80% россиян знают о раздельном сборе мусора и согласны с таким подходом

Рассказываем, как национальный проект «Экология» помогает изменить отношение россиян к природе и что уже сделано в этой сфере

А. Сулхаева:

- Добрый вечер, дорогие друзья. Вы слушаете радио «Комсомольская правда». И в эфире программа «Женские истории».

И. Осадчая:

- Здесь снова мы, ее ведущие, Ирина Осадчая и Анжелика Сулхаева.

А. Сулхаева:

- И, конечно, компанию нам составят прекрасные женщины, которые снова будут говорить о важном и значимом, о том, что буквально влияет на жизнь каждого из нас.

И. Осадчая:

- В нашей студии Марина Евсеева, советник министра природных ресурсов и экологии России.

М. Евсеева:

- Здравствуйте.

А. Сулхаева:

- Ольга Степченко, исполнительный директор АНО «Экология культуры», генеральный директор АНО «Сад памяти».

О. Степченко:

- Здравствуйте.

И. Осадчая:

- Добрый день. И Анастасия Сальникова, руководитель департамента внутренних коммуникаций АО «Почта России».

А. Сальникова:

- Всем добрый день.

А. Сулхаева:

- Как вы поняли, речь пойдет, конечно же, об экологическом благополучии, о том, насколько мы с вами, обычные люди, вовлечены в эту историю, увлечены темой экологии, уделяем ей внимание в нашей повседневной жизни.

И. Осадчая:

- Для начала предлагаю рассказать (для тех, кто упустил), что в стране существует национальный проект «Экология», и у него есть свои цели и задачи, и мы попросим об этом рассказать Марину.

М. Евсеева:

- Национальный проект «Экология» - это самый важный национальный проект Российской Федерации. Мы так считаем.

А. Сулхаева:

- Скандалом закончился эфир программы «Женские истории» о национальных проектах…

М. Евсеева:

- Нет. Потому что экология – это действительно то, что касается каждого из нас, неважно, взрослый ты, маленький, бабушка, дедушка, мама, папа, внуки, дети. Есть такой девиз, который у нас очень повторяет Светлана Геннадьевна Радионова, руководитель Росприроднадзора, экология – это дело каждого. Поэтому мы с этим девизом живем.

Национальный проект «Экология» состоит из 9 федеральных проектов. Это сохранение уникальных водных объектов, это оздоровление реки Волга, сохранение озера Байкал, сохранение лесов, естественно, мусорная наша реформа, это раздельный сбор мусора. Туда же относится инфраструктура с первым и вторым классом опасности. Это очень значимо и важно. Если проводить параллели со здравоохранением, это то, что может повлиять на здоровье, на самочувствие людей. «Чистая страна». Это когда мы убираем несанкционированные свалки, которые заброшены, очень давнишние. Накопленный вред. Это объекты очень такие серьезные, я думаю, на слуху, это в Ленинградской области Красный Бор, «Усольехимпром» в Иркутской области, которое гремело на всю страну, когда были все эти события.

В общем, национальный проект «Экология» очень большой, затрагивает практически все сферы жизни (имеется в виду, экологические)

А. Сулхаева:

- Возможно, у меня профдеформация, я работаю в СМИ, и мне кажется, что сегодня об экологии не говорит только ленивый на самом деле. Но хочется понять. Мы все об этом говорим, рассказываем о том, как это важно, сами инициируем какие-то проекты, призываем людей участвовать. А что на цифрах, насколько вообще сегодня (может быть, вы проводите такую аналитику, статистику смотрите) люди проинформированы о национальном проекте «Экология», насколько они вообще вовлечены в экологическую повестку?

М. Евсеева:

- То, что люди вовлечены в экологическую повестку, это факт, это однозначно. Иной раз говорят, что вот, сейчас экология – это просто модно. А с каких пор у нас мода стала плохой вещью? Поэтому чем больше мода на экологию будет, тем, значит, будет лучше. Это же в принципе твое отношение к природе. Ты приезжаешь на озеро, на речку отдохнуть и мусор выбрасываешь не в соседний лесочек, а забираешь с собой и выбрасываешь в мусорный контейнер. Это же тоже все про экологию.

По тем замерам (тут я хочу сказать большое спасибо АНО «Национальные проекты России», которые нам в этом плане помогают, измеряют)…

А. Сулхаева:

- АНО «Национальные приоритеты»?

М. Евсеева:

- Нет…

В плане осведомленности. Тут, конечно, огромная благодарность АНО «Национальные приоритеты России», которые нам в этом плане помогают, проводят опросы. По последним опросам, которые нам дали (могу сейчас ошибиться в цифрах), там было чуть больше 70% молодые люди знают о существовании национального проекта «Экология», почти, по-моему, 80% знают и как-то приветствуют раздельный сбор мусора, что для нас тоже очень важно. На втором месте у нас уникальные водные объекты. Это когда волонтеры выходят и помогают государству убирать берега. В прошлом году больше миллиона человек приняло участие в этой акции. В этом году, на первое полугодие, их уже свыше полумиллиона.

И. Осадчая:

- Не без помощи «Комсомольской правды», хочу отметить.

М. Евсеева:

- Естественно (сегодня показывали лонгрид). Поэтому осведомленность есть, она с каждым годом растет, с каждым годом все больше людей знают о том, что государство проводит политику в рамках именно нацпроекта «Экология». Ну, и думаем, что когда-нибудь, и вообще цель – чтобы 100-процентный охват всех граждан нашей страны, чтобы они знали, что такой нацпроект «Экология» существует, и что государство делает. Потому что в первую очередь государство делает для своих жителей, оно же не само для себя делает, а мы делаем для того, чтобы люди жили комфортно и чисто.

И. Осадчая:

- Марина, вы назвали самые узнаваемые меры нацпроекта или мероприятия нацпроекта. Это раздельный сбор мусора, это очистка берегов рек, это утилизация, наверное, вредных отходов в какой-то степени. Как вы считаете, о каких мероприятиях стоит говорить больше и громче?

М. Евсеева:

- Я считаю… Конечно, надо говорить обо всем. Вот все 9 федеральных проектов, которые существуют, надо говорить о каждом как можно больше, как можно шире и интереснее. Но мне кажется (я думаю, что очень многие в министерстве поддержат), что, наверное, стоит сейчас немного больше говорить о сохранении биоразнообразия и экологическом туризме. Это такой федеральный проект, который в принципе сам по себе развивается. То есть очень много людей, которые у нас есть на местах, в наших национальных парках, заповедниках, которые восстанавливают популяции диких животных, помогают животным, которые попали в беду (ну, много всего). Но и хочется, чтобы как можно больше людей говорили не о том, что вот у нас Красная книга, там 158 новых животных, которых мы включили, вот всё, животные умирают, популяции сходят на нет, а чтобы люди тоже понимали, что от них также очень многое зависит. Особенно это касается Дальнего Востока, где сейчас очень сильно растет численность тигра, и люди должны понимать, как существовать с этими дикими животными.

А то, с одной стороны, мы говорим, что государство должно сделать так, чтобы численность росла, а с другой стороны, вы тоже должны знать, как находиться рядом… Ну, не «находиться», наверное, правильно, а как жить рядом с такими популяциями, с хищниками. Потому что конфликтные ситуации бывают, и люди должны тоже понимать это. Мне кажется, в контексте сохранения биоразнообразия это такой очень важный вопрос.

Ну и, конечно, это экологический туризм, который тоже является… Как раз федеральный проект «Сохранение биоразнообразия экологического туризма». Сейчас экологический туризм очень популярен. В прошлом году наши национальные парки, заповедники (именно федерального значения) посетило почти 11 миллионов человек (10,6). В этом году, скорее всего, цифра вырастет гораздо больше. И люди тоже должны понимать, что можно, что нельзя делать в национальном парке, в заповеднике. Что туда не просто приехать, как в условную гостиницу, и там у тебя all inclusive, а что надо с уважением относиться…

А. Сулхаева:

- Есть ограничения.

М. Евсеева:

- Да, есть ограничения. Что надо относиться с уважением.В основном этот федеральный проект чем отличается от других федеральных проектов? Здесь очень большая доля бизнеса. Здесь компании помогают, вкладывают свои же деньги на развитие. Это особенно касается биоразнообразия и поддержки диких животных. По нацпроекту определены 13 приоритетных видов животных, для которых утверждаются специальные стратегии, восстановление. Это такие наши государственные термины, но, по-русски говоря, делается то, чтобы леопардов, тигров, белых медведей становилось больше, чтобы им было комфортно жить, чтобы они могли существовать. Соответственно, помогает здесь очень хорошо бизнес. И по направлению биоразнообразие государство практически не вкладывает деньги, вкладывают только компании, которые работают на тех местах, где исторически обитают эти животные, и они, конечно, такую большую лепту… Допустим, из последнего. Переднеазиатский леопард на Кавказе. В Сочинском национальном парке расположен очень серьезный такой центр восстановления переднеазиатских леопардов. И в этом году компании, курорты, которые расположены в Сочи, выделяют деньги на то, чтобы построить новый визит-центр в центре восстановления, обновить вольеры, закупить ветеринарное оборудование. То есть государство платит только зарплату своим сотрудникам, потому что это наши опыты, наш национальный парк. А вот в контексте развития инфраструктуры – это, конечно, вкладывается бизнес.

А. Сулхаева:

- Хочется обсудить вопрос того, как россияне вообще воспитывают в себе экологические привычки, насколько активно участвуют и насколько разделяют мусор, выходят на субботники, заменяют разовые стаканчики термокружкой и т.д.? Есть вообще такая тенденция в нашем обществе?

М. Евсеева:

- Тенденция есть очень большая. С каждым годом все больше волонтеров. Если брать экологические именно по нацпроекту «Экология», у нас, конечно, ключевая волонтерская акция – «Вода России. Берег добрых дел». В прошлом году свыше миллиона человек приняли участие. Конечно, с каждым годом число людей таких вовлеченных растет.

Экология – это же не только про уборку мусора но это и восстановление чего-то.

И. Осадчая:

- Мы понимаем, что без включения бизнеса про экологическую повестку говорить тоже нельзя, это важный актор и важный игрок на экологическом ландшафте. У меня вопрос к Марине снова. Можете ли вы привести примеры, где бизнес взял на себя роль такого флагмана в решении экологических проблем или экологических задач?

М. Евсеева:

- Вообще очень много компаний, очень много предприятий, которые в рамках своей деятельности сейчас занимаются экологией. Мне кажется, наверное, даже из крупных игроков нашего бизнеса не осталось никого, кто бы не занимался экологией. И неважно, это чисто коммерческое какое-то предприятие либо это государственная корпорация, все понимают важность, и добропорядочный бизнес, добросовестный, они понимают, что в экологию надо вкладываться, и прилагают, мне кажется, максимальные усилия.

А. Сулхаева:

- В прошлом году, насколько я знаю, был разработан такой публичный инструмент признания вклада бизнеса в развитие экологической повестки и в национальный проект «Экология». И в этот национальный рэнкинг вошел, например, проект «Гринпост» от «Почты России». Я думаю, что про него нам как раз расскажет наш следующий спикер, Анастасия Сальникова, руководитель департамента внутренних коммуникаций «Почты России». Анастасия, вам слово. Что за проект «Гринпост», зачем это и какова его цель?

А. Сальникова:

- Добрый день. «Гринпост» - это один из проектов, который вошел в национальный рэнкинг России. «Гринпост» - это всероссийский проект по раздельному сбору отходов в офисах «Почты России». Мы запустили его в 2020 году. И автор идеи – участник молодежного совета в Дальневосточном федеральном округе. Ребята узнали, где в разных регионах можно сдавать отработанные батарейки и пластиковые крышечки, установили в офисах в различных регионах емкости для сбора и уведомили об этом своих коллег. Сейчас в офисах в разных регионах России установлено более 100 емкостей для сбора отработанных батареек и крышечек. И, например, в 2021 году на утилизацию отправлено 470 кг батареек и 860 кг пластиковых крышечек на переработку.

Кроме того, что мы собираем отработанные материалы, мы их передаем на переработку, а вырученные средства передаются в благотворительные фонды. Тем самым проект «Гринпост» решает несколько задач одновременно. Мы помогаем благотворительным фондам с помощью сбора и утилизации отработанных материалов и при этом развиваем и продвигаем экологическую повестку среди сотрудников почты, прививая ответственно, осознанное потребление.

А. Сулхаева:

- Как именно это помогает развивать нацпроект «Экология»?

А. Сальникова:

- Да, это всероссийский проект ежегодный, который действует перманентно. Мы вовлекаем ежегодно все больше и больше регионов к этому проекту. Как раз активисты молодежного совета узнают новые и новые пункты в разных регионах для сбора отработанных батареек и пластиковых крышечек и, соответственно, устанавливают емкости в офисах, тем самым привлекая и вовлекая в этот проект все больше и больше сотрудников почты.

И. Осадчая:

- Здорово. Спасибо «Почте России» за такую инициативу. На самом деле я думаю, что мы здесь говорим про экопросвещение в широком понимании слова. Потому что в каждой точке контакта «Почты России» получается, вы, в общем, доносите до своей огромной аудитории как раз ценности экологические.

У меня вопрос ко всем нашим гостьям. Как вы считаете, насколько играет важную роль экопросвещение в вопросах решения экологических проблем? И с какого возраста и как нужно как раз заниматься экопросвещением россиян? Наверное, к Ольге обращусь. Ольга, вы сегодня у нас еще не говорили. Скажите, пожалуйста, как, собственно, организация, которая проводит самые массовые экологические акции.

О. Степченко:

- Да, наверное, я здесь поделюсь скорее и личным мнением, и мнением своих коллег о том, что экопросвещать людей нужно с самого детства. И могу сказать о том, что, например, мы, наши лесные проекты продвигаем активно среди школьников, и у нас есть асбассадоры среди школьников, которые выходят в лес высаживать деревья, озеленяют свои города и уже являются настоящим примером для своих одноклассников, одногруппников. И могу сказать лично по себе, что, конечно же, если бы я, например, в свое время в школе или в университете узнала о возможностях участвовать в экологических проектах, я бы намного раньше пришла в эту сферу. Потому что сейчас я являюсь, например, студенткой первого курса. Потому что я пошла учиться на экологическую специальность. Если бы я подозревала или знала о том, насколько это важно лично для меня и как я могу действительно изменять мир к лучшему, я бы этот выбор сделала намного раньше.

Поэтому экопросвещать нужно, на мой взгляд, прямо с самого-самого детства. И мы на наши акции активно приглашаем семьи, причем это происходило изначально совершенно естественным образом, то есть я приглашала своих соседей, знакомых, друзей. И так происходит во всех регионах. Зачастую сегодня можно увидеть, когда к нам приходят вот с маленькими-маленькими детьми и, на мой взгляд, это прекрасная возможность, я знаю, что и «Вода России», «Берег добрых дел» - там тоже зачастую можно увидеть детей. Именно через такие возможности дети действительно интересуются экологией и понимают, насколько это важно.

И. Осадчая:

- Это поделать что-то вместе или есть какие-то образовательные мультики, которые создают как бы бережное отношение к природе, к экологии, как образ жизни, как привычку некую.

О. Степченко:

- Могу сказать конкретно про нас. Мы возрождаем сейчас школьное лесничество, ездим по детским лагерям, проводим квизы. То есть, я так полагаю, скорее, это целый механизм. Через действие, да. И проводим экоуроки. На сегодняшний день не на регулярной основе, но те школы, которые на нас выходят с инициативой, мы с ними работаем, сотрудничаем.

А. Сулхаева:

- Если возвращаться к действиям, помню, как мы сами, да и наши родители, занимались сбором макулатуры, сдавали ее и это было всегда такое семейное мероприятие, в том числе. Насколько я знаю, сейчас есть целая всероссийская акция по сбору макулатуры, она называется бумбатл. Что это, как и кому можно принять в этом батле участие? Я знаю, что «Почта России» участвует в этом мероприятии. Расскажите, наверное, о нем, Анастасия.

А. Сальникова:

- Кроме того, что мы участвовали, мы еще заняли первое место среди корпоративных участников и собрали 46 тонн макулатуры. Все это произошло, снова нам помогали волонтеры молодежного совета, потому что они организовали процесс, информировали сотрудников, сотрудники приносили в определенные пункты макулатуру, из офисов, из дома, старые журналы, книги, газеты и тем самым нам удалось собрать такой огромный объем. В акции приняло более 17 тысяч сотрудников почты, несмотря на то, что мы принимали участие в первый раз и буквально за один месяц акции нам удалось спасти от вырубки более 700 деревьев. Мы увидели очень большой отклик от сотрудников в участии в этой акции и обязательно продолжим, поддержим эту инициативу, и в этом году сделаем ее более масштабной и привлечем в нее еще больше сотрудников и еще больше регионов.

А. Сулхаева:

- Продолжая тему бумбатла, мы видим, что действительно молодежь очень активно увлекается экологической повесткой, и школьники вовлекаются, и студенты, есть многоразовые акции, есть вот такие организованные, как бумбатл, но вот в крупных компаниях, в таких, как «Почта России», работают же в основном люди такого старшего возраста, старшего поколения. Насколько они активно вовлекаются в ваши экологические акции проекта?

А. Сальникова:

- Ну, молодежь – это драйверы изменений и «Почта России», конечно, не исключение. И в 2018 году было организовано крупнейшее корпоративное волонтерское движение «Молодежный совет» и в 2018 году это было не более 100 участников, а сейчас это 768 активистов во всех регионах России, которые не только сами принимают участие в этих акциях, они придумывают новые проекты, вовлекают туда не только сотрудников, а я напомню, что «Почта России» - это 311 тысяч сотрудников, это небольшая страна – но и жителей своих регионов. И так ежегодно они более полутора тысяч акций по семи различным направлениям, в том числе, по теме «экология» проводят и вовлекают туда ежегодно более 35 тысяч человек, и это как раз не только сотрудники и не только молодежь, не только молодые сотрудники, но и сотрудники более старшего возраста и жители своих регионов, тем самым продвигая экологическую повестку и другие темы социальные в своих регионах и среди сотрудников.

А. Сулхаева:

- мы остановились на вопросе восстановления лесов в жаркое время года, особенно волнительно, конечно, получать новости о лесных пожарах, новости об этом всегда получают такой достаточно широкий общественный резонанс – вот какие меры по отношению, по решению вопросов восстановления лесов после таких бедствий сегодня предусматривает национальный проект «Экология»?

М. Евсеева:

- В национальном проекте «Экология» у нас есть специальный федеральный проект сохранения лесов. Главная задача, если можно так сказать, федерального проекта – это обеспечить баланс выбытия и воспроизводства лесов. То есть, чтобы число деревьев, уничтоженных неважно чем – огнем, насекомыми вредителями – это тоже очень такая серьезная проблема – чтобы она либо была равна, либо к 2024 году превысила вот восстановленную. Смутно, но в общем баланс выбытия и баланс восстановленных. Для этого покупается лесопожарная техника, лесохозяйственная техника, что как бы очень, безусловно, важно и на поверхности. Помимо этого, в рамках федерального проекта закупаются семена всяких лесных растений, которые высаживают и они, естественно, вырастают и это получается наши новые леса, наши новые лесные насаждения. По итогам прошлого года впервые за 26 лет был достигнут вот этот баланс, он немножечко превысил, то есть, высаженных семян взамен уничтоженного от различных бедствий

А. Сулхаева:

- Ну и бизнес же много вырубает лесов. Я знаю, что во всех больших крупных компаниях. при вырубке леса они там аналогичное количество деревьев высаживают.

М. Евсеева:

- Это да, это закон. Это в принципе закон Российской Федерации. Естественно, бизнес, который, если он получает разрешение в обязательном порядке на какую-то вырубку леса, чтобы там проложить либо какие-то линии электропередач или месторождение какое-то, он должен обеспечить идентичное число вырубленному, он должен это высадить и, конечно, бизнес, добросоветный бизнес.

И. Осадчая:

- Вопрос Ольге. Мы знаем об акции «Сохраним лес», она приобрела в последние годы большую популярность, это как бы в основном удел экоактивистов или же мы говорим о том, что аудитория становится максимально широкой?

О. Степченко:

- Да, я, наверное, хотела бы сказать в целом, что сейчас в рамках федерального проекта сохранения лесов существуют две большие акции с увеличением жителей. Это «Сад памяти», который происходит каждую весну и в рамках нее ежегодно высаживается более 27 миллионов деревьев. В этом году наши цифры более 33. И в общем-то в этом году уже по традиции стартует осенью акция «Сохраним лес» - ее показатели наиболее амбициозны, потому что акция посвящена как раз таки восстановлению леса после лесных пожаров, вырубок и других факторов, поэтому в этом году мы поставили перед собой цель высадить более 80 миллионов деревьев, в том году эта цифра была 70 миллионов деревьев. И понятно, что такие показатели мы достигаем исключительно за счет того, что сотни тысяч людей выходят на акцию и получают возможность посадить дерево.

И. Осадчая:

- И человек может сказать – здесь мой лес.

О. Степченко:

- Да. Более того, у нас есть даже такая инициатива Московской области – это усыновление, взять под опеку высаженную аллею. И мне кажется, идея достаточно неплоха, потому что недостаточно просто посадить дерево, нужно его вырастить.

А. Сулхаева:

- А какое количество компаний уже присоединилось к вашей акции в этом году?

О. Степченко:

- Могу точно сказать, что, например, для меня было удивлением и личным открытием вот инициатива компании «Норильский никель». Потому что их активы находятся в Арктике, в Арктике говорить про лес достаточно сложно, потому что это особый вид деревьев – это точно закрытая корневая система и это определенные саженцы, которые не так-то просто найти. Тем не менее, компания поставила перед собой цель высадить на Кольском полуострове и на Таймыре, соответственно, зеленые полосы вокруг своих предприятий, и сделали мы это все в этом году. И я безумно ими горжусь. И корпоративные волонтеры компании «Норникель» тоже выходят целыми семьями.

У нас много таких компаний. На Дальнем Востоке угольные компании, для которых уже традицией стало действительно прямо целыми автобусами выезжать на самые отдаленные точки и высаживать в рамках наших акций лес, и лично я вот своей миссией и миссией нашей команды вижу то, что мы действительно каждый сезон, а лесной сезон – это весна и осень, мы как минимум пять новых компаний привлекаем к тому, чтобы высаживался лес. Все приходят к этому, потому что все-таки экопривычки – это очень важно. То, о чем мы говорили сначала. Но лес – это про создание. То есть, не зря же говорят – родить ребенка, посадить дерево, построить дом. Поэтому я сама в этом убедилась, потому что я даже не подозревала до того, как стала заниматься этими проектами, о том, что вообще можно пойти высадить куда-то лес.

А. Сулхаева:

- Но ведь мало его просто высадить, важно же его еще и сохранить. Очень часто претензии, которые озвучивают эковолонтеры, в том числе, крупным компаниям, в том, что они высаживают демонстративно – все сфотались, написали об этом в СМИ, а дальше бросили своих подопечных и там вот прижились эти деревья, не прижились, никому неизвестно. Вы как-то отслеживаете эту ситуацию?

О. Степченко:

- Важный и сложный вопрос. Мы отслеживаем по мере своих возможностей. Но с этой весны в мае мы инициировали создание движения волонтеров леса. И мы сейчас запускаем совместно с Рослесхозом движение волонтеров леса – это как раз таки будут люди, которые знают, как отслеживать, мониторить наш лес, как понимать, где, вот как говорила коллега, черные лесорубы, а где, например, абсолютно санкционированная вырубка леса. В общем-то, специалисты в лесной отрасли, которые обучены, но при этом они живут своей собственной жизнью, но компетентны, для того, чтобы сходить, во-первых, высадить лес, посмотреть, как он растет и в общем-то быть нашей правой рукой, глазами, ушами, на местах, в регионах. Потому что действительно желающих помогать очень много.

А. Сулхаева:

- Как можно обычному человеку присоединиться к акции «Сохраним лес»?

О. Степченко:

- Достаточно просто зайти на наш сайт сохранимлес.рф в любом удобном окне обратной связи, на почту, в социальных сетях, нам написать. Мы обычно отвечаем сразу же, и обозначить свой регион, где бы хотел посадить дерево, мы поможем, чем сможем.

В рамках, например, форума «Экосистема», который проходит в этом году в Вологодской области и на Камчатке, мы точно даем возможность всем участникам высадить свое дерево и там так же у нас проходит традиционно акция «Сохраним лес».

А. Сулхаева:

- Мы все понимаем прекрасно, что… вернемся к теме лесных пожаров, понимаем прекрасно, что обеспеченность специализированных учреждений лесопожарной техникой вопрос первостепенный в данном случае, когда мы говорим о лесных пожарах, и это, собственно, говорит о безопасности человека, в том числе

А. Сулхаева:

- Насколько сегодня субъекты Российской Федерации укомплектованы лесопожарной техникой?

М. Евсеева:

- С этого года в принципе увеличено финансирование на борьбу с лесными пожарами. Это не в рамках национального проекта, это федеральная субсидия, которая дается всем регионам решением президента. С этого года 14,2 миллиарда тратится на укомплектование, на обучение, на увеличение авиационного и наземного патрулирования. Если в прошлом и позапрошлом году, было 6 миллиардов всего лишь на всю страну, то с этого года это 14,2 миллиарда. Естественно, за счет этих денег в этом году регионы уже хорошо укомплектовались, увеличены летные часы авиации, соответственно, это же все топливо, это же все деньги. Набран штат практически в каждом, наверное, регионе. С этого года у нас начал работать наш межрегиональный лесопожарный центр «Север» в Красноярске на базе аэропорта «Черемшанка». Туда закуплено уже и они уже работают два вертолета. Еще два вертолета сейчас уже в пути тоже в этот «Север», и еще будет два. То есть, в итоге шесть вертолетов федеральная авиалесохрана в этом году впервые получила. То есть, до этого, чтобы вы понимали, наша федеральная авиалесохрана не имела никаких авиационных средств передвижения, поэтому для нас, конечно, вертолеты, для наших авиационных лесных пожарных – это очень так круто.

В принципе мы в этом году горим меньше, чем по прошлому году. Есть вот такое обывательское сравнение, что аналогичный период прошлого года и сегодняшний – пожаров меньше, меньше гектары, пройденные огнем. Это ли не цель?

М. Евсеева:

- Гореть начинает весной. Есть весенний лесопожарный период – его так и называют. Есть летний, есть осенний. И все пожары, которые происходят весной, а в этом году мы начали гореть раньше, то есть, если там из примера Амурская область, северный район Селемжинский даже взять, если он там начинал гореть, условно, где-то в июне-июле, то в этом году он загорелся в марте. О чем это говорит? Все весенние пожары лесные, именно пожары – это антропогенный фактор. Это все человеческий фактор. Абсолютно. Не прямая вина. Это все косвенная деятельность человека. Летом так же остается антропогенный фактор, но еще вступают климатические условия

М. Евсеева:

- Каждый муниципалитет устанавливают у себя определенные периоды, когда запрещено выжигание травы, запрещено разведение костров, ходит госпожнадзор, который проверяет и соответственно дачникам запрещает . Когда спадает опасность, соответственно, ограничения снимаются и…

А. Сулхаева:

- ну что ж, будем завершать наш сегодняшний выпуск. Я хочу поблагодарить наших спикеров, мы сегодня со всех сторон комплексно, мне кажется, рассмотрели национальный проект «Экология», призываю всех наших слушателей – девочек, мальчиков, бабушек и дедушек, и родителей, и всех, кто нас сегодня слушал, присоединяться к национальному проекту «Экология», присоединяться ко всероссийским акциям, напомню, что у нас есть сбор макулатуры бумбатл, напомню, что у нас есть замечательная акция «Сохраним лес», в которой может поучаствовать абсолютно каждый желающий. Это была программа «женские истории» на радио "Комсомольской правды" и в студии с нами были…

И. Осадчая:

- Анжелика Сулхаева и Ирина Осадчая.

А. Сулхаева:

- И наши замечательные спикеры Марина Евсеева – советник министра природных ресурсов экологии России.

И. Осадчая:

- Ольга Степченко – исполнительный директор АНО «Экология культуры», генеральный директор АНО «Сад памяти».

А. Сулхаева:

- Анастасия Сальникова – руководитель департамента внутренних коммуникаций «Почты России». Слушайте нас по пятницам в 18:00, до новых встреч.

Марина Евсеева
Ольга Степченко
Анастасия Сальникова