Неслабый пол. Как женщины становятся предпринимателями
А. Сулхаева:
- Добрый вечер, дорогие друзья, пятница, 18:00, а это значит, что в эфире радио «Комсомольская правда», программа «Женские истории».
И. Осадчая:
- И мы, ее ведущие Анжелика Сулхаева и Ирина Осадчая.
А. Сулхаева:
- И сегодня мы поговорим с нашими гостями о том, как стать предпринимателем, как, какую помощь и поддержку может в этом оказать государство, и обсудим истории некоторых живых реальных женщин-предпринимательниц, которые собрались сегодня в нашей студии.
И. Осадчая:
- Итак, национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. О том, что входит в него, какие меры поддержки мы можем получить, они доступны каждому из нас - и действующим предпринимателям, и тем, кто только задумывается о реализации своей бизнес-идеи, мы сегодня будем говорить вместе с нашими гостями.
А. Сулхаева:
- В студии, по традиции, мы с Ириной не одни, я буду сейчас представлять вам наших сегодняшних гостей. Итак, встречайте – Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития Российской Федерации.
И. Осадчая:
- Татьяна Белькевич, президент русской ассоциации участников фэшн-индустрии, РАФИ.
А. Сулхаева:
-И Алиса Шавина, выпускница программы «Мама-предприниматель» и автор проекта «Агродети».
И. Осадчая:
- И поскольку у нс исключительно женское сообщество сегодня в студии, давайте сразу перейдем к проектам, связанным с женщинами, с теми проектами, которые горят идеями, связанными с материнством как раз, я хочу представить еще раз Алису Шавину и задать ей вопрос о ее программе. Так, извините, переговорим.
И поскольку у нас исключительно женское общество сегодня, давайте сразу перейдем к программе «Мама-предприниматель», как одной из программ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». У меня вопрос к Татьяне – что из себя представляет образовательная программа по развитию женской предпринимательской инициативы и какие возможности она дает женщинам?
Т. Илюшникова:
- Всем добрый вечер. Очень приятно находиться в компании единомышленников, но на самом деле национальные проекты у нас реализуются с 2019 года, а сама тема поддержки и развития предпринимательства в министерстве она задолго до формата национальных проектов существовала, и вот программа «Мама-предприниматель» - одна из старейших программ, у нас реализуется старт программы, был с 2012 года и у нас, соответственно, с нами партнеры работали разнообразные и состав партнеров периодически меняется и вот в прошлом году мы подошли к мысли о том, что по прошествии определенного времени программу необходимо переформатировать. И в силу ухода ряда иностранных партнеров с российского рынка – это одна из причин, ну и в силу того, что, конечно же, мы должны развиваться.
А. Сулхаева:
- Сколько сейчас, на сегодняшний момент вообще прошло женщин через эту программу, сколько обучается и, самое главное, по итогам обучения какие результаты они показывают, можете рассказать?
Т. Илюшникова:
- Ну, на текущий момент в самой программе непосредственно там приняли участие более семи тысяч человек в 73 регионах по всей стране. И победительницами конкурса стало 250 человек, и победители конкурса региональных этапов, как правило, получают гранты от наших партнеров, которые позволяют начать собственное дело. Сама программа «Мама - предприниматель» - это прежде всего образовательная такая программа тренинговая, значит, и вот как раз мы начали разговор о переформатировании, мы выделили онлайн-блок, да, и в силу ковида и ситуация показала, что такой блог должен быть, и так же мы поняли огромный запрос вообще на общение сообщества между собой, поэтому мы хотим предусмотреть федеральный финал, где бы женщины-победители со своими идеями, кейсами могли бы вживую общаться между собой на федеральной московской площадке и, соответственно, получать не только пользу, но и радость общения.
А. Сулхаева:
- Когда стартует обновленный вариант программы?
Т. Илюшникова:
- Ну, в настоящий момент мы прорабатываем с новыми партнерами, российскими компаниями, как раз возможность и объемы получения грантов, мы надеемся, что старт уже обновленной программы в течение этого года мы запустим.
И. Осадчая:
- С нами в студии участница проекта «Мама-предприниматель», победительница из Калуги Алиса Шавина и ее проект «Агродети» вошел в топ-3 лучших по итогу конкурса «Мама-предприниматель». Более двух тысяч детей приняли в нем участие за два года, в том числе, из других регионов. Алиса, расскажите, как вы решились на участие в проекте и что это за проект «Агродети», как он работает на практике?
А. Шавина:
- Добрый вечер. Решиться было достаточно легко, потому что среди моих подружек уже были участницы этого проекта и они очень положительно отзывались о нем. Это действительно такой полезный интенсив обучения, который длится неделю, ты должен каждый день приходить буквально как на работу, и обучаться. Это очень хорошее такое подспорье для мамочек, для тех, кто либо начал свой бизнес, либо только планирует. То есть, можно было прийти как и с готовым проектом, так и с какой-то бизнес-идеей. И там начинается обучение от бизнес-плана, маркетинга, в общем, все, что может пригодиться в бизнесе как и начинающему, так уже и действующим предпринимателям. Я пришла туда с проектом «Агродети», который направлен на то, чтобы показать сельское хозяйство нашим детям. Идея родилась не случайно, мои дети выросли, можно сказать, на фермах и на таких предприятиях, и им всегда было интересно и нравилось общение с животными, плюс еще можно таким образом продвинуть локальных товаропроизводителей. Потому что приходя на такую экскурсию, ребенок обязательно получает, кроме новых знаний, впечатлений, продукцию с этого предприятия, которую он может потом с родителями пойти и купить в магазине. И как вы правильно сказали, уже более двух тысяч человек приняли участие в этом проекте и это как школьники нашего региона, так и гости из других регионов и, кроме того, даже дети с ограниченными возможностями тоже стали участниками.
А. Сулхаева:
- Здорово. Ну, вот, наверное, же не просто так вы проснулись утром и решили – а буду я возить детей на фермы. Как-то вы связаны с агропромышленным комплексом, с фермерским хозяйством? Ваша основная в чем заключается?
А. Шавина:
- Во-первых, у меня зооинженерное образование и мне всегда нравилась тема сельского хозяйства. И второй момент – я очень тесно взаимодействовала до этого с сельхозтоваропроизводителями региона и видела, какое их огромное количество у нас в Калужской области есть и, приходя в магазин, не все калужане знают о том, что ряд продуктов производится у нас в регионе. И мне хотелось их таким образом поддержать, продвинуть, ну, такой своего рода тоже маркетинг, ведь все прекрасно знают, что лучший способ повысить лояльность бренда – это просто пригласить к себе на производство. И у кого-то уже сложилось это представление и они сами проводят экскурсии, с такими мы просто как партнеры взаимодействуем, а есть те предприятия, у которых нет своего ресурса проводить экскурсию самим, поэтому на таких предприятиях я могу проводить экскурсию.
А. Сулхаева:
- И тут вы пришли им на помощь – замечательно!
А. Шавина:
- Ну, да.
А. Сулхаева:
- Я знаю, что ваша идея была одобрена не только, собственно, проектом «Мама – предприниматель», но получила еще ряд признаний экспертного сообщества, и это тоже послужило для вас стимулом для развития и роста вашего проекта. Так ли это, расскажите, какие еще регалии, награды вы получили.
А. Шавина:
- Да, у проекта на самом деле много регалий в разных сферах, конкурсах. Проект получил премию, мне дали премию «Человек года» в сфере бизнеса именно за этот проект, а также проект был финалистом «Мастеров гостеприимства» – это всероссийский конкурс. Проект тоже прошел акселератор промышленного туризма и детские туристические маршруты – тоже есть такой всероссийский конкурс, мы принимали в нем участие и стали полуфиналистами, единственными от Калужской области.
А. Сулхаева:
- То есть, «Мама – предприниматель» стал для вас такой стартовой площадкой для взлета?
А. Шавина:
- Да, это такой очень хороший стар, действительно, после которого такое хорошее развитие получил проект и, кроме того, он получил поддержку фонда президентских грантов и на него тоже были выделены средства…
И. Осадчая:
- Татьяна, интересно еще узнать, какие еще проекты и идеи приносят участники этой программы и какие из них получают поддержку? Приведете еще несколько примеров?
Т. Илюшникова:
- Вы знаете, конечно, очень много проектов интересных и в силу территориальной доступности хорошо, что Алиса смогла лично присутствовать, а у нас очень много проектов по всей стране. Но на самом деле можно привести пример. Новосибирская область, да, Анастасия Мачок. Производство органайзеров для сумок из фетра и т.д. Девушка вышла с собственным дизайном, хаос в дамских сумках, какого бы размера она ни была, найти ничего невозможно. Значит, победа и обучение по программе и затем, соответственно, грант позволили ей начать собственный хендмейт производства и далее средства, которые в рамках гранта были получены, позволили выйти на «Амазон», на «Вайлдберис», на другие торговые площадки. Еще, например, республика Калмыкия. Мария Бургакова. Она обучалась, вернулась в свой регион и далее после программы «Мама – предприниматель» уже открыла кабинет педиатрии с помощью центра «Мой бизнес». Тут, конечно, роль сыграла не только одна эта программа, а в принципе комплекс услуг и с точки зрения бизнес-планов, других инструментов, потому что, конечно же, грант в 100 тысяч – это не всегда позволяет такие уже более-менее крупные проекты. Еще пример. Тамбовская область. Виктория Глазкова. У нее с появлением детей, именно дочки, она вдохновилась на создание бренда детской одежды и, соответственно, открытие собственного интернет-магазина «Моя Николь». То есть, рождение детей и желание сделать мир и видеть своих собственных детей нарядными, красивыми, счастливыми, тоже сподвигло на свой бизнес и Виктория выпускает наряды из натуральной ткани. То есть, соответственно, это не только красиво, это экологично.
А. Сулхаева:
- И все это стало возможно благодаря программе «Мама – предприниматель».
Т. Илюшникова:
- Совершенно верно.
А. Сулхаева:
- Это очень здорово.
Ну и хочется на самом деле уточнить еще один важный момент, чтобы уже завершить цикл вопросов по программе «Мама – предприниматель» - всем ли женщинам нашей страны доступна эта программа и кто в нее может попасть? И как в нее можно попасть?
Т. Илюшникова:
- На самом деле, программа доступна всем, тут, скорее, наверное, даже мнение Алисы более важно, нежели нас, как организаторов. Значит, на самом деле практически, как я уже сказала, все регионы подключаются к этой программе – 73 региона. Проводятся региональные этапы отбора и модуля обучения, у нас в рамках этой программы в свое время были подготовлены тренеры по тематическим модулям, поэтому модули ведут достаточно квалифицированные тренеры. Далее, соответственно, конкурс бизнес-планов, проектов, потому что это могут быть мамочки как уже с действующим бизнесом, либо люди приходят с идеей и, соответственно, в зависимости от конкретной ситуации, кейса, в том числе, и центры «Мой бизнес» помогают пройти по определенным этапам. А после обучения уже конкурса проектов, где на выходе победитель может получить грант.
А. Сулхаева:
- Мы продолжим обсуждать возможности нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» через призму женского предпринимательства в следующей части нашей программы, вернемся буквально через минуту.
И. Осадчая:
- Есть такие цифры – женщины чаще, чем мужчины, занимаются социальным бизнесом. Их количество в этой сфере достигает 90%. И у многих есть такой стереотип, что социальное предпринимательство – это больше благотворительность. Так ли это? У меня вопрос ко всем нашим гостям.
Т. Илюшникова:
- Ну, если позволите, начну я. Даже для меня самой, когда я уже непосредственно инструментами национального проекта стала заниматься, тоже я сама себе задавала вопрос – социальное предпринимательство это все-таки ближе к некоммерческому сектору или это предпринимательство? Нужно сказать, что социальное предпринимательство – это, конечно же, предпринимательство. Основная цель предпринимательства, в отличие от некоммерческого сектора – это все-таки зарабатывание прибыли. Очевидно, что барьеры на вход, специфика и доходность такого бизнеса может отличаться от классических моделей, но что такое социальное предпринимательство? Это когда предприниматели идут в те сферы, где, возможно, государственные институты или работают с теми категориями – молодежь, дети, пенсионеры, старшего возраста люди с ограниченными возможностями – где бизнес закрывает потребности и при этом зарабатывает. Я бы так охарактеризовала социальное предпринимательство.
И. Осадчая:
- Давайте приведем примеры социального предпринимательства и пусть это будут женские инициативы, если мы говорим о том, что предпринимательство выбирают женщины.
Т. Илюшникова:
- Смотрите, у нас примеров тоже очень много. Алиса – яркий пример. И женщины традиционно в социальном предпринимательстве действительно преобладают. Мы проводим уже несколько лет, последние семь лет, конкурс «Лучший социальный проект года», но что удивительно – если в самих проектах женщин большинство, то подают заявки на конкурс чаще мужчины. Вот этот баланс с точки зрения, да, не соблюдается.
Возвращаясь к проектам, то, конечно, это проекты в сфере детства, фейшн, тут, наверное, Татьяна меня добавит потом, туризм, детский туризм, работа с людьми с ограниченными возможностями, дополнительное образование. Это вот традиционные сферы, где социальное предпринимательство и женщины с удовольствием готовы менять мир к лучшему.
А. Сулхаева:
- Татьяна, дополните что-то? Мне кажется, что фэнш-индустрия тоже зачастую бывает сплошное социальное предпринимательство.
Т. Белькевич:
- Да, действительно, это так и те, кто умеют пользоваться и знают, как пользоваться мерами поддержки, они выходят на другой уровень бизнеса, конечно. А так каждая мама, когда сидит дома, она начинает с маленькой коллекции для своего ребенка, потом для себя, для своей соседки и из этого вырастают, как мы видим, очень часто красивые и интересные истории. Потом в нашем бизнесе действительно, фэнш-бизнесе, очень много женщин-предпринимателей. По статистике МСП, это 40%, а вот в этих 40 – фэшн, как индустрия красоты и услуг – занимает, наверное, все 80%.
А. Сулхаева:
- А может вот такая изначально небольшая социальная инициатива вырасти в действительно большой прибыльный бизнес? Есть такие примеры среди ваших …
Т. Белькевич:
- Да, конечно, давайте вспомним 12 сториз, они тоже начинали и привлекали к дизайнеру студентов, делали какие-то маленькие капсулы и это был сначала маленький онлайн, а сейчас это, можно сказать…
А. Сулхаева:
- Да, сейчас они в каждом крупном салон-центре…
Т. Белькевич:
- …наша визитная карточка, да, да, да. И концепция растет. Но в первую очередь, конечно, там женские коллекции, есть попытки сделать мужские и привлечь мужскую аудиторию, но все-таки…
А. Сулхаева:
- Слушайте, но все же, учитывая еще то, что сейчас многие международные марки и бренды уходят с рынка фэшн, я считаю, что у российских дизайнеров то самое золотое время, когда они могут захватывать рынки…
Т. Белькевич:
- Да, локальные бренды уже с 2016 года выстраивают определенную систему взаимодействия и мы очень сильны в среднем, в среднем+ и лайт-премиум сегмент.
А. Сулхаева:
- Ощущаете подъем среди российских дизайнеров?
Т. Белькевич:
- Да, конечно, конечно. В пандемию мы научились внутри локально страны работать, взаимодействовать между собой, то есть, есть бренды – нет производства, есть производство очень качественное, высокого уровня, есть заказчики и мы опять же в ассоциации тоже пытаемся сводить, женить между собой – это называется аутсорсинг, и это очень здорово, интересно, как наладить внутри инфраструктуру. И мы это делаем исключительно с поддержкой «Мой бизнес».
А. Сулхаева:
- Замечательно. Алис, давайте вас препарируем. Ваш проект, значит, «Агродети», из социальной инициативы уже приближается к предпринимательству, начинаете вы зарабатывать?
А. Шавина:
- Медленно, но верно приближается и что касается именно, вот проект был упомянут – лучший социальный проект года – мы тоже, вот я вспомнила, участвовали в нем, стали победителями именно в номинации «Дополнительное образование детей»,
Мы специально делали достаточно приемлемый ценник, чтобы это могло привлечь как можно больше аудитории, чтобы в принципе любой калужанин мог себе позволить такие экскурсии.
А. Сулхаева:
- Понятно. Давайте продолжим тогда уже тему государственной поддержки, раз уж мы к ней пришли. На какую поддержку от государства может сегодня рассчитывать социальные предприниматели?
Т. Илюшникова:
- Смотрите, если говорить о социальном предпринимательстве, сам термин он не так давно был зафиксирован в законодательстве, понятно, что социальное предпринимательство существовало, но тут понятие не социализировали и, как только социализируется понятие, соответственно, начинают обрастать какими-то уже инструментами структурированными, у нас на текущий момент ведется реестр социальных предпринимателей, туда включаются предприятия по заявкам и инициативам регионов, у нас сейчас порядка 6,5 тысяч социальных предприятий в реестре, далее мы второй год отдельный специализированный инструмент вот помимо конкурса, который позволяет общаться, себя продвигать с точки зрения маркетинга и рекламы, ну, вот то, что Алиса назвала вещи своими именами, значит, мы работаем тоже по принципу грантовой системы и с этого года мы к понятию социальное предпринимательство подключили еще подвид грантов вот в рамках этого гранта молодежи до 25 лет, потому что, работая с этой аудиторией, она тоже определенную социальную нагрузку, социальные лифты, да, выполняет и барьеры на вход, как у женщин, так и у молодежи, они очень схожие именно на старте. И вот несмотря на то, что, как вы улыбались, Алиса активно использует и умеет работать с государством, но на самом деле на старте это важно.
А. Сулхаева:
- И здорово, что такие инструменты поддержки существуют.
И. Осадчая:
- И хотелось бы осветить проект «Мой бизнес» помогает», который реализует Минэкономразвития России совместно с центрами «Мой бизнес», Татьяна, для чего это, кто и кому помогает?
Т. Илюшникова:
- В феврале месяце начало пандемии, значит, антикризисные меры, оперативно разворачивали инструменты, которые там не являются типичными, это все в сжатые сроки, тоже методом проб и ошибок мы поняли, что в этой ситуации, даже если брать наших близких людей, родственников, когда невозможно было летать, невозможно было ездить, когда невозможно было перемещение, общение и часть бизнесов были ограничены в работе, мы поняли, что есть те, кому хуже, чем бизнесу, кому хуже, чем нам. И родилась идея, соответственно, с одной стороны, отвлечь наш бизнес, да, с другой стороны, показать возможности взаимодействия с обществом, на местах, потому что мнение о бизнесе, мнение о компаниях оно формируется тоже в рамках непосредственного общения и не только как хорошо и удачно, и успешно предприниматель зарабатывает деньги, но и, соответственно, зачастую как он их тратит. Поэтому родилась идея этой акции, мы никого не заставляли, у нас первая акция прошла порядка 30 регионов присоединилось, мы сейчас пришли к модели, когда с федерального уровня мы оказываем поддержку проведения акции два раза в год – это перед новым годом и в преддверии дня ребенка 1 июня. Но многие регионы самостоятельно проявляют инициативу и в ряде регионов эта акция вообще круглогодична. Например, в Осетии реализуют проект «Вешалка добра», когда ты можешь прийти в центр «Мой бизнес», оставить там вещи, а те, кому необходимо, могут прийти и взять. В правительственном комплексе мы несколько раз в год у нас уже партнерские отношения, у нас работают пункты сдачи донорской крови, у нас пять министерств и ведомств сидит, ну, в последней акции, не знаю, мне кажется, столько никогда не принимало участия. Далее мы сотрудничаем и помогаем регионам модели с крупнейшими благотворительными фондами и «Старость в радость», да, и детские игрушки, книжки, многие регионы вот в ковид подарки новогодние детям врачей… ну, то есть, примеры настолько разнообразные, мы в данном случае не ограничиваем творчество, не ограничиваем порывы и, знаете, не просто там центры «Мой бизнес», но и бизнес с удовольствием принимает участие и важный аспект, конечно, это всегда должно быть добровольно и по желанию.
А. Сулхаева:
- Как, на ваш взгляд, проведение таких акций оно как-то помогает в изменении имиджа русского бизнеса среди вот такого обычного населения в глазах обывателей?
Т. Илюшникова:
- Наш бизнес тоже учится быть социально ответственным. Если определенные элементы крупному бизнесу присущи с точки зрения имиджевой и есть возможности ресурсные, то, конечно, малый и средний бизнес, прежде всего, зависит от руководителя, от его личной позиции, от его желания делать мир вокруг лучше. Но в целом вообще такие инициативы взаимодействия, конечно же, позволяют совершенно по-другому, на другом принципе, ну, вот вести диалог. Мы же не в вакууме живем, у нас у всех есть родственники, соседи, дети ходят в школу, там мама, папа предприниматели, все же видят там и элементы какого-то избыточного потребления, либо наоборот видят определенные вещи, когда человек делает мир, старается делать мир вокруг лучше.
И. Осадчая:
- Сейчас хотелось бы вернуться как раз к сердцу этого проекта, к самим центрам «Мой бизнес», для чего они создавались, на кого ориентирован этот проект и что обычный, классический центр «Мой бизнес» из себя представляет.
А. Шавина:
- Ну, сейчас это достаточно развитая сетка, у нас во всех регионах, в 84 регионах действуют опорные региональные флагманские центры «Мой бизнес», но 353 центра еще муниципальных и в других населенных пунктах, не столицах регионов и, конечно же, этот проект начинался с нашими коллегами, исходя из положительных практик регионов. Значит, это принцип такого одного окна или по аналогии с МФЦ, но не для граждан, а для бизнеса. На самом деле, сейчас мы развиваем этот и бренд, и опорную сетку, так сказать, исходя из бизнесовых подходов. У нас есть бренд, бук, логотип, у нас зарегистрированы интеллектуальные права и ставить логотип центров «Мой бизнес» мы разрешаем не на каждый проект, а на те проекты, которые соответствуют духу, задачам и, собственно, ценностям в принципе национального проекта и министерства в целом. И как я уже сказала, это сейчас такие центры притяжения, они оформлены в достаточно современном стиле.
А. Шавина:
- минимальный набор услуг – это те инструменты, которые реализуются, прежде всего, в рамках национального проекта, это четыре направления – консультационная, информационная поддержка, меры финансовой поддержки, региональные институты развития микрофинансовой организации, гарантийной организации, соответственно, и упаковка и участие вот в образовательных и прочих проектах, с дальнейшим выходом, возможно, на другие меры поддержки. Но опять же, как я скажу, есть много интересного в регионах. Коворкинги многие регионы делают на базе центров «Мой бизнес». Предоставляют переговорные комнаты, помещения. Центры коллективного пользования, когда какое-то фото, видео, аудиооборудование, если это центры «Мой бизнес», а на производственных площадках, если это технопарки или промпарки, созданные в рамках нацпроекта, другие бизнесы, инкубаторы и вот совсем уникальные бывают проекты – швейное кафе, креативные мастерские. То есть, на самом деле, мы тут всегда с радостью поддерживаем любые инициативы.
И. Осадчая:
- По сути мы слышали, что в регионах называют центры «Мой бизнес» островками предпринимательства. Почему, собственно, они становятся центром развития предпринимательства?
А. Шавина:
- Смотрите, изначально, то есть, эту инфраструктуру развивали опять же для реализации там инструментов национального проекта. Что сейчас происходит? Да, у нас и в рамках других национальных проектов сосредоточены какие-то меры, инструменты, которые тоже, в том числе, работают на развитие бизнеса. Например, гранты в рамках социального контракта. Да, ими занимаются службы занятости и службы социальной поддержки, но очевидно, что, если человек получает грант на начало собственного дела, рано или поздно он придет в центр «Мой бизнес», да, либо потому, что у него не получилось, либо потому, что, наоборот, у него получается и возникают на этом пути какие-то другие вопросы. наша задача и привлечь как можно больше активностей и использовать все возможности и ресурсы, которые находятся не только в периметре национального проекта. Там из последних примеров акция вместе с компанией ВКонтакте, когда на рекламный бюджет микропредприятий, рекламный бюджет удваивается. 5000 человек вносит собственных средств и ровно такую же сумму компания ВКонтакте добавляет. Тоже эта акция она была разработана, этот продукт он уникальный именно для работы и тех предпринимателей, которые приходят через центры «Мой бизнес».
А. Сулхаева:
- Спасибо большое, я хочу вернуть наш разговор в русло женского предпринимательства, по данным ФНС России, доля женщин-предпринимательниц в числе предприятий малого бизнеса составляет 40%. А это, на минуточку, один миллион триста тридцать тысяч на сегодняшний день. Около 43% компаний в России среди малого бизнеса возглавляют женщины, среди самозанятых тренд тоже сохраняется – это 40% женщины, а как, на ваш взгляд, это вопрос, в первую очередь, к нашим предпринимательницам замечательным, наше общество вообще относится к таким проявлениям лидерства среди женщин?
Т. Белькевич:
- Мне кажется, с каждым днем все лучше и лучше, потому что женщины – это надежность. Если посмотреть, насколько женщины участвуют в рисковых предприятиях, минимально. Всегда есть какой-то гарантированный стабильный фонд, они очень много размышляют, думают, в первую очередь знакомятся с правоохранительными, наверное, документами и законами и как раз возможностью воспользоваться теми или иными услугами. Мужчины, как правило, как Татьяна заметила, они, конечно, смелые и берут нахрапом, а женщины медленно, но верно идут к своей цели. Если посмотреть по закрытиям компаний, то женщины идут медленно, но верно, и закрытия таких компаний гораздо меньше. Да, это действительно так.
А. Сулхаева:
- Очень здорово. Татьяна, расскажите, пожалуйста, а какие сферы в основном выбирают женщины-предприниматели, на ваш взгляд?
Т. Илюшникова:
- На самом деле у нас женщины присутствуют практически во всех сферах. У нас есть примеры и когда женщины владеют, руководят там автомастерскими, магазинами продажи автозапчастей, производственными предприятиями. Буквально на прошлой неделе мы были в Ярославле и были на предприятии, которое работает в рамках военно-промышленного комплекса, и его тоже возглавляет женщина, блондинка, очень симпатичная, приятная женщина. Значит, очень много в сфере дополнительного образования, индустрии развлечений. Детские праздники, мероприятия, ну, вот фэшн-индустрия, мы сказали, репетиторство традиционно, то, что делается своими руками какие-то изделия и т.д.
А. Сулхаева:
- На старте всегда сложно, согласитесь. Вот что останавливает женщин сегодня? Давайте, наверное, у предпринимателей спросим. Татьяна, как вы считаете, вот в вашем опыте?
Т. Белькевич:
- Да, конечно, останавливает, в первую очередь, боязнь завтрашнего дня или непонятность будущего. Незнание законов и так далее. Опять возвращаемся к «Мой бизнес». Если правильно обратиться, каждый регион все-таки предлагает свою услугу. То есть, мы в ассоциации видим, например, есть регион, который богат там вязаным трикотажем и, слава богу, предприниматели, например, региона понимают, что в этом направлении надо развивать, в этом вести спикеров, экспертов, помогать с сертификацией, помогать с обучением, с лизингом по станкам. И каждый может получить по тому уровню, на какой он может в первую очередь, для первого шага замахнуться. Тогда не будет страшно делать второй шаг и третий, и выходить на какой-то большой разумный бизнес. Начинать всегда сложно, но надо пробовать.
А. Сулхаева:
- Каковы ваши прогнозы, я тут обращусь опять же ко всем сразу спикерам, на развитие женского предпринимательства в нашей стране, учитывая ту сложную обстановку, экономическую, в том числе, в которой мы сегодня находимся.
Т. Илюшникова:
- действительно, женщины, они в силу своего восприятия мира они не склонны к очень рискованным решениям или решениям на грани, да, там законодательства, они всегда тщательно изучают предмет, они всегда очень консервативно планируют и всегда очень консервативно оценивают риски. Поэтому действительно выживаемость предприятий, где руководят женщины, либо собственники, она действительно выше. Конечно, там окружение, обязанности, семья, ответственность перед близкими налагают определенные страхи, да, и ограничения, то есть, не всегда, мы вот общаемся с женщинами, но несмотря на все это, конечно, мы надеемся, что предпринимательство и бизнес – это будет такой значимой сферой или там инструментом и возможностями для любой женщины, которая изъявит такое желание, а мы, конечно, постараемся как-то этот запрос удовлетворить, в том числе, и с помощью нашей инфраструктуры поддержки.
А. Сулхаева:
- Алиса, вы как считаете? Вы смотрите с уверенностью в будущее своего бизнеса?
А. Шавина:
- Я считаю, что на самом деле трудности они только стимулируют к развитию, к росту какому-то и современные женщины-предприниматели они уже в своем окружении имеют своих подруг, у которых есть уже положительный кейс с предпринимательством там разного уровня и направления, и поэтому они смотрят и думают – ну, почему бы и нет?
И. Осадчая:
- Здорово. Спасибо, дорогие гости. Напомню, у нас в студии этим вечером были Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Татьяна Белькевич, президент русской ассоциации участников фэшн-индустрии и Алиса Шавина, выпускница программы «Мама-предприниматель», автор проекта «Агродети».
А. Сулхаева:
- Это была программа «Женские истории», я надеюсь, что мы вдохновили кого-то из наших слушательниц на то, чтобы подумать о себе, как о предпринимателе, услышимся в пятницу в 18:00 в эфире радио «Комсомольская правда», до новых встреч.