«Баку-на-Неве»: как азербайджанская диаспора захватывает Петербург

Фото: freepik.com

В последние недели все больше авторов в Telegram привлекает внимание к росту азербайджанского, а вслед за ним и турецкого влияния на российскую политику и экономику.

Как выясняется при ближайшем рассмотрении, сеть взаимовыгодных отношений азербайджанской диаспоры с чиновниками, этническими и религиозными активистами раскинулась от Москвы через Татарстан и Башкирию вплоть до Хабаровского края.

Но есть в России город, где влияние уроженцев закавказского государства дошло до крайне высокого уровня. Речь, конечно, о Северной столице.

Советник губернатора

Знакомьтесь: Вагиф Мамишев. Глава Азербайджанской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга, мультимиллиардер (26-е место в Петербурге), экс-руководитель комитета в Смольном. Ныне занимает пост советника губернатора по межнациональным отношениям. Согласитесь, довольно странный подход к столь сложной сфере, если учитывать, сколько в Петербурге национальных диаспор и какие у некоторых из них исторические взаимоотношения с азербайджанцами. Впрочем, вопросы межэтнической гармонии в городе явно не находятся в приоритете для администрации Санкт-Петербурга — в чего не сказать об отношениях с азербайджанским землячеством.

Свое состояние Мамишев сделал в строительной сфере. В 1990-е он вместе с братьями Васифом и Асифом основал группу компаний «Конрад». Этот холдинг получал огромные подряды на строительство различных объектов на всей территории Санкт-Петербурга еще с начала 2000-х. Однако репутация у этой ГК весьма скандальная.

Вагифа Мамишева называют «лучшим переговорщиком Петербурга». Возможно, именно поэтому ему удалось в 2006 году купить участок земли возле Московского проспекта за 27 млн рублей, чтобы возвести там 33-этажный небоскреб с подземным паркингом, гостиницей и вертолетной площадкой. Лишь усилиями градозащитников удалось защитить виды на достопримечательности Петербурга от 124-метрового монстра.

Другой скандал развернулся вокруг строительства ТРЦ на месте кинотеатра «Спутник» и прилегающей территории в Невском районе. Ранее на этом месте располагалось Фарфоровское кладбище, где были захоронены тысячи людей, в том числе защитники Ленинграда и умершие в годы блокады горожане.

Сначала местным жителям удалось добиться того, что большую часть бывшего кладбища у компании Мамишева «Ликострой» отобрали, передав ему взамен два участка земли на углу улиц Яхтенной и Оптиков в Приморском районе общей площадью 14,3 тысяч кв.м. При этом участок с кинотеатром остался за застройщиком, и в 2018-2020 годах он все-таки возвел на нем и прилегающей земле вплоть до границы охранной зоны девятиэтажный ТРЦ. Территорию же на Яхтенной Мамишев продал застройщику Setl Group под строительство ЖК, сумма сделки оценивается минимум в 1,7 млрд рублей. Неплохая прибыль за участок, полученный фактически даром.

Возможно, именно из-за негативной репутации проектов «Конрада» в определенный момент Вагиф Мамишев решил скорректировать свой личный имидж: вместо руководителя ГК «Конрад» он стал представляться главой ГК «Петровский строитель». Однако в остальном это остались ровно те же структуры, зарегистрированные на Мамишева, его родственников и различных зиц-председателей.

Семейный подряд

Не сидят без дела и другие члены семьи Мамишевых. Так, Низами Мамишев, племянник бизнесмена, совершил удивительный карьерный взлет в органах власти Петербурга. С должности специалиста первой категории он в 2016 году резко переместился на пост заместителя главы Красносельского района. Как отметил тогда сам Вагиф Мамишев, «я бы хотел использовать его в бизнесе, но он хочет работать на госслужбе». Впрочем, дальнейшие события показали, что и бизнес Мамишева-старшего лишь выиграл от этого назначения.

Уже в 2021-м правоохранительные органы заподозрили руководство района в мошенничестве после того, как не были до конца выполнены работы по обустройству набережной Балтийского бульвара и ремонту школы №262. Работы проводили компании «Евростройсервис» и «СКС», близкие друг к другу настолько, что сидят в соседних помещениях в БЦ на улице Александра Невского, 9. УФАС же признало обе компании участниками картельного сговора. Есть подозрения, что обе фирмы могут быть частью «империи» Вагифа Мамишева, а возглавляются номиналами.

Между тем в 2018 году Низами Мамишев перешел на пост замглавы Комитета по молодежной политике и связям с общественными организациями, а при Беглове стал зампредом Комитета по внешним связям. Любопытно, что этот же пост в прошлом занимал Вагиф Мамишев.

Мошеннические связи

Сфера интересов главного азербайджанского бизнесмена Петербурга не ограничивается Красносельским районом. Скажем, в Московском районе (где, напомним, строился 33-этажный небоскреб) близость Мамишева к власти доходит до того, что его компании квартируют в одном из крыльев здания районной администрации. Именно туда в 2013 году пришли с обыском сотрудники СК и полиции. Речь шла о подозрениях в незаконном возврате НДС, из-за которого город потерял 500 млн рублей. Впрочем, история кончилась ничем. В СМИ также появлялась информация, что замглавы Московского района Никита Александров является «человеком Мамишева».

Отметился лидер азербайджанской диаспоры и в центре города. Так, в 2012 году Мамишев обещал «оздоровить» АО «Дом книги», которое владеет легендарным магазином в доме Зингера на Невском проспекте. У компании тогда были огромные долги. Бизнесмен сетовал, что проект едва ли принесет ему серьезную прибыль, но утверждал, что готов «помочь губернатору и родному городу». Впрочем, помог он скорее своим родным. ООО «Дом книги» (не путать с АО «Дом книги», которому требовалась помощь), зарегистрированное на племянницу предпринимателя Лейлу Мамишеву, предоставило книжной сети на погашение долгов займ в 117 млн рублей под 1% годовых... и головокружительную неустойку в 116 млн. Долг предприятие предсказуемо не вернуло, после чего его и неустойку по суду пришлось отдавать из городского бюджета. Самое интересное, что Мамишева и сейчас не против вложиться в Дом книги. Видимо, семейство и ныне стремится сохранить петербургское культурное наследие.

Дружба сквозь года

Все эти истории неудивительны. Между городской властью и лидером азербайджанской диаспоры давно установились столь прочные связи, что злые языки называют город не иначе как «Баку-на-Неве». Мамишев не стесняется рассказывать в интервью смольнинскому СМИ «Петербургский дневник», что дружит с Бегловым еще с начала 2000-х, когда тот еще только стал вице-губернатором. Стоит отметить, что и Мамишев, и Беглов, и его предшественник Полтавченко являются уроженцами Баку. Впрочем, бизнесмен уверяет, что это вовсе ничего не значит, кроме того, что будущие градоначальники с младых ногтей смогли «впитать в себя частичку кавказской культуры уважение к старшим, порядочность, гостеприимство».

Петербург в плане гостеприимства в отношении азербайджанского и турецкого бизнеса и правда можно назвать «Баку-на-Неве». Не секрет, что в большинстве городских мегапроектов последнего десятилетия огромную роль сыграли турецкие фирмы. Реконструкция терминала 1 аэропорта «Пулково»? Итало-турецкий консорциум IC/Astaldi. Строительство ЗСД? Турецкие Içtaş Inşaat (один из подрядчиков строительства) и Mega Yapi Inşsaat ve Ticaret (технический консультант). «Лахта Центр»? Renaissance Construction Эрмана Ылыджака (интересно, что к ее услугам прибегал и СПбГУ). В общем, по каким-то причинам руководство города благоволит турецкому бизнесу — вполне возможно, что не без участия в этом уроженцев братского для турок Азербайджана.

И ладно бы, если бы речь шла только про бизнес-проекты.

«Баку-на-Неве»

Работающие в Петербурге турецкие НКО уже попадали в поле зрение силовиков. Так, в 2017 году были задержаны руководители АНО «Русско-турецкий культурный центр» Аднан Озтюрк и Эшреф Сарышахин. Два гражданина Турции пытались дать взятку сотруднику Государственной инспекции труда после того, как в ходе проверки в их организации выявили множество нарушений. Любопытно, что уголовное дело было возбуждено Следственным отделом по Красносельскому району ГСУСК по Санкт-Петербургу — то есть, по-видимому, преступление было совершено все в том же Красносельском районе, где администрация благоволила бизнесу Вагифа Мамишева и трудоустройству его племянника.

Ходят разного рода слухи и о массовом приходе азербайджанцев на службу в петербургские силовые структуры с целью поддержки земляков. Разумеется, точной статистики на эту тему не существует. К тому же некоторые из новоиспеченных силовиков меняют фамилии на русские. Однако, учитывая тесные контакты между диаспорой и руководством города, такая информация не выглядит чем-то невероятным.

Построение города, удобного для уроженцев закавказского государства, продолжается уже почти двадцать лет и практически никем не скрывается. Прошлогоднее перекрытие Невского с азербайджанскими и турецкими флагами наперевес стало лишь ярким проявлением вседозволенности. В «Баку-на-Неве» можно творить и не такое...

Политика