Несуществующие успехи гиков-расследователей: Bellingcat идет в ЮАР

Несуществующие успехи гиков-расследователей: Bellingcat идет в ЮАР

Фото: Remko De Waal

22 августа в южноафриканском издании Sunday Times вышла небольшая статья, посвященная главе известного расследовательского ресурса Bellingcat Элиоту Хиггинсу.

Данная статья примечательна тем, что автор по сути знакомит Хиггинса с новой для Bellingcat аудиторией — белыми интеллектуалами ЮАР, до которых ранее изданию, базирующемуся в Нидерландах, не было никакого дела.

Знакомство с аудиторией происходит в лучших традициях американских «историй успеха»: рассказывается, как Хиггинс бросил колледж, чтобы стать блогером-любителем, который впоследствии «произвел революцию в мире новостей и репортажей».

Также перечисляются достижения команды журналистов, работающих на Bellingcat, именно они, по мнению автора статьи, «идентифицировали тех, кто сбил рейс МН17 в 2014 году, а также нашли отравителей из Солсбери». Автор предпочитает не уточнять, что следствие по делу о крушении малазийского «Боинга» все еще не завершено, а об официальном признании кого-либо виновным речь пока и вовсе не идет.

Сам Хиггинс не поправляет интервьюера, а напротив — он сообщает, что создал «нечто, что теперь считается доказательством, принимаемым в Международном уголовном суде». Кем считается, Хиггинс не сообщил. Единственное уголовное дело, в котором исследуется данные, предоставленные журналистами Bellingcat, в настоящий момент рассматривается судом в Берлине, который определенно не входит в структуру Международного уголовного суда.

Стоит признать, что Хиггинс сотрудничает с Консультативным советом по технологиям МУС и искренне считает, что именно из-за опубликованных им видеозаписей казней в социальных сетях МУС в 2017 году выдал первый ордер на арест, выписанный на основании так называемых открытых данных. Однако никто в международном судебном органе так и не подтвердил, что опирался в своей деятельности на данные, предоставленные именно журналистами Bellingcat.

При этом никто не указывает, что в феврале 2011 года во время операции «Объединенный защитник» ОВС НАТО, направленной на свержение лидера Ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи, Хиггинс распространял неподтвержденные данные о присутствии в Ливии темнокожих наемников-африканцев, нанятых для подавления протестов. Об этом в июне 2021-го заявил журналист-расследователь Макс Блюменталь в своем микроблоге. По его словам, именно Хиггинс под ником Brown Moses опубликовал сообщения о наемниках, которые и спровоцировали этнические чистки и фактический геноцид темнокожего населения Ливии. Возможно, что очень зря. Аудитория в ЮАР такое дополнение наверняка бы оценила. Как и Международный уголовный суд.

Попутно Элиот Хиггинс анонсировал выход нового документального фильма, посвященного отравлениям, совершенным «подпольным подразделением российского ФСБ», который в настоящий момент снимает некая «крупная кинокомпания».

Каких-либо деталей, касающихся будущего фильма, Хиггинс не сообщил. Вместо этого автор начинает описывать главу Bellingcat как мирного 42-летнего отца двоих детей с тихим голосом. В заголовке и вовсе упоминается слово «гик», которое дополняет нетипичная фотография Хиггинса в спортивном университетском костюме и с небрежной бородой — европейская аудитория гораздо чаще наблюдает расследователя в стильных деловых костюмах и с хорошей стрижкой.

Вывод здесь, впрочем, весьма простой — европейской аудитории нужен «солидный эксперт», чьи тезисы предлагается использовать в работе государственных органов в качестве непреложной парадигмы.

С афроамериканской «глубинкой» необходим другой заход — и аудитории показывают этакого увлеченного парня, обожающего свою работу, уютного семьянина и также неутомимого «борца со злом».

«Зло» при этом и для европейской, и для южноафриканской аудиторий предлагается одинаковое — это Россия. И в настоящий момент с этим утверждением расследователи Bellingcat даже перестали спорить.

Post persons