«Автоматические системы и водительские ассистенты»

Безопасность дорожного движения, культура поведения на дорогах, изменения в правилах дорожного движения. Главные и самые актуальные темы для каждого участника дорожного движения.
Водительские ассистенты и автоматические системы безопасности автомобиля. Об актуальности автомобильных "гаджетов" поговорим с начальником отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД России по Ростовской области, Александром Мухиным.

Александр Владимирович, скажите, какие сейчас автоматические системы безопасности уже существуют на рынке автомобилей?

- Действительно и инженеры, и автоэксперты, и специалисты в области обеспечения безопасности дорожного движения, на протяжении десятилетий занимаются тем, чтобы подготовить транспортное средство к безопасному его передвижению, обеспечить безопасность водителя и пассажира, который находится в транспортном средстве. Разрабатывается новая система безопасности, и они подразделяются на две основные категории. Это активная и пассивная система безопасности. Что такое активная система безопасности, это в первую очередь система, которая предназначена для того, чтобы не допустить совершения дорожно-транспортного происшествия. Это антиблокировочная система тормозов. Кстати, очень хорошо себя зарекомендовала на протяжении 20 лет. Её внедряют как в основную опцию транспортного средства. Это безаварийная парковка. Определение мёртвых зон. Это антипробуксовочная система система курсовой стабилизации, предотвращающая сносы и заносы транспортного средства. А вот пассивная система безопасности это уже та система, где активно не сработала активная. Происходит ДТП. И вот уже здесь она работает на защиту водителя или защиту пассажира. Это ремни безопасности, подушки безопасности. Все эти системы, они развиваются предела абсолютно нет. И очень многие из них, в некоторых ситуациях отвлекают водителя. Например, система навигации, которая позволяет водителю передвигаться по незнакомой местности. И самое главное правильно использовать все эти системы, но не полагаться на них полностью, потому что всегда нужно понимать, что все-таки ответственное отношение водителя, соблюдению требований правил движения это прежде всего.

Какие из этих систем обязательны, если мы говорим о новом автомобиле?

- Если мы говорим о новом автомобиле, то это антиблокировочная система тормозов, это подушки безопасности. Ну и к набору пассивной безопасности относится новинка ЭРА-ГЛОНАС. Это аварийный модуль, он позволяет, осуществлять мгновенную связь с диспетчером, определять координаты в случае совершения ДТП. Вы знаете, очень действенная функция, и у нас достаточно много фактов происшествий ДТП, где вовремя оказался наряд дорожно-патрульной службы, получив информацию от диспетчерской. Например, в ночное время суток водитель не справился с управлением. Скорее всего, заснул, съехал в правую сторону дороги с последующим опрокидыванием. Автомобиль было практически не видно. Транспортные средства его не замечали. Человек находился в автомобиле, и он получил травму. Благодаря тому, что вовремя прибыл наряд, вызвали скорую помощь человеку, оказали доврачебную помощь, отвезли в медицинское учреждение. Вот это ЭРА-ГЛОНАС.

Скажите, а вот из активных средств автоматических систем были ли такие случаи, когда они могли предотвратить аварию?

- На самом деле это происходит повседневно с участниками движения. Хочу привести пример из личного опыта. Это было 9 января. Я передвигался в Адыгее, и на большом крутом спуске было очень скользко. Аварийно опасный участок дороги, естественно, я снизил скорость, включил систему, которая помогает при спуске транспортного средства, которое не даёт блокировки колёс и не позволяет, чтобы транспортное средство ушло в занос. Это мне позволило благополучно спуститься. И уже внизу самого спуска я обратил внимание, что два транспортных средства были в кювете, водители не справились с управлением. В итоге их снесло с проезжей части автомобильной дороги. Это функция системы активной безопасности позволила мне не стать третьим участником ДТП. Поэтому, конечно, они помогают, но опять же хочу повториться до конца полагаться на них нельзя. И мы всегда должны выбирать и безопасную скорость и безопасную дистанцию и, конечно, внимательно подходить к вопросу участия в процессе движения.

Скажите, какие технологии безопасности могут стать актуальные актуальными в ближайшем будущем?

- Скоро у нас уже будет базовая комплектация автомобилей с установленными спиртовыми иммобилайзерами, которые будут анализировать состояние водителя, чтобы водитель не позволял себе, не имел такой возможности сесть за руль в нетрезвом состоянии. Скоро будет система контроля усталости водителя. Это тоже очень актуально. На сегодняшний день есть большой модельный ряд различных гаджетов. Это браслеты, кепки, специальные часы и так далее. Они не позволяют заснуть водителю. Это камеры заднего вида. Это парктроники. Будет интересная опция, и сегодня находится на разработке у экспертов. Это блок регистрации всех параметров поездки авто и возможности анализа этой поездки. Скажем так, Чёрный ящик, как у авиации, который будет анализировать поездку водителя.

Мы сейчас с вами говорили про технологии безопасности для отдельного автомобиля, а есть ли интеллектуальные технологии, которые повышают безопасность на всех дорогах?

- Очень хороший вопрос. Да, действительно, здесь во взаимодействии с министерством транспорта Ростовской области прорабатывается вопрос о внедрении в транспортную интеллектуальную систему умных светофоров. Светофор будет сами регулировать пропускную способность потока движения транспорта, если, например, на улице Малиновского затор. Собирается большое количество транспорта, светофор будет сам переключать режим на разрешающее движение по улице. При этом будет блокировать улицу Доватора, для того, чтобы выпустить наибольшее количество транспорта. Когда потоки по улицам будут урегулированы, он будет автоматически возвращаться в штатный режим. Это, конечно, позволит обеспечить большую пропускную способность улиц Ростова-на-Дону. В перспективе, в будущем, эти интеллектуальные системы будут работать, но самое важное - участники дорожного движения всегда должны быть ответственны. Всегда должны быть взаимовежливы, всегда должны соблюдать требования правил дорожного движения, и только при таких условиях на наших дорогах всегда будет безопасно.