Как привлечь молодежь в учреждения культуры

Анжелика Сулхаева и Ирина Осадчая обсуждают вместе с экспертами, ходит ли молодежь в музеи и театры и как в этом помогает «Пушкинская карта»

А. Сулхаева:

- И снова добрый вечер, дорогие друзья. Это уже знакомая вам программа «Женские истории». Здесь Анжелика Сулхаева и Ирина Осадчая.

И. Осадчая:

- Добрый вечер, дорогие слушатели. Сегодня свой взор обратим на культуру и попытаемся найти ответ на вопрос, как привлечь молодежь в учреждения культуры.

А. Сулхаева:

- Искать этот ответ будем не одни. У нас в студии замечательные гости, эксперты. Это Александр Минаев, директор платформы «PRO.Культура.РФ» и портала «Культура.РФ».

А. Минаев:

- Добрый вечер.

И. Осадчая:

- Добрый вечер, Александр

И Анна Антипенко, директор Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим».

А. Антипенко:

- Всем здравствуйте.

А. Сулхаева:

- Так и просится в самом начале нашего эфира такая известная фраза: эх, молодежь-то у нас уже не та. Давайте ответим сразу на этот вопрос – та она или не та, ходит ли она в учреждения культуры сегодня?

А. Минаев:

- Если позволите, я начну. Молодежь не просто та, она даже более та, чем ее ожидали. И она ходит в учреждения культуры, и хочет в них ходить, если начать кратко и дальше уже развивать тему.

И. Осадчая:

- Анна?

А. Антипенко:

- Абсолютно согласна с Александром. Действительно, это та аудитория, которую в музее (я как представитель музея) хотим видеть, ждем. Да, действительно, молодежь очень интересующаяся.

И. Осадчая:

- Хочу напомнить нашим слушателям, что в сентябре 21-го года была запущена всероссийская программа популяризации учреждений культуры и культуры в целом – «Пушкинская карта». Благодаря этой программе молодые люди в возрасте с 14 до 22 лет получили возможность посещать музеи, выставки, театры за счет государства. В этом году на балансе карты 5 тысяч рублей, а с февраля оплачивать билеты можно не только в театры и музеи, но и в кинотеатры на российские кинофильмы. Хотя, я думаю, многие об этой программе и так уже знают, но хотелось бы напомнить про те возможности, которые дает она молодежи сегодня оставаться в соприкосновении с культурой. Уважаемые спикеры, расскажите, пожалуйста, поподробнее, как это происходит.

А. Минаев:

- Ну, работает это на самом деле очень интересно и в некотором роде уникально. Причем это для мира уникальный опыт - предоставление такой целевой субсидии. При этом это живые деньги, которые получают сначала на карточку, которая выпускается для соответствующего молодого человека, когда он уже имеет паспорт Российской Федерации. Он заходит в мобильное приложение «Госуслуги.Культура», верифицирует свою учетную запись Госуслуг. Тут же, практически в течение 5 минут, он, нажимая одну кнопочку, получает эту виртуальную Пушкинскую карту. Ее также можно оформить и в пластике, но виртуальной пользуется 99,5% на самом деле ребят. И далее, собственно, он в этом же приложении или же на портале «Культура.РФ» или на сайтах самих учреждений (например, на сайте музея «Новый Иерусалим») видит в афише, полную афишу тех событий, на которые доступна оплата по этой карте реальными рублями. 5 тысяч рублей на карте, из них 2 тысячи можно потратить, например, на кино или все 5 тысяч можно потратить на все остальное.

А. Сулхаева:

- А какие культурные учреждения вообще участвуют в проекте, и в каких регионах? Их много?

А. Минаев:

- Да, их очень много. 85 регионов страны. 4 региона еще пока активно не участвуют по техническим причинам, но в самое ближайшее время этим займутся, я полагаю. Мы видим и на Чукотке объекты, естественно, и в Калининграде, и где угодно. Там порядка 8,5 тысяч организаций культуры как юридических организаций у нас участвует. При этом каждое пятое учреждение, которое у нас есть, это музей. У нас там порядка 900 театров. Ну, то есть практически все представлены. То есть это и концертные организации, филармонии, это музеи, это библиотеки. Это очень активно сейчас подключаемая история, какие-то интересные события для молодежи они проводят.

Среди кинотеатров подключено фактически около 100%. То есть практически в каждом кинозале страны сейчас российские фильмы, которых достаточно много в прокате, и много классных новых, по «Пушке» сейчас доступны.

И. Осадчая:

- А как молодые люди к «Пушкинской карте» отнеслись, насколько активно сейчас ею пользуются? Адресую этот вопрос и Александру, и Анне. И получаете ли вы какие-то отклики, и отслеживаете ли эффект проекта?

А. Минаев:

- Да, конечно, мы получаем отклики, естественно, постоянно идет мониторинг этого проекта. И программа сразу абсолютно завоевала большой, скажем, такой интерес, большое внимание. Мы оцениваем ее как весьма успешную. Я бы сказал так. Смотрите, сейчас в стране у нас с вами, по подсчетам, где-то 12-13 миллионов ребят, которые попадают в эту возрастную группу. Сейчас точную цифру не скажу, но около 7 миллионов карт оформлено ребятами. То есть половина, даже больше уже половину, 56-57%, уже взяли эту карту, эмитировали эту карту себе. И есть регионы, в которых по 85% всей молодежи оформили себе эту «Пушкинскую карту». То есть, есть не только вовлеченность…

И. Осадчая:

- Это регионы с крупными городами или здесь все по-разному?

А. Минаев:

- Очень по-разному. На самом деле очень по-разному. И зависит от многих очень факторов. И от того, как это пропагандируется, и от того, как много объектов, и от того, как активна молодежь, и как активно с ней работают, например, в школах или в вузах. Ну, в общем, факторов много. А обратная связь от ребят совершенно замечательная. Ну, в частности, буквально в августе проходил первый в стране Детский культурный форум. Там мы брали эту живую обратную связь прямо от участников. Ну, я, честно говоря, даже был немножечко шокирован той вовлеченностью ребят.

А. Сулхаева:

- Здорово.

И. Осадчая:

- Анна, дополните. На практике у вас как?

А. Антипенко:

- Да, безусловно, по «Пушкинской карте» музеи, в частности, наш музей ведет огромную работу. Мы стараемся все больше наполнять услугами «Пушкинскую карту», вводим туда и лекции, вводим туда и викторины, и квесты, и мастер-классы, чтобы спектр услуг был максимально широкий, на разные вкусы и т.д. Мы недавно встречались с директорами школ нашего городского округа Истра. Эти встречи были организованы благодаря поддержке Министерства культуры и туризма Московской области. И как раз там была у нас возможность поговорить вживую со школами, узнать их потребности. Безусловно, интерес есть. Вопросы существуют в плане механики, как осуществить это взаимодействие музей – школа, но это технические вопросы, которые в рабочем порядке согласовываются. И у нас как бы уже даже есть результаты. После этой встречи мы уже имеем результаты и интерес дополнительный со стороны школ.

Мы даже включили в «Пушкинскую карту» детский центр. У нас есть такая специальная площадка для детей преимущественно дошкольных, дошколят и младших школьников. Но мы даже это стали проводить по «Пушкинской карте», чтобы, допустим, ребята 20-22 лет, имея младших братьев и сестер, могли прийти со своими…

И. Осадчая:

- С ними.

А. Антипенко:

- Да. И посетить. Почему бы и нет? Ищем мы такие форматы взаимодействия с аудиторией.

А. Сулхаева:

- Очень здорово. Скажите, пожалуйста, если человек получил карту, условно, в Москве, может он по этой карте пойти в Петербурге, или в Калининграде, или еще где-нибудь?

А. Антипенко:

- Безусловно.

А. Минаев:

- Конечно, да. Еще раз скажу, что технологически мы работаем с такой карточкой…

А. Сулхаева:

- То есть это единая система федеральная.

А. Минаев:

- Да, конечно, она единая федеральная. Эта карточка, она ничем не отличается от любой другой карточки «Мир». Просто специфика в том, что эти деньги некие целевые. Это не бантики, не фантики, не бонусные баллы, это настоящие рубли, которые молодой человек может потратить где угодно. Причем класс весь заключается в том, что сейчас мы это всё сделали так, чтобы пропагандировать и усиливать, скажем так, продажи онлайн, для того чтобы человек заранее, планируя, например, поездку куда-нибудь, знал, что у него уже есть этот билет, за него заплачено этими «пушкинскими» деньгами, то есть настоящими рублями, «Пушкинской картой». И он абсолютно спокойно едет, не знаю, едет в Санкт-Петербург и понимает прекрасно, что в Эрмитаж он уже попадет по-любому, например.

И. Осадчая:

- Здорово. Саша, а есть ли список лидирующих театров, музеев, куда чаще всего заглядывает молодежь?

А. Минаев:

- Да, конечно. Я, наверное, начну не с самых лидеров по стране, а начну с присутствующих. Хочу отметить, что «Новый Иерусалим» является лидирующим музеем Московской области и вообще, и по продажам по «Пушкинской карте». Очень много классных мероприятий, много активностей, здорово вовлекаются. Анна об этом чуть-чуть сказала. Но в целом, конечно, если смотреть в целом, как говорится, в общем по больнице (по стране), безусловно, лидерами являются те же самые театры и музеи, которые у нас с вами на слуху. В первую очередь это, конечно, Эрмитаж, это Третьяковская галерея, это Пушкинский музей и Петергоф, например, то есть наши традиционные огромные площадки. Но и в регионах, например, есть очень классные, интересные лидеры, неожиданные лидеры. Я просто навскидку даже из музеев обязательно должен всегда отмечать, например, волгоградский планетарий, который с первых дней работы ну просто невероятное что-то создает, классно работает. И в целом Волгоградская область – большие молодцы по «Пушкинской карте».

Среди театров, как ни странное, это не самые крупные. То есть не то что самые крупные. Крупные, безусловно, театры. Это, например, небольшой театр. Вот, например, Мариинский театр входит в число лидеров (пользуюсь подсказками, потому что постоянно что-то меняется). Молодежный театр в Башкортостане им. Мустая Карима, например, входит вообще в десятку сейчас там учреждений. Замечательный музейный комплекс Кадырова в Грозном, в Чеченской Республике, входит в лидеры достаточно стабильно, очень активно посещается. То есть очень-очень такое интересное.

Но это музеи (если отвечать на прямой вопрос), музеи и театры. Но у нас в лидерах также и концертные организации, филармонии. Здесь хочется обязательно отметить и кемеровскую филармонию (Кузбасс), белгородская филармония – большие молодцы, брянская филармония. При всей сложности текущей, скажем так, ситуации в этих субъектах, они очень здорово работают и привлекают туда реально молодежь.

А. Сулхаева:

- Продолжая разговор о привлечении молодежи к культуре, нельзя не вспомнить про национальный проект «Культура», который был запущен еще в 2019 году. Я знаю, что благодаря нацпроекту в российских музеях создаются мультимедиа-гиды, «Артефакты», и даже в одном из эфиров мы их уже обсуждали, но повторение никогда не бывает лишним в этом деле. Сегодня таких гидов мультимедийных уже 75 штук. Что, собственно, за мультимедиа-гиды, кому они доступны и кто ими пользуется?

А. Минаев:

- Мобильное приложение «Артефакт», технология «Артефакт» - это история, которую, можно сказать, уже много лет назад решили реализовать в Министерстве культуры Российской Федерации. И, как говорится, большое им спасибо, тем, кто это придумал. По сути, это мобильное приложение для распознавания и отображения дополненной реальности на любых объектах. Ну, в первую очередь используется это, конечно, в музеях. Технология, которая распознает объект визуально, будь то скульптура или картина, будь то QR-код, нам привычный, и дает дополнительную, скажем так, информацию, которую на обычных, скажем, объектах в музее, не всегда можно е, собственно, отобразить. Это, конечно, какие-то дополнительные текстовые истории, дополнительные фото-, видеоматериалы и аудиоматериалы, в том числе на разных, скажем, языках, на русском, английском, это как бы в обязательном порядке присутствует.

Поэтому это вот такая базовая технология, на которой сегодня можно абсолютно бесплатно (это важно), бесплатно, как говорится, без регистрации SMS, можно пользоваться ею. И ею, собственно, и пользуются.

А. Сулхаева:

- Ну да, я вот вспоминаю мировые музеи за границей, где, я думаю, каждый из нас бывал в свое время, что все аудиогиды, какие-то мультимедийные гиды, приложения, чтобы пройти в любую галерею, они платные для туристов.

А. Минаев:

- Да, они платные для туристов. И иногда они в больших, например, музейных комплексах (сейчас, может быть, Анне передам в этом смысле эстафетную палочку), они вынуждены создавать их самостоятельно были, что-то такое придумывать, изобретать, тратить на это ресурсы, изобретать эти велосипеды. А здесь всё в одном.

А. Сулхаева:

- Аня, как это работает у вас? Кто этим пользуется?

А. Антипенко:

- Немножко чуть выше начну. Мы присоединились к этой платформе в 2018 даже году, начали работу по созданию контента для площадки «Артефакт». Сейчас там загружена наша постоянная экспозиция. Туда входит более 40 экспонатов по русскому церковному и светскому искусству. Безусловно, это очень легко, как этим пользоваться. Этим может пользоваться любой, как молодежь, так и взрослые, неважно. Достаточно иметь приложение на телефоне. Там есть геолокация. Платформа определяет, где мы находимся, и можно будет туже просто выбрать данный музей или данную выставку. И всё, наводим телефон на экспонат либо на QR-код (в нашем случае) на сам экспонат, и уже выдается информация более подробная, данные понятным, доступным языком. И там посетитель получает о том, как создавался экспонат, какие-то интересные истории, исторический контекст, экономический и культурный и т.д.

Мы на экспонатах выделяем точки интереса, где можно про конкретную деталь, допустим, в портрете какая-то эмблема на груди, допустим, офицера или какой-то дамы. И можно уже более подробно, интересно это прочитать и в приближении изображения, прямо даже в телефоне, можно это все изучить. Даже в принципе не находясь в музее можно всю эту коллекцию, представленную на площадке, изучить и посмотреть в деталях. Так что это очень прекрасная возможность дополнительной информации для музеев по работе с посетителями, чтобы, придя в музей, бесплатно, минимальным нажатием в два клика получить подробную информацию об экспонатах.

И. Осадчая:

- Анна, мы знаем, что у вас в коллекции представлены 47 экспонатов, приложение артефакта, да, что это за экспонаты? И какие из них вызывают наиболее живой интерес?

А. Антипенко:

- Я вот уже коснулась немного этой темы. У нас представлены предметы из постоянной экспозиции по русскому искусству. Да, там более сорока экспонатов. Это церковное искусство, прежде всего, иконы. И светское искусство представленное портретами XVII-XIX веков, пейзажи XIX-XX веков, там представлены работы Рокотова, Никитина, Аргунова, Боровиковского, Айвазовского и других ведущих живописцев в нашей истории искусств. Самый популярный – это картина Робера Лефевра – портрет княгини Борятинской – самый, наверное, яркий экспонат нашей экспозиции, самый масштабный.

А. Антипенко:

- И этот портрет, мимо него пройти нельзя, потому что это более двух метров ростовой парадный портрет, где изображена княгиня Борятинская со своей маленькой дочерью Ольгой в народном национальном костюме, в сарафане – модном после войны 1812 года. И, конечно же, это произведение привлекает свое внимание деталями, красками, ну, и масштабом, безусловно.

И. Осадчая:

- Александр, сколько музеев подключено сейчас к приложению? И есть ли так называемый цифровой след? Собираются ли данные, что смотрят, как рассматривают? Мы же знаем, что это может использоваться и для системы рекомендаций, в общем, такая богатая история.

А. Минаев:

- Смотрите, давайте попробую ответить на этот вопрос. На данный момент в «Артефакт» подключено больше чем 1900 музеев – только что собирал информацию. И общее количество суммарных вот гидов, не именно экспонатов, а гидов, в которые собраны эти коллекции, их более 900 штук на данный момент. За все время. Но объектов, естественно, в разы больше, то есть, у нас есть определенное рекомендованное количество объектов для одного гида, там рекомендовано до 40 штук их включать.

Конечно, в «Артефакт» стремятся добавиться лучшие. Лучшие, самые интересные и яркие экспозиции. И в рекомендательной системе, это в обязательном порядке используется, мы фиксируем, что нравится. Мы выводим это, стараемся выводить это на платформу, так сказать, в топы, назовем это так, грубо. У нас с вами есть, собственно, мобильное приложение, да, у нас с вами доступен абсолютно вэб-портал «Артефакта», который на платформе "PRO.Культура. РФ" будет технически присутствует. И там, как раз, вот эти топы, они есть.

И пользуясь случаем, скажу, что используя вот эти артефакт-гиды, создаются регулярно классные интересные медиа-подборки, которые можно так же на «Культура. РФ", например, находить, читать. И если там кто-нибудь в афише по Пушкинской карте решит посмотреть, что же, например, "Новый Иерусалим" предлагает нам на выходные из выставок, то там же прям в контексте, так сказать, материала на портале можно будет найти и ссылочки, и упоминания о том, какие из этих объектов «Артефакт». И сразу перейти, скачать их сразу себе заранее, чтобы потом там с интернетом никак не связываться на месте. Иметь уже в своем приложении готовую экспозицию, прийти и просто запустить ее, и уже начать наслаждаться чистым искусством.

И. Осадчая:

- То есть, предлагаете такое меню огромное.

А. Минаев:

- Да, весь пользовательский путь, естественно, мы себя ставим на место клиента. Все и хотим получать сегодня максимальный сервис и в культуре, в том числе, почему бы и нет?

А. Сулхаева:

- В первой части нашей программы мы подробно обсудили возможности Пушкинской карты, но география нашей страны настолько широка, что не может не встать вопрос о том, а как молодежи, которая живет в малых городах, в селах, где нет музеев, в которые можно пойти по Пушкинской карте, и нет возможности часто выезжать в какие-то крупные города, присоединяться к культурным пространствам.

А. Минаев:

- Понятно, что есть концепции Домов культуры, концепции там модельных библиотек и так далее, тому подобное, что вот локально в регионах присутствует. Но здесь, во-первых, конечно, стремятся, собственно, улучшать транспортную составляющую. Ну, и развивать новые форматы, например, в рамках Пушкинской карты очень сильно пропагандируется и прямо отдельным направлением присутствует гастрольная деятельность. И это не просто гастроли, когда один крупный театр поехал в гости к другому крупному театру на такую же большую сцену, сейчас мы видим, как крупные, скажем так, творческие коллективы начинают выезжать в сельские дома культуры, выступать, в том числе, прямо в школьных залах. Тем более, слава богу, многие из них очень здорово отремонтированы, в том числе, с помощью национальных проектов, да. И эта деятельность сейчас все больше и больше развивается. Хочется больше еще, но это есть. И я могу приводить там примеры, как коллективы театральные, например, из Симферополя летом ездили по достаточно не крупным местам, в том же самом Краснодарском крае, в Ростовской области. А это большие аграрные регионы с большим процентов сельского населения. В этих же сельских клубах эта история происходит. Ну, плюс онлайн-форматы.

А. Сулхаева:

- Мы остановились на том, какие возможности есть у молодых людей из небольших регионов, достаточно подробно об этом поговорили. Мы знаем о том, что есть такой проект, как «Виртуальные концертные залы». Верно ли мы понимаем, что он, действительно, существует? Что это уже такой формат опробированный? И это даже не простая онлайн-трансляция чего-то, а такой настоящий концертный зал.

А. Минаев:

- Онлайн-форматы – это не только то, что у нас с вами прямо в телефоне, в компьютере дома, когда мы на диване или в телевизор смотрим, а есть совершенно уникальный, опять же, опыт, когда онлайн-форматы происходят в физических объектах культуры. Очень здорово для этого приспособленных и технически оснащенных за счет средств, в том числе, национального проекта «Культура».

Так уж получается, виртуальный концертный зал – это концепция, опять же, физического зала, допустим, у нас с вами был Дом культуры или зал библиотеки, или где-то еще. И он оснастился профессиональным оборудованием, позволяющим в этом пространстве, в том числе, проводить онлайн-трансляции с качественным изображением, с качественным звуком, что, наверное, самое важное, в первую очередь, конечно, каких-то концертов, каких-то классических, например, там спектаклей в формате опера, балет. В первую очередь, для этого. Но в целом практически любой онлайн-контент вплоть до, простите, телемостов каких-то или там конференций абсолютно доступен там, но, в первую очередь, это та история, когда совершенно классная техника появляется там, где ее, ну, никогда не было. Вот, наверное, если коротко, виртуальный концертный зал – это про вот это.

И. Осадчая:

- Анна, виртуальный концертный зал открыли и в музее "Новый Иерусалим". Как это происходит у вас? Как вы анонсируете события, привлекаете зрителей, что показываете?

А. Антипенко:

- В 2019 году мы присоединились к этому проекту. И получили оборудование – это огромный светодиодный экран, профессиональная акустическая система, ноутбук, то есть, весь полный набор технических средств для реализации качественного контента.

В среднем мы проводим 30 показов в год. Мы уже успели дать трансляции академического симфонического оркестра Московской филармонии, Национального филармонического оркестра России и многих других.

Для нас этот проект, участие в этом проекте имеет такую возможность трансляции онлайн-показов музыкальных концертов. Он не стоит в рамках наших крупных проектов, на которые мы там набираем большое количество посетителей или там рассчитываем на прибыль. Нет. Этот проект для нас был, прежде всего, репутационным. Мы тем самым стараемся поддержать нашу там параллельную линию с нашим музыкальным фестивалем, который у нас там проходит ежегодно летом – «Лето. Музыка. Музей», где мы показываем, где наши зрители слушают величайших композиторов в исполнении лучших артистов музыкальной сцены. И тем самым в течение всего года через ВКЗ мы вот показываем эти концерты и онлайн.

Демонстрация проходит в небольшом нашем зале, в атриуме порядка на 50 мест. Это то, над чем мы работаем и будем этому, безусловно, уделять внимание. И мы имеем прекрасную технику в нашем музее для демонстрации не только даже концертов. Это правда. Это уникальная возможность. И мы ей воспользовались.

А. Сулхаева:

- Как много, вообще, таких виртуальных концертных залов будет открыто по всей стране?

А. Минаев:

- я сейчас тут немножко заглянул в свою любимую подсказку на портал "Культура. РФ" и посмотрел по стране, сколько их уже открыто. И их 284 объекта на карте от, так сказать, Калининграде до Камчатки, от Норильска до Чеченской республики на юге – 284 таких концертных зала уже открыто. Дело за малым. Для того, чтобы становилось больше контента, который можно было бы транслировать там. И который бы конкурировал с нашими карманными устройствами, с нашими телевизорами, как я говорю, с нашими ноутбуками.

И. Осадчая:

- У меня, как раз, был вопрос. А какова программная политика для этих виртуальных концертных залов, что, вообще, показываем?

А. Минаев:

- Ну, в первую очередь, как я сказал, это, конечно, классическая музыка. И, конечно, в моем, например, понимании, здесь я, скорее, свое мнение выскажу больше, чем какое-то верхнеуровневое, такие объекты, ну, виртуальный концертный зал где-нибудь, например, в Елизово, на Камчатке? Логично совершенно, что там хочется смотреть контент из крупных театров, из крупных филармоний и центральных, скажем так. Организация культуры там с Большого театра, да, например, из Московской филармонии, из Мариинки и так далее, чтобы была вот эта доступность, то, о чем мы говорили в предыдущих частях, а как быть, если я туда просто не доеду? Ну, вот так. Ну, вот можно вот так. И дома, да, безусловно, у кого-то, может быть, и домашний кинотеатр высокого качества, но объективно прийти в физический объект, сесть на приятное кресло, да, это именно культурное событие. Это именно культурный досуг. Это именно совершенно новый опыт, новые впечатления, которые, может быть, в последствие повторится уже физически.

И. Осадчая:

- А на ваш музей по ощущениям какой именно процент молодежи ходит? И все ли эти люди из Москвы? Или Подмосковья. Как выглядит картинка?

А. Антипенко:

- Безусловно, наш основной посетитель из нашего региона - из Московской области и из Москвы. Это да. Молодежи у нас не так много как хотелось бы, скажу здесь честно. Хотелось видеть все больше и больше молодой аудитории. Над этим мы работаем.

Здесь что могу сказать, что мы стараемся, я немножечко сейчас повторюсь, трансформировать наши программы, наши мероприятия и параллельно программы к нашим временным крупным выставкам под эту аудиторию, включая даже в интерактив даже смартфоны, без которых сейчас молодая аудитория вообще никуда. Поэтому мы выходим на этот язык, чтобы на одной волне быть с молодой аудиторией.

А. Минаев:

- Если позволите, я тут добавлю именно про "Новый Иерусалим", потому что, все-таки, довольно интересный объект. Это, с одной стороны, очень близко к Москве, но он и конкурирует со всей Москвой. Он логистически, все-таки, немножко, так сказать, отставлен. И попасть в музей "Новый Иерусалим" – это в некотором роде такое вот культурное паломничество.

- И в этом контексте это должно быть очень осознанное посещение, в том числе, там молодежи. Здесь, как раз, супер важно то, о чем мы говорили: еще раз – работа со школами, со специальным образованием, с вузами, чтобы создавать какую-то групповую заинтересованность и вовлекаться туда, так сказать, массово и целенаправленно.

А. Антипенко:

- Абсолютно верно, да, Александр, все правильно подметили. Для нас эта логистическая условность, в которой мы существуем, она очень важна. И мы здесь ищем пути, как вот именно группами привлекать. Здесь, на самом деле, важно еще работать не только со школами. Эта работа началась. И при поддержке и Министерств, но работать и с родителями и с теми, кто, как раз, этих детей рядом с собой держит и может помочь оформить и Пушкинскую карту, и доставить детей к нам. В этом заключается комплексный подход. И требует большой работы, над чем мы и трудимся.

И. Осадчая:

- Саша, я хотела тоже воспользоваться этой возможностью. И попросить тебя немножко приоткрыть завесу: а что мы будем в декабре смотреть, слушать? Получать удовольствие от чего? Может быть, дадим пару анонсов?

А. Минаев:

- в первую очередь, это, конечно, для ребят интересный месяц с точки зрения количества там премьер в отечественном кино. Это важно отметить, потому что есть, действительно, классные новые фильмы, на которые следует сходить.В том числе, анимация, конечно. И, конечно же, потратить на них какие-то лишние деньги, а это достаточно невысокий чек, как это ни странно звучит, кино – это один из самых невысоких средних чеков по стране вот среди разных объектов культуры. То есть, это довольно доступное развлечение культурное. И поскольку в программу отбирается достаточно строго контент, то есть, не все подряд, можно родителям быть уверенным, что вот с этим нашим разноцветным Пушкиным, если кино маркировано, то ничего плохого с ребенком там не произойдет, мы сейчас видим наполнение афиш уже активно январскими событиями, на январские праздники. Я хочу привлечь к новогоднему контенту, безусловно, наши традиционные там «Щелкунчики» и «Снежные королевы» для более младшей аудитории, но «Щелкунчики» - их многочисленное количество, я всегда об этом буду говорить.

У меня прямо глаза разбегаются, потому что театры, например, сейчас в Пушкинскую карту представили практически весь свой репертуар. Музеи выставили практически все свои классные выставки.

А. Минаев:

- С точки зрения классических концертов, их тоже там, ну, каждый пятый, наверное, сейчас объект в афише. Это концерт какой-то классической музыки. И очень важно отметить, что их проводят как организаторы не только наши вот бюджетные государственные филармонии и концертные залы, и коммерческие организаторы устремились в эту нишу. И я вам могу сказать так, что коммерческих концертов от музыки симфонической, камерной, джаза, то есть, того, что можно назвать таким проверенным искусством, проверенной культурой, так назовем это, их чуть ли не больше, чем форматов более легких сейчас.

И. Осадчая:

- Спасибо!

А. Сулхаева:

- Спасибо большое. Давайте на этом будем прощаться. Благодарим наших гостей и экспертов за интересную беседу. Напомню, что в студии были Александр Минаев, директор платформы "PRO.Культура. РФ" и портала "Культура. РФ", Анна Антипенко, директор Государственного историко-художественного музея "Новый Иерусалим".

До новой встречи!