Гарантии безопасности пешеходов

- Каковы основные правовые гарантии безопасности пешехода согласно ПДД и какова роль инспектора в обеспечении этих гарантий на практике?
- Прежде всего, правила дорожного движения закрепляют право пешехода на безопасное передвижение. Это, в частности, обязанность водителя уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по пешеходному переходу, а также детям, пожилым и маломобильным гражданам. То есть на законодательном уровне безопасность пешехода – это все-таки приоритет. Но на практике таких законов мало. Инспектор Госавтоинспекции следит не только за соблюдением этих правил, но и за тем, чтобы сама дорожная инфраструктура позволяла пешеходу чувствовать себя защищенным. Мы регулярно выезжаем на профилактические рейды, выставляем места повышенной опасности, участвуем в проверках уличного освещения, разметки, дорожных знаков. И наша цель не наказать, а предупредить, обеспечить такую обстановку, при которой и водитель, и пешеход действуют осознанно и безопасно.
- А как вы будете действовать и что рекомендовать, если выявили нерегулируемый пешеходный переход, который водители часто игнорируют, создавая угрозу для людей?
- Такие ситуации, к сожалению, не редкость. Если инспектор фиксирует, что на конкретном переходе систематически нарушается правило уступить пешеходу, мы действуем в двух направлениях. Во-первых, усиливаем контроль, проводим профилактические дежурства, фото- и видеофиксацию нарушений. Виновные водители привлекаются к ответственности. И, во-вторых, мы готовим служебное обращение к органам местного самоуправления и дорожные службы с предложением усовершенствовать инфраструктуру. Установить светофор, осветить переход, нанести разметку повышенной видимости, установить искусственные неровности. А гражданам мы рекомендуем переходить дорогу только убедившись, что водитель вас заметил и реально снижает скорость. Даже имея преимущество, нужно сохранять внимательность, ведь на кону ваша жизнь.
- А в чем заключается главная ответственность пешехода, даже при наличии у него преимущества на переходе?
- Ответственность пешехода в предельной внимательности и предсказуемости поведения. Да, закон дает ему преимущество на зебре, но безопасность – это всегда обоюдный процесс. Нередко ДТП происходит не из-за злого умысла, а из-за банального недопонимания. Поэтому, когда мы напоминаем, перед выходом на проезжую часть необходимо убедиться, что транспорт действительно останавливается. Не стоит резко выходить на дорогу из-за припаркованных машин или смотреть телефон во время перехода. Ответственный пешеход – это человек, который не только соблюдает правила, но и думает наперед, осознавая, что дорога – это зона повышенной опасности.
- Почему использование световозвращающих элементов в темное время суток является критически важным и какие эффективные способы пропаганды их использования вы можете предложить?
- Световозвращающий элемент – это буквально спасатель жизни. В темное время суток водитель видит пешехода без фликера лишь в 25-30 метров, а со световозвращателем уже в 150-200. Разница в 5-6 раз. И в этом случае этого достаточно, чтобы затормозить. Мы активно пропагандируем их использование через школьные уроки безопасности, социальные ролики, акции, такие как «Засветись». Очень хорошо работают примеры из жизни, например, реальные истории, когда фликер помог избежать трагедии. Мы также сотрудничаем с торговыми сетями, чтобы световозвращающие брелки, наклейки, браслеты можно было купить вместе с одеждой и даже получить бесплатно. Главное – сделать фликер не просто правилом, а привычкой и элементом моды.
- А какие технические недостатки перехода, может быть, плохая освещенность или разметка, должны стать поводом для служебной записки или взаимодействия с дорожными службами?
- Поводом для служебной записки может стать любое нарушение, которое снижает видимость перехода или создает риск ДТП. Это стертая разметка, неработающее или отсутствующее освещение, поврежденные или устаревшие дорожные знаки, кустарники, закрывающие обзор, скользкое покрытие, яма у зебры. Все это фиксируется инспектором на месте, составляется акт, направляется в обслуживающую организацию. И мы настаиваем, чтобы такие дефекты устранялись в кратчайшие сроки. Особенно возле школ, детских садов, остановок общественного транспорта. Ведь именно в этих местах безопасность пешеходов должна быть безусловной.