Отвлекающие факторы и безопасное поведение на дороге

- Как, по вашему опыту, чаще всего отвлекаются на дороге дети-пешеходы, например, на телефон, наушники или разговоры? И как донести до них риски такого поведения?
- Дети-пешеходы часто отвлекаются на дороге из-за использования гаджетов. Переписка в мессенджерах, проверка социальных сетей, какое-то увлекательное видео или важный телефонный звонок снижают бдительность пешеходов. Также опасно носить наушники, так как громкая музыка может помешать услышать сигналы водителей. Чтобы донести до детей риски такого поведения, нужно использовать следующие методы:
1. Обязательно объяснять, что использование гаджетов на дороге значительно повышает риск травм и аварий. Можно привести статистику, например, о том, что использование телефона за рулем увеличивает риск аварии в 4 раза, а отправка сообщений в 6 раз. Обязательно подчеркнуть, что переписка и просмотр социальных сетей особенно опасны. Дети не замечают приближающийся транспорт, что приводит к несчастным случаям. Также рекомендуются простые меры безопасности.
2. Не использовать телефонные наушники при переходе дороги, завершать разговоры и переписки до начала движения, быть внимательными и сосредоточенными на дорожной обстановке. Необходимо обязательно использовать личный пример. Родители, педагоги и взрослые в окружении ребенка должны сами соблюдать ПДД и не отвлекаться на телефон за рулем или при переходе в проезжей части. И обязательно проводить обучение через видеообзоры, а не только объяснение правил. Например, показывать роликами с записями ДТП из-за гаджетов.
- А какие наглядные примеры или эксперименты можно использовать на беседе в школе, чтобы показать детям, почему нельзя внезапно выбегать на проезжую часть, даже если мяч укатился?
- Проведение наглядных экспериментов и использование примеров может помочь детям лучше понять опасности, связанные с внезапным выходом на проезжую часть. Вот несколько идей. Например, эксперимент со слепыми зонами. Мы используем игрушечную машинку и модели дороги. Поставим несколько фигурок людей в разных местах, включая слепые зоны. Например, за игрушечными деревнями или другими препятствиями. И попросить детей оценить, кто может быть виден водителю, а кто нет. Это поможет им, что даже если они видят машину, водитель может их не заметить. Также следующее – это симуляция движения. Это, например, такая игра, где один ребенок будет водителем, а другие – пешеходами. Водитель должен закрыть глаза на несколько секунд, а пешеходы должны перемещаться по дороге. После этого обсудить, как быстро и неожиданно может произойти ситуация, когда пешеход оказывается на пути машины. Следующий эксперимент – это проведение замедленной съемки. Если есть возможность, записать видео с замедленной съемкой, где мяч катится на дорогу. А затем показать, как быстро движется машина. Это поможет детям визуально понять скорость и расстояние. Также необходимо обсуждение реальных случаев. Нужно рассказывать о реальных случаях, когда дети или взрослые попадали в опасные ситуации и до внезапного выхода на дорогу. И также обсуждать последствия. Это может донести ребенка серьезных проблем. Также можно поиграть в проверку реакции. Использовать таймер или секундомер, чтобы показать, сколько времени требуется водителю для остановки автомобиля на определенной скорости. И дети тогда удивятся, как быстро может произойти авария, и что автомобиль не так уж быстро может из-за тормоза, особенно в условиях плохой видимости и плохих погодных условиях. Эти эксперименты могут сделать обсуждение более интересным для детей и понятным. И наглядно они могут понять опасность и важность ситуации.
- А что вы порекомендуете родителям, которые сами подают дурной пример, переходя дорогу на красный свет или уткнувшись в телефон, держа ребенка за руку?
- Но если родитель действительно заинтересован в том, чтобы ребенок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не нужно сводить процесс обучения к пустой бесполезной фразе по типу «будь осторожен на дороге», «соблюдай правила безопасности». Она никак не объяснит ребенку, чего, собственно, на дороге надо бояться и как себя вести. Важно, чтобы родители были примером для детей соблюдения правил дорожного движения. Ребенок должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах, на пешеходном переходе или на перекрестке. И родитель должен это показывать своим примером. Не перебегать дорогу, где попало, а ходить по строго установленным местам, и тогда у ребенка тоже выработается такая привычка. Родителям, которые подают дурной пример, приходя дорогу на красный свет или держа ребенка за руку и при этом отвлекаясь на телефон, можно порекомендовать изменить свое поведение, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Также можно провести беседу с ребенком, объяснить ему, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. Можно привлечь ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге, показывать ему машину, которая готовится поворачивать или еду с большой скоростью.
- А как объяснить ребенку-велосипедисту, что использование телефона и наушников во время движения по дороге или велодорожке недопустимо?
- Объяснить ребенку-велосипедисту, что использование телефона и наушников во время движения по дороге или велодорожке недопустимо, можно объяснить, что это отвлекает от дорожной обстановки и может привести к аварийной ситуации. Важно научить ребенка правилам безопасного катания на велосипеде, и запрет на использование гаджетов – это один из них. Необходимо объяснить, что гаджеты, телефоны, также наушники мешают внимательно следить за происходящим вокруг. Ребенок должен обязательно слышать сигналы опасности, движение транспорта, пешеходам, возможные помехи и препятствия. Нужно поговорить, что использование гаджетов может привести к потере бдительности. Например, ребенок может не услышать шум приближающегося автомобиля, что очень опасно. Нужно объяснить, что при приближении проезжей части необходимо полностью сосредоточиться на дорожной обстановке, убрав наушники и телефон в сумку. В пример можно привести инциденты с велосипедистами, которые не услышали приближающийся сзади поезд, потому что наушники мешают услышать сигнал машиниста. И также много примеров практики, которые можно наглядно показать ребенку, что случилось из-за того, что дети отвлекались на телефоны и гаджеты. Но также необходимо демонстрировать запрет на использование гаджетов и своим примером на практике. Например, показать, что он движение на дорогу, нужно смотреть только на дорогу. В перестроениях оборачиваться и смотреть, не мешают ли велосипедистам другие участники движения. Объяснить, что для разговора по телефону во время езды лучше остановиться. Во время даже короткой стоянки нужно отойти вместе с велосипедом в сторону, чтобы не мешать другим участникам движения.
- И почему капюшон, закрывающий обзор, является опасным, отвлекающим фактором для пешехода, особенно в осенне-зимний период, и на что его стоит заменить?
- Капюшон, закрывающий обзор, является опасным отвлекающим фактором для пешехода, особенно в осенне-зимний период, потому что он мешает увидеть приближающийся транспорт. В капюшоне видно только одну сторону улицы. Обзор очень ограничен, а то, что движется сбоку, остается незамеченным. Это особенно опасно, когда под капюшоном у пешехода еще есть и наушники, так как в таком случае не слышно признаков опасной ситуации. Капюшон стоит заменить, например, на шапку или хотя бы научиться снимать его при переходе улицы. Ну, а если ребенок не снимает капюшон, то хотя бы объяснить ему, чтобы он обязательно повернулся во все стороны и посмотрел по сторонам. Также хочется напомнить, что для повышения безопасности пешехода в темное время суток необходимо носить одежду со световозвращающими элементами или светлого цвета, чтобы даже если ребенок в капюшоне не заметит опасность, его могла бы заметить машина, приближающаяся.