Приступ толерантности: почему в США исчезнет эскимо, отбеливатель для кожи и lego-копы
«Чёрное» американское движение против расизма растет и ширится буквально с каждым днем. В защиту угнетенной расы выступают знаменитости, люди выходят на пикеты, громят магазины, крадут или просто портят вещи.
Обвинения в расизме сыплются, как из рога изобилия, во все стороны. «Черным» борцам за свободу не жаль громких слов и обвинений в адрес людей другого цвета кожи, ведь пришло время заявить о своем недовольстве.
Чтобы «откреститься» от подобной участи, известные марки различных продуктов и промтоваров стараются быть на шаг впереди и избавляются от порочащих компанию «расистских» тенденций, позиций или названий.
И порой такая сверхтолерантность выглядит, если не глупо, то как минимум неуместно. Или попросту смешно!
Рузвельт нам не товарищ
Власти Нью-Йорка приняли решение снести памятник Теодору Рузвельту. Он был президентом Америки с 1901 по 1909 год, получил Нобелевскую премию мира, много чего сделал, но вот беда — по обеим сторонам статуи Рузвельта, который сидит на коне, стоят индеец и африканец.
Памятник располагается у входа в Американский музей естественной истории, и именно руководство музея обратилось в администрацию с просьбой о демонтаже.
Не на ровном месте, конечно. Во время беспорядков скульптуру несколько раз облили краской, чтобы подчеркнуть, насколько она расистская.
Ведь с точки зрения протестующих, плохо в этом памятнике буквально всё. Во-первых, его назвали символом колониальной экспансии и расовой дискриминации. Во-вторых, индеец и африканец унизительно стоят пешком, в то время, как президент возмутительно комфортно сидит на лошади.
«Город поддерживает просьбу музея. Это правильное решение и подходящее время, чтобы убрать эту проблемную статую», — заявил мэр Нью-Йорка Билл де Блазио.
Согласился с этим решением и правнук 26-го президента США и попечитель музея — семидесятилетний Теодор Рузвельт IV. По словам наследника, «композиция конной статуи не отражает наследия Теодора Рузвельта».
«Миру не нужны статуи, реликвии другой эпохи, которые не отражают ни ценности человека, которого они намерены чтить, ни ценности равенства и справедливости», — сказал он.
Правнуку, конечно, виднее, но ей богу, как должна выглядеть статуя, чтобы отразить наследие?
Показывают ли памятники Пушкину всю мощь его таланта? Или, может быть, бесконечные каменные Владимиры Ильичи по всей России отражают кровавые события 17 года?
Хотелось бы объяснить Нью-Йоркской мэрии, что иногда памятник - это просто памятник.
С другой стороны, возможно еще через несколько лет сноса скульптуры потребовали бы защитники животных, ведь лошадь там унизительно везёт на себе человека, в то время, как должна свободно пастись на травке.
Игра без полиции
Поскольку в истории, с которой начались беспорядки в США, была замешана полиция, именно образ служителя закона стал вызывать у протестующих самое большое осуждение.
Всю полицию в Америке запретить не получилось, но выход нашелся. Американская компания Epic Games, выпускающая видеоигры, удалила из популярной игры Fortnite полицейские автомобили.
Как это поможет решить проблему полицейского произвола или расовой дискриминации не очень понятно, но решение популярное и, конечно, сразу попало на первые полосы СМИ.
Игра Fortnite известна не только в Штатах, но и по всему миру. В ней принимают участие свыше 350 миллионов(!) игроков.
Никакой политической подоплеке в игрушке нет — нужно бороться с монстрами и друг с другом, побеждая, получать очки.
Полицейские машины были там постольку-поскольку, никакой карательной функции у полиции не было. Но пришли иные времена, и теперь полицейские фургоны заменили на грузовики мороженщиков, а вместо полицейских авто появились седаны нейтральных цветов.
Странно еще, что в полицейскую форму не одели монстров, с которыми надо бороться, а всех борцов за светлое будущее не сделали чернокожими.
Игроки расстроены, потому что идея некоторых пользовательских карт строилась на существовании полицейских машин, они элементарно помогали ориентироваться. Но приступ толерантности мешает разработчикам услышать тех, кто является главным потребителем их продукта.
Двухлетки против полиции
Но если в видеоигры играют в основном взрослые, то игрушки делают для малышей и школьников. И, как выяснилось, они тоже решили примкнуть к популярному движению против полиции.
Всемирно известная компания Lego отказалась от серии конструкторов, в которых были фигурки полицейских, пожарных, собак-ищеек, преступников. Причем игровые наборы приобрести всё ещё можно, просто они не будут рекламироваться.
«Мы попросили наших партнеров, чтобы они воздержались от размещения рекламного контента Lego. Мы уважаем акцию #BlackOutTuesday и приостанавливаем размещение контента в наших социальных сетях в ответ на трагические события в США»,— цитируют СМИ пресс-службу компании.
В такой ситуации пожарным и собакам-ищейкам должно быть особенно обидно, ведь они пострадали даже не за идею, а за компанию.
И ведь компания Lego со своими практически безграничными возможностями, могла бы просто объявить о выпуске большого количества цветных фигурок, чтобы подчеркнуть свою непредвзятость к цвету кожи.
Но нет, гораздо лучшей идеей оказалось убрать игрушечных полицейских. Зачем детям играть в полицию, которая задерживает преступников, ведь они живут в идеальном мире, где преступлений не совершают, а полиция не нужна!
Главное, помнить об этом на темных улицах мегаполисов ночью.
Прощай, тётушка
Продукты питания тоже не оставили в покое. Компания PepsiCo объявила о смене названия сиропа Aunt Jemima (тётушка Джемайма), чтобы не поддерживать расовые стереотипы.
Компанию не остановило даже то, что продукт продается в Америке уже больше ста лет и стал настоящим символом американского завтрака. Но так было до 2020 года и протестов.
Бренд кленовых сиропов и смесей для панкейков Aunt Jemima производится с 1889 года. На упаковке нарисован портрет чернокожей женщины, собственно, тетушки Джемаймы. Считается, что прототипом лица бренда был собирательный образ типичной чернокожей рабыни.
К столетнему юбилею тётушки, ей решили сменить имидж. С волос убрали косынку, завили их в локоны, добавили макияж и бижутерию. Словом, она превратилась в типичную домохозяйку, только широкая улыбка осталась прежней. Но очевидно, изменения не помогли.
Блогеры выкладывают видео, как высыпают порошок для приготовления панкейков в раковину, призывая сделать свой завтрак «не расистским».
Ах да, маленькая деталь. Бренд в 2001 за 14 миллиардов долларов купила компания PepsiCo, которая сейчас и объявила о недопустимости расовых стереотипов. И мы, разумеется, верим, что это исключительно забота об угнетенных людях, а вовсе не желание добавить популярности своим продуктам.
И дядюшка - прощай
Вслед за PepsiCo, желая не отставать от трендов, логотип решила сменить и корпорация Mars. На этот раз жертвой стал бренд Uncle Benʼs, так широко рекламировавшийся в России в 90-е годы.
И если по поводу тётушки Джемаймы шутят, что её заменят на независимую, уверенную в себе чернокожую женщину-адвоката, которая иногда находит время на приготовления утренних блинчиков, то с дядей Беном пока не очень понятно. Какие метаморфозы ждут его — неизвестно.
Китайцы, африканцы и прочие эскимосы
Но золото в этой гонке несомненно получает компания Dreyer. Руководство фирмы решило сменить название своего фирменного десерта Eskimo Pie, чтобы не оскорблять эскимосов, коренных жителей Аляски.
Правда, десерт производится с 1920 года, и до этого времени о чувствах эскимосов не то, чтобы кто-то сильно заботился. Но Dreyer решили сыграть на опережение.
Сейчас африканцы протестуют, мало ли во что это выльется, подумали они, а у нас уже все предельно толерантно. Может быть, о нашей доброте и чуткости даже сложат эскимосскую песнь, которую будут передавать из поколения в поколение.
«Мы привержены делу достижения расового равноправия и считаем этот термин уничижительным», — заявила главный маркетолог Dreyer's Элизабелл Маркес.
Ну что ж, если коренные народы Аляски найдут время почитать новости, они, несомненно, будут тронуты. Или, как минимум удивятся такой избирательной и прицельной заботе. Или купят «неэскимо».
Белая кожа как символ
Наш парад удивительно толерантных решений продолжает американская компания Johnson & Johnson. Средства гигиены, косметика для детей, их продукцию можно встретить в супермаркете любой страны мира.
Казалось бы, чем может оскорбить косметика? Маркетологам Johnson & Johnson пришлось как следует попотеть, чтобы придумать повод попасть в новостные заголовки. И вот – бинго! Они снимают с производства лосьон для удаления пигментации.
Такая косметика необходима людям, страдающих от пигментных пятен на коже, она помогает их осветлить. Люди не могу сменить с помощью таких средств цвет кожи, они просто делают свои недостатки менее заметными. Но что может остановить крупный бренд на пути к высокой цели?
«Разговоры в течение последних нескольких лет показали, что некоторые названия продуктов или заявления по поводу средств для уменьшения темных пятен наших [брендов] Neutrogena и Clean & Clear представляют светлую или белую кожу лучше, чем ваш собственный тон», — заявили в компании.
Небольшой нюанс — в фирме отметили, что не исключают возможности возвращения этих продуктов на рынок через некоторое время. Очевидно, это произойдет, когда волна толерантности превратится в штиль, и руководство снова вспомнит о своих потребителях, исправно приносивших им деньги все эти годы.
Ну, а до тех пор будем ходить с пятнами, друзья. Можно утешать себя тем, что это всё ради общего блага. Можем вспомнить древние рецепты – отвары ромашки, сок петрушки...
Черный список и другие страдания айтишников
Такой IT-гигант, как Google, разумеется тоже не мог остаться в стороне, пока другие корпорации зарабатывают очки в нелегкой гонке за толерантностью.
Логотип не подошел, он цветной, расизм туда не притянуть даже за уши. Но решение все же нашлось — в коде проекта Chromium, куда в числе прочего входит браузер Chrome, устранят «черный» и «белый» списки.
Руководство проекта поставило своим работникам задачу «использовать «более инклюзивные термины». Предварительно, вместо «черного» и «белого» списков собираются ввести «заблокированный» и «разрешенный» списки.
Как компания Google собирается бороться с устойчивым выражением «внести в черный список», в пресс-службе не уточняют. Вероятнее всего — никак, ведь это не отражается на их рекламе и доходах.
Унесенные ветром толерантности
Жемчужиной нашей сегодняшней подборки стала платформа HBO Max. Компания могла бы изменить свой логотип с возмутительно черными буквами, но вместо этого они удалила из открытого доступа фильм «Унесенные ветром». Да, ту самую классику американского кино и литературы.
В HBO пообещали, что позже вернут фильм на платформу, но «вместе с обсуждением его исторического контекста и порицанием тех самых изображений». То есть смотреть через какое-то время будет можно, но исключительно порицая. Возможно вслух и с записью на камеру, иначе какой в этом прок.
Может быть, однажды кто-то объяснит руководству платформы про такую штуку, как история. Она ведь не всегда была легкой и приятной, а попытки ее переписать попахивают совсем не тем, что они планировали.
Но пока все движется к тому, что слово «толерантность» скоро станет синонимом к слову «безумие», а безумие бывает очень сложно остановить. Не говоря уж о том, чтобы вылечить.