Почему дети не боятся машин? – Как объяснить ребёнку реальную опасность, не запугивая

- С чем, на ваш взгляд, связано отсутствие у детей врожденного чувства страха перед движущимся транспортом? Это вопрос восприятия скорости, возраста или чего-то еще?
- Отсутствие чувства страха перед движущимся транспортом связано с тем, что страх не является врожденной эмоцией ребенка, а приобретается уже через опыт жизненный и воспитание. У маленьких детей пока нет достаточного понимания опасности. Они не осознают скорость, угрозу от транспорта. Инстинкты самосохранения у них, конечно, есть, но они относятся к более фундаментальным, генетически заложенным реакциям на известные опасности. Например, страх перед водой или огнем. Опасности, связанные с движущимся транспортом, являются новыми для детей, и их страх формируется через обучение и передачу опыта непосредственно от взрослых. К тому же у детей есть некие искажения восприятия пространства и скорости, а также недостаточные знания, предположим, тех же самых правил дорожного движения, что, конечно, влияет на их реакцию на транспорт, И воспитание, объяснение этой опасности и обучение транспортной дисциплины безусловно играют ключевую роль в формировании осознанного страха у детей перед движущимся транспортом. И лежит эта ответственность, конечно же, в первую очередь на родительских плечах.
- Тогда как родителям правильно донести до ребенка, что машина – это не просто большая игрушка, а источник опасности, при этом не травмируя психику ребенка страшными историями?
- Правильное донесение ребенку идеи, что автомобиль - это действительно источник повышенной опасности и с этим нельзя играть, должно происходить, конечно, спокойно, без запугиваний. Важно сохранять спокойствие, чтобы ребенок не почувствовал никакую тревогу, так как дети хорошо считывают эмоции взрослых и могут тревожиться, если родители сами этого боятся. Лучше всего обучать ребенка: родители должны научить ребенка привычки перед выходом на дорогу всегда останавливаться, обязательно смотреть по сторонам, убедиться в своей безопасности, ориентироваться правильно в сигналах светофорах. Стоящие машины могут скрывать другие автомобили. Медленно движущиеся автомобили могут маскировать другие опасности. Поэтому ребенку нужно объяснять эти особенности спокойно и наглядно, держа желательно его, конечно же, рядом с собой за руку. Обучение должно строиться на формировании позитивных навыков безопасности, а не на запретах или каких-либо страхах. Ролевые игры, совместные прогулки с объяснением и позитивные примеры безопасного поведения на дороге. Это эффективнее, чем пугающие рассказы и истории.
- Какие игровые или обучающие формулаты, может быть, мультфильмы, игры или квесты, вы, как сотрудник ГАИ, считаете наиболее эффективными для обучения детей ПДД?
- Наиболее эффективными такими обучающими форматами для детей будут, конечно, игровые, настольные, подвижные игры, интерактивные, компьютерные форматы, театрализованные представления, флешмобы, квесты. То есть вариантов обучения очень-очень много. Здесь главное понимать возраст ребенка, какую для него специально подобрать тактику, чтобы ему было это и интересно, и позитивно, И, конечно же, он приобретал правильный опыт безопасного поведения на дороге и теоретические навыки того же уже на практике. Наиболее эффективный, допустим: кубик с карточками дорожных знаков для изучения и закрепления их значений. Такие формы подходят больше для детей начальных классов: лото, домино, пазлы по правилам дорожного движения, игровые часы с дорожными знаками. Если мы говорим о детках чуть постарше, то здесь можно уже компьютерные технологии применять, компьютерные тренажеры, игры в стиле гонок с соблюдением, конечно же, правил дорожного движения. Интерактивные доски применяются в образовательных организациях с возможностью быстро моделировать дорожные ситуации, виртуальные, настольные игры и так далее. А уже квесты, флешмобы, театрализованные представления, как правило, нравятся деткам более старшего возраста, там, где есть мотивация на какую-то победу, выигрыш и так далее. Здесь уже ситуационные игры, квесты, которые позволяют детям применять знания на практике, искать какие-то самостоятельные решения в определенных дорожных ситуациях. Важно, конечно, опять же повторюсь, чтобы игра соответствовала возрасту и интересам конкретных детей.
- Но что в первую очередь должен обращать внимание взрослый, переходя дорогу с ребенком, чтобы подать правильный пример? Может быть, снять наушники или убрать телефон, остановиться у края проезжей части? Что вы посоветуете?
- Безусловно, неукоснительно взрослым всем соблюдать, конечно же, правила дорожного движения, начинать в первую очередь с себя, чтобы быть действительно достойным примером дисциплинированного участника дорожного движения для своих детей. Ни для кого не секрет, что для каждого ребенка в первую очередь его авторитетный взрослый будет главным примером. Это тот взрослый, который непосредственно его растит, воспитывает, любит и так далее. Безусловно, мы, Госавтоинспекция Ростовской области, совместно с органами образования, с педагогами проводим большую работу профилактическую. Но если в семье эти правила дорожного движения, эта транспортная дисциплина соблюдаться не будет, то, конечно же, мы не сможем говорить о безопасности на дорогах для наших детей. Поэтому родителям в первую очередь нужно начинать с себя. Собственным примером показывать, как правильно и безопасно переходить проезжую часть. Безусловно, нужно убирать все гаджеты в карман, выключать музыку в наушниках, телефоны убирать в сумку, в карман, говорить об этом своим детям, обязательно оборудовать свою одежду, одежду своих детей световозвращающими элементами, которые будут повышать видимость пешехода в темное время суток. То есть все, что вы делаете будут повторять за вами ваши дети». нужно об этом помнить и, конечно же, быть достойным примером для них.
- А часто ли вы видите, как дети нарушают ПДД по вине взрослых, которые их сопровождают? И какие самые частые ошибки родителей вы наблюдаете на дороге?- К сожалению, да, такие случаи фиксируются. Там, где, к примеру, мама или папа куда-то торопятся. И начинают переходить проезжую часть, не дойдя до пешеходного перехода, буквально 100 метров, 50 метров. Это, конечно, неправильное обучение детей правилам дорожного движения. Это отсутствие хорошего личного примера со стороны взрослых. Родителям рекомендуется уделять больше внимания обучению и контролю поведения детей на дорогах. И, конечно же, строго соблюдать правила дорожного движения. Потому что в следующий раз, когда ребенок будет идти самостоятельно, уже без родителя, он поступит точно таким же образом и тем самым будет подвергнут риску возникновения дорожно-транспортного происшествия, такого как наезд на пешехода. Ни в коем случае этого допускать нельзя, нужно обращать на это внимание, исключать какие-либо спешки. Нужно обязательно исключать и закладывать дополнительные 5-10 минут на безопасный маршрут своего ребенка.