Страхи родителей vs. реальные риски – Какие ситуации действительно опасны, а какие – преувеличены?

- Исходя из вашей практики, какая самая распространенная и реально опасная ситуация на дороге для ребенка-пешехода, которой родители, возможно, не уделяют должного внимания?
- Наиболее распространенная и реально опасная ситуация для ребенка-пешехода на дороге – это дорожные ловушки. Дети неожиданно выходят на проезжую часть из-за припаркованных автомобилей, остановок, деревьев или других препятствий, что мешает им и водителям своевременно заметить друг друга. Припаркованные машины закрывают обзор, и ребенок может не увидеть приближающуюся машину, которая будет двигаться с достаточно большой скоростью, что может привести к ДТП. Родители иногда не объясняют детям, что нельзя переходить дорогу из-за препятствий, и что нужно выбирать хорошо просматриваемые места для перехода. Еще одна опасность – это ситуация, когда ребенок видит медленно движущуюся машину и решает перебежать дорогу, не учитывая, что за ней может скрываться другая автомашина, движущаяся на высокой скорости. Родителям важно объяснять детям, что даже медленно едущий автомобиль нужно пропускать и убедиться в отсутствии других машин. Ключевая родительская ошибка, конечно, недостаточное объяснение детям правил перехода через дорогу и игнорирование дорожных ловушек, которые часто приводят к серьезным ДТП с участием детей-пешеходов.
- И часто ли родители переоценивают опасность одних ситуаций, например, переход по регулируемому пешеходному переходу, и недооценивают другие, например, движения во дворе?- Это связано с феноменом повышенной родительской тревожности, при которой родители видят угрозу даже в относительно безопасных условиях, но могут не замечать опасностей в менее очевидных ситуациях, как, например, во дворе или при игре рядом с дорогой. И для формирования у детей навыков безопасности важны не только знания, но и личная практика, воспитание внимания и предвидение опасности, что требует вовлеченности родителей в обучение во множестве различных ситуациях. и в том числе и на пешеходных переходах, и во дворах. Поэтому здесь очень важно и обучать детей, и быть внимательными, и, конечно, контролировать весь его путь от дома в школу и обратно.
- А стоит ли с ранних лет водить ребенка в школу за руку? Или это наоборот мешает ему выработать самостоятельные навыки безопасного поведения? - Согласно исследованиям и психологическим рекомендациям, важно соблюдать некий баланс между защитой ребенка и воспитанием его самостоятельности. Держать ребенка за руку на пути в школу с ранних лет, конечно же, помогает обеспечить безопасность, так как дети еще не имеют достаточного опыта и навыков ориентироваться в дорожной обстановке. Однако длительное, чрезмерное опекунство и отсутствие расширения самостоятельности может мешать формированию самостоятельности. Границы здесь проходят с учетом возраста, уровня развития ребенка и условий безопасности маршрута. Родитель должен поэтапно давать ребенку больше самостоятельности, контролируя при этом и ограничивая ее в зависимости от ситуации. Например, сначала идти рядом, но разрешать ребенку самому переходить дорогу при условии четкого объяснения правил. Затем постепенно отпускать руку. Первые самостоятельные переходы лучше практиковать на безопасных местах с родительским контролем. Самостоятельность должна развиваться постепенно. И для маленьких детей, конечно, все-таки их лучше еще держать за руку при переходе проезжей части в дороге, постепенно давать им возможность учиться безопасности самостоятельно через совместные действия.
- Насколько опасны для детей современные гаджеты при переходе дороги по сравнению с другими отвлекающими факторами?- Современные гаджеты, такие как наушники и телефоны, значительно повышают опасность для детей при переходе дороги по сравнению с другими отвлекающими факторами. Когда ребенок смотрит в экран телефона или слушает музыку в наушниках, он не видит и не слышит приближающиеся автомобили и сигналы водителей, что резко снижает его способность вовремя среагировать на опасность. Именно такие ситуации с невнимательностью из-за гаджетов часто приводят к ДТП с участием пешеходов. Кроме того, использование наушников и телефона при переходе дороги вызывает отвлечение внимания, мешая сосредоточиться на дорожной обстановке, что по опасности сопоставимо или даже превосходит традиционные отвлекающие факторы, такие как разговоры с другими людьми, предметы в руках, зонты, капюшоны и т.д.
- А как родителям найти баланс между тем, чтобы запугать ребенка, и тем, чтобы научить его осознанно оценивать риски? Какие слова и формулировки вы бы рекомендовали использовать?- Важно избегать страха и чрезмерной осторожности, которые могут парализовать, и вместо этого учить ребенка быть внимательным и уметь предвидеть опасности. Вместо фразы «будь осторожен» лучше говорить: «будь внимательным» или «следи за тем, что делаешь». Это помогает ребенку переключать внимание на осознанное восприятие окружающей ситуации, а не на страх перед опасностями. Обучать ребенка не просто бояться опасности, а понимать их логику. Например, объяснить, как правильно переходить дорогу, видеть машины, оценивать их скорость и направление движения. Использовать конкретные ситуации и примеры, постепенно расширяя круг навыков безопасного поведения. При этом создавать задания с контролируемым риском для практики. Ну вот, примерные формулировки: «давай вместе посмотрим, как правильно переходить дорогу и научиться видеть машины, чтобы быть в безопасности», либо: «переходить улицу нужно только вместе со взрослыми, пока ты не будешь уверен в своих силах».