"Родительский патруль" – Как родители вместе с Госавтоинспекцией могут повысить безопасность у школ?

-В чем заключается главная задача родительского патруля у школ?
-Главная задача родительского патруля сделать утренние и дневные подходы к школе предсказуемыми и безопасными. Звучит просто, но здесь есть конкретная работа. Взрослые добровольцы в видимом присутствии напоминают водителям о том, что они въезжают в зону повышенного риска, а детям, что дорога не место для эксперимента. Патрули это не карающая инстанция, а, если хотите, живой маяк безопасности. Встречают ребят у переходов, мягко подсказывают, где остановиться, где снять наушники. Параллельно родители отслеживают места, где привычно паркуются вторым рядом, где не работает подсветка, знаки, пешеходный переход. Любая такая случайная причина ДТП. И патруль всегда помогает выявить её раньше, чем произойдет беда. И ещё важный эффект, дети по-другому воспринимают правила, когда видят, что мама или папа соседа по классу вместе с инспектором стоят на дежурстве. Это живой пример, формирующий дисциплину, лучше любых плакатов. Проще говоря, родительский патруль — это мост между школой, семьёй и Госавтоинспекцией, который каждый день удерживает дорогу в зоне школы в безопасном режиме.
-Какие права есть у участников патруля и как они взаимодействуют с вашими инспекторами?
-Сразу подчеркну, участники родительского патруля - это добровольцы. У них нет полномочий полиции, они не останавливают автомобили, не требуют документы, не регулируют движения. Их роль наблюдать, предупреждать, ориентировать детей на безопасные действия и фиксировать опасные ситуации для передачи в школу или Госавтоинспекцию. Как это устроено на практике: перед выходом, каждый доброволец проходит курс безопасности. Где стоять нельзя, как подавать невербальные сигналы действия. Как действовать при конфликте, а именно не вступать, а сообщать координатору. Добровольцы одевают световозвращающие жилеты, бейджи и памятку с коротким алгоритмом. Взаимодействие с инспекторами идет через школьного координата или инспектора по пропаганде ПДД. Формируется график дежурств, обозначаются точки встреч, договариваются о связи - это телефон дежурной части, рабочий час. Если доброволец замечает грубое нарушение, например проезд на красный, опасный маневр зебры, он не устремляется выяснять отношения, а передает информацию, такую как дата, время, марка, госномер. В сложных ситуациях вызывается экипаж. Такой формат держит безопасность на первом месте. Родители помогают, инспекторы реагируют, и никто не рискует лишним.
-На какие нарушения со стороны водителей и детей родители обращают внимание в первую очередь?
-Есть набор типичных нарушений, которые в школьных зонах повторяются изо дня в день:
- не предоставление преимущества пешеходам на зебре, особенно при повороте направо на зеленый;
- во-вторых, остановка и парковка в не положенном месте на переходе, выезды со школьной территории, вторым рядом, это моментально сужает обзор, тем самым создаёт слепые зоны;
- и, в-третьих, это превышение скорости в зоне школы и резкие манёвры и развороты из кармана, объезды по встречной у заторов, под сброс.
- и в четвертых — это выставка детей на проезжей части, когда родитель торопится и на секундочку открывает дверь в поток. Одна из самых опасных, кстати, привычек. Со стороны детей мы чаще видим другое – перебегание на зелёный, без паузы и оглядки, выход из-за автобуса или машины прямо на проезжую часть, те же телефоны и наушники, и ребёнок буквально выключает слух и внимание, переход вне зеберы, особенно через дворовые проезды, самокаты и велосипеды, они переезжают, переход не спешивает.
-А как присоединиться к этому движению и что для этого нужно?
-Алгоритм очень простой и дружелюбный.
1. Шаг первый — связаться с классным руководителем или родительским комитетом. Почти в каждой школе есть координатор родительского патруля.
2. Шаг второй — сообщить удобные дни и время. Даже одно дежурство в неделю утром уже хорошо.
3. И шаг третий — пройти короткий инструктаж. Сотрудники Госавтоинспекции или школьный координатор расскажут, где стоять безопасно, как общаться с детьми.
Как правило, вас обеспечат световозвращающим жилетом и бейджем. Дадут памятку с краткими правилами и телефоном экстренной связи. Иногда просто заполнить короткую форму. Это контактные данные, согласия на правила и график. И очень важная просьба. Выходя на дежурство, одевайтесь заметно и по погоде. Берите фонарик в темное время. Не приводите на дежурство малышей. И помните, три «не»: не спорим, не рискуем и не выходим на проезжую часть. Все конфликты и опасные ситуации через координатора или сразу в дверную часть. Такой порядок делает участие безопасно для добровольца и его детей.
-А есть ли уже реальные примеры, как такая работа помогла снизить количество нарушений или ДТП у конкретной школы?
-Да, такой опыт есть, и его становится больше. Вот опишу типичный кейс, который мы видим в разных школах. В начале учебного года у ворот хаотичная высадка, родители останавливаются, как получится, прямо на зебре, образуются карманы из машин, обзор детям перекрыт. Патруль вместе со школой и инспекторами намечают безопасную схему, выделяют место для высадки на последней стороне, ставят временные конусы у перехода. Добровольцы дежурят две недели каждое утро, параллельно адресная работа, памятки в родительских чатах, беседа с водителями, которые стабильно паркуются вторым рядом, разовое присутствие экипажей для профилактики. Также к концу второй недели заметно, что скорость потока снижается у школы сама собой, второй ряд почти исчезает. Поэтому ежедневно учат жестом и словом. Мы часто фиксируем, что число острых эпизодов, таких как резкие торможения, опасные объезды, падает многократно. В некоторых школах после месяца такой работы администрация района принимает решение о дополнительной разметке лежачих полицейских. Это реальная ежедневная польза.