«После 30-ти у вас покупают не знания, а опыт»: Алена Владимирская дала совет желающим сменить профессию
Скачать передачу [mp3, 41.0 МБ]
Мы предлагаем полный текст радиопередачи.
С. Молодцова:
- Наш сегодняшний гость – известный HR-специалист, основательница лаборатории «Карьера Алены Владимирской» Алена Владимирская. С добрым утром!
А. Владимирская:
- Доброе утро. Раз у нас тема про работу, про карьеру, про профессии будущего, про все, я хочу тому мужчине, которому сегодня уехал приз, сказать, что он не просто счастливый человек, он счастливый еще и в продолжении. Дело в том, что сейчас мода на профессии, мода на востребованность идет на тех людей, которые умеют делать что-то своими руками. Поэтому он вдвойне молодец! Потому что все в его жизни будет очень и очень хорошо!
А. Алехин:
- Сразу вдогонку вам тогда вопрос. Скажите, а насколько хорошо оплачиваются сейчас профессии, которые связаны с производством чего-либо своими руками?
А. Владимирская:
- Они стали оплачиваться много лучше. Если 5, 10, 15 лет назад в России был такой тренд и ее всегда сравнивали с Америкой, что, вот, у нас там сантехник получает копейки, а в Америке это одни из самых богатых людей, то теперь ценность хорошего профессионализма чрезвычайно большая. И даже если само государство еще по-прежнему платит мало, то рядом коммерческие вещи возникающие платят таким специалистам очень хорошо. Например, токарь 5-го разряда в Москве получает много больше, чем все эти пресловутые маркетологи и за ним, в отличие от маркетологов, носятся, потому что таких специалистов крайне мало… особенно если он еще и не выпивает, то вот прямо вообще – сотрудник мечты – его будут носить на руках, давать хорошую зарплату, давать премии, говорить «Петрович, хочешь в отпуск летом, - ради бога». Все, что хочешь, только оставайся!
С. Молодцова:
- Кстати, а почему таких специалистов мало? Что, у нас не любит народ работать своими руками?
А. Владимирская:
- Да у нас народ все любит. Мы себя не любим… Прекрасный у нас народ и работать руками он очень любит. У нас проблема в том, что вот в советское время была огромная индустрия, воспитывающая именно рабочих. А потом она разрушилась. Потому что это дорого содержать. Мы все стали закупать и поэтому вся эта система ПТУ и техникумов, разрушилась. Поэтому рабочих нигде не учили. А чтобы стать токарем 5-го разряда, это 10 лет, как минимум, надо поработать, если ты талантливый. А, может быть, и 20. Поэтому откуда взяться? Это сейчас огромный дефицит.
А. Алехин:
- А у меня сейчас вопрос, как от мужчины. Есть такое явление в мужской жизни – может быть, стереотип, я к нему вплотную, может быть, еще не подошел, но я знаю, что есть некоторые люди, которые подошли, как кризис среднего возраста. Случается это все, как правило, ближе к 40 или чуть после 40, и это тот момент, когда в жизни все хочется поменять. Потому что осознаешь, что ты прожил половину жизни и ни фига в этой жизни не добился… и сталкиваешься с проблемой, что после 35 крупные компании берут специалистов крайне неохотно. Может быть, у вас есть комментарий на этот счет?
А. Владимирская:
- Значит, первое. Сейчас вам продают огромное количество всяких курсов так называемых модных профессий будущего. Ничего плохого в этом нет. Но, когда вам обещают, что вы потом найдете работу и эта работа будет высоко оплачивается, вероятнее всего, так не случится. Почему? Потому что после 30-ти вас покупают не теоретические знания, а у вас покупают опыт. Поэтому, если вы хотите поменять свою жизнь, надо начинать не с курсов. Как ни странно, надо начинать с вашей записной книжки. Первое. Сядьте и подумайте – напишите прямо на листочке, знаете, как в детстве, разделите листочек на две части и на первой части напишите, чем вам не нравится ваша текущая работа… Смотрите, вот история про то, что «начальник-самодур и мало зарабатываю» – это не история про смену отрасли, это история про смену компании… Вы должны понимать, что переход из отрасли в отрасль – это всегда долго, сложно и с потерей зарплаты. Переход внутри отрасли может много быстрее, если вы хороший профессионал, и может быть со значительным поднятием зарплаты. И если вы выясните, что все ваши критерии лежат в области смены конкретной компании, дальше все очень просто. Выставляйте свое резюме, ходите по собеседованиям и хорошо проходите их… Если же вы поняли, что вы устали от отрасли, то первое, что вы должны делать – вы должны задать себе вопрос: есть ли у меня в моей записной книжечке люди, которые работают в этой отрасли? Потому что мы все живем в мифах, нам всем кажется, что в других отраслях иначе, там какие-то волшебные замки, много платят, мало надо работать и т.д. Я думаю, что то, как представляют работу радиоведущего ваши слушатели и то, как представляете ее вы, это две большие разницы. Так вот, найдите человека среди ваших знакомых, кто работает в этой отрасли. Придите к нему и расспросите очень пристально, причем, нормально так… слушай, Сереж, я хочу стать радиоведущим, к примеру, расскажи мне, как там? И вопросы надо задавать очень простые. Платят как? Рабочий день как строится? За что ругают? За что могут повысить? Есть ли карьера внутри отрасли? И примерьтесь к этому. Большинство людей когда так делает, потом говорит – слушай, я посмотрел, ничего не хочу. Вот это часто история про девочек, которые говорят – хочу свое кафе. Они приходят ко мне на профориентацию и я отправляю их к своей подружке на день в кафе. И выясняется, что они-то думают, что кофе там приносить, с посетителями говорить, пирожные подавать, а там они пришли туда на день и сначала рыбу привезли, она тухлая, холодильник протек, пожарный пришел, денег просит, стул сломался, денег нет, чтобы кому-то заплатить, официант на смену не вышел и т.д. Она на второй день приходит вот с такими глазами и говорит – нет, нет, не надо, у меня в бухгалтерии отличненько!
А. Алехин:
- Вот ровно та же история с радиоведущими…
А. Владимирская:
- Так вот, если вы все-таки выяснили после разговора с этим человеком, что нет, не могу, хочу, все равно хочу, дальше самая большая засада. Дело в том, что, если вы старше 30 и у вас нет опыта в этой профессии, вас никто с улицы не возьмет. Поэтому дальше вы достаете свою записную книжку, ищите всех людей, работающих в этой отрасли среди своих знакомых, знакомых их знакомых… вот максимально широко. Дальше пишите короткое самори. Что это такое? Чем я могу быть полезен, чем я хорош именно для этой отрасли. Например, условно, что бы написала я? Я отлично знаю тему рекрутинга – а о ней всегда всем интересно говорить, о деньгах, о своих и о чужих, интересно всем. Я спокойно говорю, я не боюсь эфира…
С. Молодцова:
- То есть, спектр занятий определяете для себе?
А. Владимирская:
- Нет, не занятий, а именно чем я могу быть полезна, что из моего опыта может быть применимо. Дальше вы всем этим людям пишите и говорите – Сергей, может, у вас есть вакансия, порекомендуйте меня… Дальше вы это описание кидаете и говорите – Сергей, вот смотри, чего я умею, может, у вас что-то есть? Вы должны понимать, что воронка такая – ста человекам написали, реально порекомендуют 10. Все либо ничего не ответят, либо скажут – да, да – реально порекомендуют 10 из 100. Из этих десяти будет 2-3 приглашения на собеседование. Соответственно, дальше вы должны понимать, что даже, если вам предложат позицию, а это примерно занимает год, это будет на 20-30% меньше в зарплате и на позиции уровня – 2-3 уровня меньше. То есть, вы не станете сразу в эфире звездить, а будете, например, гостевым редактором – бегать, гостей приглашать… Вариант только такой.
С. Молодцова:
- Какую роль в устройстве на работу смогут играть социальные сети?
А. Владимирская:
- Значит, социальные сети это очень важно. Но сейчас пошел обратный тренд на то, что в основном работодатели говорят – не водите нам перепиаренных людей, очень раскрученных людей в соцсетях, потому что они будут работать не на нас, они будут работать на себя. Поэтому очень важно разделить две вещи – личный и профессиональный бренд. Вот то, что вы раскручиваете в соцсетях – это про личный бренд. Он вам нужен, если вы, например, предприниматель, если у вас свое дело. А если вы работаете в найме, то вам надо раскручивать не столько личный бренд, сколько профессиональный. Вас должны знать профессионалы отрасли, потому что основные вакансии для качественных специалистов старше 30 лет, их тоже нет в открытом поле. Люди рекомендуют друг друга…
С. Молодцова:
- Мы вне эфира обсудили, насколько актуальным может быть размещение своего резюме в соцсетях и вы сказали, что это может помочь сработать, да?
А. Владимирская:
- Это не может, это обязательно поможет, если это сделать правильно.
С. Молодцова:
- А как правильно?
А. Владимирская:
- Давайте так. Как повысить свои шансы при поиске работы? Первое. Забудьте эту историю про то, что я ценный специалист, я не буду размещаться на хэдхантере или еще там на каких-то других джоб-ресурсах.
С. Молодцова:
- Мол, меня найдут сами. Оно не работает?
А. Владимирская:
- Нет, оно работает, но сейчас время такое - работы меньше, чем людей, которые ищут работу. Поэтому размещаемся везде, на всех известных рекрутинговых ресурсах, для того, чтобы повысить шансы. Не знаешь, где сейчас бегает твой работодатель, где он тебя заметит. Второе. Не просто там размещаемся, а подписываемся на вакансии и, соответственно, откликаемся очень быстро. Важно, чтобы подписка у вас была буквально в телефоне на интересные вакансии. Вот, например, у меня есть свой канал вакансий, который сейчас читают там 64 тысячи человек в Телеграме. Так вот, я в среднем знаю, что, когда я размещаю там интересную вакансию, а там каждый день выходит 5-6 очень крутых топовых вакансий, в первую минуту у меня уже 20 откликов, а в течение часа у меня 700-800 откликов. Поэтому разобрать это практически невозможно. Я не говорю, что я возьму первых, но вот, условно, я набрала эту первую тысячу, у меня девочки сидят, обработали и, конечно, выбрали 10-15 из этой тысячи. Все остальные отложены в запас и ждут, если эти 10-15 не пройдут. Потом берем социальные сети, прежде всего, Фейсбук и ВКонтакте. Но, если бы бухгалтер, инженер или работаете в небольшом городе, Одноклассники тоже очень хорошо работают. Но там не надо размещать резюме, там надо размещать хороший такой рассказ о себе, там работает очень личностный подход. Допустим, я 10 лет отработал там-то, я делал то-то и то-то, у меня были такие-то вещи. То есть, не сухую форму резюме, а именно какое-то такое творческое эссе. И дальше просим знакомых и друзей не просто полайкать, но и распространить на своих страницах тоже. Третье. Когда вы подписались на вакансии, не просто очень быстро откликаться, а еще составить список компаний, которые вам очень интересны и туда послать ваше резюме и которое самори – то есть, маленький рассказ, чем ты полезен конкретно этой компании. Отклик будет очень маленький, но попадет в базу, что важно. И, если будут соответствующие вакансии, вам перезвонят. Ну и, конечно, в рекрутинговое хантинговое агентство. Важный вопрос, меня часто спрашивают – пользоваться ли услугами карьерного консультанта? Карьерным консультантом пользоваться нужно в том случае, если вы либо топ-менеджер, либо претендуете на позицию топ-менеджера, либо очень долго не можете найти работу, либо запутались и хотите перейти в другую отрасль. В целом экономьте ваши деньги, я вот никогда не возьму лишних денег, я всегда говорю – сначала попробуйте сами. Вот если в течение месяца-двух не получилось, тогда да. И, пользуясь случаем, скажу, что у меня есть сайт vladimirskaya.com и на нем есть форма вопросов. Напишите, пожалуйста, если у вас вопросы любой сложности, пишите, я вам обязательно в течение суток отвечу. Потому что я знаю, что с точки зрения любого поиска работы очень много конфиденциальных вопросов и люди не вынесут это в публичное поле, потому что вопросы про свою работу, про рекрути – они интимнее, чем про секс…
А. Алехин:
- Алена, спасибо вам огромное !