Отвлечение внимания как фактор аварийности. Методы профилактики

Скажите, как вообще отвлечение внимания влияет на вероятность возникновения аварийных ситуаций?- В настоящее время невнимательность является одной из ключевых причин попадания в ДТП, как взрослых, так и детей. Склонность к отключению внимания может расцениваться как особенность восприятия окружающей обстановки в тот или иной момент, которая нуждается в контроле, и как результат закрепления неверных стереотипов на дороге. К примеру, когда водитель находится за рулем, ему приходится следить сразу за многим. С многими тротуарами, знаками, разметкой, состоянием потока машин со всех сторон. Просто дорожная ситуация может измениться в любую секунду. Если внимание водителя или пешехода даже частично рассеивается, последствия могут быть трагическими. Нужно понимать, что даже кратковременное отвлечение участника дорожного движения влечет к потере за ситуацией на дороге и, соответственно, провоцирует ДТП.Какие типы отвлечения внимания наиболее опасны за рулем? На что отвлекаются наши водители сейчас? Вы знаете, вот все факторы, которые отвлекают водителя и провоцируют ДТП, можно разделить на внешние и внутренние. К внешним отвлечениям, к отвлекающим факторам относится все, что происходит вне салона автомобиля. На эти факторы нельзя повлиять в плане их предотвращения. Это может быть солнце, ДТП по маршруту следования, всевозможные билборды с рекламой, красивые пейзажи, скажем так, местности, и даже мотоциклы, которые с бешеным ревом проносятся. В общем, и так далее. Поэтому здесь я хотела бы остановиться подробнее на несколько более частых факторах. Это чаще всего... разборах ДТП, которые мы на работе, когда разбираем ДТП, мы наблюдаем, что многие водители указывают причину слепила солнца. Но, скажем так, все неблагоприятные для вождения погодные условия относятся к внешним отвлекающим факторам. Но если водитель попадает в туман или ливень, он, как правило, снижает скорость. А с солнцем так не происходит. Многие едут с прежней скоростью, надеясь вскоре выехать на затемненный участок. Но вместо этого, как правило, провоцируют ДТП или попадают в ДТП. врезаются в попутные автомобили и, как правило, поясняют тем, что солнце ослепило, ничего не видел. Поэтому, если по каким-то причинам все же ослепило солнце, тут же плавно нужно снизить скорость и не ждать вот этого благоприятного момента. Вот еще также к внешним отвлекающим факторам относятся и другие участники дорожного движения. Это могут быть велосипедисты, водители средств индивидуальной мобильности, едущие по краю дороги, непредсказуемые пешеходы, которые могут решить, вернуться на полдороги, пройти на красный и выбежать внезапно из-за припаркованных автомобилей. Тут, конечно же, к появлению пешеходов, в том числе незапланированному и внезапному, нужно быть готовым всегда. Это может быть и выпивший пешеход, и активный ребенок, или бабушка с плохим зрением. Поэтому автомобилистам всегда необходимо снижать скорость, особенно перед подъездом к нерегулируемым пешеходным переходам и в ситуациях, когда обочину не видно из-за припаркованных машин. Я привела самые распространенные внешние факторы, но существует также и масса внутренних отвлекающих факторов. Это те факторы, которые происходят внутри машины и отвлекают водителя. Это, к примеру, обстановка в салоне, то, что или кто находится внутри машины и может своим присутствием отвлекать водителя, плюс те условия, в которых проходит сама поездка. Это состояние водителя, то, что водитель вырос. Берет с собой в поездку от обуви и одежды до психо-эмоционального состояния. И, конечно же, само поведение водителя. То, что водитель делает параллельно с управлением автомобилем. Поэтому необходимо контролировать обстановку в салоне всегда. И включить прослушивание громкой музыки. Она мешает слушать происходящее вокруг. Плюс долгое прослушивание музыки, громкой музыки, провоцирует головную боль, раздражительность. Особое внимание это дети в ситуации, когда во время движения требуют обратить на себя внимание ребенок. Многие родители пренебрегают сразу управлением автомобиля, ухаживают за ребенком, передают игрушку, кормят и так далее. И все это также может спровоцировать ДТП и привести к тяжелым последствиям. Ну, авария может произойти из-за ситуации, когда водителю во время движения срочно нужно снять, надеть куртку, свитер, кофту. Это тоже как один из факторов отвлечения. Прием лекарств. Препараты, которые вызывают сонливость, замедление реакции, нарушение концентрации внимания и зрительного восприятия, также несовместимы с управлением автомобилем. Поэтому всегда изучайте побочные действия препарата, который принимаете. Как правило, в инструкции указывается влияние лекарств на способность управления транспортным средством. Конечно же, не могу не сказать, что тот фактор самый основной, к нему мы подошли, это усталость и сонливость. Это вот утомленность. Утомление, которое действует на водителя, как небольшая доза алкоголя, ухудшается при этом зрительные функции, точность восприятия, оценки дорожной обстановки, ощущение скорости. Поэтому утомленному водителю труднее распределять и переключать внимание в поведении. Появляется заторможенность, а соответственно время реакции увеличивается. И в основном усталость за рулем связана и с плохим самочувствием, и с засыпом. И водители, которые спят менее 4 часов накануне поездки, рискуют попасть в ДТП в 11 раз чаще. А самые основные аварии, которые происходят с тяжелыми последствиями, они, как правило, происходят в предрассветные часы, это 4-5 утра. И приводят к очень тяжелым последствиям, потому что это выезд на полосу встречного движения, где происходят лобовые столкновения, это съезд дороги с последующим опрокидыванием, наезд на препятствия и так далее и тому подобное. И в таких авариях, конечно же, не исключены и смертельные случаи.Есть ли какие-то методы профилактики отвлечения внимания для водителей? Можно ли как-то это спрофилактировать?- Первое, вот перед тем, как начать маршрут, необходимо все настроить заранее. Регулировать кресла, зеркала, проложить маршрут в навигаторе, достать, как мы уже говорили, солнцезащитные очки и только после этого трогаться с места. Также водителю необходимо ставить для себя одну задачу. За рулем нужно вести автомобиль. Все другие занятия на время управления автомобилем нужно отложить. Если что-то требует действительно вашего внимания, необходимо припарковаться в установленном месте и решить возникшую ситуацию. Во время же длительных поездок, я еще раз повторюсь, не стоит пренебрегать отдыхом и сном. Если вы чувствуете усталость, утомляемость, обязательно отдыхайте. По статистике у нас в регионе на трассах федерального значения, где за сутки проходит тысяча транзитного транспорта, аварии происходят именно в результате управления утомленным состоянием. Поэтому еще раз акцентирую внимание на необходимости отдыха при длительных поездках.Может ли обучение водителей помочь им более осознанно контролировать свое внимание на дороге и уменьшить, понятно, риск аварийности?- Ну, конечно же. Водителю, чтобы снизить риск попадания в ДТП, в первую очередь необходимо тренировать концентрацию внимания. И при обучении об этом всегда тоже будут говорить и напоминать. И первое, что нужно всегда делать и об этом говорить, всегда следить за дорогой неоднократно. отвлекаться, планировать и просчитывать маршрут заранее, отводить на дорогу больше времени, чтобы не спешить и, соответственно, не совершать необдуманных маневров.