Пешеходы и велосипедисты: правила безопасности и взаимодействие с автомобилями

Безопасность дорожного движения, культура поведения на дорогах, изменения в правилах дорожного движения. Главные и самые актуальные темы для каждого участника дорожного движения.
И сегодня на тему «Пешеходы и велосипедисты, правила безопасности и взаимодействие с автомобилями» мы говорим с начальником отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления Госавтоинспекции, Главного управления МВД России по Ростовской области, подполковником полиции Александром Мухиным

- Александр, сейчас в хорошую погоду на дорогах много велосипедистов. Назовите, пожалуйста, самое главное правило, которое и велосипедист, и водитель должны помнить, при взаимодействии на дороге?

-Ну, самое главное и важное – это строгое соблюдение требований правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения. Конечно, это взаимное уважение и взаимное понимание на дорогах. Очень важно, чтобы велосипедисты соблюдали правила, чтобы водители уважали других водителей двухколесного транспорта. Обратившись к статистике, мы говорим, что за текущий период 2025 года на всех дорогах региона с участием велосипедистов было достигнуто более 35 фактов дорожных происшествий. Здесь хочется сделать акцент, что 17 фактов произошли с участием несовершеннолетних водителей данного вида транспорта. То есть мы говорим 17-25 несовершеннолетних стали участниками ДТП, 18 водителей получили травмы различной степени тяжести. Зачастую основные причины – это передвижение по автомобильным дорогам общего пользования, отсутствие контроля со стороны родительской общественности. Но и также, возвращаясь к статистике, мы говорим, что по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, рост составляет практически на 90%. Поэтому, уважаемые взрослые, обратите на это внимание. Беседы – это, конечно, важно, но нужно чтобы был контроль за тем, где передвигается ребенок, чтобы непосредственно несовершеннолетние не подвергали своей жизни опасности.

- Кто прав в самой частой конфликтной ситуации? Велосипедист, который едет по пешеходному переходу не спешиваясь, или водитель, который его не пропускает? Как правильно проезжать переход?

- В такой ситуации будет виноват и водитель транспортного средства и соответственно, и водитель велосипеда. Правила дорожного движения регламентируют, что водитель велосипеда, подъезжая к пешеходному переходу, к примеру, должен спешить обязательно. И это обязательное требование, перейти в категорию участника дорожного движения пешехода, и тогда уже, то есть, непосредственно перейти, проезжать часть автомобильной дороги. Здесь суть в том, что если велосипедист не спешился, то он, продолжая движение на велосипеде по пешеходному переходу, является водителем транспортного средства. Велосипед – является транспортным средством тоже. Соответственно, в столкновении двух транспортных средств - водитель автомобиля, который допустит наезд, будет виновен, что не выбрал безопасную скорость для движения, не предоставил преимущества, не убедился, потому что автомобиль – это источник полученной опасности, а вот непосредственно велосипедист будет виновен в том, что он не спешился.

- С точки зрения инспектора, кто является более уязвимым участником движения – пешеход или велосипедист? И в каких ситуациях риски для них максимальны?

- Более уязвимым будет считаться велосипедист, так как определенно присутствует скорость движения данного транспортного средства. Если пешеходу достаточно сделать один шаг и остановиться, то велосипедисту для остановки потребуется определенное время, ну и, соответственно, определенно должна будет пройти какая-то дистанция. Соответственно, риски здесь гораздо более высоки. Но и пешеходы тоже должны быть внимательны. Тут один из факторов, который непосредственно является сопутствующим в совершении ДТП - это отвлеченность данных участников движения, которые используют наушники, прослушивают музыку и передвигаясь по дорогам, допустим, велосипедист не слышит сигналы от водителей транспортного средства, а пешеход на пешеходном переходе может не услышать сигнал от другого участника движения, водителя, который, допустим, не может по каким-то из причин принять меры к остановке. И вот все-таки уважаемые участники ДТП, будьте внимательны.

- Что важнее для безопасности велосипедиста в городе – светоотражающие элементы и шлем или неукоснительное соблюдение всех правил? Как вы думаете?

- Я думаю, все очень важно, и световозвращающие элементы, и статистика говорит о том, что те участники движения, которые это используют, они реже, практически совсем, даже не попадают в транспортные происшествия. Экипировка – это тоже абсолютно важный элемент, то есть при управлении велосипедом, при падении о какую-то искусственную неровность, отвлекся и так далее, то есть любое падение, если у тебя нет экипировки, соответственно, это повысит риск. В комплексе соблюдение всех требований как раз таки обеспечивает безопасное участие в процессе дорожного движения.

- И какой один совет вы бы дали и водителям, и велосипедистам, чтобы сделать дорожное движение в нашем городе безопаснее и комфортнее для всех?

- Но прежде всего, уважаемые водители, при передвижении выбирайте безопасную скорость. При проезде нерегулируемых, регулируемых пешеходных переходов всегда тоже будьте внимательны. При передвижении вблизи велосипедных и вело-пешеходных дорожек также необходимо обеспечить безопасный боковой интервал, движущийся впереди по входам направлений велосипедистов. И вы должны быть готовы для того, чтобы предпринять все меры и не допустить совершения наездов на данного участника дорожного движения. Уважаемые велосипедисты, нужно всегда осознавать, что вы при передвижении по автомобильным дорогам общего пользования должны быть предсказуемы для водителей транспортных средств. Но и стоит помнить, что на автомобильной дороге общего пользования можно выезжать только в том случае, когда отсутствует альтернатива для передвижения. То есть у нас нет ни пешеходных дорожек, ни пешеходных зон, ни тротуаров, ни велосипедных, ни пешеходных дорожек, нету даже обочин. Водитель велосипеда может передвигаться по правому краю проезжей части дороги. При этом водителю велосипеда должно быть не менее 14 лет. И, конечно же, он должен знать требуемые правила дорожного движения. Взаимная вежливость и взаимное уважение на дороге – это залог безопасности. Госавтоинспекция Ростовской области призывает велосипедистов быть внимательны на дорогах, на водителе, чтобы также соблюдали строго требуемые правила дорожного движения.