Соцсети и безопасность – Как блогеры и тиктокеры влияют на поведение детей на дорогах?

Передача о безопасности детей на дорогах. Обсуждаем правила ПДД для пешеходов и велосипедистов, разбираем опасные ситуации и даём советы родителям. Как научить ребёнка быть внимательным? Какие светоотражатели выбрать? Что делать, если ребёнок потерялся? Эксперты, реальные истории и полезные лайфхаки — в каждом выпуске.
И сегодня на тему «соцсети и безопасность - Как блогеры влияют на поведение детей на дорогах», мы говорим с инспектором по особым поручениям отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГАИ Ростовской области Екатериной Дынник.

-Сталкиваетесь ли вы на практике с ДТП или опасными ситуациями, которые спровоцировали челленджи, или опасные трюки из соцсетей?

- В нашей стране действительно фиксируются ДТП и опасные ситуации, которые провоцируются вот этими челленджами или опасными какими то моментами, трюками из соцсетей. Например, вот в городе Санкт-Петербурге был случай с водителем, который публиковал в социальных сетях видео с опасным вождением и стал виновником аварии со смертельным исходом. После освобождения он продолжил вести подобный блог, что привело к уголовным последствиям. Также были случаи ночных трюков драйверов, которые заканчиваются соответственно авариями, в том числе и в нашем регионе, с участием мотоциклистов, которые выполняли опасные трюки, которые вызывали реакцию полиции, конечно же, что приводило к дорожно-транспортным происшествиям. В целом, такие опасные действия в интернете часто отражаются на реальной безопасности на дорогах и приводят к происшествиям с участием как самих исполнителей трюков, так и других участников дорожного движения.

-Как отличить безобидный развлекательный контент от реально опасного, который может подтолкнуть ребенка к нарушению ПДД?

-Здесь нужно учитывать несколько важных факторов. Безобидный контент для детей обычно проходит модерацию, проверку экспертами платформ, на которых они публикуются, где исключены определенные негативные сцены агрессии, нецензурной лексики, неподходящего какого то поведения. Контент соответствует возрастным ограничениям и направлен на развитие когнитивных и социальных навыков ребенка. Также безобидный контент предоставляет яркую дружелюбную визуализацию с использованием знаковых персонажей, не содержит призывов к каким то опасным или незаконным действиям. Родители могут контролировать, фильтровать подобный для ребенка контент, а также ограничивать экранное время и отключать поиск неподходящих видео. А вот опасный контент блогеров, который может как-то несколько подтолкнуть к нарушениям правил дорожного движения, чаще всего характеризуется какими-то провокационными эпатажными поведением у блогеров. Например, стремлением к лайкам, к популярности любой ценой, что может побуждать повторять вот эти рискованные поступки, то есть само нарушение правил дорожного движения. Также опасный контент может характеризоваться отсутствием контроля и ответственности, когда родители или менеджеры не ограничивают трансляцию плохих примеров. Что-то мешает ребенку оценивать последствия. Путается реальность, так скажем, что чревато развитием вредных привычек и нарушением правил безопасности на дороге, а также призывы или демонстрации рискованного поведения видео без осуждения или предупреждения об этом. Что это, допустим, нехорошо, это опасно и так далее. Что здесь важно? Родителям и педагогам, конечно, в том числе рекомендуется активно участвовать в выборе этого контента для ребенка, который он просматривает, объясняет ребенку опасность подобных видео, учить критическому восприятию информации и этичным, конечно, нормам поведения применять родительский контроль и настройки приватности, что можно позволить родителю фильтровать нежелательные и опасный контент.

-Кто несет ответственность, если ребенок, повторяя опасный трюк из блога, попал в ДТП?

- Если ребенок повторяя какой-то опасный трюк и попадает в ДТП, в первую очередь ответственность ложится, конечно же, на родителей или законных представителей, которые отвечают за воспитание, надзор и в целом за безопасность своих детей. Родители обязаны контролировать поведение ребенка, предотвращать риски, связанные с опасными действиями. Также ответственность может возлагаться и на тех самых блогеров, если их действия поощряли опасное поведение, нарушали права ребенка или способствовали нанесению вреда. Таким образом, юридически главным ответственным остается, конечно, родитель или законный представитель. Но блогер, который поощряет опасные приемы, может также нести ответственность в рамках закона, особенно если это доказано воздействие на ребенка и нарушение его прав. Ну и опять же, я напомню, что каждая ситуация, каждое дорожно транспортное происшествие рассматривается индивидуально.

-Ведется ли какая то работа с популярными блогерами, которые часто снимают контент на дороге или около нее, чтобы сделать его более безопасным?

- Но вообще, конечно, существует много проектов, которые направлены на работу с блогерами, включая и детей, с целью повышения безопасности дорожного движения. Один из таких проектов это маленькие блогеры за безопасность на дороге, где детей обучают правилам дорожного движения, работе с видео контентом и пропаганде безопасности дорожного движения. В нашем регионе активную работу ведут именно юные инспекторы движения юные корреспонденты, мы их называем, которые также с нашим взаимодействием при нашей поддержке оказывают пропаганду безопасности дорожного движения среди своих сверстников, используя видеохостинге в том числе.

-Что важнее в этой ситуации - запрещать детям смотреть такой контент или учить их критически оценивать опасные ролики?

- В этой ситуации важнее не только запрещать детям смотреть опасный контент, но и учить их критически его оценивать. Запреты могут временно да, действительно защитить, но формирование критического мышления может детям самостоятельно поможет детям самостоятельно распознавать эти риски, поможет правильно реагировать на нарушение правил дорожного движения или какой то другой опасный контент. Это очень правильно будет и значимо. Вообще значение критического мышления у детей включает умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию, отличать факты, так скажем, от манипуляций. Это помогает ребенку формировать свою ОСОЗНАННУЮ позицию, свою личность, и не поддаваться какой либо дезинформации или, конечно же, какому то опасному влиянию. Родители и педагоги могут ограничивать время и фильтровать контент для малышей. Но начиная с младшего школьного возраста, очень важно обсуждать с детьми увиденное и учить анализировать, учить, задавать вопросы, размышлять над последствиями и делать выводы из ошибок. Обращать внимание на реальные примеры нарушений ПДД, чтобы дети понимали опасность и как их избегать.