Начинать нужно с себя: личный пример как неотъемлемое условие эффективности обучения детей

И сегодня на тему «Начинать нужно с себя: личный пример как неотъемлемое условие эффективности обучения детей» мы поговорим со старшим инспектором отдела пропаганды ГАИ - Анной Гриценко

- Почему личный пример родителей важнее любых слов о ПДД?- Личный пример родителей – это один из самых мощных инструментов воспитания безопасного поведения на дороге. Дети воспринимают поведение взрослых как эталон, даже если слова противоречат действиям. Родительский пример важнее словесных наставлений, потому что подражание – это естественная особенность детского развития. Малыши копируют жесты, мимику, и поступки родителей неосознанно, так же и их поведение.

- Как поведение родителей влияет на ребенка, будучи на дороге?

- Поведение родителей на дороге – это главный пример для ребенка. И уже в полтора-два года ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения, копируя поведение взрослых. Нарушение правил родителями может выработать у детей манеру опасного для жизни здоровья поведения на дорогах. Например, если родители показывают ребенку на собственном примере, как перебежать на красный, то оставшись один, он попытается сделать точно также. Чтобы сформировать у ребенка навыки безопасного поведения на дорогах, родителям важно учить детей безопасного поведения на дороге своим примером. Например, не разговаривать при переходе дороги, не переходить Не разрешать детям играть в езди дорог и на проезжей части улицы.

- А что делать, если ребенок видит, как взрослый нарушает правила?

- Если ребенок видит, как взрослый нарушает правила дорожного движения, родителям важно объяснить ребенку, что не стоит смотреть на поведение других людей, а нужно следовать правилам. Вот несколько шагов, которые можно предпринять: необходимо обсудить эту ситуацию с ребенком. Поговорить с ребенком о том, что он увидел, что именно взрослый сделал не так. Далее следует объяснить правила. То есть объяснить ребенку, почему правила дорожного движения важны. Рассказать о последствиях нарушения, таких как аварии, травмы или штрафы. И модель поведения. Подчеркнуть важность соблюдения правил дорожного движения. Показать на собственном примере, как важно быть ответственным водителем и пешеходом. Обсуждение последствий. Если это уместно, поговорить о том, какие последствия могут быть для взрослого, который нарушил правила. Это может помочь ребенку понять, что нарушения не остаются безнаказанными. И обучение безопасности, то есть использовать эту ситуацию как возможность для обучения ребенка основам безопасности на дороге. Как правило, переходить улицу, отвезти себя в автомобиль и тому подобное. Важно помнить, что дети учатся на примерах, поэтому ваше поведение и отношение к правилам дорожного поведения будет иметь большое значение для их формирования.

- Какие привычки родителей самые опасные для повторения детьми?

- Примеры опасного поведения родителей - это переход дороги на красный свет, игнорирование пешеходных переходов, использование телефона при переходе дороги, не пристегнутый ремень безопасности, превышение скорости. Последствиями такого поведения могут стать то, как дети перенимают опасные привычки, снижается авторитет родителей как наставников, формируется пренебреженное отношение к ПДД, повышается риск ДТП с участием детей. Чтобы воспитать грамотного участника дорожного движения, водителям необходимо соблюдать ПДД даже в мелочах, объяснять свои действия ребенку, обсуждать опасные ситуации, быть последовательным в требованиях, показывать безопасный пример всегда, а не только в присутствии детей. И помните, ваше действие сегодня – это безопасность вашего ребенка завтра.

- А как правильно объяснять ребенку свои действия на дороге?

- Объяснять ребенку свои действия на дороге, правила дорожного движения, ПДД нужно через беседы, игры, использование литературы и личный пример. Важно не запугивать ребенка, а научить его правильно вести себя на дороге. Проводить беседы, например, объяснять, что проезжая часть – это место повышенной опасности, показывать основные элементы дорог, проезжую часть, тротуар, пешеходный переход, обочину, объяснить их назначение понятными словами. Рассказать о светофоре и объяснить, для чего вообще меняются цвета. Объяснить, почему опасно перебегать дорогу. Что ни взрослый человек, ни тем более ребенок, не могут бегать быстрее машины. Приводить примеры из жизни. Например, рассказать, как кто-то правильно перешел дорогу и избежал опасной ситуации. Вести диалог, а не просто рассказывать. Дать ребенку самому задуматься о безопасном поведении. Можно играть с ребенком в игры, создавать ситуационные игры, предлагать обыгрывать различные дорожные ситуации. Например, если твой мячик из рук укатился на дорогу, что ты будешь делать? Также можно использовать сюжетно-ролевые игры, создавать в игре ситуации, которые могут произойти в реальности. Например, поиграть пассажира и водителя автобуса, пешехода и водителя такси, проводить с ребенком различные викторины, придумать вопрос, на который помогут проверить знания. И также сюда можно опустить литературу, читать ребенком детские книги, в которых упоминают ПДД. Нужно обсуждать прочитанное, спрашивать, как ребенок поступит, если окажется на месте героя книги. Использовать стихи про ПДД, загадывать загадки. Также то, что необходимо - личный пример. То есть демонстрировать, как правильно вести себя на дороге. Например, переходить дорогу только на зеленый сигнал, не перебегать дорогу в неположенном месте, не нарушать ПДД в присутствии ребенка. Даже мелкое отступление может быть большим примером для него. И обсуждать чужие ошибки - это замечание безопасных действий от других детей или людей в повседневной жизни или на площадке.