в которых предстоит работать и в которых предстоит развивать эти меры поддержки. Поэтому они таргетированы.
Что касается самих направлений, они обозначены достаточно широко. Широко, но они приоритетны. То есть каждый молодой ученый, используя ту или иную меру поддержки, будь то стипендия президента или гранты президента, или запущенная программа лабораторий для молодых ученых, он все время будет работать в рамках этих обозначенных приоритетов, но со своей инициативой. То есть он всегда сможет найти себя внутри этих мер поддержки.
А. Сулхаева:
- А для того чтобы получить меры поддержки… Кто вообще об этом рассказывает, что вот, значит, у тебя есть такая возможность, иди туда, зайди на сайт, получи или куда-то подай заявку? Давайте какую-то инструкцию дадим.
И. Жукова:
- Да, на самом деле очень большая информационная кампания идет на разных площадках, как от Министерства науки и высшего образования, множество интернет-ресурсов, которые рассказывают о том, как получить меры поддержки, какие они бывают, так и на площадках правительственных и по разным информационным каналам идет оповещение всех о тех мерах поддержки, которые реализуются.
И. Осадчая:
- Я тоже хочу обратить внимание на то, что прошлый год у нас был Годом науки и технологий, он завершился как раз Конгрессом молодых ученых в Сочи, где впервые они собрались на этой площадке. Эта традиция будет продолжена, он состоится этой осенью у нас также. И впоследствии Год науки и технологий трансформировался в десятилетие Года науки и технологий. Как раз коммуникация будет вестись на уровне таком, институциональном. Есть у нас портал «Наука.РФ», который как раз рассказывает о возможностях для ученых.
М. Баченина:
- Вот, все на портал «Наука.РФ».
И. Осадчая:
- У меня вопрос еще один. Понятно, чтобы молодой ученый проводил исследования, очевидно, что для этого нужно создать условия в тех же лабораториях. Насколько сейчас у молодых ученых в такие лаборатории есть доступ, и как они оснащены?
С. Зверев:
- запущена, как я уже говорил, отдельная программа. Это «Создание новых лабораторий под руководством молодых ученых». Всего, если не ошибаюсь, на текущий момент создано 500 таких, с общим финансированием порядка 2 млрд. рублей. Эти деньги могут быть направлены как на оплату труда самих молодых исследователей, так и на развитие инфраструктуры. Это отдельная мера поддержки, которая действует для молодых ученых.
Что касается инфраструктуры. Запущен также отдельный проект, связанный с обновлением приборной базы внутри университетов, и он, если я не ошибаюсь, на протяжении трех лет уже существует. Он значительно помог университетам и научным организациям обновить свой состав оборудования, того, на котором ведутся действительно исследования. За счет таких программ, как «Приоритет», в который вшито обновление инфраструктуры, университеты самостоятельно под создание этих новых лабораторий или привлечения научных сотрудников из других университетов или из-за рубежа создают всю необходимую инфраструктуру в комплексе. То есть это в большинстве своем комплексные программы, которые обеспечивают их. И жильем университет обеспечивает, и создает пространство, в котором они работают, и оплачивает им труд.
Мер много, они все работают, все внутри университетов. Есть меры, которые являются мерами государственной поддержки, и есть те, которые инициируются университетами изнутри. А в комплексе, на мой взгляд, за последние 10 лет произошел прямо качественный скачок в вопросе обеспечения проведения исследований инфраструктурой. И в наших университетах и в научных организациях появилось много лабораторий, которые действительно ведут исследования на мировом уровне.
А. Сулхаева:
- Мы начали с того, что молодые ученые сегодня очень часто ездят за рубеж, потом возвращаются, развивают науку дальше. Вот сейчас на фоне многочисленных санкций, на фоне закрытия границ, разрыва всевозможных отношений с иностранными государствами не останутся ли наши ученые без этой возможности, не останутся ли они изолированными от мирового научного сообщества, как вы считаете?
С. Зверев:
- Ну, ученые чаще всего менее политизированы. Поэтому для них первоочередной ценностью в их деятельности всегда является занятие наукой. Все остальные факторы, они всегда второстепенны. Поэтому мы можем декларировать, что что-то, конечно, изменилось, наверное, передвигаться стало сложнее, но те наработанные за последние 10-20 лет связи международные в части проведения исследований, в части академической мобильности образовательных различных взаимодействий, они сохранятся на человеческом уровне. То есть ученые не отворачиваются друг от друга.Они коммуницируют, обменяются мнениями, опровергают гипотезы друг друга
А. Сулхаева:
- Ирина, скажите, пожалуйста, какая-то грантовая поддержка сегодня оказывается аспирантам?
И. Жукова:
- Аспирантам, безусловно, оказывается поддержка. Чаще всего она, конечно, оказывается самими университетами. Если вернуться в рамки проекта «Приоритет-2030», одним из направлений развития деятельности является развитие и трансформация аспирантуры в университетах, в том числе выделение каких-то дополнительных стипендий аспирантам для результативности этого направления и привлечения новых аспирантов.
С. Зверев:
- на уровне федеральном действует программа стипендий Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, которые как раз являются хорошим стимулом продолжить обучение в аспирантур, не забросить его и довести до конца.
И. Осадчая:
- Важный нюанс. Наука расцветает в сотрудничестве, в совместной работе. Будут ли университеты объединены в некую экосистему?
И. Жукова:
- Одним из критериев оценки университетов в рамках программы «Приоритет» является участие их в консорциумах. То есть сама программа стимулирует объединение усилий как университетов между собой, так и университетов совместно с бизнесом и с научными организациями. Дополнительные баллы при оценке получают те университеты, которые показывают наличие истинных консорциумов и совместной работы над какими-то сложными задачами.
Осадчая И :
- Вряд ли можно говорить о том, что научное сообщество страны может успешно, динамично развиваться без обмена знаниями, информацией, гипотезами, обособленно от мирового научного сообщества. Ситуация в мире сейчас не самая простая. Скажите, есть ли программы, по которым к нам приезжают ученые из-за рубежа и международное сотрудничество продолжается?
С. Зверев:
- Наверное, я продолжу. Мы уже озвучивали программу мегагрантов. Это программа, которая создана с целью создания в университетах и научных организациях исследовательских лабораторий мирового уровня. Так, в этом году было подано практически 300 заявок их 235 университетов и 58 научных организаций из 49 регионов России. Сама статистика говорит о том, что почти две трети поданных заявок – это заявки, которые поданы иностранными учеными. 60 из них – это российские ученые и 45 – это наши соотечественники, которые ведут научную деятельность за рубежом. То есть это, наверное, одна из наиболее крупных федеральных программ, которая направлена на привлечение иностранных ученых, для того чтобы создать внутри либо российского университета, либо научной организации хорошую, качественную международную лабораторию.
Но так как мы сегодня обсуждаем, что у нас есть федеральная программа проекта, с одной стороны, с другой стороны, у нас есть еще и университеты, которые так же инициируют, понимая задачу, что для того, чтобы соответствовать мировому уровню, необходимо вести исследования и привлекать людей, которые на этом уровне работают, они так же в инициативном порядке запускают программу аналогичную. Они, может быть, и меньше по объему финансирования, но работают на тот же самый результат. Так, например, ИТМО имеет, университет ИТМО Санкт-Петербургский имеет свою программу по привлечению постдоков для руководства лабораториям, Томский политех, Санкт-Петербургский политех, Дальневосточный федеральный университет. Вот, наверное, такая широкая когорта российских университетов, наверное, нескромно будет назвать их ведущих, но топ-50 университетов по масштабам своим и значимости в системе высшего образования, они такие программы инициировали и запустили. Они финансируют их с программы «Приоритет» чаще всего, потому что у нас программа «Приоритет» она такая немножко венчурная, скажем так, инвестиционная, она позволяет такие программы запускать, но вот, наверное, два таких направления, которые позволяют привлекать ученых, ведущих ученых из-за рубежа для работы в наших научных образовательных организациях.
А. Сулхаева:
- Продолжая тему сотрудничества, но уже не только международного, хочу отметить, что, конечно же, когда люди встречаются на стыке своих интересов, у них результат от совместной работы он всегда лучше. Вот каким-то образом поддерживается то самое взаимодействие науки, университетов, бизнеса, с тем, чтобы, собственно, эти направления как-то вместе организовывались и шли к целям, которые нужны для развития экономики нашей страны, предприятиям?
И. Жукова:
- Да, безусловно, поддерживается кооперация и объединение усилий для достижения целей. У нас по итогам 2021 года есть такой передовой кейс создания реального консорциума, с таким консорциумом вышли к нам аграрные университеты. Один из них участник программы «Приоритет 2030» получает спецчасть гранта в треке «Отраслевое лидерство», если я не ошибаюсь, Кубанский государственный аграрный университет. Они создали консорциум совместно с другими университетами, не вошедшими в программу, с бизнесом, и с научными организациями, для проведения научных исследований. В рамках программы «Приоритет» создан механизм передачи грантовых денег для участников консорциума. И это такой стимул для тех, кто не является получателем гранта, участвовать именно в этих консорциумах и в решении совместных задач. Так же в рамках такого вопроса хотелось бы отметить другую федеральную программу – это передовые инженерные школы, которая была запущена совсем недавно - в июле месяце были отобраны 30 передовых инженерных школ на базе университетов. Ключевой особенностью этой программы является совместная защита программ создания и развития передовых инженерных школ вместе с бизнесом. То есть, университеты заявлялись вместе со своими ключевыми партнерами, которые выделяют дополнительно средства финансирования на создание этих школ, которые подписывают вместе с университетом программы развития и создания этих школ на ближайшие восемь лет. И представители бизнес-компаний выходят на защиту вместе с университетом на совет и защищают свою программу, а далее результаты и отчет.
А. Сулхаева:
- Слушайте, это очень здорово, потому что мы так часто слышим от предпринимателей, от бизнеса о том, что университеты учат кого-то не того, кто нам нужен, а вот тут у вас в сфере науки очень плотное взаимодействие и это хорошо.
Не можем не задать такой вопрос, связанный с женской повесткой. Программа у нас называется все-таки «Женские истории», несмотря на то, что к нам в гости приходят не только женщины, но и мужчины – это всегда очень радует. Но интересует нас, конечно же, то, как женщины сегодня растут, развиваются, интересуются наукой. Скажите, пожалуйста, за последнее время – Ирина, Сергей тоже можете подтвердить или опровергнуть – интерес женщин к науке вырос, приходят вообще женщины в науку сейчас или нет? Почему спрашиваю? Потому что в обществе огромное количество стереотипов, связанных с этим, что наука – это для мальчиков. Да, с самой школы у нас начинаются вот эти истории, да, ты же девочка, зачем тебе физика, зачем тебе математика, вот иди лучше на кружок кройки и шитья. Это вот все туда. И, собственно, это, мне кажется, очень сильно ограничивает в дальнейшем самих девочек, у которых, например, технический склад ума и которые прекрасно могут себя развивать в этом направлении. Ну, вот эти общественные стереотипы, они формируют такие планки, да, выше которых не прыгнуть. Как вы считаете?
И. Жукова:
- Ну, на самом деле, нет таких ограничений в науке, что наука – это для мальчиков, Девочки точно так же наряду с мужским полом заявляют о себе, даже в самых сложных направлениях научных и реализуют себя в качестве ученых. По статистике не могу сказать, кого больше.
А. Сулхаева:
- Больше мужчин по статистике, совершенно точно, есть исследования и цифры.
С. Зверев:
- Не знаю, это какая-то странная статистика. Если вы зайдете вот в большинство университетов, которые действительно занимаются хорошей наукой и зайдете в лабораторию, вы увидите много молодых лиц и это будут не только мальчики, это будут мальчики и девочки, и чаще всего, например, на мой взгляд, такой удивительный факт, но почему-то вот биологическими науками, биофармэкологическими науками там вообще мальчиков как-то прямо совсем мало, я бы не сказал, что их так… Вообще мне кажется, что это гендерные предрассудки. Потому что я, идя к вам в студию, слушал последний ваш выпуск и к вам приходила Черникова Алевтина Анатольевна, которая является ректором ведущего университета и которую боятся многие ректоры других университетов, и уважают – боятся и уважают. Поэтому, мне кажется, что в науке и в образовании вот эти гендерные стереотипы они, может быть, и существуют, но, когда вы придете на площадку, посмотрите, кто работает в лабораториях или кто руководит университетом, вы увидите, что этот стереотип быстро очень рушится.
А. Сулхаева:
- Слушайте, нам очень хочется, чтобы он поскорее разрушился, чтобы он просто стерся с лица земли и девочки, и мальчики занимались тем, чем они хотят, тем, к чему у них есть природные способные и, собственно, такое предназначение. Вот. Ирина.
И. Осадчая:
- Как вы считаете, какие шаги нужно предпринять и кто это должен делать, чтобы заинтересовать женщин наукой и, очевидно, что это важно делать еще со школы или необязательно?
И. Жукова:
- Я думаю, что каких-то особенных шагов для привлечения именно женщин в науку, наверное, не требуется. Хочется…
С. Зверев:
- Ирина, нас сейчас выгонят отсюда… после ваших заявлений.
А. Сулхаева:
- Нет, нет, почему, это всегда очень интересно. Давайте.
И. Жукова:
- В целом хочется рассказывать больше про науку и привлекать молодых людей, неважно, женщин или мужчин, в научные направления, рассказывать о том, что такое заниматься наукой, кто такие ученые, как интересна эта профессия. То есть, привлечение молодежи в профессию ученого, вне зависимости от его пола, тут, наверное, за счет информирования. Раскрытия каких-то интересных историй из этой профессии, показывать опыт других ведущих ученых, которые добились успеха, рассказывать, рассказывать и еще раз рассказывать.
И. Осадчая:
- То есть, находить какие-то популярные форматы, где, собственно, доносится преимущество как раз карьеры ученого.
И. Жукова:
- Да.
А. Сулхаева:
- Ну и давайте в завершение нашего эфира какие-то мотивационные такие слова скажем нашим слушателям, для того, чтобы воодушевить их темой науки, для того, чтобы, если кто-то сейчас нас слушает из тех, кто сейчас определяется с профессией, с тем, куда ему пойти учиться, вот выбор его, возможно, направить в научную сферу.
И. Жукова:
- Я бы хотела сказать всем слушателям, что наука – это безграничная свобода. Свобода действий и, наверное, это единственная профессия, где никто не ограничивает в том, что делать и как делать. То есть, сам ученый определяет, создает новое, то, чего еще не было раньше.
А. Сулхаева:
- Здорово. Сергей дополните что-нибудь.
С. Зверев:
- Я даже не знаю, чем дополнить. Потому что я полностью разделяю этот тезис о том, что в современной науке нет никаких ограничений – ни территориальных, ни гендерных, ни каких-либо. То есть, здесь это пространство для, полнейшее пространство свободы и самореализации для любого молодого человека. И то, что можно сделать сейчас в науке, учитывая, сколько мер поддержки существует, сколько проектов запущено, для того, чтобы сделать работу ученого максимально комфортной, можно сделать бесконечное количество, можно… я даже не могу представить себе рамок. Это как представить себе размер Вселенной. Мне кажется, что здесь никаких границ нету, всем в науку, пробовать, пытаться, держать и реализовывать свои самые, самые, самые какие-то заветные мечты и желания, которые есть.
И. Осадчая:
- А мне очень отозвался тезис о том, что наука – э то роскошь общения, да, среди людей и как раз вот такое интеллектуальное удовольствие, да, по тому, чтобы работать в команде единомышленников.
Ну что же, благодарим наших гостей и верим в наша науку и в наших ученых.
А. Сулхаева:
- Вижу цель – не вижу препятствий – так хочется закончить наш разговор. Это была программа «Женские истории», все выпуски нашей программы можно послушать и даже посмотреть на сайте radiokp.ru, а в прямом эфире мы встретимся с вами уже через неделю, в пятницу в 18-00. До новых встреч.