После нас хоть потоп: почему трагедия под Красноярском не будет последней

Фото: ГУ МЧС России по Красноярскому краю
Семьи погибших при прорыве дамбы в Красноярском крае получат по миллиону рублей от государства. Задержаны подозреваемые по делу, ведется следствие. Первые полосы всех СМИ посвящены сибирской трагедии.
Только все это уже не вернет 15 человек, которые погибли, ничего не подозревая, буквально в своих постелях.

Что произошло?

В ночь на субботу на реке Сейба обрушилась дамба технологического водоема золотодобывающей артели. Ничем не сдерживаемый селевой поток свободно хлынул в поселок Щетинкино.

Волна, достигающая пяти метров в высоту, обрушилась на два общежития, в которых мирно спали рабочие артели.

На момент происшествия в зданиях находились около 80 человек. Сам поселок располагается в тайге, из-за этого ему трудно поддерживать связь с внешним миром.

Поэтому только утром в субботу в новостях начали появляться сообщения о первых погибших. К вечеру стало известно окончательно — 15 рабочих спасти не смогли. Еще пять человек сейчас считаются пропавшими без вести.

Фото: ГУ МЧС России по Красноярскому краю

Понедельник, 21 октября, официально объявлен днем траура, во всем Красноярском крае приспущены флаги.

Минтруд пообещал, что семьи погибших получат выплаты в размере миллиона рублей. Родственники, которые лишились основного кормильца, будут получать еще и ежемесячные страховые выплаты.

Оказать помощь всем найденным пострадавшим распорядился лично Владимир Путин. Глава региона Александр Усс пообещал всем пострадавшим помощь профессиональных психологов.

В районе катастрофы установлен режим ЧС. Специалисты Росприроднадзора вылетели для проверки уровня загрязнения воды в Сейбе после происшествия.

Кто виноват?

Виноватых искать у нас умеют, пожалуй, лучше всего. В этот раз тянуть тоже не стали. Следственный комитет запустил проверку фактов и одновременно возбудил уголовное дело. Основание — нарушения правил безопасности при проведении работ. Задержаны уже три человека — мастер и начальник горного участка и глава всей золотодобывающей компании «Сисим».

Следствие установило, что всего были разрушены пять дамб, каждая из которых была построена незаконно.

Глава Центра водных технологий ВНИИХТ «Росатома» Игорь Нечаев объяснил, что, к сожалению, при добыче золота в нашей стране нередко экономят на самом бесценном ресурсе — безопасности.

«Очень часто ввиду экономии средств, а порой ввиду обычного разгильдяйства люди не думают и строят какие-либо помещения временные и постоянные, не учитывая, что все, что ниже гребня плотины, является потенциальной зоной подтопления. Это место, через которое в случае прорыва плотины идет волна, что в данном случае и случилось», — констатировал он.

То самое «обычное разгильдяйство», упомянутое Нечаевым, становится причиной катастроф в России в очень большом проценте случаев.

Для того, чтобы люди работали спустя рукава, не заботясь о безопасности ближнего, вовсе необязательно нужен глухой поселок в сибирской тайге.

Трансвааль-парк

В 2004 году в спортивно-развлекательном комплексе «Трансвааль-парк», одном из крупнейших в Восточной Европе, рухнула крыша. В здании тогда находилось почти полторы тысячи человек. Иначе и быть не могло, ведь произошло все 14 февраля, в День всех влюбленных.

Картонные открытки, обсыпанные блестками, воздушные шарики в форме сердец, стаканчики с мороженым, нежные смс с поздравлениями в один миг потеряли смысл и остались лежать вперемешку с людьми, осколками бетона и стекла на морозном воздухе.

Фото: globallookpress.com

Спасти удалось многих, но 28 человек погибли, среди них было восемь детей. Больше ста человек так и не оправились от травм и остались инвалидами.

Потом выяснили, что причина — ошибка проектирования. Люди, составляющие проект здания в 20,2 тысячи квадратных метров, просчитали, где будет находиться аквапарк, кафе, а где магазины с приятными мелочами, но не учли такой мелочи, как требования безопасности.

Под суд пошли главный конструктор проекта Нодар Канчели, руководитель Московской государственной вневедомственной экспертизы (Мосгосэкспертиза) Анатолий Воронин.

Басманный рынок

Спустя два года столицу вновь ждала страшная трагедия и по какой-то случайности опять в праздничный день.

На этот раз ЧП произошло в День защитника отечества, 23 февраля. Ранним утром, задолго до рассвета, на Бауманском рынке рухнула крыша.

Очевидцы рассказывали, что сперва услышали громкий треск, но даже не успели понять, что происходит. На головы посыпались осколки стекла, цементная крошка, а уже в следующую секунду сверху повалились бетонные перекрытия и казалось, это не остановится никогда.

Фото: globallookpress.com

Три тысячи квадратных метров завалило обломками крыши. В железобетонной ловушке оказались 100 человек. 68 из них спасти не удалось.

Несмотря на то, что Басманный (он же Бауманский) рынок был возведен еще в 1977 году, проектированием в нем несущих конструкций занимался тот же самый Нодар Канчелли, фигурировавший в деле о Трансвааль-парке. В те годы он занимал пост ведущего специалиста отдела строительных конструкций «Моспроекта-1».

Причиной катастрофы, тем не менее, стало не неудачное проектирование, а нарушение правил эксплуатации.

В течение 30 лет крышу старого рынка никто не чистил от снега, дождевой и талой воды. Не прочищенные годами водоотводы не пропускали больше ни капли, а значит, воде оставалось только проникать внутрь на несущие конструкции из металла. Ну а дальше все понятно — если много лет смачивать металл, он неизбежно заржавеет и рассыплется.

Трагедия «Булгарии»

Впрочем, для того, чтобы десятки людей пострадали от чьего-то наплевательского отношения к своей работе, даже необязательно находиться на суше.

В 2011 году больше ста жизней унес теплоход «Булгария», отправившийся по маршруту Казань — Болгар — Казань. Только путь его был коротким — 10 июля судно начало идти ко дну. На борту находились более 200 человек.

Впоследствии выяснилось, что не затонуть «Булгария» просто не могла. Нерабочий дизель-генератор, прорехи в корпусе, причин нашлось столько, что поражаешься, как теплоход вообще выпустили из порта.

Фото: wikimedia.org

Главной же причиной следствие назвало незадраенные вовремя иллюминаторы. В день катастрофы поднялся сильный шторм, «Булгария» накренилась и в открытые окошки полилась вода.

Что-либо предпринимать уже было поздно — судно завалилось набок и буквально за несколько минут затонуло.

Всего погибло 122 человека, 28 из них дети, а еще десять детей остались сиротами.

Разбирались с причинами и наказывали виновных в общей сложности два года. Тюремные сроки получили эксперт Российского речного реестра, выдавший плавсредству лицензию, главный госинспектор Казанского отдела Ространснадзора и старший помощник капитана теплохода, который оказался в числе выживших.

Обычное разгильдяйство

Этот печальный список можно продолжать бесконечно. Взрывы на шахтах, обвалы в рудниках, ЧП в цехах и на заводах, пожары в ночных клубах и торговых центрах, объединяет их всех одно — то самое «обычное разгильдяйство».

Иронично, что по этому поводу люди часто употребляют расхожее выражение «после нас хоть потоп», не подозревая, насколько устрашающе буквально оно порой звучит.

Семьи погибших под Красноярском получат по миллиону, но сколько миллионов могут помочь пережить утрату отца, мужа или брата? Можно ли вообще измерить горе в миллионах?

Нам остается только ждать и надеяться, что, может быть, однажды система изменится и станет понятно, что чем забивать тюрьмы безответственными алчными людьми и утешать жертв трагедий деньгами, можно сразу делать все хорошо и правильно. Когда каждый из нас будет делать свою работу как надо не потому, что придет проверка, а потому что по-другому невозможно.

Происшествия