Риск и удача. Можно ли во время экзамена в ГАИ выявить потенциального «лихача»

Алексей Булатов/КП
Наталья Агре и Антон Челышев в эфире программы «Россия в движении» на Радио «Комсомольская правда» вместе с замначальника отдела организации регистрационно-экзаменационной работы ГУОБДД МВД России Николаем Гиляковым обсуждают, можно ли в процесса экзамена в ГАИ понять, что кандидат в водители склонен к риску.

Скачать передачу [mp3, 96.6 МБ]

Антон Челышев: В конце сентября замминистра МВД Александр Горовой заявил, что основная причина гибели людей на дорогах — это самонадеянность водителей. 60% гибели людей в ДТП — это результат лобовых столкновений в результате выезда на полосу встречного движения.

При этом на стадии сдачи экзамена кандидаты в водители практически никогда не нарушают правила обгона. Я вспоминаю опрос, который проводил научный центр безопасности дорожного движения. Тогда рассказали, какие ошибки чаще всего допускают водители.

Серьезных «косяков» в присутствии экзаменатора они себе не позволяли. В связи с этим вопрос. Все умеют правильно обгонять, но виной всему самонадеянность. Как, с вашей точки зрения, научить водителей не надеяться на авось, когда рядом нет инспектора?

Николай Гиляков: Действительно такой опрос проводился, и мы ведем постоянный мониторинг сдачи экзаменов и состояния аварийности, в том числе по вине начинающих водителей со стажем управления до 2 лет.

Самонадеянность и «авось»

Как показывает анализ, за последнее время большинство происшествий по вине молодых водителей связаны с выездом на полосу встречного движения (11%). Несоблюдение очередности проезда перекрестка — 26%, неправильный выбор дистанции — 14%, нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части — 11%, несоблюдение скоростного режима — 12%.

Если брать смертельные ДТП, то и они происходят по вине начинающих водителей, которые не вовремя выехали на «встречку».

А ошибки на экзамене заключаются в нарушении требований дорожных знаков и правил поворота, разворота. И никто не ошибается, выполняя обгон. Если вдруг это случится, то ученик сразу отправляется домой.

Научить опытного водителя что-то не делать довольно сложно, потому что он нарушает не по незнанию, а по самонадеянности: он считает, что успеет проскочить.

Антон Челышев: Здесь весь вопрос в психологии. Может ли опытный экзаменатор, глядя на механику и моторику движения кандидата в водители, определить, будет ли он потом любителем «авось».

Николай Гиляков: Это все субъективно, а экзамен – все же формальное мероприятие. Экзаменатор отслеживает определенные навыки, необходимые для совершения того или иного маневра. Если к ним претензий нет, то экзамен сдан.

Кроме того, перед сдачей кандидат проходит медкомиссию, которая решает вопрос о допуске.

Антон Челышев: Это отдельная тема для разговора. Потому что запись в справке и реальность иногда далеки друг от друга.

С вашей точки зрения, есть ли смысл ужесточения сдачи экзамена в городе. Сейчас мы ориентируемся на лимит штрафных баллов: если есть 4, то экзамен провален. Может, стоит его уменьшить? И как обстоит дело в других странах?

Предвидеть и предотвратить

Николай Гиляков: Мы предлагаем не ужесточать, а скорректировать процесс проведения экзамена. Уйти от формальной проверки знаний конкретных пунктов ПДД и проверять конкретные навыки, влияющие на безопасное управление транспортным средством. Чтобы водитель мог предвидеть возможную опасность и предотвратить ее.

Наталья Агре: Это накладывает большие обязательства на процесс обучения в автошколах, которые перекладывают их на процедуру сдачи экзамена.

Антон Челышев: О нарушении ПДД речь не идет, их быть не должно в процессе сдачи экзамена. Учитывая немецкий опыт, экзаменатор должен сделать вывод о том, готов ли водитель.

Наталья Агре: Это не значит, что нельзя задать вопрос.

Антон Челышев: Соцопрос, который проводил центр по безопасности ДД несколько лет назад среди 850 инспекторов-экзаменаторов, выявил наиболее частые ошибки на экзаменах. Свежие исследования на эту тему не проводились?

Николай Гиляков: Нет. Но я и так могу назвать: несоблюдение очередности проезжих перекрестков, нарушение правил расположения на проезжей части и проезда пешеходного перехода. Именно они становятся причинами смертельных ДТП.

Несоблюдение требований дорожных знаков, требований разметки, несвоевременный сигнал подачи поворотов встречаются тоже часто, но при ДТП их доля значительно ниже.

Наталья Агре: Этим темам будут уделять больше времени при обучении в автошколе?

Николай Гиляков: Изменения будут направлены на проверку того, насколько безопасно кандидат в водители умеет управлять автомобилем.

Автошкола ориентирует свои действия на то, чтобы кандидатов в водители обучать именно тому, что им пригодится в реальной жизни, а не тому, что спрашивают на экзамене.

Наталья Агре: Думаете ли вы, как изменить систему подготовки самих инструкторов? А то мы сейчас экзамен ужесточим, это автошколе на руку. А качество образования так и не улучшится.

Николай Гиляков: К сожалению, подготовка инструкторов выходит за рамки МВД России. Это находится в сфере других органов исполнительной власти. Недавно был утвержден профессиональный стандарт «мастер производственного обучения», куда заложены конкретные требования к преподавателю, который является мастером производственного обучения вождению транспортных средств.

Наталья Агре: А будет у вас возможность проверять образовательный процесс?

Николай Гиляков: Это большая проблема, мы ее поднимали в прошлом году на правительственной комиссии по безопасности ДД.

В настоящее время разрабатывается специальный документ, который наделит нас соответствующими полномочиями. Чем закончится дело, пока неизвестно.

Николай Гиляков: Приказом Минобразования и науки РФ утверждены примерные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификаций водителей транспортных средств. Образовательная организация на основе примерной программы разрабатывает основную и по ней расширяет обучение.

Она должна соответствовать примерной по количеству часов, предметов и может быть значительно лучше, это зависит от самой образовательной организации. Проведение экзаменов также находится в компетенции образовательной организации. Сама организация решает, как учить, на чем учить, при этом она должна соответствовать тем требованиям, которая содержит примерная программа. Больше можно, ниже нельзя.

Наталья Агре: Пришло время, когда сами учебные заведения являются гарантом образования, которое вы получите, придя в эту автошколу.

Проверять проверяющих

Антон Челышев: Сейчас ГАИ имеет право проверять самих педагогов, как они преподают и водят автомобиль?

Николай Гиляков: После того, как был утвержден профессиональный статус «мастер производственного обучения», мы проверяем как учебно-материальную базу в рамках своей компетенции, а также мастеров ПО на предмет соответствия ряду требований, которые содержатся в профессиональном стандарте.

Наталья Агре: А кто проверяет? Стимулируем ли мы автошколу, чтобы они как-то более качественно относились к своему персоналу?

Николай Гиляков: Вопрос минимальной цены достаточно часто поднимается, создается рейтинг оценок образовательных организаций. Оценка будет основываться на результатах сдачи тестов водителями-выпускниками данной организации и состояния аварийности с участием выпускников этих школ.

Этот рейтинг будет учитываться при проведении проверок органами, выдающими лицензии. Если наши инициативы будут приняты законодательно, то какой-то контроль будет и с нашей стороны.

Наталья Агре: С учетом того, что все документы оцифровываются, было бы логично, чтобы в цифровые права были внесены данные и об автошколе водителя. С точки зрения электронной версии, сделать такую базу данных несложно. Через 5-10 лет можно будет по ней проанализировать уровень образования в регионах в сфере ПДД, неважно, куда человек переехал, но история, где он обучался, сохранялась бы.

На Западе, если человек пошел учиться в автошколу и не сдал, это практически катастрофа. Там учат до тех пор, пока не научат. И у нас должны двигаться в этом направлении.

Николай Гиляков: Мы идем к этому. Все данные о водителе в базах есть, принято решение о создании цифровой платформы Госавтоинспекции, в ее рамках и будет «цифровое удостоверение».

Водитель, устраиваясь на работу, должен будет дать свое согласие на проверку своего «личного кабинета» на этой цифровой платформе, где буде вся полная информация о нарушениях, мест ДТП, место учебы, как проходил медкомиссию.

Антон Челышев: Будет ли он доступен кандидатам в водители рейтинг автошкол, о котором вы сказали, чтобы они тоже могли понять, в какой школе стоит обучаться?

Николай Гиляков: Конечно. Даже сейчас на сайте Госавтоинспекции, если взять любой регион РФ, публикуется информация о результатах сдачи экзаменов кандидатами в водители в каждой образовательной организации. Поэтому можно зайти, посмотреть, сколько человек отучились, как сдавали экзамены, сравнить с другими автошколами и решить, куда лучше обращаться. Эта оценка публикуется ежеквартально.

Наталья Агре: А Госавтоинспекция сейчас получает жалобы на плохое качество обучения? Или общество еще не созрело до этого?

Николай Гиляков: Выпускники одной из школ Оренбурга обратились в Госавтоинспекцию, лицензирующий орган и прокуратуру по поводу того, что им не предоставили количество часов теории и вождения, которые были необходимы. После проверки были приняты административные меры, а учеников доучили.

Наталья Агре: А в таких случаях куда все-таки обращаться и направлять жалобы? И какие факты могут служить основанием для подобного обращения?

Николай Гиляков: На это отреагирует лицензирующий орган, департамент образования в субъекте и прокуратура. Все меры прописаны в законе вплоть до отзыва лицензии.

Наталья Агре: Есть лайфхаки, чтобы человек сразу понял, что пришел в не ту автошколу?

Николай Гиляков: Надо начать с изучения этой организации на сайте ГИБДД: найти ее, посмотреть, какие программы она реализует, и какая у них учебно-материальная база — там все это есть.

Там будет и ссылка на сайт этой школы. Но, как правило, при проверке школа может давать один сайт, соответствующий всем требованиям, в том числе результаты самопроверки организации. А после получения заключения они удаляют этот сайт, и на своих мини-коммерческих сайтах размещают совершенно другую информацию. Поэтому, если ссылка с сайта ГИББД не работает — здесь вас точно обманут.

Наталья Агре: То есть алгоритм действия таков: зайти на официальный сайт ГИБДД, оттуда он перекинет на региональный, а оттуда зайти в список автошкол, и если ссылка не работает, то эта автошкола ненадежна.

Николай Гиляков: Еще должна отпугнуть низкая цена обучения.

Наталья Агре: А какая минимально допустимая цена?

Николай Гиляков: Средняя цена по регионам 25-30 тысяч рублей, в Москве — больше 40.

«Идиотен-тест»

Антон Челышев: причина 60% смертельных ДТП — самонадеянность водителей: заснул за рулем, решив, что может ехать 8 часов подряд, или выехал на встречную, думая, что успеет и не успел. В Германии и других станах есть такой «идиотен-тест»: с моей точки зрения, нужно быть полным идиотом, чтобы выехать на встречку, не убедившись, что это для тебя не закончится смертельным столкновением.

Наталья Агре: Может ты долго за каким-то медленно едущим грузовиком, и тебя нервная система подвела...

Антон Челышев: И ты сделал рывок, втопив педаль газа, не убедившись, что все в порядке, то ты клинический идиот, с моей точки зрения. Может, есть необходимость «тест на дурака» внедрить и у нас в отношении водителей, которые совершили нарушение ПДД, или стали виновниками ДТП по своей самонадеянности, и при этом по счастливому стечению обстоятельств, остались живы сами. Ну, правда, проверить, не идиоты ли они, если совершают такие ПДД? И если выяснится, что да, то может все же лишать прав?

Николай Гиляков: Предложение интересное, но давайте идти поэтапно, начав с того предложения, которое мы сейчас реализуем. Нужно сначала закончить с ними, а потом уже прорабатывать вопрос с этим «идиотен-тестом».

Наталья Агре: Преподавать в автошколе может каждый, у кого есть права?

Николай Гиляков: Нужны права и профильное образование. Если только права, то его нужно получить. Это уже другой вид обучения и вид лицензии, но в автошколе тоже может быть лицензия на дополнительное образование.

Наталья Агре: То есть нынешние преподаватели считаются высококвалифицированными или же надо поднимать какие-то требования к их уровню образования?

Николай Гиляков: Заложенные требования к мастеру производственного обучения уже достаточно высокие.

Наталья Агре: Им придется подтверждать свою квалификацию, чтобы соответствовать новым требованиям, если они будут более жесткими, и сдавать еще экзамены?

Николай Гиляков: Согласен. Например, в Казахстане действуют комиссии о допуске преподавателя к обучению, а потом через какое-то время подтверждают этот допуск — такие системы есть во многих странах.

У нас пока такого нет, но рекомендуется не реже 1 раза в 3 года мастеру производственного обучения проходить допобразование для повышения квалификации.

Наталья Агре: Это станет обязательным или останется рекомендацией? Я бы 80% того, что касается безопасности, сделала обязательным, а все остальное — рекомендательным.

Николай Гиляков: В этой программе как раз и заложено все, чтобы качественно обучать водителей: количество часов по каждому предмету, необходимые предметы, количество часов на практику, требования к учебному инвентарю и преподавательскому составу.

Организации должна все выполнить, и если да, то ты обучаешь по этой программе, но сама школа может после добавить несколько предметов или часов — это в ее сфере деятельности. Но эти программы — обязательны.

Общество